Социальное страхование и обеспечение
p> Методические рекомендации по проведению налоговыми органами
документальных проверок полноты и правильности исчисления страховых взносов
даны в письме ГНС РФ от 24.11.98 № ШС-6-07/851 "О Методических
рекомендациях по проведению документальных проверок организаций по полноте
и правильности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации" и в письме ГНС РФ от 18.09.98 № ШС-6-07/630@. С 4 января 1999 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.01.99 №
1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1999 год" (далее Закон), вносящий кардинальные
изменения в определение базы для исчисления страховых платежей в отдельные
фонды и содержащий ряд других принципиально новых норм. Отчисления в социальные фонды производятся на основании следующих
нормативных документов: . отчисления взносов в Пенсионный фонд – на основании перечня выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации (утвержденный постановлением Правительства РФ от 7.05.1997 г. № 546). Разъяснения по применению Перечня – постановление Правления ПФР от 15.09.1997 г. № 73; . взносы в фонды обязательного медицинского страхования - в соответствии с Инструкцией о порядке взимания взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование; . взносы в фонд социального страхования – на основании Перечня выплат заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для начисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию; . взносы в Государственный фонд занятости: в соответствии с Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Государственный фонд занятости Российской Федерации, действующий с 1 ноября 1999 года. Данный Перечень введен в действие постановлением Правительства РФ от 26 октября 1999 г. № 1193, принятым во исполнение статьи 11 Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 90-ФЗ «О бюджете Государственного фонда занятости РФ». В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от
04.01.99 № 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1999 год" установлены следующие
тарифы страховых взносов в фонды социального назначения. В Пенсионный фонд Российской Федерации для работодателей-организаций — в размере 28 %; для работодателей-
организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, — в
размере 20,6 % выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в
пользу работников по всем основаниям независимо от источников
финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового
характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а
также по авторским договорам; для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан,
лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а
также для частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов,
родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся
традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств
— в размере 20,6 % дохода от предпринимательской либо иной деятельности за
вычетом расходов, связанных с его извлечением; для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения, — 20,6 % дохода, определяемых исходя из стоимости патента.
Для большинства предпринимателей, использующих наемный труд, тариф платежей
с наемных работников установлен в размере 28 % выплат в денежной и
натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям
независимо от источника финансирования. Однако для родовых, семейных общин коренных малочисленных народов
Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также для
крестьянских (фермерских) хозяйств, использующих наемный труд, действует
тариф платежей с хозяйств в части наемных лиц в размере 20,6 % выплат в
денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем
основаниям независимо от источников финансирования. Кроме того, для граждан (физических лиц), работающих по
трудовым договорам, а также получающих вознаграждение по договорам
гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ
и оказание услуг, а также по авторским договорам, производится удержание в
Фонд в размере 1 % выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем
основаниям независимо от источников финансирования.
В Фонд социального страхования Российской Федерации для работодателей-организаций, а также граждан (физических лиц),
осуществляющих прием на работу по трудовому договору, в размере 5,4 %
выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу
работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. 6 января 2000 года вступили в силу два новых закона (от 2 января 2000
г. № 10-ФЗ и принятый еще 24 июля 1998 года № 125-ФЗ), касающихся
обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний. Теперь предприятия наряду с прежними
страховыми взносами в Фонд социального страхования РФ обязаны уплачивать
дополнительные страховые взносы на страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний. Страховые взносы исчисляются
по ставкам, установленным Федеральным законом № 10-ФЗ, в соответствии с
классом профессионального риска предприятия, который присваивается ему
согласно Классификатору отраслей экономики по классам профессионального
риска. Этот классификатор был утвержден постановлением Правительства РФ от
31 августа 1999 г. № 975 и предусматривает 14 классов.
В Государственный фонд занятости населения Российской Федерации для работодателей-организаций в размере 1,5 % выплат в денежной и
(или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям
независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по
договорам гражданско-правового характера, предметом которых является
выполнение работ и оказание услуг.
В фонды обязательного медицинского страхования для работодателей-организаций, а также граждан (физических лиц) -
предпринимателей, осуществляющих прием на работу по трудовому договору или
выплачивающих вознаграждение по договорам гражданско-правового характера,
предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по
авторским договорам — в размере 3,6 %, из них 0,2 % в Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования. Большинство тарифов платежей в государственные внебюджетные фонды
являются унифицированными для всех отраслей народного хозяйства. Исключение
составляют тарифы в Пенсионный фонд, которые для предприятий, занятых
производством сельскохозяйственной продукции, являются льготными — 20,6 %.
Однако опыт показал, что такой порядок (без учета удельного веса
сельскохозяйственной продукции в общем, объеме) оказался нерациональным. В
связи с этим постановлением Правления Пенсионного фонда Российской
Федерации (ПФР) от 09.04.99 № 37 внесены изменения и дополнения к порядку
применения установленного льготного тарифа для колхозов, совхозов и
предприятий, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции. Начиная с 01.01.99 при регистрации в ПФР вновь созданным организациям,
занятым в производстве сельскохозяйственной продукции и другими видами
деятельности, тариф страховых взносов устанавливается на общих основаниях в
размере 28 % сроком на один календарный год. При этом следует иметь в виду, что теперь в организациях, претендующих
на установление тарифа в размере 20,6 %, ежегодно производится Пенсионным
фондом документальная проверка. При подтверждении соответствующей доли
сельскохозяйственной продукции в общем, объеме произведенной ими продукции
за истекший год на следующий год им устанавливается тариф в размере 20,6 %. Если работодатель-организация по итогам отчетного календарного года не
подтверждает наличие необходимой доли дохода от производства
сельскохозяйственной продукции, то на следующий год устанавливается тариф в
размере 28 % и производится доначисление страховых взносов и сумм пени за
предыдущий год. Следует иметь в виду, что организации, занятые в производстве
сельскохозяйственной продукции и перешедшие на оплату труда по трудодням с
окончательным определением стоимости одного трудодня в конце года,
уплачивают страховые платежи в ПФР ежемесячно в установленные сроки и по
установленным тарифам исходя из аванса (в денежном или натуральном
выражении), начисленного на трудодни. При этом выплаты, начисленные и
полученные работниками в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам
(на дату начисления), действующим на данный продукт (товар, услугу) в
конкретной местности. В конце года с учетом окончательного начисления на
трудодни делается дополнительный расчет платежей. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
02.10.98 № 1146 для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий
и организаций агропромышленного комплекса была разрешена реструктуризация
задолженности государственным внебюджетным фондам Российской Федерации. На
основе соглашений, заключаемых с государственными внебюджетными фондами,
оформляется рассрочка на пять лет погашения задолженности по платежам. Организации, с которыми государственные внебюджетные фонды заключили
соглашения о реструктуризации задолженности, погашают задолженность
внебюджетным фондам ежемесячно равными долями начиная с 1 января 2000 г. С рассроченных сумм задолженности взимаются проценты по обслуживанию
сумм долга в размере 5 % годовых. Начисленные проценты подлежат уплате
одновременно с погашением соответствующей части задолженности по страховым
взносам. Реструктуризация задолженности производится сельскохозяйственным
товаропроизводителям, в общей выручке которых не менее 70 % составляет
реализация продукции сельского хозяйства. От уплаты указанных страховых взносов освобождаются общественные
организации инвалидов и пенсионеров, находящиеся в их собственности
организации, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных
целей общественных организаций, а также организации, уставный капитал
которых полностью состоит из взносов инвалидов, и их количество в общей
численности персонала – более 50%, в том числе предприятия, учреждения и
организации, имеющие указанные льготы и подлежащие преобразованию до 1 июля
1999 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если численность работающих инвалидов составляет менее 50 процентов от
общей численности работающих, освобождение от уплаты страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации применяется в части выплат,
начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров независимо от источников
финансирования. 2. Фонд социального страхования (общие положения, задачи, средства фонда, их формирование и порядок использования, порядок уплаты страховых взносов в Фонд, управление Фондом). Общие положения.
1. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется Фонд) управляет средствами государственного социального страхования РФ. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами РФ, указами Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также настоящим Положением.
2. Фонд является специализированным финансово- кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственным Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчёт о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения правления Фонда утверждаются председателем Фонда (п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.02. 1996 №166).
3. В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы: . Региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ; . Центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; . Филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.
Для обеспечения деятельности Фонда создаётся центральный аппарат Фонда, а в
региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты
органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и
центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся
коллегиальными совещательными органами.
4. Фонд, его региональные отраслевые и центральные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.
5. Местонахождение Фонда - город Москва. Задачи Фонда. Основными задачами Фонда являются: . Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, санаторно- курортное обслуживание работников и их детей; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 №1471) . Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; . Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; . Разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 №1471) . Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; . Сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. Средства Фонда Средства Фонда образуются за счёт: - Страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); - Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; - Страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; - Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период; - Добровольные взносы граждан и юридических лиц; поступление иных финансовых средств, не запрещённых законодательством; - Ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлении льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; - Прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачёту в счёт страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленных порядке сумм за путёвки, приобретённые страхователем за счёт средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Средства Фонда направляются на: - выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение; - санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, подведомственных санаторно-курортных учреждений, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие); - создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|