Социально - экономические, политические изменения в СССР в 1953 - 1980 гг.
По причине того,
что пленум признал в дальнейшем нецелесообразным совмещение в одном лице постов
лидера партии и главы правительства Председателем Совета Министров СССР
назначили А. Н. Косыгина.
Смещением Хрущёва
и назначением Брежнева [2]«аппарат»
служивший долгие годы орудием личной власти партийно-государственных лидеров,
решительно заявил о себе в качестве самостоятельного субъекта политики. В лице
Л. И. Брежнева и его окружения советская номенклатура - государственная,
военная и наиболее влиятельная партийная – нашла послушного проводника своей
коллективной воли.
С середины 60 – х
гг. экономическая политика нового партийного руководства переживала очередной
всплеск преобразовательной деятельности.
С 1965 г. стала
проводиться хозяйственная реформа, задуманная ещё при хрущёвской администрации,
она дала импульс для ускорения темпов развития экономики. В целом данная
реформа не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм
внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в
результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху
обязательных показателей, в распоряжении предприятии оставалась доля прибыли,
провозглашался хозрасчёт. Одновременно упразднялись совнархозы и
восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью через
министерства.
Реформа затронула
и сельское хозяйство. В марте 1965 г. принято новое постановление
правительства, которым на Минсельхоз возлагались важные плановые,
организационные и контрольные функции. Производственные территориальные
(колхозно-совхозные) управления преобразовывались в районные производственные.
Был воссоздан центр управления аграрным сектором. Для соблюдения принципа
«коллегиальности управления» в ноябре 1969 г. создаётся Союзный Совет колхозов;
Советы создавались также в республиках, краях, областях и районах.
Правительство вновь списало долги с колхозов (к тому времени почти все они были
убыточны), повысило закупочные цены. Кроме того была установлена надбавка за
сверхплановую продажу продукции государству. Ощутимо повысилось финансирование
аграрного сектора экономики. В 1866 – 1980 гг. туда было направлено 383 млрд.
рублей, что составило 78% капиталовложений в сельское хозяйство за все годы
советской власти. За счёт этого мощного вливания средств началась реализация
ряда программ: комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и
их мелиорации. В частности, вводятся в строй Большой Ставропольский,
Северо-Крымский, Каракумский каналы, оросившие живительной влагой десятки тысяч
гектаров засушливых земель.
Эти новации
благотворно повлияли на экономическую жизнь страны. Восьмая пятилетка (1966 –
1970) по темпам роста была одной из наиболее удачных за всё послевоенное время.
Но эффект от данных реформ в экономике оказался кратковременным. Прирост
объёма производства продукции за 1966-1970 гг., стабилизировавшийся в
промышленности приблизительно на уровне предшествующего пятилетия (50%), а с
сельском хозяйстве превысивший его на 21%, в дальнейшем вновь стал сокращаться:
соответственно до 43% и 13% в девятой пятилетке, 24% и 9% - в десятой, 20% и 6%
- в одиннадцатой. Административно – командная система оказалась невосприимчивой
к новым формам управления и свела на нет позитивные стороны реформы.
Руководство страны
в целом осознавало необходимость интенсификации производства: шло сокращение
количества строящихся крупных предприятий (с 800 до 200 в год). Начиная с
девятой пятилетки (1971-1975 гг.) акцент переносится на создание десятков
гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского
по добыче и переработке нефти, Павлодарского - Экибастузского и
Канско-Ачинского по добыче угля, Саяно-Шушенского по обработке цветных металлов
и др. В целях ускоренного развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 –
1984 гг. была проложена Байкало-Амурская магистраль. Вдоль неё предполагалось
развернуть сеть новых ТПК, но на их закладку средств уже не хватило, и
знаменитый БАМ до сегодняшнего времени приносит сплошные убытки.
В 1979 г.
брежневское руководство предприняло ещё одну попытку оживить промышленное
производство и ударить по заполнившей все центральные ведомства дутой
отчётности с мест. ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление, определившее,
что отныне показателем эффективности работы предприятия становится «чистая
продукция» – та, на изготовление которой конкретный завод или фабрика
затрачивали собственные материалы, энергию и труд. До реализации этого постановления
дело фактически так и не дошло, так как оно увязло в бесконечных
бюрократических согласованиях и уточнениях.
Создавались
научно-производственные объединения; возникали новые отрасли промышленности:
роботостроение, микроэлектроника и др.; предпринимались попытки более гибкого
планирования (вводились перспективные и комплексные планы). Однако эти
тенденции не стали определяющими для развития экономики.
Основу экономики
составляли военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы. В условиях
высоких цен на нефть и газ на мировом рынке страна сделала ставку на расширение
продажи сырья, так как цены на них возросли там только за 70-е гг. почти в
двадцать раз. За 1960 – 1985 гг. доля топливно-сырьевого экспорта в СССР
поднялась с 16,2 до 54,4%, а доля машин и сложной техники упала с 20,7 до
12,5%. Внешняя торговля СССР приобретала отчётливо выраженный «колониальный»
характер. Зато казна сказочно обогатилась за счёт сотен миллиардов
«нефтедолларов». Это был прямой заём дряхлевшей брежневской администрации у
будущих поколении нашей страны. Однако во второй половине 70-х гг. в мире
разразился энергетический кризис. Гибкая рыночная экономика ведущих
капиталистических стран перестраивалась на энергосберегающие технологии, спрос
на нефть снизился, и цены на неё на мировом рынке начали стремительно падать.
Это больно ударило по директивно-затратной экономике СССР.
Темпы роста по
сравнению с серединой 60-х гг. упали более чем в три раза. Наступило состояние
стагнации, когда темпы роста имели тенденцию к сокращению до абсолютного нуля.
При этом все попытки вывести страну из надвигающегося кризиса в начале 80-х гг.
не имели успеха.
Не менее тяжёлое
положение сложилось и в сельском хозяйстве, так как с середины 70-х гг. в
сельскохозяйственной политике упор делался на агропромышленную интеграцию –
организационное кооперирование колхозов и совхозов с обслуживающими их
отраслями промышленности, транспорта, торговли, строительства. Ретивые
чиновники начали с насаждения РАПО (районных агропромобъединений) и закончили
созданием в 1985 г. нового административного монстра – Госагропрома СССР,
подмявшего под себя без какой-либо пользы для дела пять союзных министерств.
Венцом бумаготворчества аграриев из ЦК КПСС явилась «Продовольственная
программа», принятая в 1982 г. Она обещала досыта накормить страну к 1990 г.
через развитие сети агропромов, насыщение сельского хозяйства техникой,
удобрениями, коренное улучшение социально-культурной сферы села и т. п. Впервые
в документ такого уровня был включён призыв повернуться лицом к личному
подсобному хозяйству, что, впрочем, как и многое другое, осталось благим
пожеланием и голым лозунгом. А реальность того времени была такова: обладая
плодородными землями, наша страна превратилась в лидера по закупкам зерна за
границей. Потери сельскохозяйственной продукции доходили до 40%, качество
техники оставалось низким. Крайне неэффективно проводились мелиоративные
работы, шла бездумная химизация почв.
Замедление темпов
роста экономики в сочетании с остаточными принципами финансирования социальных
программ отразилось на уровне благосостояния советских людей. Приобретая всё
более городской характер, социальная структура советского общества,
развивалась, казалось, в рамках общемировых тенденций. Однако резким
отклонением от них был гипертрофированный рост удельного веса наёмных
работников, особенно рабочих. Он не только отражал стремление системы
«государственного социализма» превратить всех граждан в зависимых от
государства работников по найму, лишённых средств производства, но и
свидетельствовал об экстенсивном развитии экономики, при котором
производственные отрасли поглощали основные трудовые ресурсы.
По сравнению с
нищетой 30-х гг. и первого послевоенного десятилетия материальное положение
основной части населения улучшилось. Всё меньше людей жило в коммуналках и
бараках. Обыденными стали телевизоры, радиоприёмники, холодильники, телефоны и
прочие коммунальные блага. Люди лучше одевались и питались. В квартирах многих
из них появились домашние библиотеки.
И всё же в
социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Почти
приостановился и без того медленный подъём жизненного уровня трудящихся,
наблюдавшийся в первое десятилетие брежневского правления. Поскольку он
достигался главным образом путём повышения зарплаты рабочим и служащим,
гарантированных выплат за труд колхозникам обозначалась диспропорция между
денежной массой, находящейся в руках населения, и вяло увеличивающимся
предложением товаров и услуг, низким их качеством. В этих условиях со второй
половины 70-х гг.углубляется товарный голод – дефицит сначала на престижные и
высококачественные изделия, затем на обыденные. В отдельных регионах начала
вводиться карточная система распределения продуктов.
Начиная с
середины 60-х гг. практически не росли темпы жилищного строительства. «Квартирный
вопрос» усугублялся из-за небывалой ранее миграции в города крестьян (им было
разрешено получать паспорта и выбирать место жительства), а также ввоза
предприятиями для использования на малоквалифицированных и непопулярных среди
коренных горожан работах так называемых «лимитчиков» - людей со стороны,
получавших временную прописку и любым путём старавшихся закрепиться в городе.
На
здравоохранение тратилось не более 4% национального дохода (в развитых странах
– 10 –12%). С 1956 г. не изменялось законодательство о пенсиях, а в стране
проживало 57 млн. пенсионеров. 40% всех трудящихся были заняты
неквалифицированным тяжёлым трудом. С 1970 по 1985 г. на два года уменьшилась
средняя продолжительность жизни и по этому важнейшему показателю СССР откатился
на 35-е место в мире, по уровню детской смертности – на 50-е.
Одной из важнейших
причин такого положения вещей был несогласованный, внутренне противоречивый
характер хозяйственной политики: меры к развитию экономических стимулов
сочетались с ограничением прав предприятий, а призывы к «творчеству на местах»
дополнялись жёсткими директивными указаниями. В результате нарастала дезорганизация
всей хозяйственной системы, а «плановая» социалистическая экономика становилась
в полном смысле «застойной».
Механизм социально
– экономического торможения быль столь сильным, что в 1979 – 1982 гг. по
сравнению с 1978 г. объём произведённой продукции оказался абсолютно ниже
примерно на 40% всех видов. Поставки на экспорт энергоносителей и ценного сырья
уже не могли спасти положение, а лишь усугубляли экологический кризис,
вызванный бездумным «освоением» природных богатств. Снижение уровня жизни
десятков миллионов людей, отсутствие стимулов к труду вызвали процессы
физической и социальной деградации. Страна вплотную подошла к кризису всей
социально – экономической системы.
Конец 60-х –
начало 70-х гг. становиться временем «разрядки» международной напряжённости
(суть её состояла в снижении уровня международной напряжённости и нормализации
отношении со странами Запада), закреплённой рядом важных договоров – о космосе
(1967), запретившем использование космического пространства и небесных тел в
военных целях; о нераспространении ядерного оружия (1968); о морском дне,
запретившем размещение оружия массового поражения на дне морей и океанов; а
также конвенцией о бактериологическом оружии (1971), договором ОСВ – 1 с США
(1972), ограничившим системы противоракетной обороны, и договором ОСВ – 2
(1979) по ограничению ракет средней дальности.
Решения Парижской
мирной конференции по Вьетнаму (1973) ликвидировали очаг напряжённости в
Юго-Восточной Азии. В 1975 г. в Хельсинки прошло Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе, в работе которого приняли участие 33 европейские
страны, США и Канада. Итоговый документ Совещания закреплял послевоенные
границы в Европе и был призван сыграть важную роль в налаживании отношении
между странами мира, расширив их экономические, политические, культурные и
гуманитарные контакты.
Отношения внутри
«мировой системы социализма» в очередной раз были осложнены вооружённым
вторжением стран – участниц ОВД по инициативе советского руководства в
Чехословакию (1968) с целью остановить процесс демократических преобразовании и
построения социализма с «человеческим лицом», предпринятый тогдашним
чехословацким руководством и его лидером – А. Дубчеком. С начала 70-х гг.
начинается война между двумя социалистическими странами – Китаем и Вьетнамом.
Начало 80-х гг. было отмечено также затяжным общественно-политическим кризисом
в Польше.
Принятие
комплексной программы экономического сотрудничества в рамках СЭВ (1971)
приводит к некоторому росту экономического потенциала стран – участниц, однако
в перспективе всё более изолирует их от экономики от мировой системы разделения
труда. В отношениях с развивающимися странами наибольший приоритет остаётся за
Египтом, Ираком, Кампучией, Анголой, Мозамбиком, Эфиопией, Никарагуа. Рост
экономической помощи «дружественным режимам» начинает серьёзно сказываться на
состоянии экономики самого СССР, в немалой степени способствуя углублению
наметившегося острого кризиса в стране.
Конец 70-х –
начало 80-х гг. были отмечены резким ухудшением международной обстановки и
серьёзным усилением ядерной угрозы. Процессы «разрядки» были сорваны, в том
числе и по вине советского руководства. В декабре 1979 г. оно приняло решение о
введении войск на территорию Афганистана с целью сохранения там просоветского
режима. Начавшаяся в результате этого десятилетняя афганская война стала
национальным позором для государства и обернулась трагедией миллионов советских
и афганских семей. Изначально непопулярная в стране и мире война резко
подорвала престиж СССР в глазах мирового сообщества и стала политическим и
нравственным приговором «брежневщине» и всему прочему «застойному» режиму.
Международная
атмосфера резко [3]«похолодала»:
в начале 80-х гг. США приступают к осуществлению широкой программы размещения
оружия в космосе (система СОИ), а СССР – к размещению нового класса
ракет (СС – 20) на территории Восточной Европы. Новый виток гонки вооружений
приводит к усилению глобальной напряженности, настоятельно требующей своего
разрешения принципиально новыми политическими методами.
Главный (хотя и не
вполне официальный) лозунг эпохи Леонида Брежнева, начавшейся в 1964 г., -
«стабильность», отсутствие резких перемен. «Советские люди с уверенностью
смотрят в завтрашний день», - неоднократно повторял Леонид Ильич. В то же время
именно в эпоху Брежнева в обществе назревали будущие перемены.
Государственная
идеология в 60-70-гг. почти утратила своё былое значение, оставшись чем-то
вроде внешнего фасада. Как ни странно, это положение почти ни кого не
устраивало. Высшие слои общества раздражала необходимость как-то скрывать свой
достаток, который противоречил официальным идеям равенства. Большая часть
населения, наоборот, возмущалась неравенствам и привилегиям. Часто они
расценивались как «воровство», «взяточничество» и т. п.
В ноябре 1982 г.
Л. Брежнев скончался.
Итак, Советское государство, выполнив задачи диктатуры
пролетариата, стала общенародным и в стране построено развитое социалистическое
общество, в котором сложилось новое историческая мощность людей – советский
народ, общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся
(Конституция СССР 1979 г.). В стране провозглашались демократические свободы:
совести, слова, собраний, демонстраций.
Но наряду с этим ужесточилась цензура, идеологический
контроль над творческой и научной интеллигенцией. Происходило всё более
серьёзное отставание от требований времени, научно-технического прогресса.
1.
История, И. Ф. Фирсов,
Тюмень 1997.
2.
История Советской России,
Э. Карр, М., 1990.
3.
История Советского Союза,
Д. Боффа, М., 1990.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение………………………………………………………………………1
- «Оттепель»…………………………………………………………………….3
- СССР в годы «коллективного руководства»………………………………...9
- Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг………………………………… ..14
- Заключение……………………………………………………………………16
6. Список литературы……………………………………………………………17
[1] Карр Э. История Советской России. М., 1990.
[2] Боффа Д. История Советского Союза. М., 1990.
[3] Фирсов И. Ф. История, Т., 1997.
Страницы: 1, 2
|