Собрания (сходы) граждан
Собрания (сходы) граждан
Что такое собрание (сход) граждан?
Собрания (сходы) граждан проводятся для решения вопросов организации
и осуществления МСУ, в пределах дома, улицы, микрорайона,
поселка, сельского поселения (территориальной общины). Собрание
(сход) граждан обладает функциями представительного органа местного
самоуправления в тех случаях, когда его избрание нецелесообразно в силу
малочисленности проживающих на данной территории. Они проводятся также
для выборов органов территориального общественного самоуправления. В
отдельных случаях возможны конференции граждан, проводимые в том же порядке, что и собрания
(сходы).
Какова правовая основа созыва и организации проведения
собрания
(схода) граждан?
Институт непосредственной демократии — собрание (сход)
граждан определен в Федеральном законе «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 24) и в
законодательстве субъектов Российской Федерации. На пример, в главе
И устава города Москвы (ст. 75—83) определены формы непосредственной
демократии. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятие и изменение его
решений, пределы его компетенции определяют
уставы муниципальных образований.
Порядок
созыва собрания, конференции граждан по избранию территориального общественного самоуправления устанавливается законом города. Например, в уставе города
Москвы (ст.78) для принятия решений по местным делам, делам своего дома,
территориальной общины, а также для избрания
органов территориального общественного
самоуправления проводятся собрания или конференции
граждан. То есть в соответствии со ст. 6 Устава города Москвы органы городской власти имеют двойной
статус, являясь одновременно органами городского (местного) самоуправления и органами государственной власти субъекта
Российской Федерации со ссылкой на
статьи 11,32 и 131 Конституции России. Первые
две статьи вообще не имеют к названному двойному статусу никакого отношения. В ст. 12 прямо сказано,
органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, значит никакого двойного статуса у органов
государственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации
быть не может. Ссылка на ст. 131, где
отмечается существование местного
самоуправления в городских, сельских поселениях — эта своего рода пробельность
в основном законе, т. е. отсутствие правового статуса городского
поселения в ст. 131, за исключением городов
федерального значения (ст. 65), позволила городской власти Москвы
присвоить себе не принятый законом «двойной статус». В этой же ст.6 городская администрация как исполнительный орган власти городского (местного) самоуправления имеет
в своем подчинении территориальные
отделения в районах города Москвы — районные управы, являющиеся органами
власти районов. То есть в подчинении городской исполнительной власти оказалась
представительная власть районов, так как глава управы возглавляет администрацию района и районное собрание,
избранное населением района. Это
нарушает ст. 10 Конституции России, определяющую разделение ветвей
власти и их самостоятельность. Кроме этого
двойной статус органа власти субъекта Российской Федерации и органа
власти МСУ противоречит и ст. 12, где сказано, что органы МСУ не входят в
систему органов государственной власти,
которой являются органы государственной власти города Москвы, как
субъекта Российской Федерации. Или то, или другое — совмещение просто невозможно.
Подобная пробельность в Конституции России сыграла свою
роль и в перманентных (непрерывных) выборах глав исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, так как по существу правовым
основанием для этого служит ст.З Конституции России: «Но сителем
суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее
многонациональный народ.
Высшим непосредственным выражением власти народа является
референдум и свободные выборы».
Чем и воспользовались практически все главы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организовав референдумы о
выборности главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В
результате каждый субъект Российской Федерации решает финансовые,
социально-экономические и даже политические вопросы самостоятельно.
Ресурсы в стране, и без того скудные, используются не рационально,
конкуренция же (социально-экономическая, финансовая и политическая)
отрицательно сказывается на всей России как едином государстве. Теперь
многие поняли, что попали в юридическую ловушку; так, вопрос
механизма контроля со стороны избирателей и тем более наступление ответственности
этих выборных государственных должностных лиц за неисполнение
или ненадлежащее исполнение своих социально-экономических программ и
законодательства весьма проблематичен. Федерального закона о системе
государственного контроля нет до сих пор. Прокурорский надзор практически децентрализован, так как принцип согласования кандидатуры прокурора
с органами власти субъекта Российской Федерации принял характер назначения ими своего прокурора. Судебный контроль
теоретически получил правовую и
финансовую самостоятельность, но нет реальной материально-технической независимости в регионах.
Подобные недоработки федерального законодательства, а
также произвольное толкование его норм органами власти субъектов Российской
Федерации приводят к принятию конституций республик в составе России и
уставов — в остальных ее субъектах с грубыми нарушениями Конституции
РФ и федеральных законов. Многие закрепляют за собой статус
суверенных государств (например, Татарстан, Чеченская республика),
автономные округа называют свой представительный орган власти
Государственной Думой (например, Государственная Дума Ямало-ненецкого
автономного округа). Как следствие этого продолжается непрерывный
процесс в сторону конфедерации, а не федерации, как записано в
Конституции России (ст.1).
Кто
имеет право участвовать в организации и проведении
собрания
(схода)
граждан?
Право
участия в собраниях (сходах) по законодательству имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Однако в
ряде уставов муниципальных образований встречается
и иной возрастной ценз — 16 лет. Собрание с правомочным, если в нем принимают участие жители большинства квартир, домов, подъездов, улиц или
большинство граждан поселка.
Решение принимается большинством голосов присутствующих.
|
|