Система таможенных органов Российской Федерации
образовать координационные
и экспертные советы, временные творческие коллективы и рабочие группы по
проблемам таможенного дела; привлекать на договорной основе научные учреждения,
ученых и специалистов, включая зарубежных к решению этих проблем;
осуществлять иные
правомочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Организационная структура
ГТК РФ.
Председатель ГТК РФ
назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФЫ, действует на
принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Комитет задач и функций. Осуществляет общее руководство системой
и непосредственно курирует инспекцию при председателе ГТК, дежурную службу,
работу коллегии ГТК, обеспечивает взаимодействие с правоохранительными и
другими государственными органами РФ, распределяет обязанности между своими
заместителями и устанавливает степень их ответственности, подписывает
(утверждает) нормативные акты (в пределах компетенции ГТК РФ) и организует
проверки их исполнения. В порядке общего руководства:
курирует организационные,
финансовые, кадровые вопросы не только центрального ,но и всех подведомственных
звеньев системы;; устанавливает их правомочия по самостоятельному решению этих
вопросов;
применяет в полном объеме
установленные законодательством РФ поощрительные (награды, звания) и
дисциплинарные меры к работникам всех звеньев системы, руководителям
лабораторий и других подведомственных структур.
Председатель ГТК РФ
является одновременно председателем Комитета, куда входит он сам, его
заместители (по должности) и руководящие работники подведомственных структур.
Члены коллегии (кроме входящих в нее по должности) утверждается Правительством
РФ по представлению председателя ГТК РФ. Решения коллегии по важнейшим вопросам
реализуется приказами председателя; в случае его несогласия с большинством он
проводит в жизнь свое решение, о чем докладывает Правительству РФ.
При ГТК России действует
консультативный совет по таможенной политике. Персональный состав и положение о
Совете утверждается председателем ГТК.
Заместители Председателя
ГТК по его представлению назначаются на должность и освобождаются от нее
Правительством РФ. Заместители курируют работу структурных подразделений
Комитета, краткая характеристика которых дана ниже.
Управление организации
таможенного контроля ведает вопросами проверки документации и досмотра
перемещаемых через границу товаров, личной клади и багажа физических лиц,
транспортных средств всех видов, грузов и иного имущества, печатных и
аудиовизуальных материалов, культурных ценностей; осуществляет методическое
руководство этой деятельностью, планирует ее, разрабатывает рекомендации
относительно документов и сведений, правил выборочности и технологии контроля,
обеспечивает рабочий контакт с погранслужбами, санитарно-карантинными,
ветеринарными и другими государственными органами. В состав Управления входят
отделы: создания и развития таможенной инфраструктуры; организации таможенного
контроля в неторговом обороте; контроля за грузами в торговом обороте.
Управление по борьбе с
контрабандой и нарушениями таможенных правил в качестве основного направления
своей деятельности имеет правоохранительную деятельность, в связи с чем в
состав данного управления входят отделы: организации борьбы с таможенными
правонарушениями в торговом обороте; по борьбе с контрабандой наркотиков и
организации кинологической службы; организации борьбы с таможенными
правонарушениями в неторговом обороте; контроля за соблюдением законности в
производстве по делам о нарушениях таможенных правил; организации дознания (и
оперативно-розыскной деятельности по делам о контрабанде). На данном управлении
лежит организационно-методическое руководство этой деятельность., что
предполагает активное участие в создании соответствующей нормативной базы и ее
реализации как на ведомственном уровне, так и в масштабе страны.
Правовое управление играет
роль головного разработчика нормативных актов ГТК, консультанта и отчасти
координатора других разработчиков (основные подразделения Комитета, нижестоящие
таможенные органы). В составе Управления действует отдел систематизации и
кодификации таможенного законодательства. С его непосредственным участием
разработан ряд основополагающих нормативных актов в данной отрасли.
Таможенно-тарифное
управление имеет в своем составе отдел таможенно-тарифного регулирования,
который разрабатывает предложения по системе ставок, опробует их. Участвует в
подготовке соответствующих нормативных актов; отдел экономических таможенных
режимов, который внедряет меры нетарифного регулирования, участвует в
разработке нормативных актов о свободных таможенных законах и складах; отдел
номенклатуры (наиболее важный) – внедряет Гармонизированную систему описания и
кодирования товаров, подлежащих лицензированию, квотированию и другим видам
государственной регуляции экспорта-импорта, а также доводит этот перечень до
нижестоящих органов.
Управление федеральных
таможенных доходов отвечает за организацию и контроль полной и своевременной
уплаты экспортно-импортных пошлин и таможенных сборов, за разработку концепции,
технологии и единой политики в этой области, а также осуществляет надзор за
декларированием товаров и работой таможенных органов в свободных экономических
зонах.
Отдел валютного контроля. В
ТК (раздел 1У) определено, что ГТК РФ является органом валютного контроля, а
нижестоящие органы – агентами, которые контролируют перемещение через границу
(за исключением периметров свободных таможенных зон и складов) российской
валюты, ценных бумаг в этой валюте, валютных ценностей, а также валютные операции,
связанные с экспортом-импортом.
Раньше за организацию этой
работы отвечало Управление федеральных таможенных доходов, но ввиду массовых
нарушений валютного законодательства пришлось создать специализированный отдел,
укомплектованный профессиональными экономистами, финансистами, юристами; в его
составе имеются аналитический и аудиторский секторы; группы подготовки сводных
отчетности. Отдел разрабатывает и реализует меры по надзору за внедрением
экспортно-импортных операций ( в том числе за содержанием валютных пунктов
грузовой таможенной декларации, за правильностью контрактных и платежных
документов); взаимодействует с Федеральной службой России по валютному и
экспортному контролю, другими учреждениями данного профиля, банками и
участниками внешнеэкономических связей; ведет на них картотеку; информирует
руководство ГТК РФ о нарушениях законодательства, подготавливает по этим
вопросам методические и информационные материалы; курирует аналогичные отделы
(группы) на местах.
Управление таможенной
статистики и анализа организует и объединяет эту деятельность в масштабе
страны. ТК закрепил, в частности, обязанность таможенных органов вести сбор и
обработку сведений о перемещении товаров через границу, представлять
заинтересованным лицам и публиковать соответствующие статистические данные,
вести специальную таможенную статистику в порядке, определенном ГТК РФ.
Шесть вышеназванных
подразделений образуют комплекс (подсистему), отвечающий за производство
таможенного дела. Ниже перечислены структуры, образующие подсистему обеспечения
этого производства разного рода ресурсами:
Финансовое управление в
составе финансово-экономического и контрольно-ревизионного отделов, отдела
бухгалтерского учета и отчетности;
Управление
материально-технического снабжения, куда входят отделы: комплектации
оборудованием объектов капитального строительства; материально-технического
снабжения таможен; планирования и реализации материальных ресурсов;
строительных материалов; и группы: по организации учета и реализации
конфискатов: хозяйственного обслуживания центрального аппарата;
Техническое управление,
состоящее из отделов: технических средств таможенного контроля; информационных
технологий; связи;
Управление кадров и учебных
заведений со следующей структурой: отдел руководящих кадров и организационно-методической
работы; отдел подготовки кадров и учебных заведений; отдел профилактики
правонарушений среди личного состава; группа (сектор) делопроизводства, учета,
оформления кадров центрального аппарата;
Отдел по связям со
средствами массовой информации и общественностью(пропаганда и разъяснение
таможенного законодательства, политики и т.д., выпуск “Таможенного вестника” и
других изданий);
Управление делами ГТК РФ
(организационно-техническое обеспечение центрального аппарата);
Управление внешних связей
(международно-правовое сотрудничество);
Главный
научно-информационный вычислительный центр – ГНИВЦ (внедрение и эксплуатация
Единой автоматизированной информационной системы – ЕАИСЮ развитие ее
программной базы и электронных средств таможенного контроля);
Центральная таможенная
лаборатория (ЦТЛ), являющаяся головным экспертно-исследовательским учреждением
ГТК РФ со статусом юридического лица ( материаловедческие исследования и
товароведческие экспертизы в целях классификации, сертификации и стоимостной
оценки товаров, перемещаемых через таможенную границу, установления
товароведческой природы нарушений при экспортно-импортных операциях и т.п.);
Служба охраны таможенных
органов Российской Федерации, состоящая из Управления таможенной охраны ГТК,
аналогичных отделов в региональных управлениях и таможнях, аналогичных группах
таможенных постах; отделов быстрого реагирования, групп оперативно-дежурной
службы. Служба охраняет объекты таможенной системы во взаимодействии с другими
государственными органами. Она оснащается огнестрельным оружием и специальными
средствами в случаях и порядке, предусмотренных ТК, актами ГТК России.
Последней (разумеется, не
по важности ) в подсистеме обеспечения значится Юридическая служба. Основные
функции: ведет нормативную базу (в том числе субъектов Российской Федерации) и
обобщает практику применения таможенного законодательства; разъясняет
нормативные акты; информирует и консультирует граждан и организации; готовит
проекты нормативных актов. Юридические отделы региональных управлений Комитета,
кроме того, должны контролировать состояние правовой дисциплины в нижестоящих
органах, где действуют свыше 50 человек – юридические отделы, при меньшей
численности – группы; на таможенных постах со статусом юридического и штатом
свыше 50 человек – группы, при меньшей численности – ведущий юрисконсульт и
ведущий инспектор; на постах не являющихся юридическими лицами, - ведущий
юрисконсульт.
Поскольку работа этой
разветвленной сети, обеспечивая законность, входит в суть конкретных таможенных
операций, Юридическую службу ГТК РФ можно рассматривать и как элемент
производственной подсистемы. В таможенные органы же время, скажем, Правовое
управление ( см. выше) можно по тем же мотивам одной стороной причислить к
подсистеме обеспечения.
Второй уровень, Региональные таможенные
управления (РТУ) – создаются с 1991 г. как промежуточное звено между ГТК РФ и таможнями,
что обусловлено резким усложнением управленческих задач Комитета вследствие
либерализации внешней торговли.
Положение об РТУ утверждает
ГТК РФ на основе Общего положения о региональном таможенном управлении
Российской Федерации от 10 января 1996 г. Согласно этим актам управления
возглавляют работу в подведомственных им регионах по непосредственным
руководством Комитета; последний вправе их создавать, ликвидировать и
реорганизовывать. В прямом подчинении каждого РТУ находятся таможни и
таможенные посты, в оперативном – лаборатории, учебные заведения и т.п. ( в
обоих случаях – за исключением объектов, непосредственно подчиненных ГТК). РТУ
вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты без статуса
юридического лица, входить в ГТК с аналогичной инициативой относительно таможен
и постов со статусом юридического лица, утверждать таможенные склады и склады
временного хранения; представлять подчиненные структуры в госорганах, менять в
установленном порядке географию их деятельности, вносить в ГТК проекты
изменения границ подведомственного региона.
Эти границы, как и
территории деятельности нижестоящих органов, могут не соответствовать
административному делению РФ, что видно из следующего перечня (неполного) РТУ:
Западное, Калининградское, Уральское, Западно-Сибирское, Последнему, например,
подчинены таможни: Архангельская, Костомукшская, Петрозаводская, Пулковская,
Балтийская, Великолукская,Выборгская, Пыталовская, Себежская,
Санкт-Петербургская.
РТУ решает свои задачи
непосредственно и, в основном, через нижестоящие объекты. При этом оно
взаимодействует с находящимися в регионе другими, в том числе силовыми,
органами исполнительной власти (федеральной и субъектов РФ), местного
самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами
Является юридическим лицом. Финансируется из государственного бюджета и других
источников.
Функции РТУ. Из статусов
ГТК РФ и РТУ следуетЮ у них идентичные функции – с той разницей, что Комитет
курирует всю таможенную территорию страны, а РТУ действует в пределах своего
региона и в этих пределах выступает либо как соразработчик-соисполнитель, либо
как проводникполитики Комитета. Чтобы дословно не воспроизводить довольно
обширный набор этих функций, представим их в сжатом виде.
РТУ в качестве
соразработчика-соисполнителя:
координирует сбор первичных
данных о таможенной ситуации в регионе, организует их обработку для
статистических научно-исследовательских, информационных целей, в том числе для
подготовки обзоров, оповещения органов исполнительной власти, а также для
использования в организуемых РТУ учебных, методических, разъяснительных и
подобных мероприятиях и для обновления нормативной базы.
Участвует и организует
участи нижестоящих органов в научно-исследовательских работах, рассчитанных на
развитие законодательства и совершенствование таможенной политики, на
обеспечение единства таможенной территории и экономической безопасности страны.
Контролирует использование
прогрессивных решений при разработкен юридических, организационных,
технологических и прчих аспектов развития региона, включая инфраструктуру,
вносит соответствующие предложения, программы (собственные и нижестоящих
органов) в ГТК РФ.
РТУ в качестве проводника
политики ГТК РФ организует, контролирует, курирует, координирует и т.д.
соблюдение в регионе
таможенных режимов и законодательства, правил валютного, экспортного,
экологического и других видов контроля, правил и методов регулирования
лицензионных, аттестационных, оформительских , разрешительных процедур
при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу,
методов классификации и оценки этих предметов, начисления, взимания и
перечисления в государственный бюджет таможенных пошлин и сборов;
реализацию рабочих
контактов со сторонними органами, учреждениями, юридическими и физическими
лицами на предмет содействия (например, в экспертизе), взаимодействия
(например, в пограничном или валютном контроле) и получения на безвозмездной
основе документов и сведений для таможенных целей;
осуществление надзора за
экономической деятельностью экспортов-импортов, таможенных брокеров, в том
числе путем финансово-хозяйственных проверок и организации доступа проверяющих
в местах, где могут вестись работы либо находиться документы, товары и
транспортные средства, подлежащие таможенному контролю;
проведение в жизнь мер по
защите прав и интересов клиентов(пользователей) системы; по кадровому,
финансовому, информационному, материально-техническому обеспечению таможен
(постов), по выполнению ими оперативно-розыскных и дознавательных функций – в
целях борьбы с криминалом, нарушителями таможенных правил, посягательствами на
нормальную деятельность таможенных органов, безопасность их должностных лиц и
клиентов;
выпуск ненормативных
правовых актов, обязательных для использования наряду с нормативными.
Типовая структура РТУ,
штатная численность (общая и структурных подразделений) и фонд оплаты труда
утверждаются ГТК РФ.
Начальник РТУ назначается
на должность и освобождается от нее представителем ГТК РФ, действует на
принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение РТУ
своих функций, за деятельность нижестоящих органов, при необходимости дополняет
или изменяет их типовую структуру, представляет в ГТК кандидатуры своих
заместителей, главного бухгалтера и начальника юридического отдела;
распределяет обязанности между заместителями; является председателем коллегии
РТУ, где рассматриваются важнейшие вопросы деятельности РТУ и объектов,
находящихся в его непосредственном либо оперативном подчинении. .В зависимости
от размеров региона, численности, дислокации управлений их структура может
отличаться от типовой, но не принципиально,
Третий уровень. Таможни Российской Федерации составляют организационный
и производственный фундамент системы – именно здесь производится основная часть
собственно таможенных и сопутствующих операций.
Раньше эта работа велась в
пунктах, внешняя граница которых, как правило, совпадала с государственной. С
либерализацией торговли и самостоятельным выходом массы товаровладельцев на
зарубежные рынки возникла необходимость ввести грузовую таможенную декларацию
(1888 г.) и создавать, наряду с “внешними”, “внутренние” таможни (процесс не
завершился). Такая перестройка соответствует мировой практике.
Правовой статус,
компетенция, структура таможни регламентирована ТК, десятками нормативных актов
и в относительно целостном виде – Общим положением 1996 г.
Согласно этому акту таможни
работают под непосредственным руководством РТУ или ГТК РФ; общее руководство –
за Комитетом. Последний по представлению или с учетом мнения РТУ может
создавать, ликвидировать, реорганизовать и определять территорию деятельности
(подведомственную). В их прямом (а также оперативном) подчинении находятся
дислоцированные на этой территории таможенные посты – кроме непосредственно
руководимых РТУ или ГТК РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|