Россия на рубеже ХIХ-ХХ веков
По данным на 1900 год среди частных землевладельцев преобладали
представители высшего сословия.
Россия с конца ХIХ
века занимала лидирующее положение на мировом рынке сельскохозяйственной
продукции. Около трети ее производилось в крупных аграрных хозяйствах. В
крестьянско-общинном землепользовании преобладали рутинные
агротехнические приемы и архаичные сельскохозяйственные орудия.
Продуктивность подобного производства была чрезвычайно низка, хотя крестьянские
хозяйства и поставляли большую часть товарного зерна.
Уровень промышленного развития.
Национальный доход страны
равнялся 16.4 миллиардов рублей (7.4% от общемирового). Поэтому показателю
Россия занимала четвёртое место после США, Германии и Британской империи.
Однако по темпам прироста национального дохода Россия опережала многие страны,
а в отдельные периоды, например с 1908 по 1916 года, они были самыми высокими в
мире (свыше 7%) .
По валовому промышленному
производству – 5.7 миллиардов рублей (3.8% от общемирового)- Россия уже
уступала и Франции, находясь на пятом месте.
По длине железнодорожных дорог
Российской империи занимала второе место в мире, уступая только США (правда, в
5 раз).
Промышленность в
конце ХIX века
России насчитывалось 26,6 млн. лошадей и 31,6 млн. крупного рогатого
скота.
Реформы 60-70-х годов значительно улучшили политические и правовые
условия для развития производительных сил и капиталистических отношений. Другим
непременным условием перестройки народного хозяйства на рыночных отношениях
было создание соответствующей инфраструктуры — комплекса вспомогательных
отраслей хозяйства (шоссейных и железных дорог, каналов, портов, средств
связи). В России особо строго стоял вопрос о сухопутных путях сообщения.
Железнодорожное строительство началось в России еще при Николае I. 1 ноября
1851 года было открыто движение по железной дороге от Петербурга в Москву.
В 60-е годы железнодорожное строительство ускорилось. Широко
привлекался частный капитал, в том числе иностранный. Центром железнодорожной
сети стала Москва. Особое значение имело строительство дороги от Москвы до
Нижнего Новгорода. 1 августа 1862 года из Нижнего Новгорода в Москву ушел
первый поезд. Эта дорога связала обе столицы и заграничный рынок с
Нижегородской ярмаркой и Волгой - основной транспортной магистралью того времени.
В 1869 году вошла в строй дорога, соединившая Москву с южными
хлебородными губерниями (Москва - Рязань - Козлов - Воронеж). Особенно
перспективным оказалось открытое этой дорогой рязанское направление. От Рязани
линия была продолжена до Самары, а затем - до Урала. Железная дорога вышла к
воротам Сибири. В 1891 году началось строительство Транссибирской железной
дороги. К 1894 году общая протяженность железных дорог России составила 27,9
тыс. верст.
Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышленном
развитии страны. Многие отрасли, прежде всего металлургическая, должны были
перейти с принудительного труда на вольнонаемный. Но вскоре промышленное
развитие пошло по восходящей. В середине 60-х годов в России наблюдался подъем
предпринимательства. Даже офицеры нередко подавали в отставку и открывали
книжную или бельевую лавку. Правительство закрыло или передало в частные руки
некоторые убыточные казенные предприятия.
Самых значительных успехов в эти годы достигло текстильное
производство, которое тогда было ведущей отраслью русской промышленности. За 20
пореформенных лет потребление хлопчатобумажных тканей на душу населения в
России удвоилось. Этот рост был, достигнут за счет вытеснения домотканых
льняных тканей.
Значительный рост наблюдался в пищевой промышленности, особенно в
сахарной. Среднедушевое потребление сахара за эти же годы также удвоилось (до
2-ух кг в год в начале 80-х годов). Начался экспорт сахара.
Очень трудно приспособление к новым условиям происходило в
металлургической промышленности, где требовалось не только перейти к
вольнонаемному труду, но и произвести техническое перевооружение. Между тем
уральские горнозаводчики, давно сомкнувшиеся с верхами аристократии, привыкли
проживать свои доходы в столицах или за границей. Их капиталовложения в
предприятия были недостаточны. Производство железа в первые годы после отмены
крепостного права снизилось. Лишь в 1870 году выплавка чугуна достигла уровня
1860 года. Медленные темпы роста производства в черной металлургии сохранялись
до конца 70-х годов. Причиной тому была затянувшаяся перестройка уральской
промышленности. Однако в это же время (с середины 70-х годов) стала набирать
силу горная и металлургическая промышленность в Донецком бассейне.
Русское машиностроение в первые пореформенные десятилетия еще не могло
обеспечить нужды железных дорог в подвижном составе. Паровозы и вагоны в то
время ввозились из-за границы. Правительство поощряло развитие отечественного
машиностроения, и со второй половины 70-х годов железные дороги стали снабжаться
подвижным составом в основном отечественного производства.
Народное хозяйство России, постепенно смыкавшееся с мировой экономикой,
начинало испытывать колебания ее конъюнктуры. В 1873 году Россию впервые
затронул мировой промышленный кризис.
1
В первое пореформенное 20-летие окончательно сформировались основные
промышленные районы России — Московский, Петербургский, Уральский и Южный. В
Московском районе преобладала текстильная промышленность. Петербургский район
приобрел уклон в сторону металлообработки и машиностроения. Уральский и Южный
были базой металлургической промышленности.
Самым мощным из них был Московский,
опиравшийся на развитую кустарную промышленность центральных губерний
(Московской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Тверской).
Кустарь-одиночка — основа и начало промышленного развития в любой стране.
Выходя на рынок, кустарь попадает под власть скупщика. Скупщик постепенно
стягивает кустарей в свою мастерскую. Со временем мастерская превращается в
фабрику, где ручной труд заменяется машинным. Переход от ремесленной мастерской
(мануфактуры) к фабрике называется промышленным переворотом.
Промышленный переворот — это долговременный процесс. Показателем его
завершения в той или иной стране является наступление такого момента, когда в
главных отраслях промышленности основная масса продукции изготовляется
предприятиями, оборудованными машинами, работающими на паровой или
электрической тяге.
В России промышленный переворот начался в середине ХIХ века.
В разных регионах и отраслях он протекал неодинаково. В хлопчатобумажной
промышленности он раньше начался и быстрее закончился. А в целом по стране
машинное производство победило к концу ХIХ века. Это было связано с промышленным
подъемом 90-х годов.
2
Всюду, где происходил промышленный переворот, он в какие-нибудь
несколько десятков лет ломал укоренившиеся географические представления
современников о своем отечестве. Железные дороги выхватывали из захолустий
города и местечки, о которых прежде никто не слышал. Проселочные дороги вдруг
наполнялись движением, а прежние тракты зарастали травой. Административные
центры отбрасывались на периферию, но зато какое-нибудь село, прежде известное
лишь своими искусными кузнецами или ткачами, словно по мановению чьей=то таинственной
руки превращалось в огромный город, поднявший к небу десятки фабричных труб.
В 1871 году из села Иванова и Вознесенского посада Шуйского уезда
Владимирской губернии был образован город Иваново-Вознесенск — крупный центр
текстильной промышленности. Сам же Владимир в это время остановился в своем
развитии, как и два других древних города — Новгород и Псков.
На юге стремительно возвысился Ростов-на-Дону, ставший крупным портовым
городом и затмивший не только соседний Таганрог, но и Новочеркасск, столицу
Донского казачества.
Промышленные районы тесным кольцом сомкнулись вокруг Петербурга и
отрезали его от моря. В Петербурге в это время насчитывалось 667 тыс. жителей.
Он превратился в город с резкими социальными контрастами. В слегка обветшавших
дворцах на Миллионной и Литейном доживали свой век николаевские царедворцы и
фрейлины. В эти же районы втискивали свои особняки в стиле эклектики дельцы
новейшей формации, вчерашние приказчики и подрядчики. А недалеко то Сенной
площади располагался огромный комплекс ночлежных домов, где ютилась беднота.
Москва быстро догоняла Петербург по числу жителей (601 тыс.) и тоже
превращалась в промышленно-капиталистический город. Рабочий класс,
скапливавшийся в крупных городах, в огромной своей массе состоял из пришедших на
заработки крестьян. На время сева, покоса, жатвы они возвращались в свои
деревни. В это время останавливались многие фабрики. Со временем некоторые
рабочие оседали в городе и порывали связь с деревней. Но этот процесс шел
гораздо медленнее, чем росли ряды промышленной армии труда. В 60-70-е годы
рабочие, не связанные с землей, составляли лишь небольшое ядро рабочего класса.
Обычно это были самые квалифицированные рабочие.
Третьим по величине городом была Одесса, население которой превысило
100 тыс. человек. В Сибири в пореформенный период самым большим городом стоял
Томск (33 тыс. жителей). Большой Сибирский тракт, проложенный в середине ХIХ века,
сделал его основным центром сибирской торговли. Тобольск, оказавшийся в стороне
то тракта, почти не рос и терял прежнее значение.
В целом же промышленное развитие России в первое пореформенное 20-летие
шло успешно. Оно отличалось органичностью, естественностью. Торговля выявляла
потребности рынка, потребности человека. На их основе формировалась легкая
промышленность. На основе ее потребностей в машинах, а торговли — в средствах
доставки товаров развивались транспорт и тяжелая промышленность.
90-е годы стали периодом бурного развития промышленного сектора
экономики. По темпам среднегодового прироста промышленной продукции Россия в
конце прошлого века обгоняла все европейские страны и шла вровень в США.
В конце 90-х годов средний прирост промышленной продукции в ведущих
отраслях промышленности составлял 12 % и более в год.
Особенно ускорено развивались новые отрасли производства: тяжелое
машиностроение, химические производства, электроиндустрия, железнодорожный
транспорт. В 1895 году Россия произвела 338 млн. пуд. нефти и стала крупнейшим
мировым производителем этого важнейшего вида топлива. В 90-е годы удельный вес промышленного
сектора в валовом национальном продукте постоянно возрастал, и Россия
постепенно превращалась из страны аграрной в индустриально - аграрную. Наряду
со старыми промышленными зонами, такими как Центрально-промышленный район,
Польский регион, Урал, к концу ХIХ века возникли новые, выросшие на волне
капиталистической индустриализации: Донбасс, Бакинский район, Кузбасс.
Владельцы наиболее устойчивых крупных предприятий стали формировать
монополистические объединения.
Первые монополии появились в России в конце ХIХ века.
Всего их насчитывалось около 20-ти. Они возникали, как правило, в форме
синдикатов (сохранение производственной самостоятельности при полном
объединении коммерческих структур) и картелей (объединение с целью
регулирования цены на сырье и конечную продукцию, условий найма рабочей силы
при сохранении производственной и коммерческой самостоятельности).
Монополия ограничивает действие
свободного рынка. Официально регистрируются знаменитые монополии: “Продамет”,
“Продвагон”, “Продуголь”, “Особая распределительная контора заказов спичечной
промышленности”, контролировавшая 95% всего производства спичек.
Органы государственной власти в XIX-ХХ веках
Государственный Совет
Государственный Совет был учрежден 1810 г. Идея его
создания принадлежит М.М.Сперанскому, по проектам которого Совет должен был
стать одним из главных звеньев исполнительной власти, а законодательная власть
Должна была осуществляться совместно императором и выборной Государственной
Думой. Государственный Совет был образован в составе 5 департаментов: законов,
дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук,
промышленности и торговли. Количество и значение департаментов не были
постоянными, в 1832 г. был учрежден департамент по делам царства Польского, а с
1843 г., в связи с образованием Военного Совета, упало значение департамента
военного. Численный состав Госсовета не был строго определенным, в отдельные
годы он достигал 80 членов, а иногда (в 1832 г.) состоял всего из 40 человек.
При Госсовете действовала Государственная канцелярия,
которая готовила дела, составляла мемории (т.е. выписки и доклады по делам),
устанавливала очередность в их слушании, вела всю текущую переписку,
отчетность. При Гос. канцелярии действовала Государственная типография.
Сенат
Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г.
Сенат объявлялся верховным местом империи и наделялся большими правами:
1) власть Сената ограничивалась только императором;
2) Сенат был верховным местом империи по судебным
делам, на его решения не было апелляции;
3) все императорские указы, общие и частные, в
обязательном порядке направлялись в Сенат и им распубликовывались;
4)Сенату дано право входить с особым представлением к
царю всякий раз когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение
которого затруднено неясностью текста, несоответствием с существующими
нормами;
5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве,
следил и обеспечивал общий порядок в стране;
6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений
в государстве;
7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны
суду самого Сената.
По закону (ст. 4 Свода учреждений государственных)
председателем Сената являлся император. Для надзора за производством дел и
правильностью выносимых решений при каждом департаменте и каждом отделении
стояли обер-прокуроры; при общих петербургских собраниях Сената
генерал-прокурор; при Московском общем собрании Сената - особый обер-прокурор.
Сенату были приданы многочисленные канцелярии с огромным чиновничьим составом.
В сенатских канцеляриях, более чем где-либо,
процветали подкупы, взяточничество, злоупотребления. Сенат,
как государственный орган, осуществляющий волю, господствующих слоев страны,
полностью оправдывал возложенные на него задачи по укреплению и охране основ
феодально-крепостнического государства.
Комитет министров
Комитет министров был учрежден в 1802 г. одновременно
с министерствами.
Формы деятельности Комитета министров вырабатывались
на практике. Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела,
которые во-первых, требовали общего соображения или содействия разных
министров; во-вторых, превышали пределы полномочий одного министра; в-третьих,
в разрешении или исполнении которых министры встречали сомнения.
Статья 11 учреждений государственных Свода законов Российской
империи подразделяла полномочия Комитета министров на 2 категории дел: дела
текущие и дела, специально отнесенные законом к компетенции Комитета министров.
Все дела, относящиеся к ведению Комитета министров, поступали на рассмотрение
по представлению министерств и главных управлений.
При Комитете министров действовала канцелярия,
состоящая из нескольких отделений, общей экспедиции и архива.
Роль и значение Комитета министров повышались в
периоды отсутствия императора в столице или вообще в стране. В таких случаях
Комитет оставался фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все
вопросы внутреннего управления.
Комитет министров не стал центральным органом
правления. Царизм не выпускал его из-под своего контроля. Комитет министров не
обладал правом законодательной инициативы, решения его получали законную силу
лишь после утверждения их императором. Комитет министров не имел силы
исполнительной власти, а исполнение принятых им решений, проводилось
соответствующими министерствами и ведомствами.
Министерства
Министерства, как постоянно действующие учреждения,
были созданы в России в 1802 г.
Первоначально были созданы 8 министерств:
1) Военных сухопутных дел;
2) Морских сил;
3) Иностранных дел;
4) Юстиции;
5) Внутренних дел;
6) Финансов;
7) Коммерции;
8) Народного просвещения
Позднее были организованы: Министерство полиции,
Главное управление путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт
и т.д.
Несмотря на все недостатки, наиболее действенными,
рабочими органами в системе царского самодержавия были именно министерства.
Они оказались более, чем другие российские органы государственного управления,
приспособленными к нуждам развивающихся буржуазных отношений в стране.
Собственная Его Императорского
Величества канцелярия
Собственная канцелярия императора была учреждена во
2-й половине 1812 г., в чрезвычайных обстоятельствах военного времени. В
первые годы своего существования канцелярия занималась, в основном, военными
вопросами. Позднее крут ее деятельности расширяется и включает многие вопросы
гражданского управления. Канцелярию возглавлял А.А.Аракчеев.
В 1818 г. было составлено "Образование
Собственной Его Величества канцелярии", содержащее 11 глав. В составе
канцелярии действовали два особых учреждения: 1) Комитет о службе членов
гражданского ведомства; 2)Комитет о наградах и призрении заслуженных
гражданских чиновников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|