Российский Федерализм: проблемы формирования отношений нового типа
Российский Федерализм: проблемы формирования отношений нового типа
План.
I. Вступление.
II.1. Развитие Федерации. а) Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов. б) Соотношение законодательства субъектов Федерации и федерального
законодательства. 2. Российский федерализм: проблемы и эволюция. а) Симметричная или асимметричная Федерация. 3. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий: решение или
порождение проблем? 4. Федеральное вмешательство в права субъектов Федерации. 5. Новая Конституция или старые поправки: что лучше? III. Заключение. Введение. Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в
качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного
государства – Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. Исторически
первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922
г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной,
Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР. Законом РСФСР «О
реабилитации репрессивных народов» от 26 апреля 1991 г. (с изменениями от 1
июля 1993 г.)[1]. Права репрессированных народов были восстановлены,
воссозданы и их национально-государственные образования. Многие автономные
республики провозгласили государственный суверенитет; в настоящее время они
рассматриваются как республики в составе Российской Федерации.
Стабилизировать национально-государственное устройство РФ должен был
Федеративный договор – Договор «О разграничении предметов ведения и
полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами
власти республик в составе РФ автономной области, автономных округов,
краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга», подписанный 31 марта
1992 г. В настоящее время принят новый федеральный закон от 24 июля 1999 г. «О
принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти РФ и органами государственной власти
субъектов РФ». Что изменилось с тех пор? Что нового появилось в нашем
законодательстве? В этом и состоит задача данной работы, чтобы проследить развитие и
просчеты, симметричность и асимметричность Российской Федерации как единого
целого. Этому вопросу уделяется очень мало внимания и времени не только в
курсе изучаемых нами отраслей права, но и во многих учебниках. Но вопросов,
связанных с развитием федеративных отношений в РФ очень много, так как эта
тема не перестает быть актуальной и сейчас. Основной вопрос данной работы:
что же все-таки больше в нашей Федерации – заоблачного мифа или прозрачной
реальности? Дело в том, что только в нашей стране можно наблюдать такую контрастность
и противопоставления. Так, в ст. 11 Конституции[2] записано, что
«разграничение предметов ведения и полномочий… осуществляется настоящей
Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении
предметов ведения и полномочий». А в ст. 76[3] указывается, что «по
предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные
законы…» Только в нашей стране Основной Закон государства – Конституция –
содержит такие внутренние противоречия, которые нужно немедленно
рассматривать, и не только рассматривать, а принимать новые положения,
которые давно уже назрели (Конституция РФ, Федеративный и иные договоры
имеют разное правовое значение в регулировании государственного устройства
страны). Поэтому-то в характере и направленности российского федерализма
никак не разобраться без учета особенностей склада ума, предрассудков,
стиля поведения аппарата государственной власти и конкретных чиновников.
Наверное, эти особенности придавали двойственный характер развитию
федеративных отношений в Российской Федерации. Встает вопрос: почему Россия
избрала демократический путь развития государства, строя сложнейшую систему
управления власти – Федерацию? Некоторые историки и правоведы утверждают,
что развал СССР послужил причиной преобразований. Может и так. Отсюда следует сделать вывод о том, что не только стремление политических
и экономических интересов заставляло Россию встать на путь развития
федеративных отношений, но и особенности развития мировой политической и
экономической системы, а также опыт других стран. В данной работе необходимо, прежде всего, подробно остановиться на
развитии и подписании Федеративного договора, а также некотором анализе
Конституции РФ и развитии федеративных отношений в РФ как единого целого.
Результат попытки рассмотрения и анализа развития этих отношений может быть
довольно спорным и противоречивым, однако невозможно охватить все проблемы,
связанными с федеративными отношениями в Российской Федерации. Развитие Федерации. Проблемы становления современного федеративного государства являются
насущными и одними из важнейших для современной России. Во многом от того,
удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит дальнейшая
судьба России: сохранение единства государства, успешное проведение
экономической реформы, демократизация политической жизни, интеграция с
соседними государствами, эффективное функционирование законов и многое
другое. В марте 2000 г. исполнилось восемь лет юридическому оформлению
федеративного государства в современной России. В подписанном 31 марта в
Кремле Федеративном договоре (включившем в себя фактически три договора: с
республиками; краями и областями; автономными образованиями) впервые в
современной истории России был юридически провозглашен и гарантирован
федеративный характер Российского государства. Затем в новой Конституции
России 1993 г. положения федеративного договора были развиты, приведены в
систему, конкретизированы и закреплены в своей основе. Но вот уже прошло семь лет после принятия Конституции. И сегодня с точки
зрения законодательной и правоприменительной практики отчетливо видны ее
сильные и слабые стороны. Не претендуя на законченность и бесспорность
своих мыслей и положений, я хотел бы предложить концептуальные изменения
Конституции, касающиеся федеративного устройства Российского государства. Конституция Российской Федерации 1993 г. в целом заложила современную
правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений
в России. В ст. 1 Основного Закона записано: “Российская Федерация – Россия
есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления”. В ст. 5 Конституции зафиксировано: “ Российская
Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов
Российской Федерации… Федеративное устройство Российской Федерации основано
на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти,
разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской
Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной
власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны”. Глава 3 Конституции “Федеративное устройство” раскрывает эти
основополагающие принципы федеративного устройства Российского государства,
закрепляет базовые механизмы взаимодействия федеральных органов власти и
государственных органов власти субъектов Федерации. Как показала пятилетняя
практика становления и развития федеративных отношений, эти принципы и
большинство механизмов в целом обеспечивают эволюционный характер развития
федеративного государства. В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа[4]:
1) Создание основ социалистического федерализма (1918-1936);
2) Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);
3) Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.
1) Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». Российская Федерация была провозглашена на ((( Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР. На российской территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало, да и население в национальном отношении часто было смешанным. Тем не менее, этот процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). Всего в 1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области. Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно связано с антидемократической сущностью тоталитарного государства и являло собой фиктивную федерацию. Самым заметным результатом такого устройства как СССР, так и РСФСР явился подспудно развившийся национализм, особенно опасный там, где он проявился в этнически смешанном обществе и на произвольно определенных территориях. После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожидания соответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпела полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии оказались вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как результат национальной политики партии и лично И.В. Сталина.
2) Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Без какого-либо правового камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации. Опыт государственного устройства советского периода ясно указывает, что тоталитаризм и федерализм несовместимы. Идея преодоления «национального гнета» и утверждение «национальной государственности» служили средством, отвлекающим народы от создания подлинной демократии и правового государства. Федерализм являл собой только прикрытие для жестко централизованного государства.
3) Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований РСФСР. В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В условиях усилившихся центробежных тенденций, создавших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию как ее составная часть. Однако это не решило всех проблем государственного устройства Российской Федерации и не привело к полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие по существу закреплено не было. Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства
России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как
федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними. Конституционный статус Российской федерации включает наряду с
рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие
главнейшие черты российской федеративной государственности. Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-
правовые признаки, характерные для федеративного государства:
1) суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов;
2) федеральная Конституция и федеральные законы;
3) федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;
4) государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких- либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств);
5) единое гражданство РФ;
6) государственный язык;
7) единые Вооруженные Силы;
8) единая денежная единица — рубль (введение и эмиссия других денег в
России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);
9) государственные символы: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации;
10) столица РФ. Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации
обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные
полномочия и предметы ведения. Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время
может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть
своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не
влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит
основам конституционного строя РФ. В России — несколько видов субъектов федерации, это ее особенность. Общее
число субъектов — 89: 21 республика, 6 краев, 2 города федерального
значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, 10 автономных
округов, остальные субъекты — области. Конституция РФ допускает возможность
принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта.
Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Республики — субъекты РФ — это государства в составе Российской
федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов
компетенции Российской федерации. Они образованы как формы национальной
государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус
республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики.
Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ.
К ним относятся: . Конституция республики, республиканское законодательство; . система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом; . территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия; . республиканское гражданство; . государственный язык; . собственные символы государства. Края, области, города федерального значения, автономная область,
автономные округа — это государственные образования в составе РФ,
обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции
РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а
остальные из перечисленных — по территориальному. Автономные образования
были созданы как формы национальной государственности соответствующих
народов, способы их самоопределения. Статус данных видов субъектов
федерации: края, области, города федерального значения, автономной области,
автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области,
города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав
принимается законодательным (представительным) органом соответствующего
субъекта. Для конституционного статуса субъектов федерации характерно наличие
следующих элементов: . устава; . своего законодательства; . системы органов государственной власти соответствующего субъекта федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом; . территории, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ. Положение автономии может иметь особенности по сравнению с другими
субъектами. Может быть принят федеральный закон об автономной области,
автономном округе. Это должно делаться по представлению их законодательных
и исполнительных органов. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут
регулироваться федеральным законом и договором между органами
государственной власти автономного округа и органами власти края или
области. Пребывание в составе РФ в качестве субъекта предполагает взаимодействие с
федеральными органами, участие в их работе. Равноправие всех субъектов
Российской Федерации между собой, в том числе во взаимоотношениях с
федеральными государственными органами, обусловливает их равные правомочия
в таких взаимоотношениях. Субъекты имеют гарантированное представительство
в Совете Федерации, их законодательным (представительным) органам
принадлежит право законодательной инициативы в Государственной Думе.
Конституция РФ предусматривает возможность изменения статуса субъекта. Это
может произойти по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в
соответствии с федеральным конституционным законом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|