Разрешение земельных споров
Там, где кончаются гражданские и административные
споры и начинаются земельные.
На практике земельные споры нередко тесно пресекаются с
имущественными, то есть гражданскими спорами. Это объясняется тем, что в методе
регулирования земельных отношений пересекаются гражданско-правовые и
земельно-правовые элементы. Поэтому необходимо отграничивать земельные споры
именно от гражданских, а также от административных споров.
В основе разрешения земельных споров с гражданскими лежит
разграничение земельных и гражданских отношений вообще.
В юридической литературе отмечалось, что одним из отличий
земельного права от гражданского является метод защиты субъективных прав. Если
гражданские права защищаются но в судебном или арбитражном порядке, то защита
земельных прав осуществляется, как правило, в административном порядке. Однако
с этим мнением согласиться нельзя, так как методы защиты земельных и
гражданских прав может совпадать. Например, права землепользователей являющихся
сособственниками строений, находящихся на городских землях, защищаются в
судебном порядке, а имущественные (гражданские) права могут защищаться в
административном порядке.
Поэтому отличительным признаком при отграничении земельных
споров от гражданских является не метод защиты прав, а объект спорных
отношений.
Так, используя землю в определенных законом целях,
землепользователь производит материальные затраты, направленные на улучшение
качества земли, на получение с используемых им земель максимального
количества продукции (особенно в сельском производстве). Поэтому нарушение
права землепользования в этих случаях наносит землепользователю прямой
имущественный ущерб, о возмещении которого возникают гражданские имущественные
споры. В подобных случаях в основе гражданского спора зачастую лежит земельный
спор, разрешение которого предшествует гражданскому. И только на основании
разрешения земельного спора можно разрешить гражданский имущественный спор.
Рассмотрим подробнее, как следует разграничивать земельные
и гражданские интересы в данных видах споров.
Как уже отмечалось, полное или частичное прекращение права
землепользования производится правомерными действиями. Наряду с этим,
фактическому осуществлению права землепользования могут препятствовать
неправомерные действия тех или иных лиц, что является нарушением данного права.
Прекращение права землепользования правомерными действиями имеет место тогда,
когда земли изымаются у одного землепользователя с целью передачи их другому
землепользователю на законных основаниях. В подобных случаях изъятие земель
может влечь за собой определенные имущественные последствия, выражающиеся в
возмещении стоимости сооружений, посевов и насаждений, находящихся на изымаемых
землях. Убытки, причиняемые при изъятии земель, отличаются от убытков,
причиненных вследствие причинения вреда, ибо действия государственных органов,
производящих изъятие земли, являются законными действиями, а убытки,
причиненные изъятием земель для государственных и общественных нужд -
правомерно причиненными убытками. Поэтому следует отличать споры о возмещении
убытков, причиненных при изъятии земель для государственных и общественных
надобностей, от споров о возмещении ущерба, причиненного нарушением права землепользования,
например при самовольных захватах. Если в первом случае речь идет о таких
убытках землепользователя, которые он понес в связи с правомерными действиями
органов государственного управления, то во втором случае в виду возмещения
ущерба, причиненного в результате противоправных действий лиц, привлекаемых в
качестве ответчиков.
Земельное законодательство занимает совершенно четкую
позицию в отношении гражданских прав землепользователей. Законодательные акты,
регулирующие порядок изъятия и отвода земель, предусматривают возмещение
землепользователям убытков, причиненных этим изъятием. Причем обязательства по
возмещению убытков возложены законом на те учреждения и организации, которым
отводятся земельные участки.
Однако законодательство не дает ответа на вопрос, каким
образом и в каком объеме должны возмещаться убытки при неправомерном изъятии
земель, то есть при самовольных захватах, что на практике порождает большие
сложности. Представляется, что различия в правомерном и неправомерном нарушениях
права землепользования имеют принципиальное значение для решения вопроса о
возмещении убытков. Поэтому, прежде чем решить вопрос по существу о характере
и размерах убытков , необходимо разрешить земельный спор по поводу законности
или неправомерности изъятия земельного участка.
Все споры, связанные с возникновением указанных убытков
носят гражданский характер и подлежат рассмотрению в судебном или арбитражном
порядке, ибо объектом этих споров являются не земельные, а гражданские права
землепользователей, нарушение которых лишь связано с нарушением земельного
права.
К гражданско-правовым спорам относятся также споры,
связанные определением размеров возмещения.
В некоторых случаях происходит совмещение гражданского и
земельного споров в одном. В этом споре гражданин, у которого изымается
земельный участок, является субъектом двух правоотношений. С одной стороны, он
- субъект земельных правоотношений, так как сносимое строение возведено на
земле, предоставленной ему в пользование, с другой стороны, с другой стороны он
выступает как собственник данного строения и плодово-ягодных насаждений,
находящихся на его земельном участке. Поэтому в подобных случаях возникают как
споры, связанные с гражданско-правовыми последствиями этого изъятия, то есть
споры об оценке сносимых строений и сооружений, споры, связанные с
предоставлением новой площади, споры по поводу отказа соответствующих органов
от возмещения ущерба.
К гражданско-правовым спорам, связанным с неправомерными
нарушениями права землепользования, относятся споры о праве на урожай от
посева, произведенного одним землепользователем на участке другого, споры о
возмещении ущерба, причиненного незаконным использованием земельного участка,
закрепленного за другим землепользователем. Все они разрешаются судами в
порядке гражданского судопроизводства.
От споров о праве на урожай на самовольно захваченных
землях следует четко отграничивать споры о самовольном захвате земли. Если
первые являются спорами о праве гражданском, то спор о захвате земли является спором
земельным, ибо объект последнего - определенный земельный участок. Такие споры
подлежат рассмотрению соответствующими государственными органами, а не в
судебном порядке.
На практике нередко суды принимают к своему производству
дела, связанные с самовольным захватом земли.
К спорам о самовольных захватах земли тесно примыкают
споры, связанные со сносом назаконно возведенных строений, изгородей. С другой
стороны, споры о сносе изгородей и строений связаны с гражданскими спорами. Сам
спор о сносе назаконно возведенных строений является спором земельным, ибо
лицо, требующее сноса, считает, что строение находящееся на земле,
предоставленной ему в пользование, и что собственник данного строения
неправомерно завладел этим участком. Таким образом, здесь по существу имеет
место спор о границах землепользования или спор о праве на земельный участок.
Суды должны решать эти споры (их гражданскую часть) на основании земельных
документов и соответствующих заключений земельных органов о принадлежности
земельных участков тому или иному лицу. Спорами о праве гражданском являются
также споры о гражданских последствиях производимого сноса возведенных
строений.
Говоря об отграничении земельных споров от гражданских ,
следует также иметь в виду, что охрана законных прав и интересов
землепользователей может осуществляться в различных процессуальных формах. Под
формами охраны здесь имеются в виду установленные законом
процессуально-правовые порядки осуществления тех или иных методов охраны права
на землю. В правовой литературе обычно указывают на уголовно-процессуальные,
гражданско-процессуальные и административные формы охраны права на землю. При
этом забывают, что существуют и земельно-процессуальная форма охраны права.
Разрешение земельных споров происходит в земельно-процессуальных и отчасти в
гражданско-процессуальных формах. Нельзя считать спор гражданско-правовым на
том основании, что он разрешается в судебном порядке. Нельзя смешивать
процессуальную форму разрешения спора с его материально-правовым содержанием.
Одним из распространенных видов нарушения права
землепользования на сельскохозяйственных землях является приведение последних в
состояние, не пригодное для ведения сельскохозяйственного производства с
уничтожением посеянных на них культур. Здесь нарушитель с одной стороны своими
действиями препятствует осуществлению права землепользования в указанных в
законе целях, а с другой - наносит материальный ущерб землепользователю. В этих
случаях первое требование стороны сводится к восстановлению прежнего состояния
земли (то есть имеет место земельный спор), а затем к возмещению убытков,
которые в связи с этим понес землепользователь (гражданский спор).
При исследовании вопроса об отграничении земельных споров
от административных прежде всего необходимо определить, какой признак должен
быть положен в основу разграничения данных категорий правовых споров.
Как уже отмечалось, в основе отграничения гражданских
споров от земельных споров лежит объект спора, ибо методы защиты гражданских и
земельных прав в некоторых случаях могут совпадать. Это положение в еще большей
мере применимо при разграничении административных и земельных споров. Одной из
отличительных черт административных отношений является то, что споры, которые
возникают между их сторонами, как правило, разрешаются в административном
порядке, то есть в порядке непосредственного распоряжения полномочного на то
государственного органа. Основная масса земельных споров также подлежит
разрешению государственными органами. Следовательно, метод правового регулирования
не является в данном случае отличительным признаком. Это положение может быть
также подтверждено и следующим обстоятельством. Как указывалось в юридической
литературе, административными спорами являются споры, вытекающие из
административных правоотношений, которые существенным образом отличаются от
земельных правоотношений.
Предметом земельный правоотношений является все без
исключения земельные отношения, как связанные с распоряжением и управлением
земельным фондом, так и входящие в область землепользования. Не метод, а
предмет регулирования определяет специфику этой области отношений. Поэтому и
при отграничении земельных споров от административных, в качестве
отличительного признака берут объект спора и относят к земельным спорам все без
исключения споры, объектом которых является земля.
В этом отношении представляют интерес споры об отводе и
изъятии земли. К какой категории их отнести?
Как известно, возникновение права землепользования у одного
субъекта, то есть предоставление ему земли, в ряде случаев связано с изъятием
земли у определенного землепользователя. Обязательным условием,
предшествующим вынесению решения об отводе земли на землях
сельскохозяйственного назначения, должно быть согласование до начала проектных
работ с землепользователями и органами, осуществляющими государственный
контроль за использованием земли, места расположения объекта и примерных
размеров, намечаемой к изъятию площади. Возникновение разногласий у
землепользователей с другими заинтересованными учреждениями и ведомствами, то
есть с будущими землепользователями, по поводу размеров, местоположения
земельного участка приобретают характер земельных споров, поскольку их объектом
является земельный участок. На практике обычно все разногласия и споры,
связанные с отводом и изъятием земель, как правило, бывают урегулированы до
издания соответствующего административного акта. Однако у землепользователя
могут возникнуть разногласие с административным органом и после издания акта
об отводе. И в этом случае мы будем иметь земельный спор, а не
административный спор, поскольку его объектом по существу является земельный
участок, и разрешение этого спора будет происходить в вышестоящем
государственном органе.
Сказанное в полной мере относится и к тем случаям, когда
подобные споры возникают между самими государственным органами - в случае
несогласия нижестоящего органа с вышестоящим. Здесь имеет место не
административный, а земельный спор, поскольку в конечном счете его объектом
является земля. И отношения, возникающие при этом между государственным
органами, будут носить не административно-правовой характер, а
земельно-правовой характер.
Учитывая специфику объектов земельных споров, следует также
подчеркнуть, что они также отличаются от споров о праве лесопользования,
водопользования и недропользования. В настоящее время это различие проявляется
наиболее ярко, ввиду дифференциации земельного, водного, лесного и горного
законодательства.
Таким образом, земельные споры составляют совершенно
самостоятельную категорию правовых споров, отличную от гражданско-правовых и
административно-правовых споров, а также от споров о праве лесопользования,
водопользования и недропользования.
Наличие специальной категории земельный споров предполагает
специальный порядок из разрешения, отличный от порядка разрешения споров в
области гражданского и административного права. Так как же разрешаются
земельные споры?
Как же разрешается земельный спор?
Земельный кодекс регулирует порядок разрешения земельных
споров. Термин “порядок” в этом случае означает организацию деятельности
соответствующих органов при разрешении земельных споров, то есть определенную
процедуру, определенный процесс рассмотрения земельных споров.
Законодательное урегулирования процессуальных вопросов,
связанных с разрешением земельных споров, имеет большое практическое значение
как для органов разрешающих спор, так и для спорящих сторон. Четкое определение
в законе процессуальных прав и обязанностей сторон обеспечивает с одной
стороны, действенную гарантию защиты субъективных прав землепользователя, с
другой - выполнение всех требований установленной законом процедуры
способствует обеспечению законности в деле разрешения земельных споров.
В соответствии со ст. 133 Земельного кодекса[17] земельные споры
рассматриваются по заявлению одной из сторон специальными комиссиями,
организуемыми при органах местных администраций из должностных лиц
соответствующего комитета по земле и землеустройству, органов архитектуры,
органов санэпидемнадзора, органов противопожарной инспекции, иных лиц.
Заявление должно быть достаточно мотивировано, а выраженные в нем требования
подтверждены соответствующей документацией. Представляется, что данное
требование является обоснованным и практически необходимым.
Как правило, предпосылкой подачи заявления о разрешении
земельного спора является нарушение прав и интересов землепользователей. При
этом оценка данного нарушения может совпадать с истинным положением вещей, а
может быть результатом добросовестного заблуждения землепользователя или иного
лица относительно принадлежащих ему прав. Так, при спорах о границах смежных
земельных участков может иметь место неправильное представление
землепользователя о действительных границах предоставленного ему участка.
Аналогичная ситуация возникает при спорах по поводу размеров приусадебных
участков. Поэтому подача заявления по поводу нарушения права землепользования
одновременно с приложением документов, подтверждающих наличие оспариваемого
права, а также фактов, свидетельствующих о его нарушении, позволит ускорить рассмотрение
спора по существу, облегчит деятельность землеустроительных органов при
подготовке материалов дела.
До сих пор мы говорили о процессуальных правах и
обязанностях сторон земельного спора на стадии подачи заявления, то есть на
стадии возбуждения земельного спора. Каковы же на этой стадии права и
обязанности государственного органа, разрешающего спор? Хотя действующее
земельное законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос,
представляется, что такие права и обязанности могут быть определены исходя из
общих принципов деятельности государственных органов по рассмотрению жалоб.
Государственных орган, разрешающий земельный спор, обязан
принять заявление, если спор относится к его компетенции, зарегистрировав его
в установленном порядке. Если же рассмотрение данного спора не относится к
компетенции данного органа, последний имеет право и обязан указать на это
обстоятельство лицу, подавшему заявление, или направить последнее по
подведомственности. Практика показывает, что соответствующие государственные
органы не всегда придерживаются этого правила, рассматривая подчас споры, не
входящие в его компетенцию, по существу или пересылая заявление в ненадлежащий
орган.
Кроме того, следует иметь в виду общий принцип рассмотрения
жалоб государственным органами, заключающийся в том, что нельзя пересылать на
рассмотрение заявление в тот орган или тому должностному лицу, на которое
поступила жалоба.
Большое внимание в ЗК уделено вопросам подготовки
материалов по разрешению земельных споров. Обычно такая процедура возлагается
на землеустроительные органы, ибо их сотрудники - инженеры-землеустроители
обладают наиболее точными сведениями о положении дел в землепользовании и
необходимой квалификацией для подготовки требуемых документов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|