бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Прямые и косвенные налоги, применяемые в налогообложении бесплатно рефераты

Прямые и косвенные налоги, применяемые в налогообложении

Прямые и косвенные налоги, применяемые в налогообложении

Аксенова Ж.С.

Апрель 2005г.

Введение. «Налоги и налоговая система».

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система — это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) к существенным условиям налогообложения в РФ, в частности, относятся:

- виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за совершение налоговых правонарушений;

- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Структура системы налогов и сборов повторяет структуру бюджетной системы РФ и имеет три уровня:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы;

3) местные налоги и сборы.

Действующая в настоящее время в РФ система налоговых отношений базируется на следующих принципах (законодательных началах): - признание всеобщности и равенства налогообложения;

- при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

- Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (однако допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения то-вара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ);

- налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

- недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

- не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

- федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ; налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ;

- ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

- при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке ад должен платить;

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

2. Налоги на прибыль.

2.1 Налогоплательщики.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

- российские организации;

- иностранные организации:

осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства;

получающие доходы от источников в РФ.

2.2 Объект налогообложения.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается:

- для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, учитываемых в целях налогообложения; материальные затраты

> прямые расходы на оплату труда

> амортизация основных производственных фондов ^ прочие прямые расходы (к которым относится, например, единый социальный налог, начисляемый на прямые расходы на оплату труда) - косвенные расходы:

> капитализируемые расходы ^ резервы

> нормируемые расходы ^ прочие косвенные расходы

2) внереализационные расходы

3) расходы, не учитываемые в целях налогообложения.

3. Единый социальный налог.

3.1. Налогоплательщики.

Статья 235. Налоговый кодекс Российской Федерации.

1. Налогоплательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

2. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

3.2. Объект налогообложения.

Статья 236. Налоговый кодекс Российской Федерации.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

3.3. Налоговая база.

Налоговая база работодателей (организаций и индивидуальных предпринимателей) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением особо оговоренных сумм) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица-работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением отдельных случаев).

Налоговая база физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц. Налогоплательщики, выплачивающие доход в пользу третьих физических лиц, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Налоговая база самих индивидуальных предпринимателей и адвокатов определяется как сумма доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, полученных ими за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров, работ, услуг учитываются как их стоимость на день выплаты, исчисленная исходя из рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары, работы, услуги — исчисленная исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров, работ, услуг включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

Сумма вознаграждений по авторским договорам, учитываемая при определении налоговой базы, определяется в порядке, установленном для исчисления соответствующей налоговой базы по НДФЛ (т.е. с применением профессиональных налоговых вычетов).

3.4. Суммы не подлежащие налогообложению.

Не подлежат обложению ЕСН: - государственные пособия;

- все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ) — в установленных случаях;

- суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком физическим лицам, — в установленных случаях; - отдельные суммы, выплачиваемые работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, — в установленных случаях и в пределах установленных размеров;

- доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, — в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства ;

- доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла; - суммы страховых платежей (взносов) налогоплательщика:

- суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы или оказывающим услуги таким организациям;

- стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ;

- суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, — в установленном порядке; .

- стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

- стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

- выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза; |

- выплаты в натуральной форме товарами собственного производства, сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей — в раз-1 мере до 1000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо-работника за календарный месяц;

- выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований: а) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; б) суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (либо для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

В налоговую базу в части суммы налога, подлежащей зачислению в ФСС РФ, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

3.5. Налоговые льготы.

Налогоплательщик, имеющий право на льготу