Прямые и косвенные налоги, применяемые в налогооблажении
Прямые и косвенные налоги, применяемые в налогооблажении
1. Введение. «Налоги и
налоговая система».
Под налогом понимается обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоговая система — это взаимосвязанная совокупность действующих в
данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. В
соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) к существенным условиям
налогообложения в РФ, в частности, относятся:
- виды налогов и
сборов, взимаемых в РФ;
-
основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей
по уплате налогов и сборов;
-
принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее
введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
-
права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
-
формы и методы налогового контроля;
-
ответственность за совершение налоговых правонарушений;
-
порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их
должностных лиц.
Структура
системы налогов и сборов повторяет структуру бюджетной системы РФ и имеет три
уровня:
1)
федеральные налоги и сборы;
2)
региональные налоги и сборы;
3)
местные налоги и сборы.
Действующая
в настоящее время в РФ система налоговых отношений базируется на следующих принципах
(законодательных началах): - признание всеобщности и равенства
налогообложения;
-
при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика
к уплате налога;
- налоги и сборы не
могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из
социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
-
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов,
налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических
лиц или места происхождения капитала (однако допускается установление особых
видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в
зависимости от страны происхождения то-вара в соответствии с НК РФ и таможенным
законодательством РФ);
-
налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть
произвольными;
-
недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих
конституционных прав;
-
не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое
пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное
перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых
средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной
законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
-
федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ;
налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются,
изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и
сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного
самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ;
-
ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также
иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или
сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это
определено НК РФ;
-
при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;
акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким
образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке
ад должен платить;
- все неустранимые
сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах
толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
2. Налоги на прибыль.
2.1 Налогоплательщики.
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:
- российские организации;
- иностранные организации:
Ø осуществляющие
свою деятельность в РФ через постоянные представительства;
Ø
получающие доходы от источников в РФ.
2.2 Объект
налогообложения.
Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью признается:
- для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на
величину произведенных расходов, учитываемых в целях налогообложения; <*
для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные
представительства, — доходы, полученные через эти постоянные
представительства, уменьшенные на величину учитываемых в целях налогообложения
расходов, произведенных этими постоянными представительствами;
- для иных иностранных организаций — доходы, полученные от
источников в РФ (определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ). Налоговое
законодательство определяет Следующие условия, которым
должны удовлетворять расходы, учитываемые в целях налогообложения:
- расходы должны быть обоснованными (под обоснованными расходами
понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в
денежной форме);
- затраты должны быть подтверждены документами, оформленными в
соответствии с законодательством РФ;
- расходы должны быть произведены для
осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
2.3 Налоговая база.
Налоговой базой является денежное выражение прибыли, подлежащей
налогообложению, поэтому доходы и расходы налогоплательщика должны учитываться
в денежной форме. Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала года.
Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации
товаров, работ, услуг, имущественных прав (включая товарообменные операции),
учитываются исходя из цены сделки ,без включения в нее НДС и акциза. В
аналогичном порядке учитываются внереализационные доходы, полученные в
натуральной форме.
Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от 24%,
определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик должен вести
раздельный учет доходов и расходов по операциям, по которым предусмотрен
отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток
(отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях
налогообложения), налоговая база такого периода признается равной нулю, а полученные
убытки принимаются в целях налогообложения в установленном порядке.
При исчислении налоговой базы в составе доходов и расходов не
учитываются:
- доходы и расходы, относящиеся к
игорному бизнесу; - доходы и расходы, связанные с деятельностью, подпадающей
под обложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- прибыль (убыток) от
сельскохозяйственной деятельности; - доходы и расходы, относящиеся к
специальным налоговым режимам, — для налогоплательщиков, применяющих
специальные налоговые режимы.
Особый порядок определения налоговой базы установлен:
- для банков;
- для страховщиков;
- для негосударственных пенсионных фондов;
- для профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- по операциям с ценными бумагами;
- по операциям с финансовыми
инструментами срочных сделок.
2.4 Налоговый период.
Налоговый период по налогу на прибыль организаций установлен как
календарный год. Налоговым законодательством также установлены отчетные
периоды по налогу, определяемые в зависимости от выбранного способа уплаты
авансовых платежей следующим образом:
- для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые
платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетные периоды установлены
как месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года;
- для всех остальных налогоплательщиков
отчетные периоды установлены как первый квартал, полугодие и девять месяцев
календарного года.
2.5 Налоговые ставки.
1. Налоговая ставка установлена как 0 %:
- по процентам по отдельным видам государственных и ценных
муниципальных бумаг;
- по прибыли, полученной ЦБ РФ от осуществления деятельности,
связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом от
10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
(действующая редакция от 23.12.2003).
2. Налоговая ставка установлена как 6%:
- по дивидендам, полученным от российских организаций российскими
организациями.
3. Налоговая ставка установлена как 15%:
- по дивидендам, полученным от
российских организаций иностранными организациями или российскими
организациями от иностранных организаций;
- по процентам по государственным и муниципальным ЦБ, условиями
выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов
(кроме ценных бумаг, доходы по которым облагаются по ставке 0%). 4. Налоговая
ставка установлена как 24 %:
- по обычным доходам.
Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с
деятельностью в РФ через постоянное представительство:
- 10% — от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных
транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных
перевозок;
- 20% — с любых других доходов (за
исключением дивидендов).
2.6 Налоговые льготы.
Глава 25 НК РФ не предусматривает льгот по налогу на прибыль
организаций. Однако после 1 января 2002 г. продолжают действие льготы, ранее
установленные в Законе РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий
и организаций» и предоставляемые на срок — льготный порядок налогообложения
прибыли вновь созданных малых предприятий, занимающихся определенными видами
деятельности (производство продовольственных товаров, товаров народного
потребления, строительных материалов, медицинской техники и др.). В первые два
года такие предприятия освобождались от уплаты налога на прибыль, в третий год
работы уплачивали налог в размере 25% и в четвертый — 50% от установленной
ставки налога на прибыль.
На 1 января 2004 г. продолжили действие
льготы, полученные в 2001 г., а полностью их действие прекратится в 2005 г.
2.7 Порядок и сроки уплаты
налога.
- некоммерческих организаций, не имеющих дохода от
реализации товаров (работ, услуг); - участников простых товариществ в
отношении доходов, получаемых ими
от участия в простых товариществах;
- инвесторов соглашений о разделе продукции в части доходов,
полученных от реализации указанных соглашений;
- выгодоприобретателей по договорам доверительного управления.
Организации, созданные после 1 января 2002 г., начинают уплачивать
ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты
их
государственной регистрации.
Сроки уплаты авансовых платежей, а также налогового платежа по
истечении налогового периода установлены следующим образом:
|