Программа поддержки малого предпринимательства
p> 3. Сроки и этапы реализации Программы Реализация Программы рассчитана на 2000 - 2001 годы и предполагает два этапа. При этом результаты выполнения некоторых мероприятий Программы, например, по финансовым схемам и технологиям, могут быть достигнуты и после окончания периода ее реализации. Первый этап предусматривает создание всех организационных структур и отладку механизмов их взаимодействия при выполнении программных мероприятий. Второй этап предусматривает реализацию мероприятий на основе результатов первого этапа с учетом отраслевых, социальных и территориальных приоритетов. 4. Система программных мероприятий Система программных мероприятий представлена шестью направлениями (разделами). Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи. Направление I содержит перечень мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства, и анализу регионального законодательства. Направление II определяет условия, источники, участников и технологии реализации приоритетных мероприятий, предусмотренных в рамках направления III. Учитывая дефицитность бюджетов всех уровней, основной акцент в данном разделе сделан на развитие прогрессивных механизмов привлечения внебюджетных ресурсов. Таким образом закладывается основа, позволяющая после 2001 года создать условия для ресурсного обеспечения малого предпринимательства за счет внебюджетных источников. В качестве приоритетных направлений в данном разделе выделены: новые (посткризисные) схемы работы с кредитно - финансовыми организациями, предусматривающие содействие реструктуризации банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов; гарантийные механизмы кредитно - инвестиционной поддержки малых предприятий, предусматривающие создание национальной системы гарантирования частных инвестиций в сферу малого бизнеса, их экономическую защиту; различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций; системы самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитование; франчайзинг; участие малых предприятий в поставках продукции для государственных нужд и в инвестиционных конкурсах, финансируемых из Бюджета развития Российской Федерации. Направление III определяет следующие приоритетные отрасли и сферы деятельности, в которых на период реализации Программы будет стимулироваться развитие малого предпринимательства: агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции; малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления; малая строительная индустрия; транспорт и транспортно - экспедиционная деятельность; дорожное хозяйство и придорожный сервис; почтово - информационный сервис; инновационная сфера; общественное питание и сфера услуг. Этот выбор обусловлен тремя основными причинами. Во-первых, статистические данные свидетельствуют о том, что структура малого бизнеса как в России, так и во всем мире представлена именно этими отраслями (торговля, общественное питание, строительство, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, наука и связь), в то время как в других сферах экономики малый бизнес не так привлекателен. Во-вторых, предлагаемая структура хорошо согласуется со структурой платежеспособного спроса населения. В-третьих, специфика данных приоритетов позволяет создать наибольшее количество рабочих мест при дефиците времени и ресурсов. Каждое из представленных направлений подлежит уточнению в процессе планирования и согласования с государственными заказчиками соответствующих федеральных целевых программ. По своей сути настоящее направление Программы носит межпрограммный и межведомственный характер, так как представленные мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства могут осуществляться в качестве составных частей федеральных целевых и межведомственных программ. Направление IV нацелено на пересмотр существующей институциональной системы: мониторинг действующих элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, преодоление необоснованного дублирования деятельности государственных и пользующихся финансовой поддержкой государства субъектов инфраструктуры, их перепрофилирование с целью более рационального использования. В этой связи становится актуальным распространение в регионах Российской Федерации наиболее передового регионального опыта по развитию системы поддержки малого предпринимательства (г. г. Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород, Великий Новгород, Екатеринбург, Самара, Томск, Казань и др.). Кроме того, реализация мероприятий предусматривает интеграцию и взаимодействие уже существующих информационных систем обеспечения малого предпринимательства. Направлением V предусмотрены мероприятия по научно - методическому и кадровому обеспечению, а также взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности. Помимо мероприятий, носящих адресный характер (в соответствии с приоритетными направлениями), предусмотрены мероприятия, имеющие межведомственный и межпрограммный характер (например, мероприятия Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы). Направление VI. В рамках этого направления осуществляются мероприятия по международному сотрудничеству в сфере поддержки малого предпринимательства. В Программу включены мероприятия по выполнению Межгосударственной программы поддержки малого предпринимательства в рамках Содружества Независимых Государств, утвержденной решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств в г. Ялте 8 октября 1999 года, а также мероприятия, способствующие привлечению иностранных инвестиций в сферу малого предпринимательства и расширению экспортных возможностей малых предприятий через участие в деятельности межправительственных комиссий по торгово - экономическому сотрудничеству с зарубежными странами. Кроме того, реализация отдельных мероприятий Программы предполагает взаимодействие с Европейским Союзом (Программа ТАСИС), Всемирным банком и другими международными организациями поддержки предпринимательства (приложение N 2). 5. Ресурсное обеспечение Программы Средства, планируемые Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства к рефинансированию, составляют 40 млн. рублей ежегодно. В 2001 году предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в объеме 90 млн. рублей. Эта сумма будет уточнена при формировании федерального бюджета на 2001 год. Средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - по 80 млн. рублей ежегодно - направляются на поддержку предпринимательских инициатив безработных граждан, обеспечение их занятости. Кроме того, реализация мероприятий Программы может осуществляться на условиях долевого финансирования в случае привлечения средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств внебюджетных финансовых источников, собственных средств субъектов малого предпринимательства. Привлечение этих средств осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, контрактов в ходе реализации Программы. В связи с этим при разработке Программы объем привлеченных средств предварительно не планируется. Объем привлеченных финансовых средств будет зависеть от успеха применения разработанных в рамках Программы финансовых технологий. В числе потенциальных участников долевого инвестирования в проекты малого бизнеса Программой предусмотрены государственные заказчики других федеральных (межведомственных) программ. В ходе реализации Программы финансовые технологии позволят привлечь к инвестициям внебюджетные ресурсы, а производственная деятельность субъектов малого предпринимательства не только окупит инвестиции в относительно сжатые сроки, но и позволит получить на рынке более устойчивый малый бизнес с собственным капиталом и налаженными схемами доступа к заемным средствам на рынке. Распределение ассигнований из федерального бюджета и из внебюджетных фондов на реализацию Программы (млн. рублей) ---------------------------------------------------------------- | Разделы |Ассигнования|Средства Фе-| Средства | | программных | из |дерального |Государственного| | мероприятий |федерального|фонда под- |фонда занятости | | | бюджета |держки мало-| населения | | | |го предпри- | Российской | | | |нимательства| Федерации | | |------------+------------+----------------| | | 2000 | 2001| 2000 |2001 | 2000 | 2001 | | | год | год | год | год | год | год | |-------------------+------+-----+------+-----+--------+-------| |I. Нормативно - | - | - | - | - | - | - | |правовое | | | | | | | |обеспечение | | | | | | | | | | | | | | | |II. Развитие | - | 29,8| 20 | 20 | - | - | |прогрессивных | | | | | | | |финансовых | | | | | | | |технологий | | | | | | | | | | | | | | | |III. Реализация | - | 41,5| 20 | 20 | - | - | |приоритетных | | | | | | | |направлений | | | | | | | |развития | | | | | | | | | | | | | | | |IV. Повышение | - | 1 | - | - | - | - | |эффективности | | | | | | | |инфраструктуры и | | | | | | | |информационных | | | | | | | |систем | | | | | | | | | | | | | | | |V. Научно - | - | 16,4| - | - | 80 | 80 | |методическое и | | | | | | | |кадровое | | | | | | | |обеспечение | | | | | | | | | | | | | | | |VI. Международное | - | 1,3| - | - | - | - | |сотрудничество в | | | | | | | |сфере малого | | | | | | | |предпринимательства| | | | | | | | | | | | | | | |Всего | | 90 | 40 | 40 | 80 | 80 | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------- -------------------------------- Сумма уточняется при формировании федерального бюджета на 2001 год. 6. Организация управления Программой и механизм ее реализации Государственный заказчик Программы - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства - совместно с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства размещает государственный заказ, подготавливает обоснования, соглашения, договоры и проводит необходимые мероприятия по их выполнению в соответствии с методической документацией, регламентирующей порядок реализации Программы. Межведомственную и межгосударственную координацию и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Оперативное управление и координацию в ходе выполнения Программы осуществляют рабочие группы по разделам Программы, в состав которых входят представители Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, а также министерств, ведомств и организаций, подписавших соглашения и договоры на участие в выполнении мероприятий Программы. При необходимости государственный заказчик по согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства может создать иные органы управления Программой. С целью повышения ответственности федеральных органов исполнительной власти за реализацию государственной поддержки малого предпринимательства, проводимой в рамках принятых федеральных целевых программ, государственные заказчики этих программ в своих бюджетных заявках на очередной год отдельно выделяют ассигнования из федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства. Основным механизмом реализации Программы является утверждение ежегодных планов выполнения программных мероприятий и заключение государственных контрактов (договоров) с исполнителями отдельных мероприятий. Исполнители работ (услуг) определяются на конкурсной основе. Для этих целей государственный заказчик Программы совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями разрабатывает регламент проведения конкурсного отбора по той или иной тематике. Выделение средств из федерального бюджета исполнителям работ в рамках мероприятий Программы будет осуществляться на конкурсной основе. Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ. Параллельно с этим осуществляется реализация мероприятий направления II, связанных с практическим внедрением прогрессивных финансовых технологий, позволяющих привлекать внебюджетные ресурсы и осуществлять финансирование программных мероприятий, снижая тем самым нагрузку на бюджеты различных уровней. Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях правления и попечительского совета Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и расширенных заседаниях коллегии Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 7. Оценка эффективности от реализации Программы К концу 2001 года после выполнения программных мероприятий мерами государственной поддержки должны быть охвачены от 200 до 250 тыс. малых предприятий. В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается обеспечить условия для сохранения действующих и вновь созданных малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица, позволяющие увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства до 8,5 млн., обеспечив при этом источниками доходов до 30 млн. человек. Предполагается, что по завершении мероприятий Программы общий вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт увеличится до 12 процентов. Приложение N 1 к Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2000 - 2001 ГОДЫ -------------------------------------------------------------------------
------------ | N |Наименование| Результативность | Исполнитель |Срок |
Стоимость | | п/п |мероприятия | | мероприятия |испол-
|(млн. рублей)| | | | | |нения |--
-----------| | | | | |меро- |
2000 | 2001 | | | | | |приятия|
год | год | |------------------------------------------------------------------------
-----------| | I. Нормативно - правовое обеспечение малого | | предпринимательства | | | |I.1 |Анализ зако-|разработка предложений по|МАП России |2000 - | | | | |нодательных |совершенствованию |Минэкономики |2001 | | | | |актов Рос-|нормативно - правовой|России |годы | | | | |сийской Фе-|базы поддержки малого|Минфин России | | | | | |дерации, |предпринимательства, |Федеральный | | | | | |нормативных |разработка концепции|фонд поддержки | | | | | |правовых ак-|формирования правового|малого | | | | | |тов феде-|поля государственной|предпринима- | | | | | |ральных ор-|поддержки малого|тельства | | | | | |ганов испол-|предпринимательства |(далее - ФФПМП)| | | | | |нительной | | | | | | | |власти в| | | | | | | |части, каса-| | | | | | | |ющейся госу-| | | | | | | |дарственной | | | | | | | |поддержки | | | | | | | |малого | | | | | | | |предпринима-| | | | | | | |тельства | | | | | | | | | | | | | | |I.2 |Разработка | | | | | | | |проектов | | | | | | | |федеральных | | | | | | | |законов: | | | | | | | | | | | | | | |I.2.1 |о защите|определение статуса|МАП России |2000 | | | | |прав и за-|общественных организаций,|Минэкономики |год | | | | |конных инте-|обеспечивающих поддержку|России | | | | | |ресов предп-|малого |Минфин России | | | | | |ринимателей |предпринимательства, |Минтранс | | | | | | |закрепление их прав и|России | | | | | | |обязанностей, |Минсельхозпрод | | | | | | |предоставление им прав|России | | | | | | |представлять интересы|Миннауки | | | | | | |субъектов малого|России | | | | | | |предпринимательства в|ФФПМП | | | | | | |государственных органах и|Торгово - | | | | | | |органах судебной системы,|промышленная | | | | | | |обеспечение их участия в|палата | | | | | | |реализации |Российской | | | | | | |антимонопольной политики |Федерации (по | | | | | | | |согласованию) | | | | | | | |(далее - ТПП | | | | | | | |России) | | | | | | | | | | | | |I.2.2 |об обществах|обеспечение условий|МАП России |2000 | | | | |взаимного |микрокредитования малого|Минэкономики |год | | | | |кредитования|и среднего|России | | | | | | |предпринимательства, |Минфин России | | | | | | |снижение уровня залогов и|Минсельхозпрод | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|