бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Программа поддержки малого предпринимательства бесплатно рефераты

p> 3. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на 2000 - 2001 годы и предполагает два этапа. При этом результаты выполнения некоторых мероприятий Программы, например, по финансовым схемам и технологиям, могут быть достигнуты и после окончания периода ее реализации.

Первый этап предусматривает создание всех организационных структур и отладку механизмов их взаимодействия при выполнении программных мероприятий.

Второй этап предусматривает реализацию мероприятий на основе результатов первого этапа с учетом отраслевых, социальных и территориальных приоритетов.

4. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий представлена шестью направлениями (разделами).

Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи.

Направление I содержит перечень мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства, и анализу регионального законодательства.

Направление II определяет условия, источники, участников и технологии реализации приоритетных мероприятий, предусмотренных в рамках направления III. Учитывая дефицитность бюджетов всех уровней, основной акцент в данном разделе сделан на развитие прогрессивных механизмов привлечения внебюджетных ресурсов. Таким образом закладывается основа, позволяющая после 2001 года создать условия для ресурсного обеспечения малого предпринимательства за счет внебюджетных источников. В качестве приоритетных направлений в данном разделе выделены: новые (посткризисные) схемы работы с кредитно - финансовыми организациями, предусматривающие содействие реструктуризации банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов; гарантийные механизмы кредитно - инвестиционной поддержки малых предприятий, предусматривающие создание национальной системы гарантирования частных инвестиций в сферу малого бизнеса, их экономическую защиту; различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций; системы самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитование; франчайзинг; участие малых предприятий в поставках продукции для государственных нужд и в инвестиционных конкурсах, финансируемых из Бюджета развития Российской Федерации.

Направление III определяет следующие приоритетные отрасли и сферы деятельности, в которых на период реализации Программы будет стимулироваться развитие малого предпринимательства: агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции; малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления; малая строительная индустрия; транспорт и транспортно - экспедиционная деятельность; дорожное хозяйство и придорожный сервис; почтово - информационный сервис; инновационная сфера; общественное питание и сфера услуг.

Этот выбор обусловлен тремя основными причинами. Во-первых, статистические данные свидетельствуют о том, что структура малого бизнеса как в России, так и во всем мире представлена именно этими отраслями (торговля, общественное питание, строительство, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, наука и связь), в то время как в других сферах экономики малый бизнес не так привлекателен. Во-вторых, предлагаемая структура хорошо согласуется со структурой платежеспособного спроса населения.

В-третьих, специфика данных приоритетов позволяет создать наибольшее количество рабочих мест при дефиците времени и ресурсов. Каждое из представленных направлений подлежит уточнению в процессе планирования и согласования с государственными заказчиками соответствующих федеральных целевых программ. По своей сути настоящее направление Программы носит межпрограммный и межведомственный характер, так как представленные мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства могут осуществляться в качестве составных частей федеральных целевых и межведомственных программ.

Направление IV нацелено на пересмотр существующей институциональной системы: мониторинг действующих элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, преодоление необоснованного дублирования деятельности государственных и пользующихся финансовой поддержкой государства субъектов инфраструктуры, их перепрофилирование с целью более рационального использования. В этой связи становится актуальным распространение в регионах Российской Федерации наиболее передового регионального опыта по развитию системы поддержки малого предпринимательства (г. г. Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород, Великий Новгород,

Екатеринбург, Самара, Томск, Казань и др.).

Кроме того, реализация мероприятий предусматривает интеграцию и взаимодействие уже существующих информационных систем обеспечения малого предпринимательства.

Направлением V предусмотрены мероприятия по научно - методическому и кадровому обеспечению, а также взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности. Помимо мероприятий, носящих адресный характер (в соответствии с приоритетными направлениями), предусмотрены мероприятия, имеющие межведомственный и межпрограммный характер

(например, мероприятия Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы).

Направление VI. В рамках этого направления осуществляются мероприятия по международному сотрудничеству в сфере поддержки малого предпринимательства.

В Программу включены мероприятия по выполнению

Межгосударственной программы поддержки малого предпринимательства в рамках Содружества Независимых Государств, утвержденной решением

Совета глав правительств Содружества Независимых Государств в г. Ялте 8 октября 1999 года, а также мероприятия, способствующие привлечению иностранных инвестиций в сферу малого предпринимательства и расширению экспортных возможностей малых предприятий через участие в деятельности межправительственных комиссий по торгово - экономическому сотрудничеству с зарубежными странами.

Кроме того, реализация отдельных мероприятий Программы предполагает взаимодействие с Европейским Союзом (Программа

ТАСИС), Всемирным банком и другими международными организациями поддержки предпринимательства (приложение N 2).

5. Ресурсное обеспечение Программы

Средства, планируемые Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства к рефинансированию, составляют 40 млн. рублей ежегодно. В 2001 году предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в объеме 90 млн. рублей. Эта сумма будет уточнена при формировании федерального бюджета на 2001 год. Средства

Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - по 80 млн. рублей ежегодно - направляются на поддержку предпринимательских инициатив безработных граждан, обеспечение их занятости.

Кроме того, реализация мероприятий Программы может осуществляться на условиях долевого финансирования в случае привлечения средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств внебюджетных финансовых источников, собственных средств субъектов малого предпринимательства.

Привлечение этих средств осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, контрактов в ходе реализации Программы. В связи с этим при разработке Программы объем привлеченных средств предварительно не планируется. Объем привлеченных финансовых средств будет зависеть от успеха применения разработанных в рамках

Программы финансовых технологий.

В числе потенциальных участников долевого инвестирования в проекты малого бизнеса Программой предусмотрены государственные заказчики других федеральных (межведомственных) программ.

В ходе реализации Программы финансовые технологии позволят привлечь к инвестициям внебюджетные ресурсы, а производственная деятельность субъектов малого предпринимательства не только окупит инвестиции в относительно сжатые сроки, но и позволит получить на рынке более устойчивый малый бизнес с собственным капиталом и налаженными схемами доступа к заемным средствам на рынке.

Распределение ассигнований из федерального бюджета и из внебюджетных фондов на реализацию Программы

(млн. рублей)

----------------------------------------------------------------

| Разделы |Ассигнования|Средства Фе-| Средства |

| программных | из |дерального |Государственного|

| мероприятий |федерального|фонда под- |фонда занятости |

| | бюджета |держки мало-| населения |

| | |го предпри- | Российской |

| | |нимательства| Федерации |

| |------------+------------+----------------|

| | 2000 | 2001| 2000 |2001 | 2000 | 2001 |

| | год | год | год | год | год | год |

|-------------------+------+-----+------+-----+--------+-------|

|I. Нормативно - | - | - | - | - | - | - |

|правовое | | | | | | |

|обеспечение | | | | | | |

| | | | | | | |

|II. Развитие | - | 29,8| 20 | 20 | - | - |

|прогрессивных | | | | | | |

|финансовых | | | | | | |

|технологий | | | | | | |

| | | | | | | |

|III. Реализация | - | 41,5| 20 | 20 | - | - |

|приоритетных | | | | | | |

|направлений | | | | | | |

|развития | | | | | | |

| | | | | | | |

|IV. Повышение | - | 1 | - | - | - | - |

|эффективности | | | | | | |

|инфраструктуры и | | | | | | |

|информационных | | | | | | |

|систем | | | | | | |

| | | | | | | |

|V. Научно - | - | 16,4| - | - | 80 | 80 |

|методическое и | | | | | | |

|кадровое | | | | | | |

|обеспечение | | | | | | |

| | | | | | | |

|VI. Международное | - | 1,3| - | - | - | - |

|сотрудничество в | | | | | | |

|сфере малого | | | | | | |

|предпринимательства| | | | | | |

| | | | | | | |

|Всего | | 90 | 40 | 40 | 80 | 80 |

| | | | | | | |

----------------------------------------------------------------

--------------------------------

Сумма уточняется при формировании федерального бюджета на

2001 год.

6. Организация управления Программой и механизм ее реализации

Государственный заказчик Программы - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства - совместно с Министерством

Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства размещает государственный заказ, подготавливает обоснования, соглашения, договоры и проводит необходимые мероприятия по их выполнению в соответствии с методической документацией, регламентирующей порядок реализации

Программы.

Межведомственную и межгосударственную координацию и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Оперативное управление и координацию в ходе выполнения Программы осуществляют рабочие группы по разделам Программы, в состав которых входят представители Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, а также министерств, ведомств и организаций, подписавших соглашения и договоры на участие в выполнении мероприятий Программы. При необходимости государственный заказчик по согласованию с Министерством

Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства может создать иные органы управления

Программой.

С целью повышения ответственности федеральных органов исполнительной власти за реализацию государственной поддержки малого предпринимательства, проводимой в рамках принятых федеральных целевых программ, государственные заказчики этих программ в своих бюджетных заявках на очередной год отдельно выделяют ассигнования из федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства.

Основным механизмом реализации Программы является утверждение ежегодных планов выполнения программных мероприятий и заключение государственных контрактов (договоров) с исполнителями отдельных мероприятий. Исполнители работ (услуг) определяются на конкурсной основе. Для этих целей государственный заказчик Программы совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями разрабатывает регламент проведения конкурсного отбора по той или иной тематике.

Выделение средств из федерального бюджета исполнителям работ в рамках мероприятий Программы будет осуществляться на конкурсной основе.

Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.

Параллельно с этим осуществляется реализация мероприятий направления II, связанных с практическим внедрением прогрессивных финансовых технологий, позволяющих привлекать внебюджетные ресурсы и осуществлять финансирование программных мероприятий, снижая тем самым нагрузку на бюджеты различных уровней.

Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях правления и попечительского совета Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и расширенных заседаниях коллегии Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

7. Оценка эффективности от реализации Программы

К концу 2001 года после выполнения программных мероприятий мерами государственной поддержки должны быть охвачены от 200 до

250 тыс. малых предприятий.

В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается обеспечить условия для сохранения действующих и вновь созданных малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица, позволяющие увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства до 8,5 млн., обеспечив при этом источниками доходов до 30 млн. человек.

Предполагается, что по завершении мероприятий Программы общий вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт увеличится до 12 процентов.

Приложение N 1 к Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ НА 2000 - 2001 ГОДЫ

-------------------------------------------------------------------------
------------

| N |Наименование| Результативность | Исполнитель |Срок |
Стоимость |

| п/п |мероприятия | | мероприятия |испол-
|(млн. рублей)|

| | | | |нения |--
-----------|

| | | | |меро- |
2000 | 2001 |

| | | | |приятия| год | год |

|------------------------------------------------------------------------
-----------|

| I. Нормативно - правовое обеспечение малого

|

| предпринимательства

|

|

|

|I.1 |Анализ зако-|разработка предложений по|МАП России |2000 - |

| |

| |нодательных |совершенствованию |Минэкономики |2001 |

| |

| |актов Рос-|нормативно - правовой|России |годы |

| |

| |сийской Фе-|базы поддержки малого|Минфин России | |

| |

| |дерации, |предпринимательства, |Федеральный | |

| |

| |нормативных |разработка концепции|фонд поддержки | |

| |

| |правовых ак-|формирования правового|малого | |

| |

| |тов феде-|поля государственной|предпринима- | |

| |

| |ральных ор-|поддержки малого|тельства | |

| |

| |ганов испол-|предпринимательства |(далее - ФФПМП)| |

| |

| |нительной | | | |

| |

| |власти в| | | |

| |

| |части, каса-| | | |

| |

| |ющейся госу-| | | |

| |

| |дарственной | | | |

| |

| |поддержки | | | |

| |

| |малого | | | |

| |

| |предпринима-| | | |

| |

| |тельства | | | |

| |

| | | | | |

| |

|I.2 |Разработка | | | |

| |

| |проектов | | | |

| |

| |федеральных | | | |

| |

| |законов: | | | |

| |

| | | | | |

| |

|I.2.1 |о защите|определение статуса|МАП России |2000 |

| |

| |прав и за-|общественных организаций,|Минэкономики |год |

| |

| |конных инте-|обеспечивающих поддержку|России | |

| |

| |ресов предп-|малого |Минфин России | |

| |

| |ринимателей |предпринимательства, |Минтранс | |

| |

| | |закрепление их прав и|России | |

| |

| | |обязанностей, |Минсельхозпрод | |

| |

| | |предоставление им прав|России | |

| |

| | |представлять интересы|Миннауки | |

| |

| | |субъектов малого|России | |

| |

| | |предпринимательства в|ФФПМП | |

| |

| | |государственных органах и|Торгово - | |

| |

| | |органах судебной системы,|промышленная | |

| |

| | |обеспечение их участия в|палата | |

| |

| | |реализации |Российской | |

| |

| | |антимонопольной политики |Федерации (по | |

| |

| | | |согласованию) | |

| |

| | | |(далее - ТПП | |

| |

| | | |России) | |

| |

| | | | | |

| |

|I.2.2 |об обществах|обеспечение условий|МАП России |2000 |

| |

| |взаимного |микрокредитования малого|Минэкономики |год |

| |

| |кредитования|и среднего|России | |

| |

| | |предпринимательства, |Минфин России | |

| |

| | |снижение уровня залогов и|Минсельхозпрод | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5