бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблема Курильских островов в отношениях СССР/России и Японии во второй половине XX-нач. XXI вв. бесплатно рефераты

Проблема Курильских островов в отношениях СССР/России и Японии во второй половине XX-нач. XXI вв.

Окон­чание Второй Мировой Войны стало поворотным пунктом в истории развития советско/российско-японских отношений и правового статуса Курильских островов, проблема которых являлась камнем преткновения на протяжении второй половины XX века между двумя государствами.

К началу Второй Мировой Войны под су­веренитетом Японии находились все Курильские острова, включая и четыре спорных острова (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи), а также весь остров Сахалин, так как в 1920 году Япония силой захватила и северную часть острова. Международно-правовые документы, выработанные в течение и после Второй Мировой Войны, коренных образом изменили ранее существовав­шую ситуацию. К таким документам можно отнести:

1. Англо-американскую декларацию  (Атлантическую хартию) от 14 августа 1941 г., к которой  СССР присоединился 24 сентября 1941 г.;

2. Каирскую декларацию от 1 декабря 1943 г.;

3. Крымское (Ялтинское) соглашение от 11 февраля 1945 г.;

4. Потсдамскую декларацию от 26 июля 1945 г.;

5. Акт о капиту­ляции Японии от 2 сентября 1945 г.;

6. Сан-Францисский мирный договор от 8 сентября 1951 г.;

7. Совместную декларацию СССР и Японии от 19 октября 1956 г., а также некоторые другие договоренности.

Соглашение трёх Великих Держав по вопросам Дальнего Востока было подписано 11 февраля 1945 года руководителями СССР, США и Бри­тании на Крымской (Ялтинской) конференции, проходившей с 4 по 11 февраля 1945 года. Данное Соглашение носило секретный характер и было впервые опубликовано в феврале 1946 г. Крымское соглашение предусматривало, что «Руководители трех Великих Держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Британии - согласились в том, что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне Союзников при условии: а) возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалин и всех при­легающих к нему островов... 3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов». ...Главы Правительств Трёх Великих Держав согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией».

Таким образом, по настоящему Соглашению СССР обязался вступить в войну против Японии, а США и Британия обязались удовлетворить пре­тензии СССР на Курильские острова и южную часть о. Сахалин, то есть, по крайней мере, признать суверенитет СССР над вышеназванными терри­ториями. Необходимо обратить внимание на неточность употребления термина «пе­редача», так как речь может идти лишь о требовании к Японии пере­дать Советскому Союзу данные территории либо о признании США и Британией суверенитета СССР над ними.

Потсдамская декларация была принята 26 июля 1945 года в форме Заявления глав правительств США, Британии и Китая в ходе рабо­ты Берлинской (Потсдамской) конференции, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945 года. Декларация предусматривала положение о том, что «условия Каирской декларации будут выполнены, и японский суве­ренитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и те­ми менее крупными островами, которые мы укажем». Последние слова иллюстрируют правовые следствия принципа полной и безоговорочной капитуляции – утратой Японией международной правосубъектности и права обсуждать условия мира. На основании этих документов военная администрация США в Японии направила директиву №677 от 29 января 1946 г. с указанием, что из-под японской юрисдикции исключаются все Курильские острова, включая Сикотан и Хабомаи. Советский Союз присоединился к Потсдамской декларации 8 августа 1945 года.

Акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 года. Он предусматривал безоговорочную капитуляцию всех японских вооружен­ных сил и содержал обязательство Японии о выполнении ею условий Потсдамской декларации: «Настоящим мы даём обязательство, что япон­ское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которых в целях осуществления этой декларации потребует верховный командующий союзных держав или любой другой назначенный союзными державами представитель».

Сан-Францисский мирный договор был подписан 8 сентября 1951 года (вступил в силу 28 апреля 1952 г.) в ходе работы Сан-Францисской Конференции, проходившей с 4 по 8 сентября 1951 г. с участием представителей 51 государства. В данном Договоре юридически закреплён отказ Японии от прав и притязаний на некоторые территории, что явля­ется мерой ответственности последней за совершение актов агрессии. Достаточно своеобразной является конструкция статей Дого­вора о территориальных разграничениях. Так, в ст. 2 вышеназванно­го Договора указывается: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портс­мутскому Договору от 5 сентября 1905 года».

Япония признала также «полную силу всех договоров заключенных Со­юзными Державами в настоящее время или в будущем, для прекращения состояния войны, начатой 1 сентября 1939 года, а также любые другие соглашения Союзных Держав, заключённые для восстановления мира или в связи с восстановлением мира». Советский Союз, а также Польша и Чехословакия, принимавшие участие в мирной Конференции, Сан-Францисский договор не подписали. В Ноте Правительству США о мирном договоре с Японией от 10 июня 1951 года от­мечалось, что  «как для Советского Союза, так и для других стран, за­интересованных в обеспечении прочного мира на Дальнем Востоке, важ­нейшее значение имеет вопрос о том, чтобы Япония не стала снова аг­рессивным государством, чтобы предупредить возрождение японского ми­литаризма».  СССР считал, что в американском проекте этого не гаранторовалось.

Из текста Сан-Францисского мирного договора ясно следует указание на государство, к которо­му переходят Южный Сахалин и Курильские острова, поскольку послед­ние указаны в одном пункте с Сахалином, который возвращался Советс­кому Союзу как государству, являвшемуся владельцем данного острова до заключения Портсмутского договора, а также потому, что сама конст­рукция Договора 1951 г. такова, что отходящие от Японии территории группируются в нём в зависимости от того, какому государству они должны принадлежать.

Примечателен, тот факт, что в от­вете Премьер-министра Японии С. Иосиды на запрос члена специального комитета по мирному договору и договору безопасности Палаты Предс­тавителей японского парламента Эйити Нисимура от 17 октября 1951 г. о целесообразности постановки вопроса о правах Японии на Курильские острова и Южный Сахалин перед международным судом подчеркивалось: «Согласно положению, содержащемуся в мирном договоре, Япония отказа­лась от суверенитета и правооснований на Курильские острова, Сахалин и другие территории… понятие Курильские острова, фигурирующее в договоре, включает все острова, как северные, так и южные… Следовательно, я думаю, что в отно­шении того, как с ними поступить, Япония не имеет теперь права вмеши­ваться». В ответ на упрёки националистов, Нисимура ответил в Парламенте, что «утрата суверенитета влечёт для Японии и потерю права высказываться по поводу конечной принадлежности территории».

В тот же день, 8 сентября 1951 года, между США и Японией был заключён Договор Безопасности. В силу статьи 1 указанного Договора «Япония предоставляет и Соединённые Штаты Америки принимают, по вступлении в силу мирного Договора и настоящего Договора, право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи неё». 

Фактически же Курильские острова были полностью заняты советскими войсками летом 1945 г. 18 августа 1945 г. они высадились на остров Шумшу, тем са­мым начав операцию по освобождению от Японии Курильских островов, которая завершилась занятием острова Кунашир. Группа островов  Хабомаи была занята 2-4 сентября 1945 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г. вся земля, включая недра и воды, на территории Южного Сахалина и Курильс­ких островов была объявлена государственной собственностью СССР с 20 сентября 1945 г. и на этой территории образовывалась Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР. Указом Пре­зидиума Верховного Совета СССР от 2 января 1947 г. была образова­на самостоятельная Сахалинская область «включающая весь Сахалин и Курильские острова».

Поворотной вехой в отношениях СССР и Японии стало 19 октября 1956 г., была одобрена Совместная декларация СССР и Японии. Она предусматривала положение о том, что СССР, «идя навстречу пожеланиях Японии и учитывая интересы японского государ­ства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». Данная Декларация была ратифицирована Президиумом Верховного Сове­та СССР и Правительством Японии 8 декабря 1956 года в качестве меж­дународного договора и вступила в силу 12 декабря 1956 года в день обмена ратификационными грамотами. Являясь источником международ­ного права, Декларация носит юридически обязательный характер для обеих сторон. Кроме вышеназванного обязательства СССР, Декларация констатировала прекращение юридического состояния войны между СССР и Японией, установление дипломатических и консульских отношений, необходимость развития сотрудничества. Таким образом, совместная советско-японская декларация 1956 г. пред­ставляла собой одностороннюю добровольную уступку части территории СССР Японии ради установления с ней нормальных дружественных отно­шений и стабильности на Дальнем Востоке. Из текста Декларации сле­дует, что факт заключения мирного договора повлечёт юридическое обязательство России как продолжателя СССР фактически передать остров Шикотан и острова Хабомаи японской стороне.

По итогам официального визита в СССР Премьер-министра Японии Какуэя Танаки 10 октября 1973 г. было принято совместное советско-японское заявление, которое было подписано с советской стороны Председателем Совета министров СССР А.Н. Косыгиным и министром иностранных дел А.А. Громыко, а с японской - Премьер-министром Японии К. Танакой и министром иностранных дел А. Охирой. Данный визит явился важной вехой в деле нормализации и укрепления советско-японских отношений, в особенности после подписания Совмест­ной декларации 1956 года. В указанном Заявлении подчёркивалось: "Сознавая, что урегулирование нерешённых вопросов, оставшихся со времён Второй Мировой Войны, и заключение мирного договора внесёт вклад в установление подлинно добрососедских и дружественных отно­шений между обеими странами, стороны провели переговоры по вопросам, касающимся содержания мирного договора. Обе стороны договорились продолжить переговоры о заключении мирного договора между обеими странами в соответствующий период 1974 года».  Стороны также обме­нялись мнениями относительно путей расширения экономического сот­рудничества между СССР и Японией, которое должно осуществляться в возможно более широких областях на основе принципов взаимной выго­ды и равенства. В ходе визита японского Премьера помимо Совместно­го заявления министрами иностранных дел обеих стран были подписаны также Соглашение между правительством СССР и правительством Японии о научно-техническом сотрудничестве; письма об обмене учеными и научными работниками, о распространении информационных материалов, об обмене официальными печатными изданиями, а также Конвенция между правительством СССР и Японии об охране перелётных птиц и птиц, на­ходящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания.

Переговоры и консультации проводились также в ходе официального визита в СССР министра иностранных дел Японии К. Миядзавы 15-17 января 1975 г., официального визита в Японию министра иностранных дел СССР А.А. Громыко 9-13 января 1976 г.

Несмотря на это переговоры о заключении мирного договора между СССР и Японией носили непостоянный характер и осложнялись глубокими про­тиворечиями в подходах к урегулированию территориального спора. Вплоть до начала 1990-х гг. позиция советского правительства относительно территориальных претензий Японии твердо состояла в том, что «территориальный вопрос между СССР и Японией решён и закреплён соответствующими международными соглашениями, которые должны соблюдаться». Наиболее чётко эта позиция была официально изложена заместителем министра иностранных дел СССР Игорем Рогачёвым. В статье, опубликованной в «Известиях» 24.04.1989 на основе подробного анализа фактов и документов он пришёл к выводу, что:

а) приоритет открытия и освоения Южных Курил принадлежит нашей стране;

б) в то время, когда эти острова принадлежали Японии, она использовала их как плацдарм для агрессии в отношении соседних государств, в частности, для нападения на Перл-Харбор в 1941 г. и на советские мирные суда в течение Второй Мировой Войны, когда действовал советско-японский пакт о нейтралитете;

в) Япония как государство-агрессор во Второй Мировой Войне на основании решений стран-победительниц была лишена части территории, в том числе и всех Курильских островов, в качестве наказания за эту агрессию;

г) пересмотр этих решений будет означать пересмотр итогов Второй Мировой Войны, что «...чревато потенциальной опасностью внесения ненужных деструктивных элементов».

В то же самое время было подтверждено стремление Советского Союза развивать сотрудничество на основе равенства и взаимной выгоды, а также «зафиксировать послевоенные границы между Советским Союзом и Японией».

Начало признание наличия территориального спора нашей страной и акцент на переговоры с Японией как на главное средство разрешения терри­ториальной проблемы приходится приблизительно на 1988 - 1990 гг. Данный период характеризовался некоторым сближением позиций двух стран по рассматриваемое вопросу. Ещё в январе 1986 г. состоялся первый визит  министра иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе в Японию. В декабре 1988 года в ходе вто­рого официального визита была достигнута договоренность о возобновлении официальных переговоров о заключении мирного договора, причём не на временной, а на постоян­ной основе (как это было в 1955-1956 гг.). Для этих целей в 1988 году была создана специальная постоянно действующая рабочая группа, которая фактически начала работу с марта 1989 года. А 29 апреля 1989 г. заместитель министра иностранных дел СССР И.А. Рогачев и заместитель министра иностранных дел Японии Т. Курияма провели в Москве второе заседание постоянно действующей рабочей группы по мирному договору между СССР и Японией. 18-19 декабря 1989 г. такая же встреча и заседание состоялись в Токио. Тем не менее, данный этап олицетворял собой и существенные противо­речия в позициях и подходах двух государств к урегулированию тер­риториальной проблемы. Японская сторона продолжала настаивать на том, что наша страна незаконно оккупировала Курильские острова. Эта позиция была выражена, например, в заявлении Каби­нета министров Японии от 19 сентября 1989 г., в котором речь шла о фактическом запрете поездок японских граждан на Курильские остро­ва.

Ускорение подготовки мирного договора и существенное расширение научно-технического и иного сотрудничества между Россией и Японией продолжалось приблизительно весь 1991 год.

Начальная фаза данного этапа была заложена в ходе официального ви­зита в СССР министра иностранных дел Японии Таро Накаямы 21-23 января 1991 г. и официального визита в Японию министра иностран­ных дел СССР А.А. Бессмертных 29-31 марта 1991 г., во время кото­рых министры продолжили переговоры, касающиеся заключения советско-японского мирного договора. Была достигнута договоренность о прове­дении очередного заседания рабочей группы по данному вопросу в фев­рале 1991 года.

Главным событием этого этапа стал официальный визит в Японию Прези­дента СССР М.С. Горбачёва 16-19 апреля 1991 г., в ходе которого было принято Совместное советско-японское заявление от 18 апреля 1991 г. и подписан целый ряд советско-японских документов. Совместное заявление констатировало, что «Президент СССР М.С. Гор­бачёв и Премьер-министр Японии Тосики Кайфу провели обстоятельные и углубленные переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся раз­работки и заключения мирного договора между СССР и Японией, включая проблему территориального размежевания, с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп». Было отмечено, что «мирный договор должен стать документом окончательного послевоенного урегулирования, включая раз­решение территориальной проблемы, открыть долгосрочную перспективу советско-японских отношений на дружественной основе, исключить нане­сение ущерба безопасности другой стороны». Совместное заявление подчеркнуло «первостепенную важность ускорения работы по заверше­нию подготовки мирного договора, ...используя весь позитив, который накоплен в двусторонних переговорах в разные годы, начиная с 1956 года, когда СССР и Япония совместно декларировали прекращение состоя­ния войны и восстановление дипломатических отношений между ними».  Заявление являлось беспрецедентным, поскольку, во-первых, СССР признавал наличие самого факта территориальной проблемы и, во-вторых,  речь в нём шла не о двух спорных островах, а о всех четырёх – Хабомаи, Шикотане, Кунашире и Итурупе.

Страницы: 1, 2