бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Приватизация государственной и муниципальной собственности бесплатно рефераты

Указом Президента РФ от 21 мая 1999 г. № 632 «Об особен­ностях   применения  Основных  положений  государственной программы приватизации  государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом  Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535» установлено: Основные положения го­сударственной   программы приватизации применяются при проведении приватизации объектов муниципальной собственности, в том числе земельных участков, в случаях, если населением муниципальных образований непосредственно или органами местного самоуправления, действующими в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации», не определены другие порядок и условия приватизации таких объектов.

3. Во всем мире отмечается огромный вред, причиняемый предпринимательской деятельностью окружающей среде. С 12 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В нем закреплено главное условие: при приватизации и национализации имущества должны обеспечиваться проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде. Федеральный закон касается, но сути, всех участников социального общения:  физических и юридических лиц,  Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Он обязывает нас всех прежде всего осуществлять деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды. Далее, Федеральный закон определил систему принципов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих воздействие природную среду. Наконец, Федеральный  закон установил  строгую  юридическую ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

4. Решающее значение на ближайшие годы для судеб российской   приватизации   будет   иметь   Федеральный   закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Федеральный закон о приватизации 2001 г.), который вступил в действие с 26 апреля 2002 г.  Он без  преувеличения знаменует качественно новый этап в осуществлении этого важнейшего мероприятия. Федеральный закон обобщил лучшие достижения правового регулирования   приватизации   государственного   и   муниципального имущества, вобрал оправдавшие себя на практике правовые нормы из многих сотен актов различной юридической силы, изданных в последние 10 лет, о которых говорилось в начале настоящего параграфа. С определенной долей условности Федеральный закон о приватизации 2001 г. можно отнести к актам кодификационного уровня.

Немалое практическое значение имеет четкое закрепление сферы действия Федерального закона. В нее входят не только отношения, возникающие непосредственно при приватизации государственного и муниципального имущества, но также отношения, связанные с управлением этим имуществом.

Подобно прежнему Федеральному закону о приватизации, Федеральный закон о приватизации 2001 г. не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы; природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда; государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации; государственного и муниципального имущества на основании судебного решения и некоторые другие. Отчуждение  указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

 Федеральный закон о приватизации 2001 г., наконец, структурировал законодательство Российской Федерации о приватизации, выделив в нем три среза: законодательство Российской Федерации; законодательство ее субъектов; регулирование приватизации муниципального имущества.

 Федеральный закон четко разграничил полномочия различных органов государственной власти при проведении приватизации: Президента РФ, Государственной Думы и Правительства РФ.

5. Большой вклад в создание нормативно-правовой основы приватизации внес Президент РФ, реализуя предоставленные ему V Съездом народных депутатов РФ дополнительные полномочия по изданию указов, равных по юридической силе законам. Число приватизационных указов велико, а значение неодинаково, поэтому их изучение и практическая реализация предполагают классификацию.

Указы Президента РФ подразделяются на две группы. В первую входят акты, содержащие общие правила приватизации. Именно такие акты дали первый импульс широкомасштабной приватизации.

В этой группе нормативных указов Президента РФ особо следует выделить те, которыми утверждались типовые акты, регулирующие порядок создания и функционирования возникавших в ходе  приватизации   новых  организационно-правовых форм юридических лиц, не известных прежней нашей экономике.

Вторая группа указов касается проблем приватизации, не носящих общего характера. Это указы, посвященные: отдельным отраслям народного хозяйства, конкретным предприятиям, отдельным территориям.

6. Обилием правотворчества отличался особый федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом, который вначале именовался Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом. Он, в частности, имел право разрабатывать и издавать нормативные акты, регулирующие процесс приватизации, и давать разъяснения о применении приватизационного законодательства.

Среди актов Госкомимущества России значительное место занимают  нормативные  документы,   регулирующие   переход права собственности на объекты приватизации от продавца к покупателю и управление приватизируемым имуществом.

Иногда Государственный комитет, исходя из общенормативных указов Президента РФ, непосредственно сам определял специфику приватизации тех или иных объектов.

Естественно, Государственный комитет РФ широко использовал свои возможности по толкованию приватизационных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, также носивших нормативный характер.

Министерства и ведомства, кроме актов, принимаемых совместно с федеральным органом по управлению государственным имуществом, издают приватизационные акты также самостоятельно. По необходимости это делают те из них, которые управляют подлежащими приватизации предприятиями.

7. Субъекты РФ в соответствии с федеральным законодательством принимают нормативные правовые акты — законы и другие, действие которых распространяется на приватизацию собственности соответствующего   субъекта   Федерации.  Так, Московская городская Дума приняла Закон от 11 апреля 2001г. «О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы». Акты о приватизации  муниципальной  собственности принимают органы местного самоуправления. Такие же акты издает администрация подлежащих приватизации государственных и муниципальных предприятий.  

8. Такова сложившаяся ныне нормативно-правовая основа приватизации государственной и муниципальной собственности.

Федеральный закон о приватизации 2001 г. обязал Прези­дента РФ и Правительство РФ привести свои нормативные правовые акты в соответствие с новым Законом. Срок завершения этой работы, к сожалению, не указан. Несомненно, соответ­ствующую работу придется осуществить и другим субъектам приватизационного правотворчества. Кроме того, в Федеральном законе содержатся поручения Правительству РФ, отдельным министерствам принять нормативные акты, направленные на реализацию ряда положений Федерального закона.

Общая оценка этой нормативно-правовой основы приводит к выводам о том, что:

а) в нашей стране до сих пор не сложилось единой нормативно-правовой основы приватизации государственной и муниципальной  собственности.  

б) все нормативные правовые акты, касающиеся приватизации
подразделяются на специально и в полном объеме предназначенные для регулирования процесса приватизации и те, в содержание которых вкраплены лишь отдельные приватизационные нормы;

в) нормативно-правовая основа приватизации включает нор­мы различных отраслей права. При вхождении в приватизационное правовое поле в особом внимании нуждается разграничение «работы» на нем гражданского законодательства и законодательства приватизационного

г) при изучении и применении приватизационного законодательства полезно проследить динамику легального определения понятия приватизации государственной и муниципальной собственности. Будучи сначала весьма расплывчатым, определение постепенно обретало нужную четкость и ясность

д) Федеральный закон 2001 г. несомненно займет особое место в истории правового регулирования российской приватизации. Именно с ним связано то важнейшее обстоятельство, что приватизация стала проводиться не по указному праву, а по праву закона.

_____ Правовое регулирование процесса приватизации.


1. Процесс — понятие многозначное. Он свойствен как явлениям природы, так и развитию общества. Вне процесса немыслима никакая управленческая деятельность. Применительно к управлению общественными отношениями процесс означает такую организацию дела, когда достижение стоящей цели опосредуется прохождением определенных стадий (ступеней). По общему правилу, в движении процесса недопустимы разрывы, перепрыгивание через ту или иную стадию: каждая последующая из них должна  логически  и  фактически   вырастать  из  предыдущей, опираясь на нее.

Процесс есть неотъемлемое качество правового регулирова­ния — любая юридическая норма реализуется в более или менее сложных процессуальных нормах, закрепленных в соответствующих правовых актах. Ответственейшую роль процесс играет в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления  по применению  материального  права.  Уголовно-процессуальный кодекс РФ регулирует деятельность прокурорско-следственных органов и судов общей юрисдикции по поводу совершенных преступлений, Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ — рассмотрение в судах общей юрисдикции и арбитражных судах неуголовных дел (гражданских, административных и др.). Тремя названными зако­нодательными актами, к сожалению, и исчерпывается кодификация процессуальных норм права. Остальные, в том числе регулируюшие деятельность исполнительных органов власти, помещены в тех же актах, что и материальные. Не составляют исключения процессуальные нормы приватизации государствен­ной и муниципальной собственности.

Нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменными. Одни они были, когда шла первоначальная  ускоренная  массовая   приватизация,   и   несколько иными стали сейчас, когда первоначальная приватизация осу­ществляется «штучно», без спешки или речь идет о ранее уже приватизированных объектах, в отношении которых государство или муниципальные образования еще сохранили обязательственные права в виде, скажем, находящегося в их собственности какого-то числа акций, но эти акции они также намерены приватизировать.

Ниже процессуальные нормы рассматриваются вместе с нормами материального права, процессуальными формами реализации которых они являются. Такой подход придает изучению приватизационного законодательства большую стройность.

2. Нормы права о процессе приватизации по традиции, слож­ившейся в юридической науке и практике, целесообразно свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть — отражающие его динамику.

Общая часть включает четыре блока норм права, служащих необходимой предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость.

Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества, закрепленные в ст.2 Федерального закона о приватизации 2001 г.

Приватизация основывается на признании равенства поку­пателей имущества. Этот принцип должен послужить оконча­тельному искоренению встречавшихся ранее случаев, когда предпочтение отдавалось одним лицам, тогда как другие от уча­стия в приватизации оттеснялись.

Принципиально решен вызывавший ранее споры вопрос о том, что конкретно понимать под возмездностью в процессе приватизации. Имущество теперь может отчуждаться за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.

В виде принципа внесена ясность в дискуссию о мере воздействия органов государственной власти на приватизацию муниципального имущества: последняя осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым от имени государства и муниципальных образований доверено осуществлять приватизацию соответственно государственной и му­ниципальной собственности. С самого начала предусматривалась возможность разного рода злоупотреблений в ходе реализации приватизационного законодательства. Это стало одной из при­чин включения непосредственно в процесс приватизации двух государственных органов, один из которых входил в систему исполнительной власти, а второй представлял власть законода­тельную. Участие в приватизации было поделено между ними таким образом, что орган, представляющий законодательную власть, будучи субъектом процесса приватизации на его заключительных стадиях, мог, помимо выполнения других функций фактически проверять законность действий органа исполнительной власти, совершенных на начальных стадиях процесса.

Законодательная власть участвовала на заключительных стадиях процесса приватизации в лице Российского фонда федерального имущества (далее — Фонд, Фонд имущества). Фонд создавался по решению Верховного Совета РСФСР и был подотчетным только ему. Положение о Фонде утвердил Верховный Совет РСФСР

постановлением от 3  июля   1991   г. № 1533-1.  По  Положению Фонд  получил  статус   неправительственного  органа,   который владеет, распоряжается и управляет собственностью России, находящейся в его ведении, и осуществляет ее приватизацию.

Такой статус Фонд имущества имел до конца 1993 г. После упразднения Верховного Совета РФ он стал специализированным финансовым учреждением при Правительстве РФ.

В соответствии с уставом Фонд является федеральным государственным учреждением, осуществляющим на основании законодательства РФ продажу приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также распоряжение и реализацию конфискованного движимого бесхозяйного, изъятого и иною имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Что  касается компетенции  органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по их участию в приватизации, то она определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

 Третий блок приватизационных норм права определяет лиц покупателей государственного и муниципального имущества. Ими могут быть, как следует из ст. 5 Федерального закона о привати­зации 2001 г., любые физические и юридические лица. Запрет установлен для государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, и также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных обра­зований превышает 25%, кроме случаев внесения имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размешенных ими акций, подлежащих привати­зации в соответствии с указанным Федеральным законом.

 Покупатель приходит на рынок приватизации не с пустыми руками. Перечень документов, требуемых от покупателей, и порядок их представления определяет Федеральный закон о приватизации 2001 г. Перечень этот весьма широк и включает общие требования ко всем претендентам (физическим и юридическим лицам) о предоставлении заявки, платежных документов; отдельно физическим лицам — предъявлении документа, удостоверя­ющего личность, и юридическим лицам — представлении нотариально заверенных копий учредительных документов, сведений о доле Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования в уставном капитале и некоторые другие.

 Четвертый блок норм относится к классификации объектов имущества по возможности их приватизации. Прежний подход к объектам был иным. По различным критериям они классифицировались на пять групп.

Сейчас вопрос решается не так, более централизованно — определение объектов приватизации, федеральной собственности сосредоточено в руках Правительства РФ, которое действует при участии Президента РФ и Федерального Собрания РФ. Правительство РФ призвано обеспечить реализацию единой государственной политики в сфере приватизации. Пожалуй, самая примечательная особенность нового подхода — введение строго планирования объектов предстоящей приватизации вместо допускавшихся ранее беспорядочности, суматохи и сумбурности.В планировании предусматриваются следующие элементы.

Непосредственно  в  Федеральном  законе   о   приватизации! 2001 г. выделен состав имущества, приватизация которого не допускается: приватизации не подлежит имущество, отнесение федеральными законами к объектам гражданских прав, обо{ которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а та! же имущество, которое в порядке, установленном федералын ми законами, может находиться только в государственной муниципальной собственности.

Страницы: 1, 2, 3