Приватизация государственной собственности
Приватизация государственной собственности
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИМУЩЕСТВА.................................................................................................. 4
1.1.Понятие и правовые основы
приватизации государственного
имущества в РФ...................................................................................... 4
1.2. История развития приватизации
государственного
имущества в РФ...................................................................................... 6
1.3.Субъекты и объекты приватизации................................................ 10
Глава 2.ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В РФ.. 15
2.1.Основные концепции и
экономическое содержание приватизации государственного имущества............................................................... 15
2.2. Проблемы приватизации в России и
пути их решения................. 19
Глава 3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИМУЩЕСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ........................................................................... 28
3.1.Цели, задачи и принципы
приватизации государственноо имущества в области.............................................................................................................. 28
3.2Прогнозный план приватизации
государственного имущества в Ростовской области.................................................................................................. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................. 60
Введение
В
современном мире процесс приватизации считается составной частью
институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи
Российской Федерации на пути построения демократического, правового,
экономически развитого государства – равноправного партнера ведущих держав мира
оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди
которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ
рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных
собственников.
Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются
поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие
конкуренции.
В этой связи, в
условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось
преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и
разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих
условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы
приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской
приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Процесс
приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас
подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние
десятилетия. В своей работе я постараюсь обозначить основные черты и подвести
итоги этого процесса.
Целью данной работы является
рассмотрение процесса приватизации государственного имущества, выявление
сильных и слабых сторон приватизации в РФ. Для реализации цели были поставлены
и решены следующие задачи:
·
рассмотреть
сущность, понятие приватизации государственного имущества в РФ
·
проследить
за этапами развития приватизации в РФ
·
определить
субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной
собственности
·
выявить
преимущества и недостатки процесса приватизации в РФ
·
раскрыть
экономическую характеристику приватизации
Предмет исследования -
экономические, правовые и организационные процессы приватизации
государственного имущества.
Объект исследования – государственное
имущество как объект приватизации.
ФРРРР
Глава 1.Теоретические аспекты приватизации
государственного имущества
1.1 Понятие и правовые основы приватизации
государственного имущества в РФ
Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального
имущества, ее значения в развитии предпринимательства невозможно в отрыве от
уяснения приватизации в целом. Приватизация как теоретическая и практическая
проблема связана с наличием в обществе особой политической организации –
государства, с устранением негативных последствий его функционирования.
Приватизация, является одним из основных видов разгосударствления, представляет
собой процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов
участников общественных отношений во все большей мере частными институтами
общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его
органами и должностными лицами.
Что касается самого понятие приватизации, то в соответствии со ст.1
Закона «О
приватизации…» под приватизацией государственного и муниципального имущества
понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности
Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц..
Тем самым государственная или муниципальная собственность преобразовывается в
частную. Принципы приватизации отражены в ст. 2 Закона:
- Приватизация
основывается на признании равенства покупателей и открытости деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления;
- Государственное
и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или)
юридических лиц исключительно на возмездной основе;
- Приватизация
муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления
самостоятельно в порядке, предусмотренном законом.
Первый специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в РФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены
ряд изменений и дополнений.
Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об
основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию
различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал
до апреля 2002 года.
В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О
приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в
законную силу 26 апреля 2002 года. Так же официально не отменены:
Государственная программа приватизации государственных и муниципальных
предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и
Основные положения государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом
Президента РФ от 22.07.1994 года). Помимо Федерального Закона и Программы,
правовое регулирование приватизации осуществляется многочисленными подзаконными
актами.
Как мы видим, нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не
оставались неизменны. Нормы права о процессе приватизации целесообразно свести
в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику
процесса приватизации, и во вторую, особенную часть – отражающие его динамику.
Общая часть включает четыре блока норм права, служащих необходимой
предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость. Первый
блок охватывает основные принципы приватизации государственного и
муниципального имущества. Второй блок определяет правовой статус
субъектов, которым от имени государства и муниципальных образований доверено
осуществлять приватизацию соответственно государственной и муниципальной
собственности. Третий блок приватизационных норм определяет лиц –
покупателей государственного и муниципального имущества. Четвертый блок норм
относится к классификации объектов имущества по возможности их приватизации.
Особенная часть включает правовые нормы о динамике процесса приватизации,
выраженной в его стадиях, которые будут рассмотрены отдельно.
В 2003 году Правительство
Российской Федерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизации
федерального имущества на 2004 год, 2005 год и 2006 год и основные направления
приватизации федерального имущества до 2010 г. в соответствии с процедурой и
требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления
федеральным имуществом.
Таким образом, с
формально-правовой точки зрения к настоящему моменту в Российской Федерации
сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу
приватизации государственного имущества.
1.2 История развития приватизации государственного имущества в РФ
1991г. стал годом начала нового этапа в жизни России –
процесса приватизации государственного и муниципального имущества.
Разгосударствление российской экономики было начато с надеждой на скорейшее
появление широкого класса собственников – эффективных управляющих, что в
рыночной экономике является необходимым условием интенсивного развития.
Правовой основой
процесса приватизации были принятые Верховным Советом РСФСР законы «О
приватизации государственного и муниципального имущества предприятий в РСФСР»,
«Об именных приватизационных чеках и вкладах в РСФСР», а также Закон Российской
Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Процесс
приватизации государственного имущества можно условно разделить на три этапа.
Первый этап приватизации государственной собственности, получивший название
чекового (ваучерного), проходил с 1991 по 1994г. С данным этапом связано начало
процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, создание
новой структуры собственности и формирование широкого класса частных
собственников. В приватизацию было вовлечено практически все население России.
Инструментом приватизации послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные
всем гражданам.
Однако именно
этот этап приватизации привел не к формированию широкого класса собственников,
эффективно управляющих своей собственностью, а к возникновению небольшой
прослойки очень богатых собственников, получивших в управление ваучеры, с
помощью которых были приватизированы основные индустриальные объекты России.
Очень часто
процесс приватизации государственного имущества проходил в форме спекулятивной
купли-продажи собственности, что зачастую приводило к разрушению таких крупных
предприятий, как ЗИЛ. Именно к первому этапу приватизации в обществе возникло
негативное отношение.
На первом этапе
приватизация государственного и муниципального имущества производилась четырьмя
способами: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа и
акционирование. В основу выбора способов приватизации был положен размер
предприятия. Малые предприятия, стоимость основных фондов которых составляла
менее 1 млн. рублей, подлежали продаже через аукционы или на конкурсной основе
выставлялись на торги. На средних предприятиях, стоимость основных фондов
которых составляла от 1 млн. рублей до 50 млн. рублей, и крупных предприятиях
со стоимостью основных фондов более 50 млн. рублей приватизация, как правило,
проходила в два этапа. Сначала проводилось акционирование, затем выпускались
акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством
предприятия и другими физическими и юридическими лицами в пропорциях,
определенных коллективами.
На первом этапе
приватизации произошло существенное разгосударствление экономики, поскольку
большая часть объектов малой приватизации была передана в частные руки. Именно
в период проведения чековой приватизации было приватизировано наибольшее
количество объектов. Только за 1993 и 1994гг. было приватизировано почти 65
тыс. предприятий, что составляет около 70% от общего количества
приватизированных объектов. При этом наибольшее количество было приватизировано
предприятий, находившихся в муниципальной собственности. На первом этапе
приватизации государством было реализовано имущества на сумму порядка 2 млрд.
рублей. Из них более 50% – за счет реализации муниципального имущества, 30% –
регионального имущества и 20% – федерального имущества. Основными объектами
приватизации на этом этапе являлись предприятия торговли, общественного
питания, строительные организации, предприятия нефтяного комплекса.
Начало второго
этапа приватизации началось в 1994г. и продолжалось до начала 2002г. Этот этап
приватизации носил качественно новый характер, поскольку главной его целью
являлось обеспечение перехода прав собственности, приобретенных в ходе
первичного распределения, в руки эффективных собственников.
На данном этапе
приватизации предусматривалось, что все предприятия с балансовой стоимостью
основных фондов на 1 января 1994г. свыше 20 млн. рублей, за некоторым
исключением (казенные, запрещенные к приватизации, с иностранным участием),
должны быть преобразованы в акционерные общества открытого типа. Все остальные
предприятия с балансовой стоимостью менее 20 млн. рублей должны
приватизироваться на аукционе либо по коммерческому или инвестиционному
конкурсу.
На этом этапе
было приватизировано около 25 тыс. объектов, что составляет порядка 30% от
общего количества приватизированных предприятий за последние 10 лет. При этом в
этот период происходило сокращение количества приватизированных объектов по
сравнению с предыдущим годом в среднем на 50%.
Меньше всего
приватизированных предприятий было в 1999г. – 1536 единиц. Это связано с
последствиями финансового кризиса августа 1998г., в результате которого
большинство российских граждан и предприятий оказались в тяжелом финансовом
положении и не имели достаточных средств на приобретение объектов недвижимости.
В результате доходы от приватизации государственного имущества в этот и
последующие годы были существенно ниже по сравнению с предыдущими годами. В
2000г. впервые за весь период процесса приватизации произошло увеличение
количества приватизированных объектов по сравнению с предыдущим годом.
Указанный
показатель в 2000г. составил 2274 предприятия, или 148% от количества
приватизированных предприятий 1999г.
На втором этапе
приватизации государство получило более 100 млрд. рублей от приватизации
государственного имущества. При этом большие средства от приватизации имущества
государство получило в 1997г. – 26 млрд. рублей. В общей сложности в течение
последних 10 лет было передано в частную собственность около 90 тыс. объектов,
из которых 20 тыс. – объекты промышленной собственности, большинство из которых
принадлежало машиностроению, легкой и пищевой промышленности. Менее всего в
процесс приватизации были вовлечены предприятия цветной и черной металлургии, а
также объекты электроэнергетики. К настоящему времени практически полностью
завершены процессы акционирования и приватизации предприятий нефтяного
комплекса, химической и нефтехимической промышленности, связи,
лесопромышленного комплекса и медицинской промышленности. Одновременно с
приватизацией предприятий шел процесс бесплатной передачи гражданам жилья, в
котором они проживали. За последние 10 лет гражданами было приватизировано
около 18 тыс. квартир общей площадью около 900 млн. кв. м. Результатом
приватизации стало формирование новой структуры собственности в Российской
Федерации и создание реального фондового рынка корпоративных ценных бумаг,
улучшение качества управления и финансового положения отдельных промышленных
предприятий в результате передачи контрольного пакета акций российским и
иностранным инвесторам, уменьшение бремени содержания государством ряда нерентабельных
и убыточных предприятий.
1.3 Субъекты и объекты
приватизации
Под субъектами приватизации следует понимать продавцов,
покупателей государственного имущества, а также специально созданные
государственные органы. В субъектах России создаются территориальные органы по
управлению государственным имуществом. Основными функциями всех органов по
управлению государственным имуществом являются:
-разработка и
издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих
процесс приватизации, контроль за их выполнением;
-разработка
проекта программы приватизации, контроль за ее реализацией;
-принятие решений
о приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции;
-преобразование
государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества,
выполнение функций учредителя таких обществ от имени РФ;
-осуществление от
имени РФ прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции которого
находятся в федеральной собственности.
Продавцом федерального имущества, в соответствии со ст.6 Закона, по
специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени,
выступает специализированное учреждение и назначенные им представители, которые
владеют переданными ему объектами приватизации до момента их продажи;
осуществляют продажу объектов приватизации; ведут учет подлежащих приватизации
акций хозяйственных обществ, принадлежащих РФ; получают и перечисляют
полученные в результате приватизации федерального имущества денежные средства,
ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении.
Страницы: 1, 2, 3
|