Природоресурсное право
Природоресурсное право
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра экономического права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Природоресурсное право»
студентки III курса дистанционного обучения
Специальность «Менеджмент»
Вариант II
Проверил
преподаватель
МИНСК
2006
СОДЕРЖАНИЕ
Задание 1……………………………………………………………………………….3
Задание 2……………………………………………………………………………….4
Задание 3……………………………………………………………………………….6
Список литературы……………………………………………………………………8
1.
Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Экологическое
и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и
государственного особенно определяется тем, что путем последовательной
реализации требований законодательства относительно распоряжения природными
ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных
воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов
человека и гражданина.
Прежде всего в рамках управления (а затем – с
помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей
среды, и его эффективность.
Вопрос о субъектах управления в данной сфере тесно
связан с вопросом о видах управления. Управление природопользованием и охраной
окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими
лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно
выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и
государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в
соответствии с Конституцией РБ государственными, но они наделяются
государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая
деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере.
Так как в соответствии с экологическим законодательством
задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей
среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание
управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, – тоже
разное. Оно складывается из ряда функций управления. Функция управления
представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны
окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям
относятся:
§
создание системы органов управления в сфере
взаимодействия общества и природы;
§
подзаконное нормотворчество;
§
координация деятельности по управлению природопользованием и
охраной окружающей среды;
§
распоряжение (управление) природными
ресурсами;
§
планирование использования и охраны
природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;
§
экологическое нормирование;
§
экологическая экспертиза;
§
экологическое лицензирование;
§
экологическая сертификация;
§
экологический аудит;
§
наблюдение за состоянием окружающей среды;
§
учет состояния и использования отдельных
природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействии;
§
контроль за использованием и охраной
объектов природы;
§
разрешение в административном порядке споров
о праве природопользования и охраны окружающей среды.
Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют
перечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование,
лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного
управления. Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты
управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными
правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального
природопользования в соответствии с требованиями законодательства.
2. Задача № 1.
Член общества охотников Богданович, находясь на
территории заповедника с ружьем и другим охотничьим снаряжением, неожиданно
столкнулся с волком. Выстрелом в упор охотник застрелил зверя, но был задержан
охраной заповедника. При задержании Богданович заявил, что он стрелял в порядке
самозащиты, кроме того, согласно правилам охоты, истребление волков – одна из
обязанностей охотников, которая не ограничивается никакими правилами и
условиями.
Дайте определение понятию и укажите состав особо
охраняемых природных территорий. Охарактеризуйте виды ответственности за
нарушение законодательства об особо охраняемых территориях. К каким видам
ответственности следует привлечь Богдановича?
Особо охраняемые природные территории – участки земли
(включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными эталонными или
иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое
экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение,
изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых
установлен особый режим охраны и использования.
Категории и виды особо охраняемых природных территорий
определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов,
подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также
уровня государственного управления их функционированием.
Устанавливаются следующие категории особо охраняемых
природных территорий:
§
заповедник;
§
национальный парк;
§
заказник;
§
памятник природы.
Заповедники и национальные парки являются особо
охраняемыми природными территориями республиканского значения.
Заказники памятники природы могут быть особо
охраняемыми природными территориями республиканского или местного значения.
Ответственность
за нарушение законодательства об особоохраняемых природных территориях и объектах.
Лица, виновные в
нецелевом использовании особо охраняемых
природных территорий и
объектов, в том числе:
§
самовольном изменении границ, отводе земель особо охраняемых территорий
и объектов;
§
осуществлении в пределах особо охраняемых природных территорий
и объектов, их защитных
зон запрещенной хозяйственной деятельности;
§
нарушении порядка пользования животным и растительным миром и
нарушении правил их
охраны;
§
нарушении требований разрешений на использование этих
территорий и объектов;
§
порче, повреждении и уничтожении природных комплексов,
зарезервированных для
включения в состав особо охраняемых природных территорий и объектов, - несут
административную или уголовную ответственность в соответствии с
законодательством Республики Беларусь.
Заповедники
и национальные парки должны предъявлять юридическим
и физическим лицам иски о
возмещении ущерба, причиненного нарушением
установленного режима.
По условию задания, охотник находился на территории заповедника с ружьем и другим охотничьим снаряжением. Согласно установленному режиму заповедников, запрещено находиться на территории заповедников с ружьем, или другим оружием. С оружием на территории заповедников могут находиться только работники заповедников. За нахождение на территории заповедника с оружием Богдановича следует привлечь к административной ответственности в виде штрафа, а также лишение прав на охоту, и лишение права на оружие.
3.
Задача № 2.
Гражданин Лебедев на земельном участке, переданном ему в
частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства, выкопал пруд. В
процессе ведения сельскохозяйственных работ Лебедев не выполнял правила
хранения минеральных удобрений, в результате чего водоем подвергся загрязнению.
Гражданин Лебедев был привлечен к административной ответственности за
загрязнение вод, однако свою вину отрицал, мотивируя свои действия тем, что
водоем находится в его собственности.
Имеют ли право частные собственники земель строить пруды
на своих участках? Правомерно ли привлечение к ответственности Лебедева?
В соответствии со статьей 64, пункта 6 Кодекса Республики Беларусь о земле, землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков имеют право в установленном порядке проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы. За несоблюдение правил хранения минеральных удобрений на граждан налагается административное взыскание, предусмотренное Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Также за загрязнение водного объекта путем поступления в него загрязняющих веществ (бытовых, производственных отходов, сточных вод), нарушающих состав и свойства воды, в том числе вследствие эксплуатации неисправных очистных сооружений, нарушений правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и других препаратов. Привлечение к ответственности гражданина Лебедева правомерно, потому что, несмотря на то, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле он имеет право строить на своем земельном участке пруды, он допустил правонарушения в области охраны окружающей природной среды. Ответственность за земельные правонарушения вместе с лицами, не состоящими в земельных правоотношениях, но допустившими нарушения правил пользования и охраны земель, несут субъекты, обладающие правами на землю (землевладельцы, землепользователи и собственники земли). В качестве административных взысканий предусмотрено предупреждение и штраф.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Балашенко С. А., Демичев Д. М. Экологическое
право: учебное пособие. Мн.: Ураджай, 1999.
2.
Закон Республики Беларусь «Об особо
охраняемых природных территориях» от 20 октября 1994 года в редакции от 23 мая
2000 года.
3.
Земельное право: учеб.-метод. комплекс для
студентов заоч. и дистанц. форм обучения специальности «Правоведение»/
Авт.-сост. Н. А. Шингель. – Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. – 118 с.
4.
Кодекс Республики Беларусь о земле от 4
января 1999 года.
5.
Кодекс Республики Беларусь об
административных правонарушениях.
6.
Уголовный кодекс Республики Беларусь.
7.
www.pravo2002.by.ru
|