Предмет и метод трудового права
Для выборных профсоюзных работников
гарантии, обеспечивающие им возможность наиболее полно осуществлять
общественную деятельность, были представлены в Федеральном законе от 12 января
1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности".
Применительно к членам комиссий по
трудовым спорам (КТС) в ст. 171 ТК названа лишь одна гарантия - предоставление
свободного от работы времени для участия в работе КТС с сохранением среднего
заработка. Об этом же ранее говорилось в ст. 235 КЗоТ. Об исчислении среднего
заработка см. ст. 139 ТК.
Как следует из ч. 3 ст. 171, увольнение
членов КТС по инициативе работодателя производится с учетом мнения выборного
профсоюзного органа. В ст. 373 ТК представлен порядок учета мотивированного
мнения выборного профсоюзного органа.
Гарантии выборным работникам, занятым в
государственных органах и в органах местного самоуправления, в Трудовом кодексе
не называются. Их можно найти в первую очередь в федеральных законах,
определяющих статус депутатов государственных органов различных уровней. Так, в
Федеральном законе "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (он
действует в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ) есть ст. 25
"Гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной
Думы", ст. 26 "Права депутата Государственной Думы в случае роспуска
Государственной Думы" и др., в которых подробно освещены гарантии и
компенсации, полагающиеся членам Совета Федерации, депутатам Государственной
Думы и их помощникам.
Условия осуществления лицом, избранным
в законодательный (представительный) орган государственной власти субъектов РФ,
депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, на
профессиональной основе в определенный период, без отрыва от основной
деятельности), в том числе полагающиеся им гарантии и компенсации,
устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ[6].
В соответствии со ст. 8 Федерального
закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" с последующими изменениями
и дополнениями статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных
органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного
самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий, гарантии прав
должностных лиц местного самоуправления определяются в Уставе муниципального
образования. Устав принимается представительным органом местного самоуправления
или населением непосредственно[7].
3. Трудовое право и рынок труда
Основополагающими положениями, регулирующими отношения
граждан в сфере занятости, являются статья 37 Конституции РФ и основанные на
ней законодательные акты: ТК РФ, Закон РФ "О занятости населения в
РФ", Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", а также
ряд других законов. Так в ст.37 Конституции РФ содержится:
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться
своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то
ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального
размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные
трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их
разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому
договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность
рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Отсюда видно, что среди прав, гарантируемых Конституцией,
нет действовавшего в СССР права на труд, т.е. гарантированного права на
занятость. Какие же гарантии в области занятости предоставляет гражданам
российское законодательство, чего конкретно они вправе требовать от органов
государственной власти, обращаясь при необходимости за защитой своих прав в
суд? Ответ на этот вопрос дают положения Закона о занятости. Закон
предусматривает систему гарантий государства его гражданам в области занятости
и социальной поддержки безработных. Приведем эти гарантии. Так, согласно п.1
ст.12 Закона, государство гарантирует гражданам:
-
свободу выбора рода деятельности, в том числе
работы с разными режимами труда;
-
охрану труда, правовую защиту от необоснованного
увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с
законодательством РФ;
-
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и
трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
Что же касается безработных граждан, то для них в п.2 ст.12
приводятся особые гарантии. При этом следует иметь в виду, что здесь речь идет
о тех гражданах, которые зарегистрированы в органе службы занятости в качестве
безработных. Согласно п.2 ст.12, государство гарантирует безработным гражданам:
-
бесплатные профессиональную ориентацию,
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по
направлению органов службы занятости;
-
обеспечение социальной поддержки;
-
компенсацию в соответствии с законодательством РФ
материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую
местность по предложению органов службы занятости;
-
бесплатное медицинское обслуживание и медицинское
освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
-
возможность заключения срочных трудовых договоров
(контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с
учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Статьей 13 Закона предусмотрены дополнительные гарантии
занятости для отдельных категорий населения.
1.Государство обеспечивает дополнительные гарантии
гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в
поиске работы, путем: разработки и реализации целевых программ содействия
занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных
организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для
приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной
ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и
другими мерами.
2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в
соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в
РФ". Механизм введения квоты определяется Правительством РФ.
3. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с
военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право
поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия.
Гарантии социальной поддержки безработных приводятся в
ст.28 Закона.
1. Государство гарантирует безработным:
-
выплату пособия по безработице, в том числе в
период временной нетрудоспособности безработного;
-
выплату стипендии в период профессиональной
подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов
службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
-
возможность участия в оплачиваемых общественных
работах;
-
возмещение затрат в связи с добровольным переездом
в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Время, в течение которого гражданин в установленном законом
порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в
оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по
направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а
также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам,
призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к
военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает
трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
В условиях формирования рынка труда становится правилом
установление размера оплаты труда на основе договорного регулирования
(коллективного и индивидуального), что создает эффект полной свободы основных
партнеров на рынке труда и невмешательства государства в регулирование
заработной платы (кроме нормирования оплаты труда работников, занятых в
бюджетной сфере). Такое положение, казалось бы, дает повод сделать
концептуально важный вывод: рынок труда и принцип равной оплаты за равный труд
- явления, взаимоисключающие друг друга. Однако право на равное вознаграждение
за труд равной ценности без какого бы то ни было различия последовательно
закрепляется в международных актах (во Всеобщей декларации прав человека,
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах) и в
нормах российского законодательства. Что же включается в содержание данного
права? Прежде всего это запрещение дискриминации в оплате труда. Первоначально
основанием для дискриминации в оплате труда, запрещенной международной конвенцией,
стал признак пола. Конвенция N 100 "Относительно равного вознаграждения
мужчин и женщин за труд равной ценности" (1951 г.), ратифицированная СССР
4 апреля 1956 г., распространяет принцип равного вознаграждения мужчин и женщин
за труд равной ценности как на основную заработную плату, так и на всякие иные
вознаграждения, предоставляемые прямо или косвенно в деньгах или в натуре
предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним какой-либо работы. Она
определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение,
определяемое без дискриминации по признакам пола. Затем перечень оснований, по
которым запрещается дискриминация в оплате труда, существенно был расширен.
СССР ратифицировал Конвенцию N 111 "Дискриминация в области труда и занятий"
(1958 г.), в которой дискриминация определяется как "всякое различие,
недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола,
религии, политических убеждений, иностранного происхождения, социального
происхождения (или по любой другой причине, оговоренной государством) и
приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей доступа к труду и
к различным занятиям, а также к профессиональному обучению". Указанные
основания дискриминации признаются недопустимыми не только при решении проблем
"доступа к труду", но и для реализации других прав человека в сфере
труда, включая право на равное вознаграждение за равный труд.
Заключение
Содержание ТК РФ не охватывает полного
перечня оснований дискриминации, указанного в Конвенции N 111. В связи с этим
возникает вопрос о правомерности установления различной оплаты за труд равной
ценности, например, работнику, придерживающемуся демократических убеждений, по
сравнению с работником с другими политическими взглядами либо имеющим иное социальное
происхождение. На практике к числу оснований понижения оплаты труда иногда
относят предстоящее сокращение численности или штата работников: администрация
"замораживает" размеры должностных окладов работников, занимающих
должности, которые подлежат сокращению, повышая оклады (ставки) по другим
аналогичным должностям, не подлежащим сокращению. Судебная практика признает
подобные действия работодателя противоречащими Конституции РФ и
законодательству о труде.
Оплата по труду предполагает также, что
каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное
вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого
и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального
обеспечения[8].
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16
декабря 1966 г., ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18
сентября 1973 г. предусматривает, что участвующие в Пакте государства признают
право каждого на вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся:
справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без
какого бы то ни было различия; удовлетворительное существование для них самих и
их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта (ст. 7). Участвующие
в Пакте государства признают право каждого человека на достаточный жизненный
уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище,
и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11).
Конституция Российской Федерации
провозглашает, что Россия - социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,
устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда[9]. Другими словами, государство
придает минимальному размеру оплаты труда значение социального стандарта,
функция которого состоит в том, чтобы обеспечить в соответствии с
обязательствами, взятыми на себя по Международному пакту об экономических,
социальных и культурных правах, реализацию каждым работником права на
достаточный жизненный уровень.
Список литературы
1. Конституция РФ
2. Всеобщая декларация прав человека / принята Генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948 г
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ
4. ФЗ РФ "О коллективных договорах и соглашениях"
5. ФЗ от 28/08/1995 г. N 154 "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
6. ФЗ от 12/01/1996 г. N 10 "О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности".
7. ФЗ от 19 /09/1997 г. N 124 "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
8. ФЗ от 5 /07/1999 N 133 "О статусе депутата Совета Федерации и
статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" (он действует в ред. Федерального закона
9. ФЗ от 17/11/1999 г. N 37 "О народных заседателях федеральных судов
общей юрисдикции в Российской Федерации"
10. ФКЗ от
30/05/2001 г. N 3 "О чрезвычайном положении"
11. Коршунов
Ю.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ - М.: Спарк, 2002 г.
12. Основы
права // под ред В.В. Лазарева – М.: Юрист, 2001
[1] Основы права // под ред В.В. Лазарева – М.: Юрист, 2001, стр.138
[2] Основы права // под ред В.В. Лазарева – М.: Юрист, 2001, стр.140
[3] Воробьева Е. Трудовой кодекс: что нового? //
Экономика и жизнь, приложен., выпуск 4, январь 2002 г.
[4] Коршунов Ю.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ - М.: Спарк, 2002,
стр.64
[5] СЗ РФ 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4924
[6] ФЗ №184 от 6/11/1999 Об общих принципах организации законодательных
(исполнительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
ст. 11
[7] Коршунов Ю.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ - М.: Спарк, 2002,
стр.73
[8] Всеобщая декларация прав человека / принята Генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948 г, ст. 23
[9] Конституция РФ, ст.7
Страницы: 1, 2
|