бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовые основы государственной службы в зарубежных странах бесплатно рефераты

    Профессиональные гражданские служащие занимают должности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категориям Генеральной схемы должностей соответственно сложности и ответственности работы и степени участия каждой категории в процесс принятия решений и управления. Характеристика и описание каждой из 18 должностных категорий утверждены в законодательном порядке и содержатся в разделе 5 Свода  законов США.

    Категории 1-4 относятся к низшему персоналу административных учреждений, непосредственным исполнителям. Служащие этих категорий выполняют простейшую рутинную работу или работы, имеющие некоторую долю трудности, под непосредственным и общим наблюдением. От этих служащих либо вообще не требуется вынесение независимых суждений, либо допускается, но ограниченно – «в соответствии с установленной политикой и процедурами». В 1980 г. их количество составляло 21,1% общего числа служащих в аппарате административно-государственного управления. По своему материальному положению они относятся  к низкооплачиваемым работникам: средний размер жалования (6,5-9,9 тыс. долл. в год) сопоставим с заработной платой  неквалифицированных рабочих частного сектора[11].

    К категориям   5-8 относятся служащие, некоторые выполняют работу, требующую специальных знаний и подготовки,  способности к индивидуальной работе. Это исполнительский персонал высшей квалификации, имеющий дипломы высших учебных заведений. Они не выполняют никаких функций по административному руководству, а профессиональная деятельность проходит под общим наблюдением. В 1980 г. их число составляло 31,1% общего числа служащих. По своему материальному положению они относятся  к среднеоплачиваемым работникам: средний размер жалования (11,5-16 тыс. долл. в год)[12].

    Служащие категории 9-14 относятся к среднему руководящему персоналу. Служащие 11-й категории  должны быть способны выносить  решения, 12-й категории  - проявлять способности к руководству, служащие 13-й категории могут быть  помощниками глав небольших подразделений, а 14-й категории – главами подразделений и бюро. Общее число таких служащих составляет 46,6% общего числа чиновников. Их жалование от 20 до 30 тыс. долл. в год[13].

    Служащие категорий 15-18 являются высшим руководящим составом государственных учреждений. В число их обязанностей входит планирование и руководство специальными программами исключительной трудности и ответственности. Они возглавляют бюро и отделы. Общее число служащих – 2,35%. Их жалование – 50-75 тыс. долл. в год[14].

     Гражданская служба в США подразделяется на конкурсную и исключительную. Более 90% всех государственных служащих проходят через конкурсную систему путем  отбора на конкурсных экзаменах. Название «исключительная» отражает положение, по которому должности  этой категории исключены из-под действия Закона о гражданской службе. В число «исключительных» входят служащие Агентства по национальной безопасности, ЦРУ, ФБР, Госдепартамента,  правительств США в международных организациях.

    В США существует также  патронажная система и система добычи, т.е. назначение на высшие административные должности за политические заслуги и периодическая сменяемость высших чиновников в зависимости от времени нахождения в Белом доме представителя партии, сторонниками которого они являются. Сегодня только 5%  важных должностей  заполняются «патронажными» методами, это – послы, консулы, главы исполнительских ведомств и агентств.  Для большинства  чиновников продвижение по служебной лестнице производится согласно принципам системы заслуг – отбору наилучших кандидатов на повышение в должности на конкурсных экзаменах, а также на основе ежегодной оценки их служебной деятельности. До 1979 г. существовало три общепринятых оценки работы государственного служащего: отличная, удовлетворительная и неудовлетворительная. В настоящее время в каждом ведомстве существует своя система оценки. Оценка является основанием для принятия решения о переподготовке, обучении, награждении, понижении, оставлении на прежней должности или смещении государственного служащего[15].

    В каждом учреждении государственной службы  имеется свой план продвижения по службе. Если кандидатов на должность недостаточно,  объявляется открытый конкурс. Из всех претендентов выбираются 3-5 человек, наиболее высокой квалификацией. Их кандидатуру передаются на рассмотрение специального чиновника, который и выносит решение, не допуская фаворитизма и дискриминации. Законом о реформе гражданской службы  в США разработаны  дисциплинарные меры  против тех руководителей, которые нарушают принципы системы заслуг или продвижения по службе.

    В США существует и внеконкурсное занятие должностей для стажеров и учеников после успешного прохождения стажировки. Вне конкурса замещаются должности временного характера – на срок до 120 дней. Исключение могут быть сделаны для служащих, потерявших прежнюю должность из-за сокращения штатов и переведенных в другие учреждения.

    Президент Джонсон в конце 60-х годов ввел систему званий (или систему назначений администраторов). Административные чиновники 16-18-й категорий имели большой юридический статус, были приближены к политическому руководству.  Сегодня в США служба высших администраторов представляет собой закрытый корпус чиновников, который формируется не только из служащих 16-18-й категорий, но и частично из служащих, занимающих «патронажные» посты.

    Закон о реформе гражданской службы  строго ограничивает круг политической свободы государственного служащего. За нарушение закона служащий может быть отстранен от работы на 30 дней без оплаты, а за активную политическую деятельность даже уволен с должности.

    Таким образом, в отличие от Германии, в США политическая активность большинства  государственных  служащих весьма ограничена. Исключения составляют лишь высшие должностные лица из ближайшего окружения президента.

    В целом правовое положение  государственных служащих регулируется актами, собранными в Титуле 5 Свода законов США, Закон Пендлтона «О государственной службе» 1883 г.,  Законом о реформе гражданской службы 1978 г. и Этическим кодексом государственной службы.

2.3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ВО ФРАНЦИИ


    Действующее сегодня  во Франции законодательство о гражданской  службе есть итог реформ, которые начались сразу же после освобождения страны  после второй мировой войны. Хотя понятие «чиновник» употребляется сегодня для всех лиц, состоящих на службе в органах государственного управления, но в строго юридическом смысле оно значительно уже. По существу, оно относится  только к  служащим гражданской «публичной»  службы. Понятие «чиновник» и «государственный служащий» не различаются[16].

    «Закон об общем статусе чиновника» действует с 1946 г. Он регламентирует  структуру гражданской службы и систему оплаты труда чиновников. В 1959 г. Ордонанс внес  не значительное число поправок, но они все направлены на то, чтобы усилить иерархическое подчинение чиновников власти.

    Закон 1946 г. ввел в систему гражданской службы понятие «кадр», означающее объединение всех должностей, занятых гражданскими служащими одинакового ранга. Другими словами, это понятие охватывает положение группы людей, занимающих аналогичные должности. Во Франции  существует кадр директоров, куда входят  директора всех департаментов, кадр контроля, который объединяет всех инспекторов, и т.д[17].

    Помимо этого существует понятие класс  чиновников. Всего классов  четыре, в понижающем иерархическом порядке они обозначены буквами A, B,C и D. На класс А  возлагаются функции выработки управленческих решений и указаний. Он составляет 20% общего числа чиновников административно - государственного управления. Класс В выполняет задачу реализации этих установок. В него входит около 40 %  чиновников. Класс С занят специализированным исполнением и охватывает 32% чиновников. Класс D включает  технических работников, которые являются простыми исполнителями. Французские администраторы  отмечают, что между двумя последними  классами трудно провести какое-либо существенное разграничение[18].

Ни Закон 1946 г., ни Ордонанс 1959 г. не охватывает всю гражданскую службу Франции. Установленный  ими статус чиновника не применяется  к нескольким категориям государственных служащих: судьям, военным, сотрудникам государственных служб промышленного и торгового  характера, полиции. Таким образом, наряду с основным статусом чиновника во Франции  существуют еще частные статусы чиновников перечисленных выше категорий.

Согласно законодательству, лицо не может быть назначено на гражданскую должность:

-        если не имеет французского гражданства;

-        не обладает гражданскими правами и не удовлетворяет требованиям хорошего  морального поведения;

-        нарушает законодательство о военной службе.

Последнее требование на практике сводится  к следующему: кандидат должен либо завершить военную службу, либо быть освобожден от нее[19].

    Теоретически отбор кандидатов  на должности производится на основе единого критерия – способности выполнять возложенные на них обязанности. Это определяется оценкой профессиональной  квалификации. Существует Инструкция 1946 г, устанавливающая круг обязанностей и утверждающая необходимый образовательный  уровень для каждого класса.

Конкурсные экзамены в класс А направлены на выявление обширных общих и технических знаний и должны оставить уверенность в том, что кандидат имеет достаточные интеллектуальные  способности и твердый характер. Необходим также диплом об окончании высшего учебного заведения[20].

Кандидат для поступления в класс В должен уметь определят, оценивать и разрешать со ссылкой на законодательство деятельность лиц, находящихся под его управлением. Это достаточно сложная функция, поскольку  применение общих предписаний требует большей гибкости и профессиональных знаний. Конкурсные экзамены в этот класс носят более технический характер, чем экзамены в высший класс А. Однако и здесь по инструкции требуется  высокий уровень общеобразовательных и профессиональных знаний[21].

Конкурсные экзамены в класс С (члены которого заняты техническим исполнением) призваны выявлять именно исполнительско - технические навыки, способность к личной инициативе здесь не требуется[22].

Для замещения должностей класса D подходят работники, не обладающие специальной профессиональной  квалификацией, поэтому конкурсные экзамены в этот класс не выходят за пределы программы общеобразовательной школы[23].

Конкурсная комиссия подбирается  из компетентных специалистов, известных своей беспристрастностью. Она полностью независима от администрации. Конкурс включает письменный и устный экзамены. Во время письменного экзамена строго соблюдается принцип автономности. Письменный экзамен может принимать самые различные формы: задание может состоять в редактировании текста, подготовки определенного досье и т.п. на устном экзамене оценивается общая культура кандидатов, их специальные знания, а также способность логично излагать  свои мысли. Иногда кандидаты подвергаются тестированию.

Во Франции существуют два типа конкурсов: внешний и внутренний. На внешних конкурсах производится набор  новых чиновников, внутренние конкурсы производятся для продвижения части чиновников по иерархической лестнице. Главным принципом отбора  на конкурсе  являются  не профессиональные качества претендентов, а общая эрудиция и элегантность стиля изложения, в основе которых должно быть классическое гуманитарное образование[24].

Особое место в создании высших кадров  государственного аппарата занимает Национальная школа администрации. В это учебное заведение принимаются лица с высшим  образованием не старше 26 лет и государственные служащие не старше 30  лет, имеющие стаж практической работы не менее 5 лет.

Карьера заканчивается в связи с достижением определенного возраста, что является важным фактором обновления корпуса служащих. Обычно верхний возрастной предел составляет 60-63 года, однако, в исключительных случаях в зависимости от занимаемой должности – от 58 до 75 лет[25].

Правовое положение  французских государственных служащих определено в Конституции Франции, Законе об общем статусе чиновника от 19 октября  1946 г.,  Ордонансе о государственной службе от 4 февраля 1959 г.,  Инструкции 1946 г и других нормативных актах ведомств.

2.4 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Отличительной  чертой  английской административной системы, сложившейся к началу ХХ века, являлось разделение политической  и административной сфер.

Все дела  министерств, даже самые мелкие, осуществлялись самими министерствами, а чиновники рассматривались лишь как клерки. Гражданская служба  существовала отдельно от политической (или парламентской) службы Короны.

Институт современной гражданской службы  сложился  сравнительно недавно – в 70-е года  нашего столетия. В этот период в стране были проведены крупные административные реформы. Комитет  по реформе гражданской службы возглавил лорд Фултон. Он представил правительству доклад «Гражданская служба», в котором содержалось 158 рекомендаций. Все они были приняты правительством.

В январе 1971 г.  началось проведение реформы. Первым ее этапом стала отмена системы классов и образование трех основных групп чиновников.

Группу старших политических и административных руководителей  составили чиновники административного класса в ранге помощника  заместителя, заместителя постоянного секретаря, постоянного секретаря. Вошедшие в эту группу  образуют вершину  состава гражданской службы[26].

Вторая группа – административная. Она включает две ступени: ученик администратора и старший исполнитель. Административная группа решает большой круг вопросов – от координации деятельности госаппарата управления и руководства работой министерств до исполнения обычных канцелярских обязанностей[27].

Третья группа объединяет научно-профессиональных работников и технических специалистов. В нее входят архитекторы, ученые, инженеры, занятые проблемой образования и подготовки чиновников[28].

Образована также вспомогательная группа технических работников. Это чертежники, делопроизводители, выполняющие простую исполнительскую работу.

В соответствии с рекомендациями комитета Фултона организационная структура  была перестроена таким образом, чтобы приблизить их к решению политических задач.

Вместе с тем продолжает существовать концепция «нейтральности»  гражданской службы. Известный  английский политолог Д.Гарнер в своей книге «Великобритания: центральное и местное управление» сформулировал эту концепцию так: «Гражданские служащие обязаны хранить верность правительству, стоящему у власти, и добросовестно служить правительствам, придерживающимся различных политических убеждений»[29]

Основное требование, предъявляемое к гражданским служащим, - это лояльность. Как нарушение ее рассматривается членство в «левых» партиях. В Циркуляре 1953 г. прямо сказано, что гражданские  служащие должны сохранять  сдержанность в политических вопросах.

Набор на кадровую службу входит  в компетенцию Комиссии по делам гражданской службы (образована в 1855 г.). Введен письменный экзамен общего типа в качестве главного условия поступления на гражданскую службу. Экзамен  основан на программах ведущих университетов – Оксфорда и Кембриджа, что на практике ведет к тому, что именно эти университеты поставляют большую часть кандидатов на руководящие посты.

Для набора в административный класс принимаются  заявления от выпускников университетов в возрасте 20-28 лет. При наборе чиновников в третью группу формально не требуется отвечать каким-либо  образовательным цензам, но рассчитывать на успех могут лишь те, кто получил образование, соответствующее программе экзамена.

С 1971 г. экзамен проводится по так называемому «методу II». Он включает три ступени: письменные доклады по общим предметам, тесты и интервью (в управлении по окончательному отбору гражданских служащих). Переподготовку гражданские служащие проходят в колледже  по обучению гражданских служащих, основанном в 1970 г. Колледж работает под общим руководством  министерства по делам гражданской службы и строит свою работу, исходя из общей задачи усиления специализации в деятельности административного управления. В колледже  обучаются  служащие  министерств и другие должностные лица, работающие в государственном секторе[30].

Продвижение по службе осуществляется в трех основных группах по-разному. Административные и политические руководители назначаются министерством по делам гражданской службы. При министерстве существует специальный отборочный комитет по назначению руководящего состава  гражданской  службы. Комитет имеет конфиденциальный список всего штата  высших администраторов, составленный при помощи ЭВМ, куда входят данные об образовании, профессии, стаже. При этом комитете существует  специальная группа, которая занимается рассмотрением вопроса о продвижении по службе высших администраторов[31].

Английская система продвижения по службе  отличается  жесткостью на всех уровнях. Возможности перехода из одного министерства в другое и из одной группы в другую очень ограничены. Большое значение традиционно придается старшинству чиновников в министерской иерархии, а не их профессиональным заслугам.

Вся система найма, обучения и продвижения по службе в Великобритании организована так, чтобы создать тип профессионального управленца, администратора широкого профиля (как уже отмечалось, аналогичная система доминирует и во Франции).

Сегодня в Великобритании около 25% государственных чиновников – это специалисты в различных областях права, экономики, науки и техники. Значение таких специалистов постепенно растет: они составляют около 60% руководителей госаппарата. Например, число профессиональных экономистов непосредственно в аппарате правительства возросло с 1963 по 1980 гг. в 20 раз – с 19 до 400 человек. Достаточно часто  используется  «интегральная иерархия», когда специалисты и администраторы работают рука об руку под единым руководством высших чиновников. Но все же преобладают дженералисты – профессиональные управленцы, - их около 75%[32].

Основными нормативными актами, регламентирующие деятельность государственных служащих Великобритании являются Циркуляр 1953 г.,  доклад Фултона «Государственная служба» 1968 г. и Программа М. Тэтчер 1988 г.





3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД


Понятие «государственная служба» используется почти во всех Конституциях стран – членов Европейского Союза. Исключение составляет Великобритания и Ирландия. В Великобритании отсутствует «писаная» Конституция, вместе с тем, и в этой стране разработано множество нормативных актов, установлены принципы государственной гражданской службы, т.е. и здесь имеются  конституционные основы гражданской службы. Правительственная комиссия Великобритании при  организации института государственной службы опиралась на опыт США и Франции, поэтому, несмотря на особенности развития английской гражданской службы, многие процессы становления службы во многом схожи с этими странами[33].

В Конституции Франции и Германии определены четко важнейшие  вопросы организации и функционирования государственной (публичной) службы (профессионального чиновничества). В этих Конституциях сформулированы  формальные и материальные принципы публичной власти, разделение компетенции парламента  и правительства по разработке норм, применяемых  чиновникам[34].     

Следует подчеркнуть, что в отличие от США  и Германии, где господствует концепция специализации служащего в госаппарате, во Франции и Великобритании превалируют положения о   необходимости широкой подготовки для выполнения как административных, так и технических  функций. Французская  государственная служба стремится подбирать чиновников с достаточно высоким уровнем общей культуры, способных выполнять самые  различные функции.

Основным элементом бюрократической карьеры во Франции, как и в Германии, является гарантия медленного, но верного продвижения  по выслуге лет или по старшинству пребывания в данном учреждении. Этот принцип почти полностью исключен в США, где нет автоматического продвижения  по служебной лестнице.

В политической области французская правовая доктрина представляет   наиболее выраженный характер. Благодаря  Общему статусу французские чиновники пользуются  большими политическими  правами и свободами, чем государственные служащие Великобритании, Германии и США. Например, западногерманское, американское и английское право предполагает  обязанность верности чиновников государственной власти. Иначе говоря, административное право этих стран регулирует не только профессиональную деятельность чиновников, но и их политическую лояльность. Во Франции, напротив, в личном деле чиновников не может быть упоминания о его политических, религиозных или философских взглядах.

В Германии Табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников. Чиновник рассматривается как слуга, орган и представитель  государства, его идеи. Закон о чиновнике называет особые качества, позволяющие претендовать на это звание. Прежде всего, требуется  быть немцем в смысле ст. 116 Основного закона. В особом порядке закон допускает назначение чиновником иностранца. А во Франции иностранный гражданин не может стать  государственным служащим. В Германии чиновник должен обладать необходимой  профессиональной подготовки устанавливаются соответственно уровню служебной иерархии. Дополнительно к этим требованиям  устанавливаются еще возрастные барьеры при допуске на должности различных уровней. Система продвижения по службе строго регламентируется законами. Она основана на 2 принципах: повышения квалификации и принципе постепенного продвижения. 

В США профессиональные гражданские служащие занимают должности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категориям Генеральной схемы должностей соответственно сложности и ответственности работы. Характеристика и описание каждой из 18 должностных категорий утверждены в законодательном порядке и содержатся в разделе 5 Свода  законов США.

 Гражданская служба в США подразделяется на конкурсную и исключительную. Более 90% всех государственных служащих проходят через конкурсную систему путем  отбора на конкурсных экзаменах. В США существует также  патронажная система и система добычи, т.е. назначение на высшие административные должности за политические заслуги. В каждом учреждении государственной службы  имеется свой план продвижения по службе.

Во Франции существует 4  класса  чиновников в понижающем иерархическом порядке они обозначены буквами A, B, C и D.  Существует Инструкция 1946 г, устанавливающая круг обязанностей и утверждающая необходимый образовательный  уровень для каждого класса. Также как и в США, поступление на службу производится путем конкурса. Конкурсная комиссия подбирается  из компетентных специалистов, известных своей беспристрастностью. Она полностью независима от администрации. Карьера заканчивается в связи с достижением определенного возраста, что является важным фактором обновления корпуса служащих.

В Великобритании в отличие от других стран институт современной гражданской службы  сложился  сравнительно недавно – в 70-е года  нашего столетия после проведения  реформы. Первым ее этапом стала отмена системы классов и образование трех основных групп чиновников: группы старших политических и административных руководителей,   административной группы и группы объединяющей научно-профессиональных работников и технических специалистов. Основное требование, предъявляемое к гражданским служащим, - это лояльность. Набор на кадровую службу входит  в компетенцию Комиссии по делам гражданской службы. Введен письменный экзамен общего типа в качестве главного условия поступления на гражданскую службу. Продвижение по службе осуществляется в трех основных группах по-разному. Английская система продвижения по службе  отличается  жесткостью на всех уровнях. Возможности перехода из одного министерства в другое и из одной группы в другую очень ограничены.

Из рассмотренных стран более жесткие требования в смысле политической беспристрастности, продвижения по службе и уровню образования предъявляются в Великобритании. В целом институт государственной гражданской службы в каждой из рассмотренных стран индивидуален, но общей чертой имеет цель: служение государству, народу, отсюда и название более всех употребляемой в каждой из стран  – публичная служба.


4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



1.     Комментарии к Федеральным законам о государственной службе зарубежных стран. – М. 2000.

2.     Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994.

3.     Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. – М., 2000.

4.     Воеводин Л.Д. Государственное право зарубежных стран. – М., 1990.

5.     Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление, М.: Прогресс, 1982.

6.     Государственное право Германии. Под ред. Топорник. – М., 1994.

7.     Гражданская служба основных капиталистических стран. М. Наука, 1998.

8.     Конституции зарубежных государств. Под ред. Жидкова. – М., 2000.

9.      Комментарии к Федеральным законам о государственной службе зарубежных стран. – М. 2000.

10. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. – М., 1998.

11. Практика  государственного управления во Франции. МИД. – М., 1999.

12. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – М., 2001.

13. Старилов Ю.Н. Служебное право, М. 1996.

14. Стрижов С. Повышение квалификации управленческих кадров: опыт  Великобритании//Российский экономический журнал. 1992 № 7

15. Франция. Подготовка  высших административных кадров//12-й международный конгресс. М., 1993.


[1] Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. – М., 2000. С. 3

[2] Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – М., 2001. С. 194

[3] Государственное право Германии. Под ред. Топорник. – М., 1994. С. 27

[4] Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. – М., 2000. С. 130

[5] Конституции зарубежных государств. Под ред. Жидкова. – М., 2000. С. 38

[6] Государственное право Германии. Под ред. Топорник. – М., 1994. С. 48

[7] Комментарии к Федеральным законам о государственной службе зарубежных стран. – М. 2000.

[8] Воеводин Л.Д. Государственное право зарубежных стран. – М., 1990.

[9] Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. – М., 1998. С. 107

[10] Там же. С. 108

[11] Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. – М., 2000. С. 143

[12] Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. – М., 2000. С. 143.

[13] Там же. С. 143.

[14] Там же. С.144.

[15] Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – М., 2001. С. 215


[16] Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994. С.154.

[17] Практика  государственного управления во Франции. МИД. – М., 1999. С. 36.

[18] Практика  государственного управления во Франции. МИД. – М., 1999. С. 39.

[19] Комментарии к Федеральным законам о государственной службе зарубежных стран. – М. 2000.

[20] Франция. Подготовка  высших административных кадров//12-й международный конгресс. М., 1993. С.193.

[21] Там же. С.193.

[22] Там же. С. 194.

[23] Франция. Подготовка  высших административных кадров//12-й международный конгресс. М., 1993. С.194.

[24] Практика  государственного управления во Франции. МИД. – М., 1999. С. 48.

[25] Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – М., 2001. С. 214

[26] Гражданская служба основных капиталистических стран. М. Наука., 1998. С. 79.

[27] Там же. С. 79

[28] Там же. С. 80

[29] Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление, М.: Прогресс, 1982. С.73.

[30]  Стрижов С. Повышение квалификации управленческих кадров: опыт  Великобритании//Российский экономический журнал. 1992 № 7. С. 65.

[31] Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. – М., 2000. С. 166..

[32] Там же. С. 167.

[33] Старилов Ю.Н. Служебное право, М. 1996.

[34] Конституции зарубежных государств. Под ред. Жидкова. М. 2000.


Страницы: 1, 2