бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовое регулирование международного правового судоходства бесплатно рефераты

Вынужденный заход может осуществляться в силу чрезвычайных об­стоятельств, таких как: несчастный случай; авария; стихийное бедствие или сильный шторм, угрожающий безопасности судна; ледовых условий, угрожающих безопасности судна; буксировки поврежденного судна; дос­тавки спасенных людей; необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру, а также в силу других чрезвычай­ных обстоятельств.

В осуществлении права вынужденного захода может быть отказано аварийным иностранным судам, иностранным военным кораблям и дру­гим государственным судам с ядерными двигателями или судам, перево­зящим ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе веще­ства или материалы, которые могут нанести ущерб Российской Федерации значительно больший, чем ущерб, угрожающий такому аварийному судну.

Все споры в отношении действий иностранных военных кораблей, нарушающих законодательство Российской Федерации во внутренних морских водах, морских портах и в территориальном море, разрешаются исключительно дипломатическим путем.

При применении иностранным военным кораблем оружия против ко­раблей, судов, летательных аппаратов или граждан Российской Федерации ответные меры для отражения нападения осуществляются в соответствии с Законом 1993 г. и Уставом Организации Объединенных Наций.

Законом 1998 г. регламентируется правовой режим исследования, ис­пользования и охраны водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, при этом устанавливается, что иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также не имеющим статуса юридиче­ского лица объединениям юридических лиц иностранных государств и международным организациям запрещаются исследование, разведка и разработка (добыча) водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и террито­риальном море, а также другая деятельность во внутренних морских водах и территориальном море, в том числе с борта летательного аппарата, если иное не предусмотрено другими федеральными законами или междуна­родными договорами Российской Федерации.

Таким образом, судоходство во внутренних морских водах и террито­риальном море арктического региона России регламентируется Федераль­ным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и при­лежащей зоне» 1998 г., а также Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 г., совокупность норм которых представляет собой правовой режим судоходства в этом регионе.

1.2. Правовой режим судоходства в исключительной экономической зоне российской Арктики

Правила плавания по трассам Северного морского пути 1991 г. регу­лируют судоходство на всем протяжении трасс СМП, по каким бы мор­ским пространствам в тот или иной навигационный период они не прохо­дили - внутренним морским водам, территориальному морю или исключи­тельной экономической зоне.

Регулирование судоходства по трассам СМП осуществляется Россий­ской Федерацией с целью предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, а также обеспечения безо­пасности мореплавания в данном регионе, «... поскольку существующие в Арктике особо суровые климатические условия и наличие льдов в течение большей части года создают препятствия либо повышенную опасность для судоходств, а загрязнение моря или северного побережья СССР может на­нести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нару­шить его, а также причинить ущерб интересам и благосостоянию народов Крайнего Севера».

Устанавливая статус исключительной экономической зоны, права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в проекте Федерального закона «Об исключитель­ной экономической зоне Российской Федерации» (далее - проект Феде­рального закона) воспроизводятся положения ст. 234 Конвенции 1982 г., которая предоставляет прибрежному арктическому государству право в «покрытых льдом районах» исключительной экономической зоны в отношении принятия мер для предотвращения загрязнения морской сре­ды с судов, более строгие, чем международные.

В то же время в исключительной экономической зоне российской Арктики действуют нормы общие для всей исключительной экономиче­ской зоны Российской Федерации.

Прежде всего, это принцип, согласно которому Российская Федера­ция, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной эко­номической зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, и иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Это положение проекта Федерального закона находится в полном со­ответствии с положениями Конвенции 1982 г.

Проектом Федерального закона устанавливается, что внешняя грани­ца исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200

морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина терри­ториального моря.

Российская Федерация в исключительной экономической зоне осу­ществляет:

суверенные права в целях изучения, разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами;

разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других не­живых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр;

исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей; сооружать, а также разре­шать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусствен­ных островов, установок и сооружений.

юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников, создания и использования искусствен­ных островов, установок и сооружений.

Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искус­ственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрис­дикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммигра­ционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безо­пасности.

Проект Федерального закона содержит статью, которая в соответст­вии с положениями Конвенции 1982 г., в частности со ст. 211 (6), устанав­ливает, что для отдельных районов исключительной экономической зоны, где по признанным техническим причинам, относящимся к океанографи­ческим и экологическим условиям указанных районов и специфике пере­возок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвраще­ния загрязнения с судов нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором, при соблюдении необходимых международных процедур и междуна­родных договоров Российской Федерации могут быть приняты федераль­ные законы и иные нормативные правовые акты для предотвращения, со­кращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды.

В проекте Федерального закона также предусматривается, что в слу­чае столкновения судов, посадке судна на мель, морской аварии, проис­шедшей в исключительной экономической зоне, либо действия по ликви­дации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответ­ствии с нормами международного права вправе принять необходимые ме­ры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации либо связанных с ним интересов от за­грязнения или угрозы загрязнения.

Очевидно, что данные положения проекта Закона имеют особое зна­чение для правового регулирования предотвращения, сокращения и со­хранения под контролем загрязнения морской среды арктической исклю­чительной экономической зоны.

В соответствии с положениями проекта Федерального закона органы охраны исключительной экономической зоны при выполнении ими слу­жебных обязанностей имеют право останавливать суда, если имеются дос­таточные основания считать, что эти суда произвели незаконный сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне. У капитана ос­танавливаемого судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено, с составлением протокола об осмотре с после­дующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания.

Кроме того, в исключительной экономической зоне Российской Фе­дерации органы охраны имеют право останавливать и осматривать рос­сийские и иностранные суда осуществляющие: разведку и промысел живых ресурсов: перегрузку выловленных (добытых) живых ресурсов на дру­гие суда: разведку и разработку неживых ресурсов: ресурсные и морские научные исследования: иную деятельность в исключительной экономиче­ской зоне. В случаях, предусмотренных проектом Федерального закона и международными договорами Российской Федерации, органы охраны имеют право: приостанавливать или прекращать указанную деятельность;

задерживать нарушителей и изымать у них орудия лова, инструменты, все незаконно добытое, а также документы в качестве временной меры до вы­несения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также для обеспе­чения исполнения решений суда; задерживать суда - нарушители и достав­лять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов); преследовать по горячим следам, задерживать суда - нарушители и доставлять их в порт.

Порядок преследования по горячим следам, остановки, осмотра и за­держания судов, порядок составления протоколов и порядок нахождения задержанных судов - нарушителей в портах Российской Федерации опре­деляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В проекте Федерального закона устанавливаются случаи применения органами охраны оружия против нарушителей данного Федерального за­кона и международных договоров Российской Федерации - для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должно­стных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности.

Военные корабли и летательные аппараты могут применять оружие против судов - нарушителей в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания на­рушителей.

Органы охраны пользуются правами, предусмотренными в проекте Федерального закона, также в отношении судов, находящихся в террито­риальном море или во внутренних водах Российской Федерации, если имеются достаточные основания считать, что эти суда нарушили в исклю­чительной экономической зоне нормы настоящего Федерального закона или международные договоры Российской Федерации.


2. ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 г. ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Основы взаимодействия между Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и ИМО

Конвенция ООН 1982 г. может быть названа «конвенция-зонтик», т.к. большое количество ее положений может быть реализовано только через специальные механизмы - оперативное регулирование или международ­ные соглашения.

Различные положения Конвенции ООН обязывают государства учи­тывать международные нормы и стандарты, принимаемые   через «компетентную международную организацию» (ИМО).

Такие положения можно найти в следующих статьях Конвенции ООН 1982г.:

- статья 21(2), которая содержит указания на законы и правила, вво­дящие «общепринятые международные нормы и стандарты» относительно проектирования, конструкции, комплектования экипажа или оборудования иностранных судов, осуществляющих мирный проход через территори­альное море;

- статья 211(6)(с), указывающая на «общепринятые международные нормы и стандарты»;

- статья 217(2), содержит ссылку на требования международных норм и стандартов;

- статья 94(3, 5) ссылается на общепринятые международные правила, процедуры и практику, принимая необходимые меры для обеспечения безопасности в море;

- статьи 21(4), 39(2) и ст. 54 по ссылке, в которых есть указание на «общепринятые законы и правила, касающиеся предотвращения столкно­вения на море»;

- статья 22(3)(а), 41(3) и 53(8) содержит ссылку на «рекомендации компетентной организации» (ИМО) при установке морских коридоров и схем разделения движения;

- статья 23 обязывает иностранные суда с ядерными двигателями, а также суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые вещест­ва, при осуществлении мирного прохода через территориальное море иметь на борту документы и соблюдать особые меры предосторожности, «установленные международными соглашениями»;

- статья 60 и статья 80 указывают на «общепринятые стандарты, ус­тановленные компетентной международной организацией» в отношении искусственных островов, установок и сооружений (3), а также на «применимые стандарты» в отношении зон безопасности вокруг таких объектов (5) и «общепринятые международные стандарты» в отношении судоходства вблизи искусственных островов, установок, сооружений или зон безопасности (б);

- статья 94(3, 4, 5), статья 39(2), а также статьи 54 и 58(2) предусмат­ривают обязанность каждого государства придерживаться «общепринятых международных правил, процедур и практики» для обеспечения безопас­ности на море, а также в целях предупреждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды;

- статья 210(4, 6) указывает на «глобальные или региональные нормы, стандарты и рекомендуемые практики и процедуру» для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения, вызываемого захо­ронением, а статья 216(1) указывает на «международные нормы и стандар­ты, принятые в этих целях через международные организации или дипло­матическую конференцию;

- статья 211 ссылается на «международные нормы и стандарты» (1) и «общепринятые международные нормы и стандарты» (2,5), установленные для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязне­ния морской среды с судов, а статьи 217(1, 2), 218(1, 3), 220(1, 2, 3) имеют ссылку на «международные нормы и стандарты» в отношении обеспече­ния выполнения таких норм государствами флага, порта и прибрежными государствами соответственно, статьи 217(3) и 226(1) ссылаются на «свидетельства, требуемые международными нормами и стандартами», «сертификаты, судовые журналы или другие документы, которое судно обязано иметь в соответствии с общепринятыми международными норма­ми и стандартами;

- статья 221(6)(а) указывает на «международные нормы и стандарты или практику мореплавания», которые признаются компетентной между­народной организацией (ИМО) для специальных районов;

- статья 211(7) ссылается на «международные нормы и стандарты, включая нормы и стандарты, касающиеся незамедлительного уведомления прибрежных государств, побережье или связанные с ним, интересы кото­рых могут быть затронуты происшествием, включая морские аварии, вле­кущие за собой сбросы или вероятность сбросов»;

- статьи 219(7) и 226(1 )(с), а также статья 94(3, 5) имеют ссылку на «применимые международные нормы и стандарты», касающиеся годности судов для плавания.

Все эти положения обязывают государства-участников Конвенции ООН 1982 г. применять нормы и стандарты ИМО. Решение также может быть найдено между документами ИМО, в которых содержаться такие положения, а именно, между рекомендациями, принимаемыми Ассамбле­ей ИМО, Комитетом по безопасности на море, МЕРС и другими нормами и стандартами, содержащимися в соглашениях ИМО.

Безопасность судоходства

Основные положения

Различные положения Конвенции ООН 1982 г. устанавливают право­вую основу для принятия и введения в законодательство общепринятых норм и стандартов, обеспечивающих безопасность судоходства. Как уже было отмечено, компетенция ИМО в отношении разработки и одобрения таких норм и стандартов делает ее компетентной международной органи­зацией, через которую происходит выработка и принятие международно-правовых норм.

В компетенцию ИМО входят вопросы, относящиеся к конструкции, оборудованию, мореходности и комплектованию судов личным составом, т.е. вопросы, первоначально отнесенные к компетенции государства фла­га. Вопросы, относящиеся к оповещению, связи и недопущению помех на установившихся путях международного судоходства отнесены к компе­тенции государства флага и прибрежного государства. Механизмы ИМО обеспечивают гарантии того, что при осуществлении государствами при­нудительных мер, направленных на обеспечение безопасности судоходст­ва, не будут нарушать права иностранных судов.

Документы ИМО регулируют степень принуждения, применяемую государствами для соблюдения иностранными судами международных норм и стандартов, обеспечивающих безопасность в портах. Такое прину­ждение ограничивается положениями, заложенными в основных конвен­циях ИМО по безопасности.

Конвенция ООН 1982 г. закладывает международно-правовую основу юрисдикции государства флага относительно обеспечения безопасности судоходства. Устанавливаются рамки, в пределах которых вмешательство в международное судоходство со стороны государства флага в различных регионах Мирового океана является законным.

Юрисдикция государства флага

Основные обязательства, возложенные на государство флага, содер­жаться в ст. 94 Конвенции ООН 1982 г. Данная статья обязывает государ­ство флага принимать необходимые меры для обеспечения безопасности на море (ст. 94(3,4,5)). В этой связи необходимо отметить следующие кон­венции ИМО:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10