бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовое обеспечение лизинговой деятельности бесплатно рефераты

Правовое обеспечение лизинговой деятельности

Р Е Ф Е Р А Т

По курсу: Коммерческое право
Тема: Правовое обеспечение лизинговой деятельности.

Санкт-Петербург

2001 год
Оглавление:


|I | |Введение | |
| |1. |РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РОССИИ | |
| |1.1|Основные понятия |3 |
| |. | | |
| |1.2|Правовое обеспечение |3 |
| |. | | |
| |1.3|Налоговые и учетные аспекты |5 |
| |. | | |
|II| |Основная часть | |
| |2.1|Договор лизинга |7 |
| |. | | |
| |2.2|Отличия договора аренды с последующим правом |7 |
| |. |выкупа | |
| | |от договора лизинга | |
| |2.3|Лицензирование лизинговой деятельности |11 |
| |. | | |
| |2.4|#G0Порядок предоставления государственных |13 |
| |. |гарантий на осуществление лизинговых операций | |
|II| |Заключение | |
|I | | | |
| |3.1|ЛИЗИНГ - #G0Катализатор инвестиционной |15 |
| |. |активности | |
|IV| |Список используемой литературы |18 |
| | | | |
| | | | |

#G0

I

1.

РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РОССИИ

1.1. Основные понятия

Лизинг (от англ. leasing - аренда) - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.

Схема лизинговой операции выглядит следующим образом. Потребитель
(лизингополучатель) нуждается в имуществе, для приобретения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находит лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами, и обращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки. Согласно этой сделке лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает его в собственность и передает лизингополучателю во временное пользование за оговоренную в договоре лизинга плату. По окончании договора в зависимости от его условий имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателю.
Состав участников сделки сокращается до двух, если продавец и лизингодатель или продавец и лизингополучатель являются одним и тем же лицом.
В случае реализации дорогостоящего проекта число участников сделки увеличивается. Это, как правило, происходит за счет привлечения лизингодателем к сделке новых источников финансовых средств (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т.п.).
Основными видами лизинга, признанными во всем мире, являются финансовый лизинг (finance leasing) и оперативный лизинг (operative leasing), а критерием для такого разграничения служат срок использования оборудования и объем обязанностей лизингодателя.
Оперативный лизинг характеризуется тем, что срок договора лизинга существенно короче, чем нормативный срок службы имущества, и лизинговые платежи не покрывают полной стоимости имущества. Поэтому лизингодатель вынужден его сдавать во временное пользование несколько раз и для него возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на этот объект. Поэтому при всех прочих равных условиях размеры лизинговых платежей в оперативном лизинге гораздо выше, чем в финансовом.
Для финансового лизинга характерен длительный срок аренды и амортизация всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой сделки.

1.2. Правовое обеспечение

В России фактически до середины 1995 г. отсутствовали законодательные и нормативные акты, регулирующие лизинговую деятельность *.
#G1-------------------
#G0* #M12291 9008825Указ Президента России от 17.09.94 N 1929#S носил в основном директивный характер.

Важным для развития лизинга в России следует считать выход в свет #M12291
9025658постановления Правительства России от 29 июня 1995 г. N 633#S, в котором сформулирована программа действий Правительства и федеральных органов управления по формированию правового и экономического обеспечения лизингового бизнеса и утверждено Временное положение о лизинге.
Данное Временное положение является первым нормативным документом, в котором приведены основные понятия, характеризующие лизинговую деятельность, определены субъекты и объекты лизинговой сделки, права и обязанности сторон, порядок расчета лизинговых платежей, а также сформулированы требования, которым лизинговые сделки должны удовлетворять.
Следует отметить, что договорные отношения, которые регулируются Временным положением, распространяются только на отношения, при которых имущество передается лизингополучателю на срок равный или близкий к нормативному сроку службы имущества. Иными словами, данное Положение не распространяется на операции финансового лизинга.
Таким образом, на оперативный лизинг, аренду, прокат Временное положение не распространяется.
Следующим важным этапом в законодательном обеспечении лизинговой деятельности следует считать введение в действие с 1 марта 1996 г.
Гражданского кодекса Российской Федерации (части второй), в котором одним из видов договора аренды является договор финансовой аренды (лизинга).
В Гражданском кодексе под договором финансовой аренды (лизинга) понимается договор, по которому лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Договор финансовой аренды (лизинга) обладает следующими характерными свойствами и особенностями:

V лизингодатель специально обязуется приобрести имущество в собственность для последующей сдачи его в пользование лизингополучателю, т.е. объектом финансовой аренды служит новое имущество. Поэтому, если лизингодатель сдает в аренду бывшее в употреблении имущество, то оно не может быть предметом договора финансового лизинга;

V лизингодатель приобретает в собственность имущество, указанное лизингополучателем, и у определенного им продавца. В этом случае лизингодатель не несет ответственности за выбор предмета лизинга и продавца. Если выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем, то данное положение должно быть предусмотрено в договоре;

V лизингополучатель получает имущество во временное владение и пользование за плату и для предпринимательских целей;

V лизингодатель должен уведомить продавца, что имущество приобретается для сдачи его в лизинг определенному лицу;

V имущество непосредственно поставляется пользователю в место его нахождения, минуя лизингодателя, и принимается в эксплуатацию пользователем. При этом функция лизингодателя состоит в финансировании сделки;

V пользователь имущества в случае обнаружения дефектов направляет свои претензии не собственнику, а непосредственно продавцу, с которым никакими договорными отношениями не связан;

V риск случайной гибели или случайной порчи лизингового имущества переходит к лизингополучателю в момент передачи ему арендованного имущества;

V в процессе исполнения договора лизинга лизингополучатель имеет права и несет обязанности, свойственные покупателю, кроме обязанности оплатить имущество.
Таким образом, по российскому законодательству лизинговые сделки имеют, как минимум, трехсторонний характер, а одно и то же имущество одним лизингодателем может сдаваться в финансовый лизинг только один раз.
Повторная сдача имущества не отвечает необходимым требованиям, предъявляемым в Гражданском кодексе к договору финансовой аренды (лизинга), и регулируется другими видами договоров.
Поэтому, если имущество сдается в аренду повторно или непосредственно его производителем, следует воспользоваться договором аренды. Для такого типа договоров уже нет жесткого требования о необходимости обязательного приобретения арендодателем имущества в собственность для сдачи его в аренду.
Предметом договора финансовой аренды (лизинга) могут быть любые непотребляемые вещи (движимое и недвижимое имущество), используемые для предпринимательской деятельности. Исключение составляют земельные участки и другие природные объекты.
Лизингодателями по действующему законодательству могут быть банки и другие кредитные учреждения, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или юридические лица
(лизинговые компании).
Лизинговая деятельность согласно #M12291 9009966постановлению
Правительства России от 24 декабря 1994 г. N 1418#S подлежит лицензированию
Министерством экономики России. Порядок прохождения лицензирования определен Положением о лицензировании лизинговой деятельности в Российской
Федерации, утвержденным #M12291 9016232постановлением Правительства России от 26.02.96 N 167#S.
В целом документ носит традиционный для такого вида нормативных актов характер, однако имеются следующие особенности: лицензию надо получать только для осуществления деятельности в области финансового лизинга; лизинговые компании - нерезиденты Российской Федерации, осуществляющие на территории Российской Федерации лизинговую деятельность, также подлежат лицензированию; лизинговая деятельность для компании должна быть основной и давать не менее 40% дохода по итогам хозяйственной деятельности за год.
Лицензирование не затрагивает банки, для которых лизинговые операции предусмотрены #M12291 9004805Законом "О банках и банковской деятельности в
РСФСР#S".

1.3. Налоговые и учетные аспекты

Основным экономическим рычагом, позволившим лизингу получить широкое распространение за рубежом, являются налоговые и амортизационные льготы.
Чем большие льготы предоставлялись, тем быстрее развивался лизинг в этих странах. И наоборот, если льготы уменьшались, лизинговая деятельность затухала.

У нас в стране пока только создаются благоприятные условия для развития лизинговых отношений. Возможно, и не столь активно. Однако это не означает, что Правительство безучастно относится к лизинговой деятельности и не оказывает ей поддержки. К сожалению, не все зависит от Правительства, т.к. налоговые льготы могут быть реализованы путем внесения изменений в соответствующие законы, а это прерогатива законодательной власти -
Государственной Думы.
За год, прошедший после выхода #M12291 9025658постановления Правительства
Российской Федерации от 29.06.95 N 633#S, были решены следующие вопросы:
1. Частично освобождены от уплаты таможенных пошлин, налогов, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации, временно ввозимые на территорию Российской Федерации товары, являющиеся объектом международного финансового лизинга (#M12291 9013016письмо ГТК России от
20.07.95 N 01-13/10268#S).
Согласно этому письму, товары, являющиеся объектом международного финансового лизинга, временно ввозимые на таможенную территорию Российской
Федерации, подлежат таможенному оформлению и частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с #M12291
9007090указанием ГТК России от 25.04.94 N 01-12/328 "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза#S)".
Участникам лизинговой сделки пока только дается рассрочка в уплате таможенных платежей и налогов приблизительно на три года;
2. Особенности лизинговых операций нашли отражение в бухгалтерском учете и отчетности. Так, в частности, лизинговое имущество остается на балансе лизингодателя (#M12291 9013655приказ Минфина России от 25.09.95 N 105#S);
3. Предусмотрено отнесение сумм лизинговых платежей, а также процентов по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемым субъектами лизинга для осуществления операций финансового лизинга, на себестоимость продукции (работ, услуг) (#M12291
9014418постановление Правительства России от 20.11.95 N 1133#S). Тем самым участники лизинговой сделки могут уменьшить налогооблагаемую прибыль;
4. Лизингодатель может использовать механизм ускоренной амортизации имущества, что позволяет также уменьшить налогооблагаемую базу (#M12291
9025658постановление Правительства России от 29.06.95 N 633#S).
Тем фактом, что Правительство считает лизинг приоритетным направлением в активизации инвестиционного процесса и технического перевооружения и модернизации производства следует считать недавно принятое #M12291
9025636постановление Правительства России от 27 июня 1996 года N 752 "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской
Федерации#S". В нем предусматривается выделение в 1997-2000 годах в
Федеральной инвестиционной программе средств на общую сумму до 8 трлн. рублей для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций финансового лизинга.
Кроме того, этим постановлением введены новые положения в постановление
Правительства N 633, которые должны способствовать созданию благоприятных условий для лизингового бизнеса:

V условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга, что должно снять проблемы, возникающие в связи с постоянной переоценкой основных фондов;

V ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого к активной части основных фондов, может применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3, что позволит лизингодателю быстрее возмещать средства, направленные на приобретение лизингового имущества;

V определено понятие дохода лизингодателя. Им является разница между общей суммой лизинговых платежей, получаемых лизингодателем от лизингополучателя, и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества.
Непонятно только, почему при определении дохода лизингодателя не учитываются проценты по кредитам, используемые лизингодателем для приобретения имущества, передаваемого в лизинг.
Среди налоговых льгот, которые сформулированы в #M12291
9020070постановлении Правительства России N 633#S, пока частично реализована только одна. Согласно #M12291 9017559Закону Российской
Федерации от 1.04.96 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость#S" с 1 января 1996 г. освобождены от налога на добавленную стоимость лизинговые платежи малых предприятий по лизинговым сделкам.
Необходимо срочно реализовать льготу по налогу на прибыль в отношении лизинговых компаний, осуществляющих договоры финансового лизинга со сроком свыше 3-х лет, и банков, предоставляющих кредиты для реализации договора финансового лизинга со сроком действия свыше 3-х лет, предусмотренных
#M12291 9025658постановлением Правительства России от 29.06.95 N 633#S. В настоящее время инвестирование в форме лизинга находится в худших условиях, чем обычные инвестиции.

II

2.1. Договор лизинга

НАПРИМЕР: Заключен договор лизинга сроком на 2 года, причем лизингодателем является нерезидент. Сейчас срок лизинга заканчивается. Какие действия необходимо предпринять лизингополучателю (Россия) по окончании срока лизинга?

Договор, о котором идет речь, является договором международного среднесрочного лизинга. Отношения в данном случае регулируются #M12291
901719743Федеральным законом от 29.10.98 г. N 164-ФЗ "О лизинге"#S (далее -
Закон), Конвенцией, разработанной Международным институтом по унификации частного права (УНИДРУА), о международном финансовом лизинге от 28.05.98 г., федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности, нормативными документами ГТК России.
По окончании срока лизинга может быть несколько вариантов.
1. Предмет лизинга возвращается лизингодателю.
При прекращении договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга, если иное не предусмотрено договором. Если лизингополучатель не возвратил предмет лизинга или возвратил его несвоевременно, лизингодатель вправе требовать внесения платежей за время просрочки.
2. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя, если такая возможность предусмотрена в договоре и при условии полного погашения лизинговых платежей. При этом предмет лизинга переходит из таможенного режима временно ввезенного товара в режим выпуска для свободного обращения.
В случае заявления временно ввезенных товаров к таможенному режиму выпуска для свободного обращения согласно #M12293 0 9007090 82 4294967262 413036973
1145145183 3456032672 3361073955 2251405042 6пункту 6 Указания ГТК России от 25.04.94 г. N 01-12/328#S (в редакции от 27.01.98 г.) уплаченные суммы периодических таможенных платежей засчитываются в суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с помещением товара в указанный таможенный режим.
3. Договор лизинга может быть продлен с сохранением или изменением условий договора (п. 8 ст. 15 Закона). Для этого следует внести дополнение в договор о продлении срока лизинга. После этого необходимо подать в ГТК
России заявление в произвольной форме о продлении сроков ввоза товаров. Это следует сделать не менее чем за два месяца до истечения предельных сроков временного ввоза (вывоза) товаров (ст. 71 Таможенного кодекса, Указание
#M12291 9014345ГТК России от 25.10.95 г. N 01-12/1296 "О продлении сроков временного ввоза (вывоза) и переработки товаров"#S с изменениями от 6.07.98 г.). Одновременно нужно представить все необходимые в таких случаях документы.
Хотелось бы отметить, что в Законе предусмотрен помимо среднесрочного лизинга (от полутора до трех лет) долгосрочный лизинг (свыше трех лет).
Нормативные же акты Таможенного комитета не предусматривают режим временного ввоза товара на срок свыше двух лет.
В Законе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации в течение шести месяцев должно привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. В настоящее время право на продление режима временного ввоза товара на срок свыше двух лет приходится доказывать.

Страницы: 1, 2