Право внешних сношений
Право внешних сношений
ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
Право внешних сношений представляет собой
отрасль международного права, которая состоит из принципов и норм, регулирующих
отношения между государствами, а также между государствами и другими субъектами
международного права по поводу осуществления дипломатической деятельности.
Представляется целесообразным дать определение
понятию "дипломатическая деятельность государства". В литературе под
подобного рода деятельностью понимают официальную деятельность государства, его
органов и должностных лиц по защите прав и интересов данного государства, прав
и законных интересов его физических и юридических лиц, поддержанию режима
международного правопорядка и законности.
Основными источниками права внешних сношений
являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская
конвенция о консульских сношениях 1963 г., Венская конвенция о
представительстве государств в их отношениях с международными организациями
универсального характера 1975 г., другие международные документы как
универсального, так и локального характера.
Что касается внешних сношений РФ, то среди
правовых актов РФ, регулирующих вопросы дипломатических и консульских сношений
с иностранными государствами, следует выделить Конституцию РФ, Федеральный
закон от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской
Федерации". Дипломатическая деятельность государств реализуется через
систему органов внешних сношений. Различают внутригосударственные и зарубежные
органы внешних сношений.
К внутригосударственным органам внешних сношений
относятся: глава государства, парламент, правительство, министерство
иностранных дел, другие ведомства и службы, в функции которых входит
осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.
Статья 86 Конституции РФ устанавливает следующие
полномочия Президента:
1) осуществление руководства внешней политикой
Российской Федерации;
2) ведение переговоров и подписание
международных договоров Российской Федерации; подписание ратификационных
грамот;
3) принятие верительных и отзывных грамот
аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Статья 114 Конституции РФ определяет компетенцию
в области внешних сношений Правительства: осуществление мер по обеспечению
обороны страны, государственной безопасности, а также реализация внешней
политики Российской Федерации. Более подробно его компетенция закреплена в
Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О
Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г.,
19 июня, 3 ноября 2004 г., 1 июня 2005 г.).
Федеральный конституционный закон "О
Правительстве Российской Федерации" устанавливает следующие общие полномочия
Правительства Российской Федерации (ст. 13):
1) организация реализации внутренней и внешней
политики Российской Федерации; осуществление регулирования в
социально-экономической сфере;
2) обеспечение единства системы исполнительной
власти в Российской Федерации, направление и контроль за деятельностью ее
органов;
3) формирование федеральных целевых программ и
обеспечение их реализации;
4) реализация предоставленного ему права
законодательной инициативы.
Полномочия Правительства РФ в сфере внешней
политики и международных отношений закреплены в ст. 21 Федерального
конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации":
1) осуществление мер по обеспечению реализации
внешней политики Российской Федерации;
2) обеспечение представительства Российской Федерации
в иностранных государствах и международных организациях;
3) в пределах своих полномочий заключение
международных договоров Российской Федерации, обеспечение выполнения
обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдение
за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;
4) отстаивание геополитических интересов
Российской Федерации, защита граждан Российской Федерации за пределами ее
территории;
5) осуществление регулирования и
государственного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере
международного научно-технического и культурного сотрудничества.
Таким образом, компетенции Президента РФ и
Правительства РФ в области внешних сношений определены достаточно широко и
подробно.
Согласно Положению о Министерстве иностранных
дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г.
N 865 (с изм. от 19 октября 2005 г.), МИД России осуществляет следующие
полномочия:
1) разрабатывает и представляет в установленном
порядке Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по вопросам отношений
Российской Федерации с иностранными государствами и международными
организациями на основе анализа информации по всему комплексу двусторонних,
многосторонних отношений и международных проблем;
2) вносит Президенту РФ и в Правительство РФ
проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
Президента РФ и Правительства РФ, проекты других документов, по которым
требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, входящим в
компетенцию МИДа России, а также проект плана работы МИДа России и прогнозные
показатели его деятельности;
3) на основании и во исполнение Конституции РФ,
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и
Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по
вопросам, относящимся к установленной сфере его деятельности, за исключением
вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента РФ и Правительства РФ осуществляется только федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и
Правительства РФ;
4) реализует дипломатическими и
международно-правовыми средствами усилия Российской Федерации по обеспечению
международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с
учетом ее ответственности как постоянного члена Совета Безопасности Организации
Объединенных Наций, участника общеевропейского процесса и других региональных
механизмов;
5) обеспечивает участие Российской Федерации в
деятельности Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых
Государств, органов Союзного государства, международных организаций, в работе
международных конференций, форумов, содействует повышению роли Российской
Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных
международных проблем;
6) участвует в разработке и реализации
государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан Российской
Федерации, обороны и безопасности государства, расширения торгово-экономических
и финансовых связей, научно-технического, культурного и иного обмена Российской
Федерации с иностранными государствами и международными организациями, связей с
соотечественниками, проживающими за рубежом;
7) осуществляет дипломатическими и
международно-правовыми средствами поддержку российских участников
внешнеэкономической деятельности, защиту их законных интересов за рубежом;
8) участвует в работе правительственных и межведомственных
координационных и совещательных органов по вопросам, входящим в компетенцию
МИДа России;
9) ведет переговоры с иностранными государствами
и международными организациями;
10) содействует осуществлению межпарламентских и
других внешних связей Федерального Собрания РФ;
11) содействует развитию международных связей
субъектов РФ и осуществляет их координацию, а также осуществляет иные
полномочия.
Помимо вышеназванных к органам внешних сношений
Российской Федерации относятся: Государственный таможенный комитет РФ,
Федеральная пограничная служба и др.
Зарубежными органами внешних сношений являются
дипломатические и консульские представительства, торговые представительства,
представительства государств при международных организациях, делегации на международных
совещаниях и конференциях, специальные миссии.
Дипломатическое право как подотрасль права
внешних сношений представляет собой совокупность норм, регламентирующих статус
и функции государственных органов внешних сношений.
В отношении источников дипломатического права
необходимо отметить, что дипломатическое право на протяжении долгого времени
основывалось на обычаях. В настоящее время дипломатическое право в основном
кодифицировано. Основным договорным актом в данной области является Венская конвенция
о дипломатических сношениях 1961 г. В 1969 г. Генеральной Ассамблеей ООН была
также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 г. на дипломатической
конференции в Вене - Конвенция о представительстве государств в их отношениях с
международными организациями универсального характера. Российская Федерация
является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 гг.
Существуют два вида дипломатических
представительств: посольства и миссии. Большинство государств предпочитает
обмениваться дипломатическими представительствами - посольствами. Посольство
возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию - чрезвычайный и
полномочный посланник либо поверенный в делах. Дипломатические отношения, как
правило, устанавливаются на основании соглашения между соответствующими
государствами.
Главы дипломатических представительств
подразделяются на три класса: чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые
при главах государств; чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при
главах государств; поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных
дел. От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах -
лицо, временно исполняющее функции главы представительства любого класса во
время его отсутствия (отпуска, отзыва и т.д.).
Класс, к которому принадлежит глава
представительства в конкретном государстве, определяется соглашением между
государствами об установлении дипломатических отношений.
Дипломатические представительства выполняют
следующие функции:
1) представительство своего государства в стране
пребывания;
2) защита интересов аккредитующего государства и
его граждан в стране пребывания;
3) ведение переговоров с правительством страны
пребывания;
4) выяснение всеми законными средствами условий
и событий в стране пребывания;
5) поощрение дружественных отношений между
аккредитующим государством и страной пребывания.
Перед назначением главы представительства
аккредитующее государство запрашивает у компетентных властей страны пребывания
агреман (согласие) на назначение конкретного лица главой представительства в
данном государстве. Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос
препятствуют назначению лица главой представительства. Государство не обязано
мотивировать свой отказ в агремане.
По получении агремана лицо назначается главой представительства.
Главе представительства выдается верительная грамота - документ, адресованный
властям страны пребывания, в котором просят верить тому, что данное лицо будет
излагать от имени этого государства. По прибытии в страну назначения глава представительства
вручает свои верительные грамоты главе государства или министру иностранных дел
(если глава представительства - поверенный в делах).
Персонал дипломатического представительства
подразделяется на три группы: дипломатический персонал, административно-технический
персонал и обслуживающий персонал.
Дипломатический персонал образуют лица, имеющие
дипломатические ранги (специальные звания). К дипломатическому персоналу
относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные
атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи
секретари, атташе.
Административно-технический персонал - это лица,
осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства
(переводчики, референты, секретари и т.д.).
Обслуживающий персонал включает в себя лиц,
выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (водители, садовники,
уборщицы и т.д.).
Члены дипломатического персонала, как правило,
являются гражданами представляемого ими государства, члены административно-технического
и обслуживающего персонала могут быть гражданами страны пребывания.
Представляется необходимым рассмотреть понятие
"дипломатический корпус". В узком смысле дипломатический корпус - это
совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных
в данном государстве. Дипломатический корпус в широком смысле - совокупность
членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств
в данном государстве и членов их семей.
Существование понятия дипломатического корпуса в
первом значении обусловлено протокольными причинами; дуайеном (старшиной,
старейшиной) среди глав всех иностранных дипломатических представительств
считается, согласно обычаю, старший по классу и по времени пребывания в данной
стране (или в некоторых странах папский нунций).
Понятие дипломатического корпуса во втором
значении объясняется необходимостью установить круг лиц, которые вправе
претендовать на дипломатические иммунитеты и привилегии.
В Российской Федерации установлены следующие дипломатические
ранги: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник
1-го и 2-го класса, первый секретарь 1-го и 2-го класса; второй секретарь 1-го
и 2-го класса; третий секретарь; атташе.
Посольство РФ является государственным органом
внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство России
в государстве пребывания.
Посольство учреждается по решению Правительства
РФ в связи с установлением на основании указа Президента РФ дипломатических
отношений с соответствующим иностранным государством.
Посольство входит в систему МИДа России и
обеспечивает проведение единой политической линии РФ в отношениях с
государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке
координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве
пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти,
российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций
и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открываемых в
установленном порядке на территории отдельных субъектов,
административно-территориальных образований.
Посольство, его сотрудники и члены их семей
пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии
с международным правом и законодательством государства пребывания.
Основными задачами и функциями посольства
являются:
1) представительство Российской Федерации в
государстве пребывания;
2) обеспечение национальных интересов,
реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в государстве
пребывания;
3) выполнение поручений Президента РФ,
Правительства, МИДа России, а также согласованных с МИДом поручений других
федеральных органов государственной власти и запросов органов государственной
власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий,
учреждений и организаций. Поручения федеральных органов исполнительной власти и
запросы органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций направляются посольству
только через МИД России;
4) сбор информации о государстве пребывания, а
также изучение деятельности других государств, международных организаций и
союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания;
5) обеспечение развития сотрудничества
Российской Федерации с государством пребывания, оказание содействия
государственным органам, общественным объединениям и представителям деловых
кругов Российской Федерации в установлении контактов с представителями
государства пребывания;
6) участие в подготовке проектов международных
договоров РФ с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении,
прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за
выполнением договоров Российской Федерации с государством пребывания;
7) защита в государстве пребывания прав и
интересов российских граждан и юридических лиц;
8) выполнение консульских функций, общее
руководство деятельностью консульских учреждений Российской Федерации;
9) выполнение других функций.
Посольство возглавляется чрезвычайным и
полномочным послом Российской Федерации. Посол представляет Российскую
Федерацию, непосредственно руководит работой посольства, несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на посольство задач и осуществление
им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России
структуру посольства, распределяет должностные обязанности между его
сотрудниками. Основные права и обязанности посла регламентируются Положением о
чрезвычайном и полномочном после Российской Федерации в иностранном
государстве.
В случае отсутствия посла в государстве
пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах Российской
Федерации, назначаемый в установленном порядке из числа старших дипломатических
сотрудников посольства.
В соответствии с законодательством РФ в
посольстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных,
общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Под дипломатическими привилегиями понимаются
особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их
сотрудникам. Иммунитеты - это изъятия представительства и его сотрудников из
юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания.
Страницы: 1, 2
|