бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правонарушения, их виды бесплатно рефераты

1. Общественная опасность деяния - это материальный признак преступления. Общественная опасность означает, что деяние вредоносно для общества, т.е. общественная опасность состоит в том, что деяние причиняет или создает угрозу причинения существенного вреда общественным отношениям. Примерный перечень общественных отношений, которым наносят вред преступления, содержит ст. 7 УК РСФСР (1) и ст. 2 проекта УК РФ (3). Уголовный

закон защищает от преступных посягательств на безопасность личности, общества

и государства. Общественная опасность деяния различается по характеру степени.


________________________________________________________________________

(1) Ст.7 УК РСФСР. Утвержден Верховным Советом РСФСР 27.10.1960г. Ведомости Верховного Совета РСФСР № 40, 1960г.

(2) Ст.14 УК РФ «Понятие преступления». Официальный текст по состоянию на 1 октября 2004 г. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.-168с.

(3) Ст.2 УК РФ «Задачи Уголовного Кодекса РФ». Официальный текст по состоянию на 1 октября 2004 г. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.-168с.

Характер общественной опасности определяет качественное своеобразие преступления. Характер зависит от содержания общественных отношений, на которые посягает преступление и от содержания вредных последствий (материальных, физических, морального вреда). Степень общественной опасности- это количественное выражение опасности деяния. Она определяется сравнительной ценностью объектов посягательства, величиной причиненных ущербов, степенью вины (умышленной, предумышленной, умышленно-внезапной, умышленно-аффектированной, неосторожной и т.д.), степенью низменности мотивов и целей преступления, сравнительной опасностью в зависимости от специфики места и времени его совершения.

2. Уголовная противоправность - это общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом в качестве преступления. Деяние объявляется преступным и наказуемым по велению уголовного закона. Уголовная противоправность состоит в запрещенности преступления соответствующего уголовно правовой норме под угрозой применения к виновному уголовного наказания. Уголовная противоправность деяния является юридическим выражением его общественной опасности. "Nullum сrimеn sinе lеgis"-"Нет преступления без указания на то в законе". Российское уголовное право опровергает аналогию уголовного закона. Уголовный закон-это нормативно-правовой акт высших органов государственной власти, устанавливающий общие принципы уголовной ответственности, а также отдельные виды преступлений и те меры наказания, которые принимаются к лицам, совершившим эти преступления. Аналогия означает применение сходного закона.

3. Виновность лица, совершившего общественно опасное и уголовно противоправное деяние.

Вина - это отношение психики лица к совершаемому им общественно опасному деянию (к действию или бездействию) и его последствиям в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении преступления может быть признано только лицо способное, как по своему возрасту, так и психическому состоянию, правильно оценивать совершаемые им действия, отдавать в них себе отчет и руководить их совершением. Поэтому не могут рассматриваться в качестве преступления действия малолетних преступников, а также общественно опасные поступки невменяемых.

4. Неотъемлемый специфический признак преступления это его наказуемость. Наказание - это необходимое правовое последствие преступления. Наказуемость выражается в угрозе возможного применения наказания за деяния, предусмотренные уголовным законом. Преступление-это общественно опасное, уголовно наказуемое, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие), совершенное лицом вменяемым и достигшим определенного возраста. В части 2 ст. 7 УК РСФСР (1) и части 2 ст. 14 проекта УК РФ (2) говорится, что не является преступлением действие (бездействие) хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Закон сформулировал два критерия, при которых совершаемое деяние не может быть признано преступлением:

1. Формально есть признаки деяния, предусмотренные Уголовным законом (формальное основание).      2. Но в силу малозначительности оно не представляет общественной опасности (материальное основание). Деяние считается малозначительным лишь при условии, если при его умышленном совершении умысел виновного был направлен на совершение именно малозначительного деяния.

УК РФ классифицирует преступления, взяв за основу такое понятие, как степень тяжести деяния, выраженная в санкциях соответствующих статей.

В соответствии с этим статья 15 УК РФ (3) различает четыре категории преступлений:


________________________________________________________________________

(1) Ст.7 ч.2 УК РСФСР. Утвержден Верховным Советом РСФСР 27.10.1960г. Ведомости Верховного Совета РСФСР.

(2) Ст.14 ч.2 УК РФ «Понятие преступления». Официальный текст по состоянию на 1 октября 2004 г. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.-168с.

(3) Ст.15 УК РФ «Категории преступлений». Официальный текст по состоянию на 1 октября 2004 г. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.-168с.


преступления небольшой тяжести;

преступления средней тяжести;

тяжкие преступления;

особо тяжкие преступления.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает пяти лет лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкими признаются умышленные деяния, за совершение которых уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок выше десяти лет или более строгое наказание.

Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия. В зависимости от сферы общественных отношений, которым противоправным поведением причиняется вред, и в зависимости от характера применяемого при этом взыскания все проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые (деликты).

Административный проступок - это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административный проступок - нарушение общеобязательных требований гражданами, должностными лицами, независимо от их положения и служебной подчиненности. Ответственность за административный проступок налагается определенными законом специальными органами, а не вышестоящим должностным лицом или органом по подчиненности.

К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др.

Видами административных взысканий за совершенный административный проступок являются: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, лишения лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток), конфискация предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, и др.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Административные взыскания, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по делам о них и порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены кодексом об административных правонарушениях.

Согласно Российскому законодательству, повторность одного и того же административного проступка в ряде случаев может повлечь за собой «трансформацию» административной ответственности в уголовную.

Дисциплинарные проступки представляют собой вредные для общественных отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины. Ответственность за совершение дисциплинарных проступков предусматривается в различных ведомственных (уставах, положениях, инструкциях) и локальных (решениях местных органов государственной власти и др.), нормативно-правовых актах. Устанавливаются различные меры административного воздействия и в текущем законодательстве.

Скажем, Кодексом законов о труде Российской Федерации предусматриваются такие дисциплинарные взыскания за нарушение трудовой дисциплины, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение. В довольно многочисленных ведомственных актах о дисциплине, утвержденных высшими органами власти РФ, устанавливаются и некоторые иные виды дисциплинарных взысканий.

Например, в некоторых из них предусмотрены такие взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии, снижении в классном чине, воинском или специальном звании и др.

Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями.

Привлекает к дисциплинарной ответственности вышестоящий орган или должностное лицо - руководитель не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка; взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Давность дисциплинарного взыскания (как и административного) - один год.

Гражданско-правовые проступки понимаются как правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и неимущественных отношений. Свое внешнее выражение гражданские правонарушения находят в причинении гражданам или их организациям имущественного вреда, неисполнении договорных обязательств, распространении сведений, прочащих честь и достоинство гражданина, заключении незаконных сделок, нарушении гражданских прав тех или иных лиц либо организаций.

При имущественных правонарушениях ответственность наступает в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, отобрания вещи у должника, признания сделки недействительной, принудительного исполнения условий договора и т.д.

Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию (учреждению, организации), в большинстве случаев (в зависимости от объекта, способа причинения и других обстоятельств) ограничена частью оклада или средней заработной платы (1/3, 2/3, 1 среднемесячный заработок).

Привлекают к гражданско-правовой ответственности суд, арбитражные суды, третейский суд.

Процессуальные правонарушения (проступки) - это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта.

Примером процессуального проступка является неявка свидетеля по вызову производящего дознание лица, следователя, прокурора, суда. В случае такой неявки суд вправе наложить на свидетеля денежное взыскание (не говоря уже о принудительном приводе). Процессуальным проступком будет и неявка в суд подсудимого, за что судом по отношению к нему может быть изменена мера пресечения (изменение меры пресечения на более суровую и явится наказанием за процессуальный проступок).

Органом, который привлекает лицо, совершившее процессуальный проступок, является чаще всего суд либо иной правоприменительный орган.

Проступки далеко не равнозначны по степени и размерам вреда, причиняемого ими отдельному человеку или обществу в целом. В этой связи на страницах отечественной печати полтора десятка лет тому назад оживленно обсуждалась идея создания «Кодекса проступков». В этот кодекс предлагалось поместить проступки, представляющие большую степень опасности, чем
иные.

Идея не была реализована, хотя в ней есть рациональные моменты. Кстати, законодательство ряда зарубежных государств довольно четко выделяет так называемые уголовные проступки, занимающие промежуточное место между преступлениями и обычными правонарушениями. Так, Уголовный кодекс Франции делит преступные действия на три класса: преступления (то, что влечет по закону мучительное или позорящее наказание); проступок (то, что предполагает исправительное наказание); нарушения (то, за что следует полицейское наказание). Такой подход делает борьбу с правонарушениями более предметной, ибо специализирует группы правоохранительных органов на борьбе с отдельными видами правонарушений и прежде всего - с преступностью.

III. Причины и условия правонарушений в российском обществе.

Явно недостаточны те практические усилия, которые тратит наше общество на предупреждение правонарушений и борьбу с ними. Иными стали и совершаемые в нашей стране правонарушения.

Во-первых, среди правонарушений резко возросло количество преступлений. Если ранее среди рассматриваемых судами дел две трети были гражданскими и трудовыми и только треть - уголовными, то в настоящее время удельный вес уголовных дел значительно возрос. Следовательно, среди правонарушений начинают доминировать не проступки, а преступления. Преступления при этом становятся более циничными и жестокими.

Во-вторых, резко возросло количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, молодежью. Ими в большинстве своем совершаются квартирные кражи, грабежи, разбои, уличные правонарушения.

В-третьих, появились новые виды правонарушений, которые ранее наша страна не знала либо они были единичными.

В гражданском праве, например, это нарушение порядка совершения биржевых сделок, нарушения, связанные с созданием рынка ценных бумаг, приватизацией объектов государственной собственности и др., в финансовом праве - укрытие доходов от налогообложения, в уголовном праве - похищение людей, лжепредпринимательство, преднамеренное банкротство и др.

Объясняется это новыми условиями, в которые вступило наше общество. Переход от закрытой административно-командной экономики к рыночной не мог не повлиять на состояние всех сфер жизни общества. Появились новые социальные отношения, нормы, институты и, следовательно, новые правонарушения.

В-четвертых, преступность приобрела профессиональный, организованный и, в определенной мере, международный характер.

Организованность и профессионализм преступности - не одно и то же. Профессионализму, как правило, присущи специализация на определенном виде преступной деятельности (карманные кражи, угоны автомашин и др.) и достигаемый в этой связи высокий уровень преступной квалификации правонарушителя. Профессионализм характеризует преступление с объективной стороны, показывая особенности деяния, способы и средства его совершения.

Организованность характеризует преступность с иной стороны. Организованная преступность - это устойчивые, хорошо законспирированные, обладающие большими денежными суммами и ценностями преступные сообщества с высоким уровнем организации, четкой структурой и иерархией, имеющие, как правило, связи с государственными (в том числе и правоохранительными) органами. Профессиональный преступник может быть и одиночкой. Организованная преступность - всегда сообщество правонарушителей с четко обозначенными ролями, что ведет к преступной специализации и приобретению преступной квалификации. Поэтому организованная преступность становится в настоящее время и профессиональной. Это делает ее исключительно опасной для личности и общества. Она поражает не только экономику, но и другие сферы жизнедеятельности человека.

Вступление России в Интерпол (сокращенное название Международной организации уголовной полиции) оказывается весьма полезным в связи с борьбой с международными преступными синдикатами, осуществляющими противоправную деятельность на территории России.

Определяя причину правонарушений и пути ее устранения, необходимо учитывать следующие принципиально важные (методологические) положения.

1.      Нельзя смешивать причину правонарушений в целом и причину конкретного правонарушения.

Причина правонарушений в целом обусловлена комплексом, прежде всего, социальных, а также личностных факторов как внешнего, так и внутреннего порядка.

Для выявления этой причины требуется сложная аналитическая работа, учет всех криминогенных ситуаций и обстоятельств. Причина конкретного правонарушения лежит, как правило, на поверхности и связана с условиями, в которых оказался правонарушитель, свойствами его характера и психики, иными словами, она носит ситуативный характер.

2.       Следует различать причину умышленных и причину неосторожных правонарушений, укладывающихся в схему: «Лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных следствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть».

Страницы: 1, 2, 3, 4