Право международной безопасности и мирные средства разрешения международных споров
Право международной безопасности и мирные средства разрешения международных споров
Право
международной безопасности и мирные средства разрешения международных споров
План
Вступительная часть
1. Понятие и источники права
международной безопасности.
2. Универсальная система коллективной
безопасности.
3. Региональные системы коллективной
безопасности.
4. Согласительные (политические)
средства разрешения международных споров.
5. Судебные средства разрешения
международных споров.
Заключительная часть
Литература:
I. Основная:
Международное право: Учебник / Отв.
ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова – М.: Межд. отношения, 2003.
Международное право: Учебник для
вузов. – 3-е изд., изм. и дополн. / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. –
М.: НОРМА, 2005.
Международное публичное право:
Учебник. Издание 2-е, перераб. и дополн. / Под ред. К.А. Бекяшева. – М.:
Проспект, 2004.
Лукашук И.И. Международное право.
Особенная часть. Учебник. - М.: БЕК, 2001. Гл. 11-12.
Международное право. Вопросы и
ответы. Учебное пособие / Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. - М.: ООО Изд-во
«Юрлитинформ», 2002.
Североатлантический договор (1949
г.), Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по
поддержанию мира в СНГ (1992 г.), Устав организации американских государств //
Действующее международное право. В 3-х томах / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С.
Кривчикова. – М., 1999. Т. 2.
Устав ООН // Международное право.
Сборник документов. – М: Юридическая литература, 2000. С. 111-134.
Федеральный закон «О порядке
предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для
участия в деятельности по удержанию или восстановлению международного мира и
безопасности» от 23 июня 1995г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 26.
II.
Дополнительная:
Деханов С.А. Право и сила в
международных отношениях // Московский журнал международного права. 2003. № 4.
С. 38-48.
Карпович О.Г. Мирное разрешение
международных споров в рамках ОБСЕ // Юрист. 1998. № 8.
Николаева Л.А., Соловьева А.К.
Юрисдикция судов межгосударственных объединений по разрешению публично-правовых
споров // Журнал российского права. 2000. № 11.
Панкратов В.Д, Маковик Р.С. Операции
ООН по поддержанию мира (некоторые проблемы и пути их решения) // Право и
политика. 2001. № 5. С. 79-85.
Ушаков Н.А. Правовое регулирование
использования силы в международных отношениях. – М., 1997.
Введение
Интересы
международной безопасности требуют исключить самую возможность возникновения
любых войн. Сегодня при рассмотрении международных споров необходимо
использовать исключительно политические средства, допускаемые международным
правом. В этой связи основная роль международного права не только в поддержании
международного мира и безопасности, но и в предотвращении возникновения новых
очагов напряженности и вооруженных конфликтов. Особая роль в международном
праве принадлежит праву международной безопасности.
Цели лекции:
рассмотрение международно-правовых средств обеспечения мира и предотвращения
войны, вопросы коллективной безопасности, разоружения, ограничения вооружений,
неприсоединения, нейтралитета; содержания, роли и значения форм мирного
урегулирования международных споров: переговоров, консультаций, добрых услуг,
посредничества, следственных и согласительных комиссий, третейских судов,
рассмотрение споров в органах ООН (Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности),
региональных международных организациях, Международном Суде ООН.
1. Понятие и
источники права международной безопасности
Право международной
безопасности в широком смысле: система общепринятых и специальных норм и
принципов, направленных на поддержание мира и международной безопасности,
пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической,
экологической, продовольственной, информационной безопасности, а также
политической, экономической и социальной стабильности в мире; в узком смысле -
совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на
обеспечение военно-политической безопасности государств, предотвращение
возникновения войны и пресечение актов агрессии.
Право
международной безопасности опирается на общие принципы современного
международного права: неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения
споров, территориальной целостности и нерушимости границ, а также на ряд
отраслевых: принцип равенства и одинаковой безопасности, ненанесение ущерба,
безопасности государств.
Источники:
1. Устав ООН.
2. Договоры,
сдерживающие гонки ядерных вооружений в пространственном отношении: Договоры:
Об Антарктике 1959 г., О нераспространении ядерного оружия 1968 г., О
запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Тлателолко 1967 г.), О
безъядерной зоне в южной части Тихого океана (договор Раратонга 1985 г.).
3. Договоры,
ограничивающие наращивание вооружения в количественных и качественных
отношениях: Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия 1996
г., Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении стратегических
наступательных вооружений 1993 г.
4. Договоры,
запрещающие производство определенных видов оружия и предусматривающие их
уничтожение. Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей
дальности 1987 г.
5. Договоры,
рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения
войны. Соглашение о линии прямой связи между СССР и США 1963, 1971. Соглашение
между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет с подводных
лодок 1988 г.
2. Универсальная
система коллективной безопасности
Организацией
универсальной системы коллективной безопасности является Организация
Объединенных Наций, главной целью которой является поддержание международного
мира и безопасности, для чего она уполномочена "принимать эффективные меры
для предотвращения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений
мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и
международного права, улаживание или разрешение международных споров или
ситуаций, которые могут привести к нарушению мира" (п.1 ст. 1 Устава ООН).
Устав ООН
подробно регламентирует меры и способы поддержания международного мира и
безопасности, выдвигая на первое место их мирный, предупредительный характер:
мирное разрешение
международных споров (п. 3 ст. 2, гл. IV);
запрещение
применения силы или угрозы силой (п.4 ст. 2);
осуществление
широкого сотрудничества в разрешении международных проблем экономического,
социального, культурного и гуманитарного характера (п.3 ст. 1, гл. IV, IX);
ограничение
вооружений и разоружение (ст. 11, 26, 47).
И только если эти
предупредительные меры не принесут положительных результатов, принимаются меры
принудительного характера:
временные меры по
пресечению нарушений мира, которые Совет Безопасности найдет необходимыми или
желательными (ст. 40);
меры, не
связанные с применением вооруженных сил по ст. 41 (полный или частичный перерыв
экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых,
телеграфных, радио и других средств сообщения, разрыв дипломатических
отношений);
меры, связанные с
использованием вооруженных сил для подавления агрессора и восстановления
международного мира и безопасности (ст.42).
При этом только
Совет Безопасности "определяет существование любой угрозы миру, любого
нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие
меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 или 42 для поддержания
или восстановления международного мира и безопасности" (ст. 39).
Государства всего мира обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности (ст.
25, п.6 ст.2).
В рамках ст. 41
Устава ООН Совет Безопасности ООН неоднократно применял санкции в отношении
Родезии в 1966, 1968, 1970 гг., ЮАР в 1977 г. (эмбарго на поставки вооружений),
Ирака в 1990 г. (экономические и финансовые), Югославии в 1991-1996 гг.
(экономические), Ливии в 1992-1996 гг. (экономические и по поставкам оружия),
Сомали в 1992 г. (по поставкам оружия) и др.
В рамках ст. 42
Совет Безопасности дважды принимал решения на подавление агрессора силой:
первый раз в 1950 г., когда КНДР 25 июня 1950 г. совершила нападение на Южную
Корею; второй раз в 1990 г., когда Ирак оккупировал территорию Кувейта.
В отношении
агрессии КНДР Совет Безопасности ООН в отсутствие представителя СССР, которому
ничего не мешало присутствовать (он сам покинул заседание Совета Безопасности),
последовательно принял следующие резолюции:
от 25 июня о
признании КНДР агрессором;
от 27 июня с
призывом к членам ООН оказать Южной Корее военную помощь;
от 7 июля о
предоставлении войскам 16 государств (основные силы от США) права именоваться
войсками ООН (голубой флаг ООН, финансирование ООН).
В результате
трехлетней войны и огромных людских и материальных потерь была граница между
двумя корейскими государствами по 38-й параллели. Войска США до сих пор
находятся в Корее.
Для пресечения
агрессии Ирака против Кувейта, развязанной 2 августа 1990 г., освобождения
территории Кувейта и принятия дополнительных мер с целью недопущения агрессии
Ирака в будущем Совет Безопасности ООН последовательно принял следующие
резолюции:
660 о констатации
нарушения Ираком международного мира и безопасности с требованием немедленного
вывода иракских войск из Кувейта;
661 об
установлении экономических санкций против Ирака;
665 и 670 об
установлении морской и воздушной блокады Ирака; 678 с требованием освободить
все захваченные территории, выполнить все ранее принятые резолюции.
В случае
невыполнения этих требований Совет Безопасности уполномочивал
многонациональные вооруженные силы (Англии, США, Франции, с использованием
военных баз Турции и Саудовской Аравии) "использовать все необходимые
средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию 660 и все последующие
резолюции и восстановить международный мир и безопасность в этом районе"
(делегация СССР при голосовании воздержалась).
Впервые в
международной практике государств Совет Безопасности предоставил Ираку так
называемую "Паузу мира" с 29 ноября 1990 г. до 15 января 1991 г. для
добровольного выполнения им упомянутых резолюций. Однако Ирак не выполнил
требования Совета Безопасности ООН, и в течение 100 ч. его вооруженные силы
были разгромлены объединенными войсками стран антииракской коалиции под
командованием американского генерала Шварцкопфа. В обоих случаях агрессоры
(КНДР и Ирак) подавлялись от имени всего международного сообщества по ст. 42
Устава ООН. В первом случае все расходы несла ООН, во втором случае -
государства антииракской коалиции без использования флага ООН.
В отличии от
военного принуждения миротворчество означает операции вооруженных сил без
применения оружия, за исключением случаев самообороны, осуществляемые с
согласия основных воюющих сторон и предназначенные для наблюдения за
соблюдением соглашения о перемирии
Задачами
миротворческих операций ООН являются:
а) расследование
инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их
примирения;
б) проверка
соблюдения договоренности о прекращении огня;
в) содействие по
поддержанию законности и правопорядка;
г) предоставление
гуманитарной помощи местному населению;
д) наблюдение за
ситуацией.
В зависимости от
предстоящей задачи операции ООН могут представлять собой миссии военных
наблюдателей из невооруженных офицеров - "голубые береты" (впервые
такая миссия была создана в 1948 г. - орган по наблюдению за выполнением
условий перемирия в Палестине) и силы по поддержанию мира в составе
национальных военных контингентов, вооруженных легким стрелковым оружием -
"голубые каски" (первая такая операция была проведена в 1956 г.
Чрезвычайными вооруженными силами ООН на Ближнем Востоке).
Операций обоих
типов проведено более 40. Начиная с 1988 г. миротворческие операции стали
применяться не только в межгосударственных, но и внутригосударственных
конфликтах.
Главным условием
для осуществления миротворческих операций ООН являются:
принятие решения
Совета Безопасности ООН о проведении операции под руководством Генерального
секретаря ООН;
согласие на такие
операции враждующих сторон, прекращение огня и гарантии безопасности с их
стороны миротворческим силам;
добровольность
предоставления воинских контингентов государствами, приемлемыми для сторон;
беспристрастность
сил, невмешательство во внутренние дела враждующих сторон, сведение к минимуму
применения военной силы (только для самообороны);
финансирование
операций по специальной шкале взносов государствами - членами ООН.
Персонал ООН, его
оборудование и помещения не могут быть объектом нападения. Государства обязаны
установить уголовную ответственность за действия против персонала ООН.
Международной
практике известны такие примеры миссий военных наблюдателей: на Ближнем Востоке
с 1948г., в Кувейте, Анголе, Сальвадоре, Западной Сахаре с 1991 г., в Грузии в
1993-1994 гг.
Примерами
использования вооруженных сил ООН по поддержанию мира являются их создание и
действие на Ближнем Востоке в 1956-1967 гг., в Конго в 1960-1964 гг., на Кипре
с 1964 г., в Ливане с 1978 г., в Югославии, Кампучии, Сомали с 1992 г., в
Руанде с 1994 г., в Албании с 1997 г.
В 90-е гг. от
России в операциях по поддержанию мира участвовали: в Мозамбике - 76 военных
наблюдателей, в миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре - 29, в
Руанде - 15, в Палестине - 17, в Югославии - батальон (бригада) миротворческих
сил в 1600 человек.
В соответствии с
Федеральным законом от 23 июня 1995 г. «О порядке предоставления РФ военного и
гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или
восстановлению международного мира и безопасности»:
1. Решение о
направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих принимается
Президентом.
2. Решение о
направлении за пределы РФ воинских формирований для участия в миротворческой
деятельности решение принимается президентом РФ на основе постановления Совета
Федерации.
3. Решение о
направлении за пределы территории РФ гражданского персонала принимается
Правительством.
4. Для участия в
международных принудительных действиях принимаются Президентом на основе
Постановления Совета Федерации и в соответствии с ратификацией международных
договоров и федеральных законов.
3. Региональные
системы коллективной безопасности
Устав ООН
допускает возможность создания международных региональных организаций
коллективной безопасности на региональной основе. При этом непременно должны
выполняться следующие условия:
действия на
региональной основе должны быть совместимы с целями и принципами ООН, касаться
только местных споров и не выходить за пределы данного района;
никакие
принудительные действия не должны предприниматься без полномочий от Совета
Безопасности ООН;
все местные
споры, возникающие между государствами какого-либо региона, должны разрешаться
только мирными средствами;
Совет
Безопасности должен быть всегда информирован о действиях, предпринятых или
намечаемых в рамках региональных соглашений для поддержания международного мира
и безопасности;
любые действия на
региональной основе не должны противоречить действиям в рамках универсальной
системы международной безопасности ООН.
Принудительные
действия с использованием вооруженной силы в регионе могут иметь место только
для отражения уже совершенного нападения в порядке осуществления права на
индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН с немедленным
сообщением об этом Совету Безопасности. Все это говорит о том, что любая
региональная система коллективной безопасности может являться и является
составной частью универсальной системы международной безопасности.
Региональными
организациями коллективной безопасности на Европейском континенте являются:
Организация
Североатлантического договора (НАТО) с 1949 г.
Организация по
безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1995 г.
Организация
договора о коллективной безопасности в рамках СНГ с 1992 г.
С 1955 по 1991
гг. действовала Организация Варшавского Договора (ОВД), которая в 1956 г. в
Венгрии и в 1968 г. Чехословакии осуществила вооруженное вмешательство в их
внутренние дела, приведшие к человеческим жертвам.
Коллективная
безопасность в рамках НАТО.
НАТО (организация
Североатлантического договора) образована 4 апреля 1949 г. Цель: обеспечение
свободы и безопасности всех членов политическим и военными средствами в
соответствии с целями и принципами Устава ООН.
Участники НАТО
обязуются разрешать все международные споры мирными средствами таким путем,
чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и
справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы
силой или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями
ООН.
Согласно ст. 5
Североатлантического договора вооруженные нападения против одной или нескольких
стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение
против всех таких стран.
Процесс
политических изменений в Европе обусловил необходимость разработки новой
стратегической концепции. Элементы этой концепции закреплены в Лондонской
декларации "Североатлантический альянс в процессе перемен" (1990 г.);
Заявлении Совета НАТО в Брюсселе "Партнерство во имя мира" 1994 г.
Россия участвует в данной программе.
Страницы: 1, 2
|