бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Право и мораль бесплатно рефераты

Право и мораль

                       Введение:

     . Постоянное совершенствование общества неотделимо от воспитания характера одного человека, который строит свою жизнь на основе нравственных ценностей. Право и мораль занимают особое место в формировании духовного мира личности, являясь важнейшими социальными регуляторами, включенными  в систему общественных отношений. Они воздействуют на преобразования сознания личности. Право и мораль согласуют поступки каждого человека с интересами общества и государства.

       Это тема актуальна тем, что взаимодействие права и морали является сложным, многогранным процессом. Также тема актуальна сближением, взаимопроникновением права и морали, усилением согласованного воздействия на общество.

        Целью данной работы является рассмотрение элементов теснейшего взаимодействия данных средств нормативного регулирования и их общих методологических аспектов.

           В юридической литературе взаимодействие права и морали получило освещение в ряде монографий статей, в учебной литературе. В них поставлено ряд важных теоретических проблем, связанных с исследованием природы и сущности права и нравственности как важнейших социальных регуляторов.



                          Глава 1. Понятие права

      Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности.

      Право вырастает из социальных норм догосударственной организации. Оно формируется из обычаев, табу, которые преобразуются, отбираются, приспосабливаются к новым социальным отношениям, основанным на частной собственности, социальном и классовом расслоении общества.


§ 1.1 Термин «право»

     В жизни мы встречаемся со словом “право”, прекрасно представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве.

     Однако эти представления совершенно не исчерпывают всей многозначности этого юридического феномена. Право – явление сложное многогранное, имеющее богатое понятийное  выражение.

       Есть множество определений права.

        Во-первых,  право это система норм, издаваемых государством. Это право определяется как позитивное.

        Во-вторых, право представляет собой определенную систему идей, представлений о том, каким должно быть  право. Такое право называется естественным.

        В-третьих, это определенная правовая возможность конкретного субъекта (субъективное право).

       В-четвертых, это явление нравственного и морального характера.

        Сущность права заключается в том, что оно является регулятором общественных отношений, что оно стремится к такой стабильной организации.

        Право и экономическое положение общества тесно взаимосвязаны между собой, так как юридические нормы выражают экономически господствующего класса. Данное взаимодействие определяется как классовый подход к определению права.

        Также существует общесоциальный подход, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными слоями общества.

       Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовыми и общесоциальным началам. Поэтому, в сущности права, исходя из исторических условий на первый план, может выходить любое из вышеперечисленных начал.

        Субъектом права является физическое или юридическое лицо, наделенное по закону способностью иметь права и принимать на себя юридические обязанности.

         Предназначение права состоит в том, что оно гарантирует в нормативном порядке свободу в обществе, утверждает справедливость и создает оптимальные условия для развития общества. По мнению Лукашевой, «права человека фиксируют и выражают систему жизнеобеспечения личности, без которой невозможно ее нормальное развитие. Ценность прав человека состоит в том, что в них изначально заложены те принципы взаимодействия человека и общества, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность того и другого».  Право призвано быть стабилизированным и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования.

          Лукашева в своей работе «Право, мораль, личность » пишет: «Право – категория этическая, нет и не может быть права, к которому неприложимы были бы моральные оценки, прежде всего с позиций добра, зла, честного, бесчестного и другие. Моральная критика права всегда выступала катализатором его исторического движения, приближала идеи справедливости к нуждам и потребностям класса, борющегося за обладание политической властью».

          В юридической характеристики права выделяются регуляторная и охранительная функции способов воздействия права на общественные отношения.

          Регулятивная статистическая функция права сводится к заключению, фиксации существующих общественных отношений в их статике: закрепленные формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов, круг прав и обязанностей граждан.

           Регулятивная динамистическая функция направленна на оформление движения общественных отношений в форме правоотношений. Эта функция проявляется в системе норм обязательного права (отношения купли-продажи, перевозки, финансовые), трудового, процессуального.

           Охранительная функция права направлена на охрану правоотношений, общепризнанных в обществе ценностей. Устанавливаются различные виды ответственностей за действие, посягающее на ценности человека.

           Таким образом, право призвано служить людям и обеспечивать им нормальную жизнь.

           Можно сделать вывод, что право является системой общеобязательных норм, которые закреплены в законах и других юридических актах.


                                § 1.2. Позитивное право

           Позитивное право создается людьми, общественными образованиями, законодателями, судами, самими субъектами права и т.д. Оно является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности.

           Право существует в виде законов, иных источников, т.е. особой, внешне выраженной, реальности.

          Позитивное право – это четкое определение права, записанное  в законе, защищаемое государством. В данном смысле имеет два значения:

-субъективное право – свобода и возможность субъекта на юридически определенное поведение;

-объективное право – нечто объективное в обществе, т.е. юридические нормы, выраженные в законах и иных источниках.

          Многие явления, которые обозначаются словом «право», складываются и существуют в самом образе жизни, в правах и обыкновениях, в сознании людей. Они служат критериям оценки поведения человека людьми, в общественном мнении, для признания поступков человека правильными или неправильными, соответствующим обычаям или нет.

           Объективное право, в отличие от морали, обычаев и особенно требований естественного права, является позитивным, потому что определенные нормы поведения специально создаются людьми и властно утверждаются в общественной жизни. Они создаются для того, чтобы в общественном порядке определять, что юридически дозволено, а что не дозволено. И они в этой связи получают внешнее выражение в виде законов, юридических прецедентов, иных источников. И в этом виде объективное право существует как некая данность, позитивная реальность, определенная и неизменная до тех пор, пока в нее не будут внесены какие-либо изменения.

           

                                 § 1.3.Формы позитивного права

             Существует три способа формирования и существования позитивного права. Они могут быть названы так:

-обыкновенное право – исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью форма позитивного права (обычаи);

-право судей – судебное решение, посвященное определенному лицу, конкретному делу, может быть образцом, примером для подобных случаев жизни (судебный прецедент).

- право законодателя – формирование позитивного права путем прямой деятельности государственных органов (законодательная деятельность государства).

Обычное право. Юридические нормы возникают из самой жизни (например, в экономике, товарно-рыночном хозяйстве), когда государство признает спонтанно складывающиеся модели для последующих решений конкретных жизненных ситуаций.

         Формирующим  началом для юридических норм является обычай или общие правила, принятые обществом как непререкаемое обыкновение.

         Эти обычаи получают юридическое признание, рассматриваются для определения критерия прав и обязанностей, юридически дозволенного и недозволенного. Таким образом, складывается обычное право – исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью форма позитивного права.

Право судей. Юридические нормы возникают в результате судебного решения, разрешающего данную ситуацию, конфликт.

          Когда судья принимает решение при отсутствии обычая и закона исходит из критерия разумности, справедливости, т. е. мысленно формирует некоторое общее положение. И поэтому судебное решение может быть образцом, примером для подобных же случаев. Таким образом, формируется право судей – прецедентное право.

Право законодателя.  Во многих государствах основным путем

формирования  позитивного права является прямая деятельность

государственных органов.

       Правотворческая деятельность – это деятельность государства, направленная на издание, изменение или отмену правовых норм или решений. По своей социальной сути, правотворчество – это процесс возведения государственной воли в закон.

          Результатом  правотворческой   деятельности  является  нормативный юридический акт, через который в позитивное право вводятся новые нормы, изменяются или отменяются старые.

           Главным юридическим актом является закон. Древнейшие юридические памятники, такие, как индийские законы Ману, Кодекс законов царя Хаммурапи,  древнеримские законы XII таблиц, “Русская Правда”  и другие, представляют  собой  компиляции,  объединяющие  и   прямые   законодательные положения,  и  обобщенное  изложение  судебных  прецедентов, и  положения обычного права.                           

         В ходе правового развития право судей и право законодателя и  сложились как две системы права: прецедентная система  и законодательная  система.    



                                 Глава 2. Понятие морали

           Мораль - система взглядов,  норм,  принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей. Она регулирует их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу,  государству  и поддерживаются личным убеждением,  традицией,  воспитанием,  силой общественного мнения всего общества, определенного  класса,  либо  социальной группы.

        По мнению Агешина, « под моралью принято понимать совокупность принципов или норм поведения людей, регулирующих их отношения друг к другу, а также к обществу, к определенному классу, и государству, к родине, к семье и так далее и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества или определенного класса».

         Мораль зародилась раньше права, так как наряду с обычаями  она регулировала первобытно-общиные отношения.  Нормы морали являются продуктом человеческого развития.

         Мораль  возникает  и  развивается  на   основе   потребности   общества

регулировать поведение людей в различных сферах их жизни.  Мораль  считается одним из  самых  доступных  способов  осмысления  людьми  сложных  процессов социального  бытия.  Коренной  проблемой   морали   является   регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает:  моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.

                                § 2.1. Термин «мораль»

       Мораль  – предмет  изучения этики; общественный институт, выполняющий  функцию  регулирования  поведения человека.  Функцию  согласования  действий множества людей и  выполняет  мораль  наряду  с  другими  формами  общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними  и  вместе  с  тем  представляя  собой нечто специфическое.  Мораль  регулирует  поведение  человека  во  всех  без исключения сферах его общественной жизни – в труде  и  быту,  в  политике  и науке, в семье и общественных местах,  хотя  и  играет  в  них  неодинаковую роль.

       Критериями человеческих норм, оценок,  убеждений  выступают  категории  добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций  даются моральная интерпретация и оценка всех общественных  отношений,  поступков  и действий людей.

                              § 2.2. Функции морали

         Агешин в своей работе «Политика, право, мораль» считает, что социальное назначение морали заключается в постоянном воспроизведении отношений нравственной зависимости между людьми. Осознание этой зависимости служит необходимым условием свободы выбора и нравственной  ответственности личности перед обществом, важнейшим фактором поддержания жизнеспособности общества, социального прогресса. Область отношений, регулируемых моралью, охватывает поведение  и сознание людей во всех без исключения сферах. 

          Специфическая  сущность  морали конкретно раскрывается во взаимодействии  функций. Эти функции сформированы таким образом:

    - регулятивная, (включает в себя оценочно-императивную,  ориентирующую, отчасти коммуникационную);

     - воспитательная,  (содержит  в  себе  отчасти  оценочно-императивную,

       мотивационную);

     - познавательная, (содержит ориентирующую и прогностическую);

     - оценочно-императивная,

     - ориентирующая,

     - мотивационная,

     - коммуникативная (обеспечивает общение людей),

      - прогностическая и др.

         Моральное регулирование, по мнению Агешина, предполагает наличие идеала, выражающего представление общества или класса о нравственном совершенстве, систему норм; соблюдение которых необходимо для функционирования общества, достижения им своих моральных целей; особые формы социального контроля, обеспечивающего реализацию моральных норм.

        Также Агешин считает, что эффективность морального регулирования определяется тем, насколько личность усвоила требования морали; насколько эти требования соблюдаются ею сознательно, самостоятельно.

        Элементами  морального  регулирования  являются:

    1.идеал,    выражающий    представление    общества,    классов,

социальной  группы  о  нравственном  совершенстве;

    2.система норм, соблюдение которых является  необходимым  условием

функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;

    3.особые формы  социального  контроля,  обеспечивающие  реализацию

моральных норм, в том числе общественное мнение.

Регулятивная функция. Особенностью регулирования поведения людей  является  его оценочно-императивное  содержание.

         Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества, т.е. каждый сам строит  свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям.

         Идет саморегуляция личности и социальной сферы в целом.

Познавательная функция:. мораль интересует  знание  не  само  по  себе (как науку), а знание,  преломленное  в  ценностях  или  освещающее  условия морального выбора. Эта функция морали  не  тождественна  научному  познанию. Она дает индивиду не просто знание  объектов самих по  себе,  а  ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей.

           Мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но  не  в

качестве закона, а в качестве регулятивной идеи,  ориентируясь  по  которой,

можно построить свою жизнь.

 Воспитательная.  Нравственное  воспитание  всегда  считалось   основой

всякого другого. Нравственность  не приучает  к  соблюдению  свода

правил, воспитывает способность  руководствоваться  идеальными

нормами  и  соображениями.

             В реальности они всегда тесно взаимосвязаны  друг  с  другом.  Именно  в  целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на  бытие  человека. А также для успешного функционирования и развития  морали  важно  свободное, не ущемленное проявление всех  ее  функций,  их  гармоническая  целостность, единство.

                                 Глава 3. Право и мораль.

        Право и мораль –  самостоятельные,  суверенные  нормативно-регулятивные институты, каждый из которых имеет свою  особую  ценность.  Более  того,  по природе и происхождению они вообще находятся в различных плоскостях.  



                                § 3.1.Единство права и морали

        Право и мораль имеют общие черты,  свойства, проявляющиеся в том, что они входят в содержание культуры  общества. Они являются ценностными  формами  сознания,  имеют  нормативное  содержание   и   служат регуляторами  поведения  людей.  Общей  целью  права и морали  является согласование  интересов  личности  и  общества,  обеспечение  и   возвышение достоинства человека, поддержание общественного порядка.

        Их единство  основывается  на  общности   культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

       По мнению Лукашевой, право и мораль, как социальные регуляторы имеют дело с проблемами свободой воли личности и его ответственности за свои действия. Данная проблема привлекла пристальное внимание общественной мысли, прежде  всего, философской, этической, правовой.

Страницы: 1, 2