бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Право бесплатно рефераты

Право

1.                Основные типы правопонимания.

Тип правопонимания — определенное направление в познании сущности и социального назначения права.

В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права - это  норма права, правосознание и  правоотношение.

Существует четыре типа правопонимания: нормативный, философский (нравственный), социологический и интегративный.

1.1.           Право в нормативном правопонимании

 Право - совокупность охраняемых государством норм, приведенная в иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.

Т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

1.2.           Право в социологическом правопонимании

 Право - реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно "наполнять" законы своим реалистичным содержанием.

Основная идея: "Право следует искать не в нормах, а в самой жизни".

1.3.           Право в философском правопонимании

 Право - это совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при которых произвол одного ( лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. (По Канту)

1.4.           Право в интегративном правопонимании

 Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.


2.                источники права


Источники права - это обстоятельства, питающие появление и действие права.

Виды источников права:

·     социальные источники права - развивающиеся общественные отношения (социальная обусловленность права).

·     государственные источники права - государство в лице его законодательных органов.

·     юридические источники права - формы выражения, объективизации нормативной государственной воли; неиндивидуализированные нормативно-правовые акты.

2.1.           Социальная обусловленность права

2.1.1.      Совместное сосуществование как источник возникновения права.


Способом бытия людей является совместное сосуществование. Целью такого сосуществования является мирное совместное бытие людей. Но любое совместное сосуществование может эффективно протекать лишь в рамках определенного порядка. Право можно рассматривать как  элемент социального порядка, система общеобязательных правил, позволяющих определить и ограничить сферу притязаний каждого индивида, рассматриваемого в качестве составляющей единицы определенного сообщества.

Естественное право — совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе.


2.1.2.      Человек как источник содержания права.


Физическое лицо - любой родившийся и живущий человек, который осуществляет различные акты социально-значимого поведения и несет ответственность сообразно своему полу, возрасту, психическому и физическому здоровью.

Политико-правовая характеристика лица:

ФИО, место жительства, гражданство, возраст, пол, психическое и физическое здоровье, правоспособность и дееспособность.

Правоспособность - способность лица быть носителем прав и обязанностей.

   Правоспособность - способность иметь определенные полномочия, обязанности и запрещения. Однако можно не иметь полномочий.

Дееспособность - способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.

Субъект правоотношения


 Субъект правоотношения  - субъект права, который использует свою праводееспособность.


2.2.           Юридический источники права


Источники права - это обстоятельства, питающие появление и действие права.

Виды источников права:

·     социальные источники права - развивающиеся общественные отношения (социальная обусловленность права) ;

·     государственные источники права - государство в лице его законодательных органов;

·     юридические источники права - формы выражения, объективизации нормативной государственной воли; неиндивидуализированные нормативно-правовые акты. 

Естественное право - совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую.

Позитивное (положительное) право - это право, выраженное в принятых государством нормах.

Источник позитивного права - это форма выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение и констатацию факта прекращения существования права определенного содержания.

Правотворчество - это деятельность государственных органов (в случае референдума -  всего народа) должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом; источник содержания и юридической силы позитивного права.

Государственный орган - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго орпеделенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

Законодательные органы государства - органы, устанавливающие общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

Законодательный процесс - завершающая процесс формирования права государственная деятельность, в результате которой определенные положения возводятся через закон, через иные источники в юридические нормы.

Стадии законодательного процесса:

a)    законодательная инициатива;

b)   обсуждение законопроекта;

c)    принятие закона;

d)   опубликование (промульгация) закона.

Законодательная воля - одно из проявлений человеческой воли вообще.

Признаки законодательной воли:

a)    носит специфический политико-правовой характер;

b)   имеет своих носителей, которые обладают данной волей и реализуют ее по поручению общества.

Носители законодательной воли -  носители публично-властных правомочий; специально уполномоченные обществом на осуществление законодательной функции политически дееспособные лица.

Юридические источники права - внешняя форма права, означающая выражение государственной воли вовне.

Любой нормативно-правовой акт есть носитель информации о позитивном праве конкретной страны.

Правовой акт - акт, устанавливающий нормы права, вводящий их в действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера.

Нормативно-правовой акт - официальный письменный документ, исходящий от уполномоченного на его издание государственного органа (или всех политически дееспособных граждан) , содержащий излагаемые в определенной последовательности правовые нормы и имеющий свои пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Индивидуально-правовые акты издаются правоприменительными органами, не содержат правовых норм и не являются источником права, юридически обязательны только для фиксированных в акте лиц.

Действие нормативно-правового акта - порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.

a)    Действие нормативно-правового акта во времени продолжается с момента вступления нормативно-правового в силу и до момента утраты им силы.

b)   Действие нормативно-правового акта в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативно-правовые акты действуют безраздельно на всей территории государства. Однако есть акты ограниченного территориального действия (например, акты, действующие только в районах Крайнего Севера) .

c)    Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает распространение нормативных требований на указанный в акте круг (категорию) лиц, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителей других государств, обладающих дипломатическим суверенитетом. 

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый в особом законодательном порядке высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой и выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

Структура закона - логическое его деление на разделы, главы, статьи.

Содержание закона - правовые нормы.

Законы:

·     Конституционный федеральный закон

·     Федеральный закон

·     Законы субъектов федерации

Подзаконный нормативный акт - разновидность правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.

Виды подзаконных актов:

по субъектам издания и сфере распространения:

·     Общие нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны (предписания центральных органов исполнительной власти, нормативные указы президента и постановления правительства).

·     Местные подзаконные акты - нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов власти на местах.

·     Ведомственные нормативно-правовые акты (инструкции, приказы) министерств и ведомств.

·     Внутриорганизационные подзаконные акты, которые издаются различными организациями для рекламентации внутренних вопросов и распространяются только на членов организации.

Юридичская сила - "указание" на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность.


3.                Норма права.

Норма права — это :

·     признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которых вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

·     общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, выраженное в законах и иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия правомерно-дозволенного, запрещенного или предписанного поведения субъектов права.

Для правовых норм характерна системность, которая заключается в:

1.    согласованности — непротиворечивости содержания правовых норм, т.е. одинаковому подходу к регулируемому отношению, и

2.    соподчинении — моменте взаимодействия правовых норм в зависимости от их юридической силы.

Так же правовые нормы имеют специализацию, т.е. каждая из них регулирует определенную область общественных отношений или фиксирует определенный  способ правового регулирования.

Каждая правовая норма имеет логическую структуру.

Логической структурой правовой нормы является следующая схема: если, то, иначе, -эти слова соответствуют гипотезе, диспозиции и санкции.

Гипотеза — указание на условия, при которых возникают права  и обязанности у субъектов права; при которых эта норма действует.

Диспозиция — указание на суть и содержание самого правла оведения, на те права и обязнности, на страже которых стоит государство.

Санкция — называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в деспозиции нормы.


Для примера можно взять любую правовую норму. Например из Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 25 гласит: "Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности[1], может быть принан несостоятельным (банкротом) по решению суда[2]. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя[3]."


По отраслям права выделяются нормы государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

По функциям: регулятивные нормы — упорядочивающие общественные отношения путем закрепления существующих общественных связей в правовых нормах; охрани тельные нормы — устанавливающие меру юридической ответственности и юридической защиты, порядка их возложения и исполнения.

По характеру, содержащихся в нормах права, правил поведения:

Обязывающие — устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия;

Запрещающие — запрещают совершать определенные действия;

Управомочивающие — предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.

По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правового акта:

Абсолютно определенные — это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение;

Относительно определенные — это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств;

Альтернативные — это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение.

По кругу лиц нормы права подразделяются на:

Общие — распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории;

Специальные — действуют только в отношении определенной категории лиц (учителя, врачи и др.).


4.                Правоотношение

4.1.           Правоотношение.

Правоотношение - это юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические  обязанности и которая возникает на основе  норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов.

4.2.           Признаки правоотношения:

a)    Правоотношение - общественное отношение.

b)   Формальная определенность правоотношения. Правоотношение - это всегда четко определенные по своему содержанию посредством нормы права социальные связи.

Страницы: 1, 2