бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правительство РФ - высший орган государственной власти бесплатно рефераты

Правительство РФ - высший орган государственной власти

Содержание

                                                                                                                      С.


Введение…………………………………………………………………………….3

           

         Глава 1. Правительство РФ в системе органов

                         государственной власти…………………………………6

                   1.1. Разделение властей и Правительство.………………...6

                   1.2. Система федеральных органов исполнительной

                           власти……………………………………………………8                                                                                           

                   1.3. Правовая база исполнительной власти………………12



         Глава 2. Общая характеристика конституционно-правового

                          статуса высшего органа исполнительной власти……19

                   2.1. Состав и порядок формирования Правительства

                            России…………………………………………………19

                   2.2. Полномочия Правительства РФ……………………...23

                    2.3. Сложение полномочий и отставка

                           Правительства РФ……………………………………..27

                       

                  

       

         Заключение…………………………………………………..........30


         Список использованных источников и литературы…………...33






Введение

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.

Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года. В связи с этим, многие вопросы конституционного права стоят наиболее остро. Автор решил остановиться на наиболее остро стоящих положениях конституционного права. Исходя из вышеизложенного, темой курсовой работы автор выбирает изучение Правительства РФ как высшего органа государственной власти.

Актуальность и значение темы доказываются особым значением этого института в современном конституционном праве, обусловленном большой гибкостью и широтой сферы его применения.

В соответствии со ст. 11 Конституции 1993 г., Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. А согласно ст. 110 Конституции, федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство — высший орган исполнительной власти.[1]

Принятая Конституция весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Так в соответствии со ст. 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Прежняя Конституция возлагала непосредственное руководство исполнительной власти на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту.

В сравнении виден прогресс в осуществлении государственной власти в Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляют различные общенаучные и частные методы познания: диалектический, историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, изучения документов, метод системного подхода, анализ и синтез. Предмет исследования составляют нормы законодательства, регулирующие деятельность Правительства РФ - прежде всего Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

В курсовой работе использован широкий круг литературных источников по вопросу Правительства РФ как высшего органа государственной власти. В юридической специальной литературе данной теме уделено достаточно много внимания. В процессе написания работы были использованы научные труды и публикации в периодической печати следующих авторов: Барабашева А. Г., Бобылева А. Г., Бутакова А. В., Габричидзе Б. Н., Кутафина О. Е., Костенкова М. Е., Надеева Р. К., Окунькова Л. А. и некоторых других.

Вместе с тем, признавая всю важность проделанной работы нельзя не отметить, что говорить о завершенности научного познания Правительства РФ как высшего органа государственной власти преждевременно.

Фундаментальной проблемой работы является вопрос о роли и месте Правительства РФ в системе органов государственной власти.

Основными целями исследования являются:

 1) комплексное изучение проблем правового, теоретического и практического характера Правительства РФ;

 2) обобщение достижений предыдущего научного опыта исследования рассматриваемой проблемы;

 3) изучение и анализ нормативно-правовых актов и научной литературы.

 Для достижения указанных целей в процессе исследования ставилась задача глубоко и всесторонне изучить труды ученых, занимавшихся исследованием вопросов, связанных с деятельностью Правительства РФ.


 

 






  

1. Правительство РФ в системе органов государственной власти

1.1. Разделение властей и Правительство

Как уже было отмечено, правовое положение, и место Правительства Российской Федерации в системе органов власти определено принципом разделения властей, сформулированного в статьях 10 и 11 Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами, а в соответствии со ст. 110 Конституции РФ, осуществляет конкретно исполнительную власть в Российской Федерации.[2]

Согласно принципа разделения властей, органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны, что естественно предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других.

Правительство в основном несет ответственность за свои действия перед Президентом РФ. Его члены, председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы, как и депутаты не могут быть членами Правительства.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»[3], члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на их вопросы.

Совсем по-другому Правительство взаимодействует с Президентом РФ, который согласно действующей Конституции не входит ни в одну из трех властей. Однако в этой же Конституции закреплен ряд конституционных полномочий Президента в сфере исполнительной власти, согласно которым Президент по существу входит в эту власть. Так, например, Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы и единолично смещает Председателя Правительства, а также назначает и смещает всех членов Правительства, напрямую минуя Правительство, руководит некоторыми министерствами, такими как министерство обороны, министерство иностранных дел.

Кроме того, Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ.[4]

Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что главой исполнительной власти по существу является не Председатель Правительства или Правительство в целом, а Президент РФ[5].

Такое соотношение между властью Президента РФ и Правительством РФ не означает, что Правительство никакой самостоятельности не имеет. Оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, т.е. занимается правотворчеством, при этом не спрашивая согласия Президента РФ. Самостоятельно взаимодействует с Федеральным Собранием и судебной властью.

В Конституции РФ Правительству РФ уделена специальная глава 6 (ст. 110–117). Другие полномочия Правительства нашли свое закрепление в федеральных законах и указах Президента РФ.



1.2. Система федеральных органов исполнительной власти

Природа и место Правительства РФ в системе органов государственной власти в процессе конституционных преобразований и проведения политических реформ существенно менялись. В силу Конституции 1978 г. (с изм. и доп., внесенными Законом от 27 октября 1989 г.)[6] Совет Министров РСФСР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР, ответственным и подотчетным перед Съездом народных депутатов и Верховным Советом РСФСР. Поскольку в компетенции высших представительных органов государственной власти советского типа было осуществление не только законодательной функции, но и полномочий по исполнению законов, Совет Министров был правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению РСФСР, за исключением тех, которые входили в компетенцию Съезда народных депутатов и Верховного Совета. С введением в Российской Федерации поста Президента на основе решений референдума 1991 г. Правительство было включено в систему федеральной исполнительной власти, возглавляемой Президентом РФ. Закон "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" 1992 г.[7] урегулировал отношения в сфере осуществления федеральной исполнительной власти с учетом того, что Президент был наделен конституционными полномочиями по руководству Советом Министров как органом, ему подотчетным. При этом вопросы исполнительной власти были полностью сосредоточены в руках Президента и Правительства вследствие того, что Конституция 1978 г. провозгласила в качестве незыблемой основы конституционного строя разделение властей (ст. 3 Конституции 1978 г., в ред. Закона РФ от 21 апреля 1992 г.[8]).

Принятие Конституции 1993 г. знаменует новый этап в развитии института исполнительной власти, для характеристики которого определяющее значение имеют конституционные положения, согласно которым Правительство самостоятельно осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами РФ (ст. 10 и 11 Конституции). Формула прежней Конституции о подотчетности федерального Правительства Президенту в текст новой Конституции не включена, учитывая, что Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти, и при том, что исполнительная власть прямо возложена на Правительство. Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию Правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает Председателя (с согласия Государственной Думы) и членов Правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов Правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального Правительства. Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях Правительства и др. Кроме того, Президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80), осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в силу ст. 114 Конституции в компетенции Правительства.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", принятый 17 декабря 1997 г.[9], закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Этот федеральный конституционный закон в качестве основных требований к деятельности Правительства определил следование его принципам верховенства Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство обязано не только выполнять Конституцию, законы и указы Президента, но и в пределах своих полномочий организовывать систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимать меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями от 20 мая 2004 г.)[10] в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

 Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

5 из 16 ныне существующих министерств находятся в непосредственном ведении президента: Министерство внутренних дел РФ (министр – Нургалиев Рашид Гумарович); Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (министр – Шойгу Сергей Кужугетович); Министерство иностранных дел РФ (министр - Лавров Сергей Викторович); Министерство обороны РФ (министр – Иванов Сергей Борисович); Министерство юстиции РФ (министр – Чайка Юрий Яковлевич). Остальные министерства находятся в прямом и непосредственном ведении Правительства РФ: Министерство здравоохранения и социального развития РФ (министр – Зурабов Михаил Юрьевич); Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (министр – Соколов Александр Сергеевич); Министерство образования и науки РФ (министр – Фурсенко Андрей Александрович); Министерство природных ресурсов РФ (министр – Трутнев Юрий Петрович); Министерство промышленности и энергетики РФ (министр – Христенко Виктор Борисович); Министерство регионального развития РФ (министр – Яковлев Владимир Анатольевич); Министерство сельского хозяйства РФ (министр – Гордеев Алексей Васильевич); Министерство транспорта РФ (министр – Левитин Игорь Евгеньевич); Министерство информационных технологий и связи РФ (министр – Рейман Леонид Дододжонович); Министерство финансов РФ (министр – Кудрин Алексей Леонидович); Министерство экономического развития и торговли РФ (министр – Греф Герман Оскарович).

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным  имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

 

1.3. Правовая база исполнительной власти

Реализация конституционных полномочий Правительства РФ объективно требует издания большого числа правовых актов в целях решения задач, предопределяемых в ст. 114 Конституции, включая управление федеральной собственностью, разработку, координацию и выполнение программ экономических и других реформ, обеспечения прав и свобод граждан. Правотворческая деятельность Правительства осуществляется на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Федеральное Правительство не вправе подменять парламент и главу государства, его акты носят подзаконный характер и должны соответствовать нормативным указам Президента.[11] Это правило не может рассматриваться как ограничение статуса Правительства и является следствием воплощения принципа разделения властей и разграничения полномочий между органами государственной власти.

Конституция установила правовые формы актов Правительства в виде постановлений и распоряжений.[12] Постановления принимаются, как правило, в целях нормативного урегулирования отношений или по наиболее важным вопросам, а распоряжения - как индивидуальные правовые акты по оперативным и текущим вопросам. Правительство принимает также обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Порядок принятия актов Правительства устанавливается Правительством в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента. В целях обеспечения согласованной деятельности Президента и Правительства, в том числе и в сфере нормативного урегулирования вопросов исполнительной власти, установлено, что законопроекты, вносимые Правительством в Государственную Думу и затрагивающие полномочия Президента, направляются в порядке, установленном Президентом, в Администрацию Президента на согласование. Направляются на согласование также проекты решений Правительства, принимаемые в пределах его компетенции по вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Президента, принятие которых предусмотрено актами Президента или которые рассмотрены на заседаниях Правительства под председательством Президента[13].

 Регламентом Правительства, утверждённым постановлением Правительства РФ[14] на основе ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" определен общий порядок подготовки, внесения, принятия с последующим опубликованием актов Правительства. При этом устанавливается, что проекты актов нормативного характера разрабатываются, как правило, с участием Министерства юстиции РФ, а проекты, требующие в перспективе расходов за счет средств федерального бюджета, - Министерства финансов РФ. Предусматривается проведение необходимой экспертизы по законопроектам с целью обоснования их принятия и определения прогнозов социально-экономических и иных последствий реализации предлагаемых решений. Урегулирование в Законе основных правил подготовки решений Правительства и конкретизация этих правил в актах Правительства направлены также на обеспечение непротиворечивости правовых актов в единой системе исполнительной власти, сбалансированности положений федеральных актов и актов субъектов Федерации. Так, Правительство обязано направлять в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предложения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве РФ.

 Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие, а также вносить предложения Президенту о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным договорам Российской Федерации или нарушают права и свободы человека и гражданина.

Акты высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации не должны противоречить принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов постановлениям Правительства РФ.

В соответствии с Конституцией и федеральным конституционном законом "О Правительстве Российской Федерации" (ч. 9 ст. 23) акты Правительства могут быть обжалованы в суд. Вопросы конституционности нормативных решений Правительства разрешаются Конституционным Судом.[15] При этом акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (п. "а" ч. 2, ч. 6 ст. 125 Конституции). Суд, установив несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Акты Правительства подписываются его Председателем, вступают в силу и публикуются в порядке, установленном на основе требований Конституции (ч. 3 ст. 15) и федерального законодательства. Так, федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" предусмотрено, что постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания.

Предусмотрено, что официальным опубликованием актов Правительства считается публикация их текстов в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Официальными являются также тексты актов Правительства, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

Обеспечение исполнения постановлений и распоряжений Правительства Закон "О Правительстве Российской Федерации" возложил на Правительство в целом, а также персонально на его заместителей и федеральных министров (ст. 25 и 26); эти вопросы систематически рассматриваются на заседаниях Правительства.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению всей системой исполнительных органов государственной власти, а также иными государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, учреждениями, организациями (независимо от форм собственности). Эта обязательность актов Правительства проистекает из принципов, лежащих в основе деятельности России как демократического федеративного правового государства.

Требование обязательности актов федерального Правительства, как и принцип обязательности для исполнения на территории Российской Федерации указов Президента, объективно следует из положений, на которых основано федеративное устройство России, - о государственной и территориальной целостности Российской Федерации, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами и др. Конституция возлагает на Президента и Правительство обязанность обеспечивать осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78).

Правительство организует исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также обеспечивает исполнение собственных постановлений и распоряжений, принимает меры по устранению нарушений законодательства.[16] На обязательность исполнения актов Правительства направлены правила их опубликования и вступления в силу на территории России. Исполнение поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах заседаний Правительства (Президиума Правительства), а также поручений Председателя Правительства и его заместителей организуется руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, которым адресованы поручения. В поручениях, как правило, устанавливается конкретный срок (календарная дата) их исполнения, а если срок исполнения поручения превышает 1 месяц, то и сроки представления докладов о ходе его исполнения.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образуется Аппарат Правительства РФ, который действует в соответствии с Положением об Аппарате Правительства Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства от 18 июня 1998 г. N 604.[17]

 Полномочие Президента РФ по отмене актов Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента проистекает из статуса Президента как главы Российского государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. По запросам Президента и других, указанных в Конституции должностных лиц и государственных органов, вопросы конституционности нормативных актов Правительства разрешаются Конституционным Судом. При этом акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (п. "а" ч. 2, ч. 6 ст. 125 Конституции).

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение Конституционного Суда, разрешающего споры о компетенции на основе ч. 3 ст. 125 Конституции, либо судов общей юрисдикции и арбитражных судов в соответствии с их полномочиями.

 

       

2. Общая характеристика конституционно-правового статуса высшего органа исполнительной власти

Страницы: 1, 2