Права профсоюзов в сфере трудовых отношений
Тем самым
обеспечивается независимость профсоюзов от органов исполнительной власти.
Профсоюзы независимы в своей
деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления,
работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и
других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.
Независимость профсоюзов -
первый из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов,
обеспечивается так же: прямым запретом всякого
вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в
деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав
профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной
деятельности; имущественной самостоятельностью; правом самостоятельно разрабатывать
и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы,
организовывать свою деятельность; запретом контроля за деятельностью профсоюзов
со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического
лица.
Второй принцип - самоуправление предусмотрен
Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко
всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам
он выражен в упоминавшемся выше их
праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю
деятельность.
Третий
принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как законодательством о
профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных объединениях».
Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, равноправие
профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все
профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от
численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел
отражение и профсоюзный плюрализм -
наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.
Пятый принцип - законность создания
и деятельности вытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен
Федеральным законом «Об общественных объединениях».
Законодательство о
профсоюзах состоит
из норм Конституции РФ и КЗоТ, Федерального закона «О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», принятого
Государственной Думой 8 декабря 1995 года и подписанного Президентом РФ 12
января 1996 года, норм ряда других федеральных законов (законов РФ, РСФСР),
указов Президента РФ.
В систему законодательства о
профсоюзах входит также принятый Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об
общественных объединениях» (СЗ, 1995, № 21, ст. 1930) в
той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и свойства со всеми другими
общественными организациями. Особенности, связанные с созданием, деятельностью,
реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов регулируются специальными
законами (ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
В отдельных субъектах РФ уже
приняты свои законы о профсоюзах, например, республиках Саха -
Якутия, Татарстане, Башкортостане.
Законодательство о
профсоюзах направлено на регулирование их отношений:
1) с работодателями, их объединениями и
представителями;
2) с органами государства, органами местного
самоуправления;
3) с другими субъектами
общественных отношений (например, имущественных, налоговых).
Следует иметь в виду, что в
правовую основу деятельности профсоюзов входит как собственно законодательство
о них, правах и гарантиях их деятельности, так и трудовое законодательство в
целом, поскольку оно используется профсоюзами для защиты прав и интересов
работников.
Определяющее правовую основу
деятельности профсоюзов законодательство меняется, совершенствуется в
зависимости от развития общественных отношений, в которых они участвуют, но
прежде всего, от основных экономических отношений - от отношений собственности,
социально-политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр
прав профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные
полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении органы
(например, государственно-властные полномочия правовой и технической инстанций
профсоюзов). Укрепляются и расширяются права, направленные
на защиту интересов работников (например, по вопросам занятости). На
содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние
оказали конвенции и
рекомендации Международной организации труда (МОТ) - Конвенции № 87, 135, 144
и др.
Таким образом, основные
тенденции развития и совершенствования законодательства о профсоюзах, их
правах и гарантиях состоят в том:
во-первых, что
оно приводится в соответствие с существующими общественными отношениями;
во-вторых, в
отказе от несвойственных профсоюзам как общественной организации полномочий;
в-третьих, в сохранении,
укреплении и расширении прав, позволяющих профсоюзам надежно отстаивать
социально-трудовые права и интересы работников.
В сферу
трудового права входят связанные с трудом отношения профсоюзов с
работодателями, их объединениями и представителями, а также с государственными
органами местного самоуправления. Эти отношения входят в предмет трудового
права как тесно связанные с трудовыми отношениями.[3]
Участие
профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в установлении и применении
условий труда), в контроле за соблюдением законодательства о
труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров - одна из черт метода
трудового права.
2. Общая характеристика
правового статуса профсоюзов в сфере труда
Права профсоюзов в сфере
труда - основная часть их правового статуса, т.е. совокупности прав и
обязанностей во всех областях.
Помимо прав в сфере труда
профсоюзы обладают обширными правами в сфере действия других отраслей права:
правами юридического лица, правом собственности, участия в управлении
государственными социальными фондами, в области экологии, приватизации и др.
Наличие у профсоюзов
правового статуса не противоречит их общественной природе. Сохраняя это
качество, профсоюзы пользуются определенными правами, установленными
государством.
Законодательно закрепленное
положение профсоюзов в сфере труда (трудо-правовой статус)
представляет собой общую меру юридических возможностей данной организации и ее
органов в указанной сфере, служит источником субъективных прав и обязанностей
профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая категория он характеризует
пределы юридических значений деятельности профсоюзов в этой области, служит
эталоном правомерности действий профсоюзных органов, полноты осуществления
предоставленных им юридических полномочий.
Содержание труда правового
статуса профсоюзов характеризуется объемом закрепленных за ними юридических
возможностей.
Статус профсоюзов в сфере
труда (труда правовой статус) как часть их совокупного статуса (многоотраслевой
общности) на современном этапе сочетает в себе стабильные черты их правового
положения с особыми, характерными именно для данного этапа.
Стабильность,
преемственность содержания труда правового статуса профсоюзов обусловлены
самим существованием трудовых отношений между работниками и работодателями,
необходимостью защиты прав и интересов работников в этих отношениях.
Наиболее стабильная часть
статуса - права профсоюзов по представительству интересов трудящихся, участию
в регулировании трудовых отношений, контролю за соблюдением законодательства о
труде, охране труда.
Динамика статуса, его
развитие происходит за счет изменения форм реализации предоставленных
профсоюзам прав, включения в статус прав, которых раньше не было, в связи с
развитием экономических и социальных отношений, исключения из него некоторых
прав, не отвечающих современным условиям. Радикальные изменения в статусе
профсоюзов происходят в связи с переходом на новые экономические рельсы,
внедрением новых принципов управления экономикой в условиях многообразия видов
собственности и организационно-правовых форм предприятий.
В статус субъектов права, в
том числе профсоюзов, помимо прав входят и юридические обязанности.
Права и обязанности
профсоюзов в сфере труда имеют особенности:
во-первых, юридические
обязанности прямо не возлагаются государством на профсоюзы, они вытекают из
защитной функции этой общественной организации, опираются на их уставы и
неразрывно связаны с правами. В результате предоставленные профсоюзам права
одновременно означают и их обязанности. Это - особая юридическая категория -
права-обязанности, где право и обязанность находятся в неразрывном единстве;
во-вторых, это обязанности
не перед государством, а перед работниками, чьи интересы профсоюзы должны
представлять и защищать;
в-третьих, юридические
обязанности профсоюзов заключаются в необходимости реализации предоставленных
им прав. Иначе они не смогут защитить работников;
в-четвертых, выполнение
такого рода обязанностей обеспечивается, прежде всего, силой общественного,
морального (внутри профсоюзного) воздействия.
Профсоюзы как общественная
организация не отвечают перед государством за реализацию своих
прав-обязанностей. (Исключением является имущественная ответственность по суду
за проведение забастовки, признанной судом незаконной. Но здесь юридическая
ответственность, вытекая из нарушения норм трудового законодательства, носит
все же гражданско-правовой характер). Государство оказывает воздействие на
осуществление профсоюзами их прав-обязанностей путем содействия реализации
предоставленных им прав, создания гарантий для их успешной деятельности.
К юридической
(дисциплинарной) ответственности могут быть привлечены освобожденные от
основной работы в организации работники профсоюзных органов, виновные в том,
что права профсоюзов не используются. Юридическая ответственность таких лиц
наступает по воле профсоюзных органов как работодателей. Права-обязанности
профсоюзов как особая категория содержат одновременно юридическую возможность и
долженствование. В нормативных правовых актах содержатся права, а не
требования к профсоюзам. Права приобретают признаки обязанностей в силу потребности
в их осуществлении. В них заложена социальная необходимость. Так как без
предоставления права не может быть обязанности его реализации, оправдано
пользование термином «права профсоюзов», подразумевая под этим как собственно
права, так и единую категорию прав-обязанностей.
Концепция неразрывности прав
и обязанностей профсоюзов имеет практическое значение: если осуществление прав
зависит от воли субъекта, то юридические обязанности надо всегда соблюдать.
Следовательно, при наличии соответствующей ситуации профсоюзы должны
использовать предоставленные им права.
Глава II Закона о профессиональных союзах
посвящена правам профсоюзов. В этом законе закреплены следующие права:
1)
право на
представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (закреплено
в ст.226 КЗоТ РФ и Законом «О коллективных договорах и соглашениях», в
частности, ст.11 Закона закрепила более широкое право профсоюза представлять не
только членов своего профсоюза, но и всех работников, если не члены профсоюза
уполномочили его представлять их интересы).
В
названном Законе говорится о том, что законодательные и иные правовые акты в
области труда должны приниматься с учетом мнения соответствующих профсоюзов,
которые представляют как индивидуальные, так и коллективные права работников.
Раньше в
Конституции РСФСР было закреплено право профсоюзов на законодательную
инициативу. Сейчас благодаря профсоюзам в государственной Думе не прошел ни
один из проектов Трудового кодекса. Но с другой стороны, возникает вопрос:
может ли профсоюз обратиться в суд за защитой прав и интересов работника,
заявив о том, что у него такие полномочия (представительство и защита
интересов) есть. Верховный Суд РФ разъясняет по этому поводу – может обратиться
в суд, но на основании доверенности, выданной гражданином.
2)
Право
профсоюза на содействие занятости.
Это право
включает в себя уведомление соответствующих профсоюзов при ликвидации
организации, при ликвидации подразделений организации, при изменении форм
собственности организации, при полной или частичной приостановке производства.
Кроме того, профсоюзы в установленных законодательством случаях дают согласие
на увольнение своих членов.
3)
Привлечение
и использование иностранной рабочей силы осуществляется с учетом мнения
соответствующих профсоюзов.
4)
Право
профсоюзов
(первичных профсоюзных организаций) на ведение коллективных переговоров,
заключение соглашений коллективных договоров и контроль за их выполнением
(представительство осуществляется с учетом количества объединяемых ими членов;
профсоюзы могут осуществлять профсоюзный контроль за осуществлением
коллективных договоров и соглашений);
5)право на участие в урегулировании
коллективных и индивидуальных трудовых споров (организация и проведение
забастовок, собраний, митингов, шествий, демонстраций и т.д.);
6)право на зависимость от органов исполнительной
власти органов местного самоуправления, работодателей, политических партий и
общественных объединений (участие в управлении государственными фондами
социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и
другими фондами, а также осуществление профсоюзного контроля за использованием
средств этих фондов);
7)право на информацию по социально-трудовым
вопросам (от работодателей и их объединений, органов исполнительной власти и
органов местного самоуправления);
8)право на участие в подготовке и повышении
квалификации профессиональных кадров (право создавать образовательные и
научно-исследовательские учреждения, подготовку и переподготовку кадров,
финансирование деятельности образовательных и научно-исследовательских
учреждений за счет средств соответствующих бюджетов);
9)право на осуществление профсоюзного
контроля за соблюдением трудового законодательства (до недавнего времени в
ведении профсоюзов состояли правовая и технические инспекции труда, которые
были наделены соответствующими функциями, в том числе правом выдавать
обязательные для исполнения предписания и налагать штраф; сейчас их функции
переданы Минтруду РФ);
10)право на участие в осуществлении приватизации
государственного и муниципального имущества (иметь своих представителей в комиссиях
по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты
социального назначения);
11)право на социальную защиту работников в
области страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения
жилищных условий и других видов социальной защиты (участвуют в формировании
социальных программ, разработке мер по социальной защите работников,
определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации
заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций);
12)право профсоюзов на защиту интересов
работников в органах по рассмотрению трудовых споров (в случаях нарушения
законодательства о труде профсоюзы в праве по просьбе членов профсоюза, других
работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту
их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры; для защиты
социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих
членов профсоюзы могут создать юридические службы и консультации);
13)международное сотрудничество
(сотрудничать с профсоюзами других стран, вступать в международные профсоюзы,
другие объединения и организации, заключать с ними договора и соглашения).
III. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ
Классификация прав
профсоюзов возможна в зависимости от того, в каких отношениях они реализуются,
например, содействие в зависимости и трудоустройстве (предмет трудового права).
Права профсоюзов
можно классифицировать в зависимости от того, идет ли речь о применении уже
действующих норм трудового законодательства или об установлении или изменении
каких-то новых условий труда работников. Например, в области применения права
можно привести пример, касающийся приема на работу и установления
испытательного срока. Проекты законодательных актов, затрагивающих
социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами
государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их
объединений (ассоциаций).
Кроме того, профсоюзы, которые
прошли процедуру уведомительной регистрации, в настоящее время являются
полноценным субъектом трудового права. Это связано с тем, что на профсоюз,
который организовал незаконную забастовку, может быть возложена материальная
ответственность в виде возмещения работодателю причиненных ее проведением
убытков. (Однако, если профсоюз не зарегистрирован, то на него такую
ответственность возложить нельзя. Следовательно, такой профсоюз полноценным
субъектом трудового права не является.)
Страницы: 1, 2, 3, 4
|