Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Московская
государственная юридическая академия
Первый московский юридический институт
Кафедра «Трудовое право»
Курсовая работа:
«Тема 4. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых
споров»
Выполнил студент
Заочного отделения
3 курса 2 группы
Барумов О.
Москва 2003
План:
1.
Понятие индивидуального трудового спора и причины
их возникновения.
2.
Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых
споров.
3.
Образование комиссий по трудовым спорам и их
компетенция.
4.
Порядок, сроки обращения и рассмотрения споров в
КТС и сроки обжалования их решений.
5.
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах. Сроки
обращения, рассмотрения и исполнения решений судов по индивидуальным трудовым
спорам.
Задача
Нормативные акты и
литература
1. Понятие индивидуального трудового спора и причины их
возникновения.
В соответствии со ст. 381 ТК
индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между
работодателем работником по вопросам применения законов и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора,
соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении
индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению
индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым
спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых
отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить
трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения
такого договора.
Трудовой спор возникает,
если разногласия между работодателем и работником — субъектами трудового правоотношения
— по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов о труде,
коллективного договора, соглашения о труде, а также условий трудового договора
не урегулированы. Поэтому одна из сторон трудового договора обратилась в
соответствующий юрисдикционный орган (КТС или суд) с жалобой.
Трудовой спор — это спор об
установлении нового трудового субъективного права, например права на получение
зарплаты в более высоком размере или льготой преимуществ, а также спор между
сторонами относительно объема их взаимных прав и обязанностей, уже
установленных в нормативных актах и включенных в трудовой договор. Иногда спор
ведется о том, как надо толковать или применять закон, ту или иную статью
коллективного договора или иных соглашений о труде.
Правоотношения, связанные с
трудовым спором, возникают на основании поступившего в юрисдикционный орган
(КТС или суд) заявления о разногласии между сторонами трудового договора по
вопросам применения законодательства о труде или соглашений об условиях труда,
а также по вопросам возмещения материального ущерба или компенсации морального
вреда.
Завершается трудовой спор
принятием судом (или КТС) решения о признании субъективного права или об отказе
в удовлетворении требования, а также применением санкций и других мер по предотвращению
в дальнейшем неправомерных действий работодателя или работника.
Процедура рассмотрения
исковых трудовых споров — это установленная законодателем форма процесса
разбирательства индивидуального трудового спора, начиная с подачи и принятия
заявления по нему юрисдикционным органом и кончая вынесением и исполнением
решения.
Трудовые правоотношения
характеризуются постоянной противоположностью интересов их субъектов.
Разногласия между ними возникают по поводу применения норм трудового
законодательства; предметом их является конкретный факт применения, который
по-разному оценивается сторонами трудового отношения, либо конкретное условие
труда, предлагаемое к установлению одним из субъектов и отвергаемое (полностью
или частично) другим. В подобном случае могут возникнуть разногласия по поводу
установления новых или применения существующих условий труда. Они перерастают в
трудовой спор, который разрешается в установленном законом порядке.
В качестве субъектов
трудовых споров выступают субъекты трудового правоотношения: работодатель и
работник, субъективное право которого, по его мнению, нарушено.
Трудовые споры
подразделяются на исковые и неисковые, на индивидуальные и коллективные. К
спорам искового характера принято относить разногласия, возникающие в связи с
применением нормативных актов о труде и договоров о труде, а к спорам
неискового характера — разногласия, возникающие в связи с изменением либо
установлением новых условий, не урегулированных нормативными правовыми актами и
соглашениями о труде. Трудовой спор индивидуален, поскольку одной из его
сторон является конкретный работник — субъект трудового правоотношения.
Защита трудовых прав
субъектов трудовых правоотношений является важной правовой обязанностью
органов, к компетенции которых законодатель отнес защитную функцию. Защита
трудовых прав работников — это установленные государством средства и способы, с
помощью которых осуществляется охрана трудовых прав и интересов, а также
принудительное восстановление их в случае нарушения и возмещение при этом работнику
в полном объеме материального ущерба и морального вреда.
Основанием возникновения
трудовых споров является виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение
трудовых обязанностей одним из субъектов трудового правоотношения.
2. Органы по
рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые
споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Разногласия субъектов трудового правоотношения о применении
работодателем законодательства о труде или соглашении о труде, которые не были
урегулированы работодателем и работником, разрешаются юрисдикционными
органами: КТС и судом в пределах предоставленных им прав.
Вопрос о том, где должен
разрешаться конкретный индивидуальный трудовой спор — в комиссии по трудовым
спорам или суде, определяется в соответствии с их подведомственностью.
Подведомственность трудовых
споров — это распределение компетенции по их разрешению между органами,
наделенными правом рассматривать трудовые споры и выносить юридически обязательные
для их субъектов решения. Правильное определение подведомственности
конкретного трудового спора играет большую практическую роль, поскольку
решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть
исполнено в принудительном порядке.
По подведомственности все
трудовые споры можно разделить на рассматриваемые:
— в общем порядке, когда КТС
является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на
рассмотрение суда;
— непосредственно в суде,
минуя КТС.
Отнесение трудового спора к одной
из указанных выше групп означает, что другие органы или неправомочны
рассматривать данный спор, или могут его рассмотреть только после того, как он
был рассмотрен первоначально КТС.
Конституция РФ закрепляет
обязанность государства и правоохранительных органов защищать права
работников. Поэтому каждый работник, если он считает свои трудовые права
нарушенными, имеет право на квалифицированную юридическую помощь и, прежде
всего, на судебную защиту. Защита трудовых прав субъектов трудовых правоотношений
— это установленные государством и закрепленные в правовых актах средства и
способы, с помощью которых осуществляется охрана трудовых прав и законных
интересов, предусмотренных законодательством, соглашениями и договорами о
труде. Сюда же входит принудительное восстановление субъективных трудовых прав
органами по разрешению трудовых споров и специальными исполнительными
органами, а также возмещение при этом материального ущерба и компенсация
морального вреда в объеме, определенном законом я иными нормативными правовыми
актами.
Защитная функция трудового
законодательства и органов по разрешению споров включает всю совокупность мер
по предупреждению, предотвращению и устранению причин, порождающих нарушение
трудовых прав работников и ответственность руководителей организации
(дисциплинарную, материальную, административную и уголовную) за виновное
нарушение трудового законодательства и невыполнение решений юрисдикционных
органов, вынесенных после разбирательства трудового спора.
Если трудовой спор индивидуальный,
то устанавливается его характер: о применении трудового законодательства или о
введении новых условий труда по соглашению субъектов трудового договора; затем
определяется, из какого правоотношения он (спор) вытекает.
Индивидуальный спор об установлении
новых условий труда не подведомствен ни КТС, ни суду, хотя возник из трудового
правоотношения. Споры из правоотношений, тесно связанных с трудовыми, также
неподведомственны КТС и суду, например споры о применении законодательства по
трудоустройству или законодательства о пенсиях и пособиях, т.к. эти отношения
регулируются правом социального обеспечения.
Установленный порядок
рассмотрения индивидуальных трудовых споров, включая их подведомственность, не
лишает работника права обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности
или в суд с жалобой на действия (бездействие) конкретного руководителя организации.
Работник вправе обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы,
например в прокуратуру, органы федеральной инспекции труда и в другие
структуры, осуществляющие надзор и контроль За соблюдением законодательства о
труде и об охране труда.
Необходимо учитывать также
действие на территории Российской Федерации-Закона о мировых судьях.
Трудовые споры по вопросам
применения трудового законодательства и иных нормативных актов о труде,
коллективного договора, соглашений рассматриваются: 1) комиссиями по трудовым
спорам; 2) судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями. Обязательный
внесудебный порядок рассмотрения и разрешения трудового спора установлен в
случаях, указанных законодательством о труде и ГПК.
Подведомственность по
трудовым спорам — это институт гражданского процессуального и трудового права.
Поэтому порядок рассмотрения трудового спора зависит от его характера и
субъектов спора, а также от вида правоотношения.
Определение
подведомственности конкретного трудового спора играет практическую роль,
поскольку решение, вынесенное по спору неправомочным органом, не имеет
юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.
Определить
подведомственность трудового спора — значит установить юрисдикционный орган,
который управомочен разбирать конкретный трудовой спор и вынести по нему
решение, обязательное для сторон. Так, КТС подведомственны все индивидуальные
трудовые споры искового характера, за исключением тех, которые могут быть
разрешены непосредственно в суде.
КТС подведомственны: споры о
взыскании заработной платы и о ее размере, о применении дисциплинарных
взысканий и др.
КТС структурного подразделения,
организации может рассматривать только трудовые споры в пределах полномочий
этого подразделения, организации.
Порядок рассмотрения
трудового спора диктуется его характером. Например, спор по поводу признания
дисциплинарного взыскания незаконным разрешается КТС, а трудовой спор о
незаконном увольнении за систематическое нарушение трудовой дисциплины — непосредственно
в суде. Значит, по содержанию трудового спора можно определить его
подведомственность, а именно, в каком первоначально юрисдикционном органе
должен рассматриваться трудовой спор — первоначально в КТС, а затем в суде, или
непосредственно в суде.
На первом этапе трудовой
спор должен разрешаться между субъектами трудового договора по взаимному
соглашению его сторон. Лишь в том случае, когда разногласия между субъектами
трудового правоотношения не устранены либо путем их непосредственных переговоров,
либо с участием представителей выборного профсоюзного органа, стороны спора
могут обратиться к помощи юрисдикционного органа за защитой нарушенного, по их
мнению, субъективного трудового права. Возникает индивидуальный трудовой спор,
который с этого момента является юридическим фактом, порождающим
гражданско-процессуальное правоотношение по рассмотрению трудового спора.
Иногда оно приходит на смену трудовому правоотношению, иногда существует наряду
с ним.
Особенности в определении
подведомственности трудовых споров установлены для некоторых категорий
работников, а именно для государственных служащих. На них распространяется
действие законодательства о труде, за изъятиями, установленными Законом о
государственной службе. Их споры по вопросам увольнения, перевода на
другую работу, наложения дисциплинарных взысканий могут быть рассмотрены
вышестоящим органом или судом.
Основными нормативными
актами, которые определяют порядок рассмотрения трудовых споров, являются ТК, ГПК.
При рассмотрении трудовых
споров юрисдикционные органы (КТС, суд) применяют не только нормы трудового
законодательства, но и нормы гражданско-процессуального законодательства (ст.
3-6, 17, 25, 39, 80, 126, 141, 197, 210, 407 ГПК).
Большое значение для
единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных
трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума ВС РФ. Так, Пост.
Пленума ВС РФ от 22.12.92 № 16 дает разъяснения по применению норм о приеме,
переводе и увольнении работников, а также по подведомственности трудовых
споров, постановление Пленума ВС РСФСР от 25.12.90 № 6 «О некоторых вопросах,
возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин»[1] обеспечивает правильное
разрешение этой категории трудовых споров. Имеются также постановления Пленума
ВС РФ, касающиеся труда молодежи, компенсации морального вреда и др.
3. Образование
комиссий по трудовым спорам и их компетенция.
Инициатива создания КТС может исходить как от работников, так и
работодателя организации.
В отличие от КЗоТ
новый ТК предусматривает образование комиссии по трудовым спорам на паритетных
началах: из равного числа представителей работников и работодателя.
Представители работников
избираются общим собранием (конференцией) работников организации или
делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на
общем собрании (конференции).
Общее собрание коллектива
организации правомочно избирать членов КТС, если на его заседании присутствует
более половины работающих в данной организации (подразделении) работников.
Избранными в состав КТС (в
т.ч. в КТС подразделения) считаются работники, получившие большинство голосов.
Члены КТС должны быть
знакомы с нормами трудового законодательства и объективно подходить к решению
вопроса о его применении. Не допускается избрание в состав КТС каких-либо
временных кандидатов.
Представители работодателя
назначаются в Комиссию руководителем организации.
Для
организационно-технического обслуживания КТС (делопроизводство, хранение дел,
выдача копий решений и выписок из протокола заседания КТС) приказом
работодателя специально назначается постоянный работник, который выполняет эти
функции. Он ведет; регистрацию поступающих заявлений, оповещает о времени
заседания КТС и т.п. КТС организации имеет свою печать.
КТС на своем заседании
большинством голосов избирает из своего состава председателя, секретаря. На них
возлагаются подготовка и созыв очередного заседания, организация ознакомления
с поступившими в КТС заявлениями, вызов свидетелей, экспертов и других лиц,
заинтересованных в разбирательстве трудового спора. При разрешении спора
председатель руководит ходом разбирательства дела, а секретарь КТС ведет
протокол заседания и журнал.
Определив сущность и
характер спора, необходимые доказательства по делу, председатель и секретарь
по согласованию с другими членами КТС решают, следует ли пригласить на
заседание комиссии свидетелей и каких; назначают, если необходимо, проведение
предварительных проверок; требуют от работодателя соответствующие документы и
расчеты.
Комиссия по трудовым
спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров,
возникающих в организациях, за исключением споров, по которым ТК и иными
федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения (ст. 385).
Индивидуальный трудовой
спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник
самостоятельно пли с участием своего представителя не урегулировал разногласие
при непосредственных переговорах с работодателем.
Компетенция КТС — это
определенная законом сфера ее деятельности по разрешению трудовых споров.
Комиссия рассматривает все споры как членов профсоюза, так и не членов
профсоюза, по применению законов и иных нормативных правовых актов о труде и
соглашений о труде, за исключением индивидуальных трудовых споров, подлежащих
непосредственному разрешению в суде.
КТС рассматривает трудовые
споры работников, занятых в организации по трудовому договору (в т.ч.
совместителей). В нее вправе обратиться работник, уволившийся из этой
организации и поступивший на новое место работы, если индивидуальный трудовой
спор относится к его прошлой трудовой деятельности, например если ему не в
полном объеме выдали заработную плату, и по другим вопросам, отнесенным к
компетенции КТС.
Страницы: 1, 2, 3
|