Политическая жизнь и политическое устройство Испании
p>Конституция устанавливает значительную власть председателя правительства в
отношении министров. Согласно статье 100 основного закона министры
назначаются и отзываются Королем по предложению председателя. Отставка или
смерть последнего означает "падение", прекращение функций правительства.
Председатель правительства руководит его деятельностью и координирует
действия других министров.Испанское правительство— собрание министров, "солидарных" друг с другом,
поскольку оно несет солидарную политическую ответственность перед
Конгрессом депутатов. Правительство — вершина исполнительной власти, в
которую входят государственная администрация, армия, полиция, корпус
безопасности. Функции испанского правительства в целом не выходят за рамки
традиционных в государстве, имеющем форму парламентарной монархии. Оно
руководит внутренней и внешней политикой страны, исполняет законы, издает в
этих целях различные административные акты, назначает гражданских и военных
чиновников. Правительство обладает законодательной инициативой (ст. 87
конституции); проекты законов должны быть одобрены Советом министров (ст.
88). Он может получать от Генеральных кортесов право издавать
законодательные декреты в порядке делегирования законодательной власти в
течение определенного отрезка времени по указанному кругу вопросов. В
равной мере правительство может принимать декреты-законы без
предварительной делегации парламента.
Государственный совет является консультативным органом правительства и
административных органов по юридическим вопросам.
Счетная палата — высший контрольный орган в финансовой области и
экономической деятельности государства и государственного сектора
экономики. На членов палаты распространяются положения о независимости и
несменяемости судей. В своей деятельности палата подчиняется Генеральным
кортесам.
Совет экономического планирования занимается разработкой проектов планов
экономического развития с учетом предложений астономных сообществ,
профсоюзов, патрональных и других организаций экономического характера. Судебная система. В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются
следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость,
ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в
органическом законе о судебной власти от 1 июля 1985 г., в котором
установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебных органов и
прокуратуры, статус судей и адвокатов.
Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти
во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены
Совета назначаются Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются
Конгрессом депутатов и Сенатом. Каждая палата парламента избирает по 6
судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре — среди
прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальности более
15 лет. В обязанности Генерального совета входит назначение, перемещение по
должности судей и магистратов, регулирование их административного статуса и
дисциплинарных отношений. Совет также предлагает Королю для назначения
кандидатуру председателя Верховного суда. Судебные округа распределяются в
соответствии с политико-административным делением территории; каждый округ
включает один или несколько муниципалитетов, входящих в одну провинцию.
На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей
полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведению
Конституционного суда. Суд включает шесть палат, рассматривающих
соответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и
трудовые дела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7
(военная) до 12 (гражданско-правовая) — судей. Например, палата по
гражданским делам рассматривает дела Высокого суда на сумму свыше 3 млн.
испанских пессет. Судами более низкого уровня являются — Национальный
высокий суд, состоящий из шести палат. Его уголовная палата рассматривает
по первой инстанции дела высших должностных лиц государства. Высокие суды
автономных сообществ обладают компетенцией в гражданско-правовой,
уголовной, административно-правовой и социальной сфере. Они включают по
несколько палат. Ниже следуют провинциальные суды, учреждаемые в каждой из
50 провинций и разбирающие гражданские и уголовные дела. Еще ниже идут суды
первой инстанции, муниципальные суды и мировые суды. В каждой провинции
учреждены: административный суд, суд по контролю за местами лишения свободы
и суд по делам несовершеннолетних. 4. Форма государства.
4.1 Форма государственно-территориального устройства.
Испания является унитарным децентрализованным государством, административно
– территориальные единицы, которого не обладают признаками
государственности, суверенитета. На сегодняшний день можно сказать, что
Испания стоит на границе между унитарным устройством и федерацией.
Задолго до установления режима Франко Испания уже имела опыт местного и
регионального самоуправления. При Франко эти права были ликвидированы, и
центральное правительство осуществляло власть на всех уровнях. После
восстановления демократии органам власти на местах были предоставлены
значительные полномочия.
Конституция Испании исходит из неделимости государства, но вместе с тем
гарантирует право на самоуправление административным подразделениям,
сложившимся на основе национальных, региональных и исторических критериев.
Про территориальное устройство государства говорится в Разделе VIII
Конституции Испании. “Государство в своей территориальной организации
включает муниципалитеты, провинции и автономные сообщества. Все эти единицы
пользуются автономией при ведении своих дел. Государство гарантирует
эффективное осуществление принципа солидарности и установления
экономического равновесия между различными частями испанской территории.
Все испанцы имеют одни и те же права и обязанности на всей территории
государства. Конституция гарантирует автономию муниципалитетов. Руководство
и управление ими осуществляется соответствующими муниципальными советами,
которые состоят из алькальдов и советников. Привинция – является местным
образованием, объединяющим группу муниципалитетов и образующим единицу
территориального управления для выполнения деятельности государства. Всякое
изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными кортесами”.
Испания делится на 17 автономных сообществ, которые имеют свои парламенты и
правительства и пользуются широкими полномочиями в области культуры,
здравоохранения, образования, экономики. В нескольких автономных
сообществах (Каталония, Страна Басков, Галисия) узаконено использование
местных языков, в частности, на них ведется телевещание. Однако баски
настаивают на предоставлении более полной автономии, причем эти требования
в ряде случаев сопровождаются вооруженными столкновениями с полицией и
террористическими актами. В число 17 автономных сообществ входят Балеарские
Острова в Средиземном море и Канарские Острова в Атлантическом океане.
Кроме того, статус автономии имеют остатки испанских колониальных владений
– города Сеута и Мелилья на северном берегу Африки. Автономные сообщества
делятся на 50 провинций, каждая из которых управляется своим советом. С
1997 советы подчинены правительствам автономных сообществ. Высшие
муниципальные чиновники и депутаты местных советов избираются прямым
голосованием. Члены местного совета избирают мэра из своих рядов; обычно на
этот пост назначается глава партии большинства. Муниципальные органы власти
не имеют полномочий собирать налоги и финансируются центральным
правительством. 4.2 Форма правления.
Форма правления - система формирования и взаимоотношений высших
государственных органов власти. Согласно конституции, разработанной представителями основных политических
партий и одобренной на референдуме 1978, Испания является монархией с
парламентской формой правления. Конституционно закреплено единство Испании,
но допускается некоторая региональная автономия.
Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично
сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и переходит,
как правило, по наследству. То, что формой правления является монархия
можно определить по следующим признакам:
> Власть передается по наследству; Конституция установила, что корона передается наследникам Хуана Карлоса I
Бурбона, который, таким образом, является первым в новой династии. > Власть осуществляется бессрочно; > Власть не зависит от населения;
Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: > Имеет место признак разделение властей; > Монарх “царствует, но не правит”;
В отличие от других европейских монархов, не только "представительное
лицо", но и влиятельный политик. По конституции он наделен большими
полномочиями. > Правительство формируется парламентом из представителей партии (или партий) большинства; > Парвительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; > Правовое положение монарха существенно ограничено. 4.3 Тип политического режима. Испания — последнее государство современной Европы, где фашистская
диктатура существовала наиболее длительное время. Это единственная страна,
в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну и в которой
авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти Франко.
Современная политическая организация Испании создана после смерти этого
диктатора, последовавшей в ноябре 1975 г. В то время в течение нескольких
лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима. Два
последовательно существовавших правительства А.Новарро и особенно А.Суареса
взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Подготовленный
правительством А.Суареса законопроект о политической реформе был одобрен
национальным референдумом в декабре 1976 г. Этот закон устанавливал на
переходной период некоторые демократические начала; на национальном уровне
была учреждена практически новая структура органов государственной власти,
в частности, образован двухпалатный парламент — Кортесы, формируемый
всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании. Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали конституцию страны,
одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808 г. В декабре
1978 г. на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена
подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских
законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила
форму правления парламентарной монархии, унитарное политико-
административное устройство со значительными правами составляющих страну
единиц — автономных сообществ и демократический политический режим. Имеется
немало примеров, свидетельствующих о действительном переходе к демократии:
референдум по поводу принятия новой конституции, гарантия прав областной
автономии, введение права на развод, а также отмена смертной казни.
Показательной для произошедших изменений в общественной жизни стала
плюралистская структура прежде централизованного государства. Среди
признаков демократического режима также можно выделить: > Население учавствует в формировании и осуществлении государственной власти; > Во всех сферах общественной жизни господствует закон; > Реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную исполнительную и судебную; > Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; и пр. 5. Форма избирательной системы.
В Испании смешанная избирательная система (сочетание мажоритарной и
пропорцианальной систем).
Активное избирательное право на выборах в представительные учреждения
предоставляется обладающим политическими правами гражданам Испании с 18-
летнего возраста. Парламент — Генеральные кортесы — включает две палаты:
Конгресс депутатов и Сенат, который является палатой территориального
представительства. Обе палаты избираются путем всеобщих и прямых выборов
при тайном голосовании на 4 года. Конгресс депутатов включает от 350 до 400
депутатов, в настоящее время — 350. Каждая из 50 провинций, как минимум
представлена двумя депутатами и одним дополнительным депутатом на каждые
175 тыс. жителей. Города Сеута и Мелилья представлены одним депутатом в
нижней палате. Сенат состоит из 208 избираемых членов и 43 назначаемых
Королем. Каждая провинция избирает по 4 сенатора. Каждый остров или группа
островов составляют также один избирательный округ. Большие Канарские
острова, Мальорка и остров Тенерифе избирают по три сенатора каждый, а
другие острова — по одному. Города Сеута и Мелилья избирают по два
сенатора. Автономные сообщества
посылают в верхнюю палату дополнительно по одному сенатору от более чем
одного миллиона жителей; эти сенаторы назначаются законодательными
собраниями сообществ.
Численность муниципальных советов зависит от числа проживающих на их
территории жителей (до 250 — 5 , от 250 до 1000 — 7 и т.д.). Их члены
избираются и по пропорциональной и по мажоритарной избирательным системам,
в зависимости от характера коммуны.
Непосредственное участие избирателей в государственной жизни на
национальном и более низких уровнях признается основным законом и другими
актами Испании. На национальном уровне возможно проведение конституционного
референдума.
Назначение референдума осуществляется Королем по предложению председателя
правительства и при существовании первоначальной инициативы, исходящей от
Конгресса депутатов. Кроме того, органический закон 1980 г.,
регламентирующий процедуру референдума, добавил дополнительное условие –
инициатива Конгресса должна быть одобрена абсолютным большинством его
членов.
В целом, же институт непосредственного участия граждан Испании в
осуществлении государственной власти введен весьма ограниченно, и практика
его применения не получила широкого распространения. 6. Основные политические партии (правящая, оппозиция). Кратко:
С 1982 по 1996 гг. правящей политической партией Испании оставалась PSOE
(Partido Socialista Obrero Espanol), возглавляемая премьер-министром Фелипе
Гонсалесом. После различных неприятностей, связанных с коррупцией и
секретной службой, на выборах в 1996 г. впервые победила консервативная
Народная партия (Partido Popular) во главе с Хосе Мария Аснаром, что
явилось поворотным пунктом в испанской политике. Третьим по значимости
снова стал Союз левых сил (IU Izquierda Unida).
Подробнее:
Общенациональные партии, пережившие период диктатуры Франко, – Испанская
социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании
(КПИ). Их организации сохранились в подполье и в изгнании, и многие члены
этих партий подвергались преследованиям. Франкистская партия Испанская
фаланга (позднее – «Национальное движение») прекратила свое существование
со смертью диктатора Франко, однако некоторые деятели этой организации до
сих пор участвуют в политической жизни страны.
В последние годы жизни Франко премьер-министр Карлос Ариас Наварро обещал
легализовать деятельность политических организаций. Первой из них стал Союз
демократического центра (СДЦ), созданный в 1976 во главе с Адольфо Суаресом
Гонсалесом. В том же году король Хуан Карлос назначил Суареса премьер-
министром. Правительство Суареса не желало признавать Коммунистическую
партию, но все же вынуждено было принять в 1977 Закон о легализации всех
политических партий. После этого было зарегистрировано более 200 партий (в
результате всеобщих выборов 1993 в парламент прошли представители только 11
партий или коалиций, а выборов 1996 – 15).
После проведения первых выборов в 1977 ведущей партией стал СДЦ. Это была
правоцентристская партия, представлявшая средний класс и включавшая
некоторых политиков и чиновников режима Франко. СДЦ победил также на
национальных выборах в 1979, но на выборах 1982 потерял большинство мест в
парламенте, поскольку не смог справиться с быстрым ростом безработицы и
терроризмом. Попытка государственного переворота в феврале 1981 также
ослабила позиции СДЦ.
Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) была основана в 1879 и
являлась крупной партией во времена Второй республики, но была запрещена
при Франко. После 1975 она быстро выросла под руководством Фелипе Гонсалеса
Маркеса и превратилась в партию социал-демократического толка. ИСРП
занимала второе место по числу голосов на выборах 1977 и 1979 и одержала
победу на местных выборах в 1979 в крупных центрах страны, включая Мадрид и
Барселону. Получив абсолютное большинство мест в обеих палатах Кортесов, в
1982 ИСРП стала правящей партией Испании. Она победила на выборах в 1986,
1989, но в 1993 ей пришлось войти в коалицию с региональной каталонской
партией Конвергенция и Союз, чтобы сформировать правительство. ИСРП на
досрочных парламентских выборах в марте 1996 осталась в меньшинстве.
Народная Партия (НП; до 1989 – Народный альянс) занимает консервативные
позиции. В течение многих лет ею руководил бывший франкистский министр
Мануэль Фрага Ирибарне. После перехода руководства НП в руки Хосе Марии
Аснара возрос авторитет этой партии среди молодежи. В 1993 она получила 141
(ИСРП – 150), а в марте 1996 – 156 мест (ИСРП – 141) и стала правящей.
Начиная с выборов 1993 на третье место по значимости среди партий Испании
вышла коалиция Объединенные левые (ОЛ), которой руководят коммунисты. На
выборах 1993 ОЛ получили 18 мест, а на выборах 1996 – 21 место.
Коммунистическая партия Испании (КПИ), созданная в 1920, в течение 52 лет
находилась в подполье и была легализована в 1977. КПИ пользуется
значительным влиянием в профсоюзной конфедерации Рабочие комиссии, самой
массовой в стране.
Важную роль в Испании играют региональные партии. Правоцентристская
каталонская партия Конвергенция и Союз (КИС) располагала в середине 1990-х
годов большинством мест в Каталонской региональной ассамблее. На
общенациональных парламентских выборах 1993 и 1996 она набрала значительное
число голосов и стала партнером по коалиции сначала с ИСРП, а затем с НП. В
Стране Басков, где давно проявлялись сепаратистские настроения, в середине
1990-х годов образовалось несколько влиятельных партий. Самая крупная из
них, консервативная Баскская националистическая партия (БНП), стремится к
достижению автономии мирными средствами. Эри Батасуна, или Партия народного
единства, выступает в союзе с нелегальной организацией ЭТА (Баскское
Отечество и Свобода), которая призывает к созданию независимого Баскского
государства, не отрицая необходимости насильственных методов борьбы.
Большим влиянием пользуются региональные партии в Андалусии, Арагоне,
Галисии и на Канарских Островах. 7. Тип государства.
Тип государства определяет социальную сущность государства, его цели,
политические интересы в обществе, функционирование государственного
механизма. Тип государства можно определять по нескольким факторам: > С точки зрения уровня социально – экономического развития новая индустриальная страна > С точки зрения способа организации высшей власти – монархия. > С точки зрения государственного устройства – Испания стоит на границе между унитарным устройством и федерацией. > С точки зрения способов и методов осуществления государственной власти – демократия. > С точки зрения двух глобальных этапов развития государственности – конституционное.
8. Тип политической системы и его характеристика.
Политическая система – это универсальная управляющая системаобщества,
которая регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая
стабильность общества и определенный социальный порядок на основе
использования государственной власти.
К основным типологиям можно отнести:
> Типология по характеру взаимодействия с внешней средой: система Испании относится к открытым политическим системам (когда политические системы обмениваются ресурсами со внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны);
> Типология по политическому режиму – демократическая политическая система;
> Классификация по классовому признаку, то есть интересы какого класса представляет политическая система – социалистическая; Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всех перед законом, а также многие личные права. Конституция возлагает на государство обязанности, казалось бы, прямо не относящиеся к отдельной личности, но касающиеся всего сообщества людей. К таким обязанностям относится поощрение доступа к культуре, развитие науки, научных и технических исследований в общих интересах, наблюдение за разумным использованием природных ресурсов, гарантирование сохранения и защиты исторического, культурного и художественного наследия народов Испании, способствование в создании необходимых условий для пользования благоустроенным жильем.
> Классификация Г. Алмонда по типу политической культуры – европейско- континентальная модель; Для нее характерно сосуществование старых и новых культур
> Ж. Блондель классифицирует политические системы по содержанию и формам управления, Испания относится к либеральным демократиям (ориентируется в принятии решений на ценности индивидуализма, свободы и собственности). Список литературы:
1. Страны мира. Справочник. М.:1999г.
2. Иностранное конституционное право. /Под ред. В.В. Маклакова/. М.:1996г.
3. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник. 1993г.
4. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.:1997г.
5. Учебные пособия по курсу “Политология”.
Страницы: 1, 2
|
|