бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Подготовка государственных служащих России бесплатно рефераты

Ответственность за организацию и проведение профессиональной подготовки гражданских государственных служащих, обновление их теоретических и практических знаний, умений и навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов возлагается на руководителей государственных органов и кадровые службы.

 

1.4. Иностранный опыт в подготовке госслужащих в РФ на примере Японии

 

На настоящий момент институт государственной службы в России находится в стадии становления, поиска эффективных форм и методов реализации возложенных на него функций. Эти процессы идут нелегко, поэтому зарубежный опыт, в частности Японии, часто применяется для решения проблемы и достижения высоких результатов. Япония – это одна их тех немногих стран, где количество государственных служащих существенно ниже, чем в других развитых странах. Они составляют лишь 8,1% общего числа работающего населения. Для сравнения: в Германии — 15,1%, в США — 15,5, во Франции — 22,6%[[10]]. Государственные служащие в Японии для достижения совершенствования технической политики, принципов социального партнерства, регулирования взаимоотношений работодателей и наемных работников, социального страхования и т.д. прибегают к методу пяти систем. Метод пяти систем стал основой стремительного развития Японского государства и его быстрого поднятия до стран с высочайшим уровнем жизни. Он включает в себя особенную систему подготовки государственных служащих, зиждущуюся на системе пожизненного найма, системе кадровой ротации, системе репутаций, система подготовки на рабочем месте, системе оплаты труда. В сумме системы составляют отлично действующий единый механизм, формирующий мощную мотивационную среду, обеспечивающую подготовку высокопрофессиональных чиновников и полную реализацию их творческих и интеллектуальных способностей. В такой обстановке мотивационная среда направляет усилия и потенциал госслужащего на решение проблем, стоящих перед регионом и страной в целом. По словам экспертов, это то, чего не хватает российскому институту государственной службы. У госслужащих в России нет заинтересованности в целенаправленном и результативном труде[[11]]. По этой причине в России частично пытаются внедрить систему профессиональной подготовки японских госслужащих, но в нашей стране методы, применяемые в Японии плохо приживаются. Видимо, сказывается особенность менталитета и индивидуальный путь развития России.

Глава 2. Особенности подготовки госслужащих в РФ

 

2.1. Общая характеристика профессиональной подготовки госслужащих в РФ


Вопрос качественной подготовки специалистов, занятых в системе государственной службы, сегодня становится все более актуальным, поэтому резко возрастают требования к профессиональным учреждениям, готовящих госслужащих, ужесточаются методы подготовки. Опыт развития мировой экономики доказывает, что вложение средств в подготовку компетентных, профессиональных государственных служащих является одним из самых выгодных, так как именно от них напрямую зависит благополучие и процветание государства. Одна из колоссальных проблем, которая периодически ставит Россию в тупик - острая нехватка профессионально подготовленных государственных служащих на всех уровнях иерархии. Удручающая ситуация сегодня сложилась во всех государственных структурах, от органов местного самоуправления до федеральных органов управления. По словам экспертов, «это не удивительно, если низок профессиональный управленческий уровень всего современного общества, то и кадры аппарата госслужбы, набираемые из этого же общества, не могут быть существенно выше этого уровня»[[12]].

Если обратиться к статистическим данным, то становится явственно видно, что профессионально подготовленными в области государственного управления считают себя только 3,5% опрошенных руководителей, подготовку в вопросах права и психологии управления имеют менее 4%, а полностью владеют методами работы в условиях рынка только 0,7%.[[13]] Имидж государственной службы за последние годы существенно упал, что не могло не привести к ухудшению качества ее кадрового состава. Согласно данным, в 2002 году число государственных служащих, не имеющих профессионального образования, составляло 27%. При этом, количество госслужащих, уровень которых не соответствует предъявляемым стандартам, продолжает увеличиваться.

Эксперты связывают критическое положение в области государственной службы с недостатками в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих. Действительно, образовательные учреждения в целом не могут обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки государственных служащих. Плохо в нашей стране работает и система стимулирования[[14]]. Отсутствие контроля в системе стимулирования, искаженной представление о профессиональном долге и отсутствие мотивации со стороны государства приводит к тому, что государственные служащие перестают руководствоваться этическими принципами выбранной профессии, а начинают руководствоваться корыстными идеалами, что приводит к ухудшению профессионального состава государственных служащих. При этом, наблюдается строгая половая иерархия на государственной службе. Если в европейских странах женщина, имеющая специальное образование, получит предпочтение и государственную должность, то в нашей стране сохраняется тенденция принятия на работу государственных служащих с непрофильным образованием. Мужчине непрофессиональным образованием будет отдано предпочтение при определении на руководящую должность, в то время, как женщина получит должность специалиста.

По словам Президент РФ, «система переподготовки и повышения квалификации кадров, занятых госслужащих несовершенна. По его мнению, не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы, недостатки в области их профессионального развития. При этом недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития. Недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы, консервативная система подготовки и профессионального развития государственных служащих, слабое использование современных технологий государственного управления порождает многие негативные тенденции»[[15]].

Таким образом, назначение института государственной службы для любого государства, особенно таких размеров, как Россия жизненно необходимо, но его функционирование должно проходить четко, без сбоев, для населения. Государственные служащие должны иметь высокий уровень образованности и профессиональных навыков, чего не скажешь о современном государственном аппарате и его кадрах в настоящий момент. Четко видно, что назрела необходимость коренного улучшения профессиональной подготовки государственных служащих, формирования такой образовательной системы, которая была бы способна вести профессиональную подготовку и переподготовку государственных служащих на более высоком качественном уровне.

 

2.2. Психологические особенности подготовки госслужащих в РФ


Многие эксперты полагают, что задачи, которые выдвигаются перед государственными служащими, они должны осознавать еще до уровня профессиональной подготовки, так как именно в это время закладывается восприятие этических ценностей, занимающих в госслужбе первостепенное значение и относящиеся к группе общегражданских принципов. В последнее время в российской системе образования проводится эксперимент, связанный с профессиональной подготовкой школьников, отдающих предпочтение государственной службе. Цель этого эксперимента выявить, насколько школьник пригоден для деятельности в системе государственной службы с этической и общеобразовательной точки зрения. Для достижения положительных результатов созданы учебные планы, разработаны программы подготовки. Как показывают результаты данного исследования, проведенные, в частности, кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ, в становлении государственного служащего как субъекта профессиональной деятельности первостепенное значение имеют психические образования, входящие в базис личности, обеспечивающие целостность и устойчивость ее структуры, придающие социальную значимость профессиональным установкам. К числу таких образований относится Я-концепция госслужащего. Поэтому на этапе допрофессиональной подготовки важно опираться на особенности развития Я-концепции той личности, которая предполагает в будущем профессиональную деятельность в системе государственной службы[[16]]. Подобные исследования дают четко проследить и главное, сформировать отношение потенциального госслужащего к профессиональной деятельности. Ученые пришли к выводу, что юношеское сознание значительно восприимчивее к новой информации, поэтому закладка базисных знаний, предусмотренных подготовкой госслужащих, должна осуществляться именно на этом этапе развития человека.

Кстати, частично опыт такой подготовки госслужащих Россия переняла у Японии, где занятие государственных должностей является пожизненным, а потому знания о профессиональной деятельности могут начинать закладываться еще в юношеском, подростковом возрасте. Успешные результаты таких исследований явственно указывают на то, что в ближайшем в будущем в России подобная система подготовки госслужащих будет внедрена повсеместно. Пока психологическая система подготовки госслужащих только проходит стадию апробации и подтверждает право на существование.

Не менее важна в системе психологической подготовки госслужащих и кадровая служба, на которую ложится ответственность за выявление профессиональной пригодности или непригодности специалиста, претендующего на государственную должность. Здесь очень важно учитывать человеческий фактор, насколько специалист верен идеалам профессии и компетентен с точки зрения профессиональных знаний. Часто служащим кадровых отделов в государственных учреждениях приходится получать дополнительное психологическое образование, чтобы иметь возможность четко оценить направленность индивида и его способности к должности.

Психологические особенности подготовки госслужащих в РФ тесно взаимосвязаны с карьерными вопросами. В советское время вопрос карьеры в государственном аппарате специалиста не волновал, так как все назначения о повышениях и снятиях с должности приходили от вышестоящих инстанций и не имели никакого отношения к самостоятельному карьерному росту. В настоящий момент в РФ отмечается тенденция, явно свидетельствующая о том, что специалист имеет возможность сделать карьеру на государственной службе, приложив определенные усилия, постоянно развиваясь и совершенствуясь и следуя профессиональным и этическим принципам госслужбы. Но заложенные еще в советское время понятия о продвижении по государственной лестнице, многим из профессионалов не дают возможности нормально и успешно работать. Над ними довлеют психологические аспекты возможности карьерного роста на государственной службе. По этой причине сегодня уделяется большой внимание в психологической подготовке госслужащих карьерным вопросам, которые, кстати, являются отличными мотивирующими факторами. Так, по данным ученых Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации одним из наиболее важных и существенных факторов продуктивной деятельности государственных служащих является их успешная карьера. Удовлетворенность госслужащих своим социальным и служебным положением эксперты определяют в пределах 10-13%.

Большинство респондентов считают, что в настоящее время в настроении служащих преобладает неуверенность в возможности своего служебного продвижения за счет трудолюбия и развития профессиональных качеств. Готовность человека к деятельности в сверхсложных, трудно прогнозируемых условиях, часто достигается развитием у него способности к системному видению карьерного процесса во всей сложности формирования его составляющих, их внутренних и внешних связей, а также обретения средств и умения опережающего воздействия на механизмы карьерных деструкций. Оптимальным образом спланированная и выстроенная траектория профессионального развития и должностного роста позволяет сотруднику более четко определить свое место в организации, стимулирует его максимально полно и всесторонне раскрыть собственный профессиональный, деловой и личностный потенциал. В этом случае достигается оптимальное соответствие целей и удовлетворение потребностей, как организации, так и самого работника. Если в организации действует отлаженная система планирования и развития карьеры, то она не только обеспечивает достижение корпоративных целей, но и одновременно поддерживает устойчивость сотрудников, способствуют формированию деловой оптимальной атмосферы[[17]].

Таким образом, явственно видно, что психологические особенности подготовки госслужащих в РФ, обусловлены сложным характером и особенностями государственного устройства страны, в котором госслужащие не имеют уверенности и специально созданных условий для достижения ими благополучия. Внутреннее (личностное) и внешнее (достойное материальное положение) благополучие способно сформировать у госслужащего положительный образ выбранной профессии и этические принципы, являющиеся основой общегражданской группы принципов работы госслужащего.

2.3. Профессиональные особенности подготовки госслужащих в РФ


Современное развитие России указывает на то, что в системе профессиональной подготовки госслужащих в РФ много пробелов, которые можно с легкостью закрыть, обходя нормативные документы и не учитывая интересы государств и населения. Если рассматривать недостатки профессионального развития и образования работников государственной отрасли в соответствии с компетентными исследованиями, то можно выделить общие пункты.

1. Отсутствие конкуренции государственных и негосударственных образовательных учреждений за право получения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации госслужащих.

2. Полная подчиненность образовательных учреждений своим заказчикам, их ведомственная зависимость от них: это обеспечивает быструю реакцию на ведомственные требования, но сковывает инициативу образовательных учреждений.

3. Широкое и не всегда оправданное привлечение чиновников, имеющих практический опыт работы, для участия в образовательных программах в качестве преподавателей.

4. Оторванность системы дополнительного профессионального образования чиновников от федеральной системы общего и профессионального образования, курируемой Министерством образования и науки РФ. Итогом этого становится мало координируемое с общими образовательными стандартами преподавание общеобразовательных гуманитарных дисциплин, что снижает ценность повышения квалификации государственных служащих.

5. Проблемы с качеством разработки правовой базы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных служащих. К проблемным областям можно отнести фрагментарность регулирования, отсутствие стандартов и юридическую неопределенность многих понятий профессионального развития госслужащих. Например, часто возникают сложности с определением образования, какое следует считать высшим образованием по специализации государственных должностей, какое образование считается равноценным, и какое требуется дополнительное профессиональное образование. Эти и многие другие вопросы сильно затрудняют профессиональную подготовку госслужащих. Это со всей очевидностью выдвигают задачу подготовки и принятия федерального закона « О профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих» основное назначение которого - сделать профессиональное обучение государственных служащих обязательным, непрерывным и систематическим для всех категорий государственных служащих, создать единую организационную и правовую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

6. Формирование образовательной системы, призванной прово­дить профессиональную подготовку и переподготовку кадров государственной службы, затруднено по причинам слишком долгого поиска решений по созданию стройной системы учебных заведений, которым специально поручается заниматься обучением и переподготовкой кадров государственного управления[[18]].

Таким образом, становится понятно, что особенности подготовки госслужащих в РФ продиктованы несовершенством системы подготовки государственных служащих. До тех пор, пока в нашей стране не будет принят ряд мер, в корне меняющий уровень и качество профессиональной подготовки государственных служащих, можно быть уверенными, что нормального функционирования государственного аппарата не будет. От качества подготовки госслужащих напрямую зависит то, каким будет дальнейшее будущее нашей страны: будет ли оно коррумпированным, или оно будет стабильным, дающим уверенность в завтрашнем дне.

Заключение


Особенности подготовки государственных служащих в Российской Федерации продиктованы несовершенством системы профессиональных учреждений и отсутствием четкой, отлаженной системы, представлений о том, какое должно быть профессиональное подготовка госслужащих. Современная Россия нуждается в высококвалифицированных государственных служащих, задача которых привести экономику, политическое устройство, благосостояние населения к стабильному, процветающему положению. В настоящее время в России предпринимаются попытки изменить существующее отношение к имиджу государственной службы и поднять ее на соответствующий высокий уровень. Однако, проблемы, связанные с подготовкой государственных служащих слишком разносторонне и нуждаются не в частичном, а в полном изменении. Для того, чтобы в России было возможно создание отлично функционирующего аппарата, в котором задействованы государственные служащие, должны быть созданы условия для развития работников этой сферы, карьерные и обеспечивающие достойный уровень существования. Для профессиональной подготовки госслужащих необходимо создание принципиально новых учреждений, где госслужащие будут получать комплексные знания, охватывающие все принципиальные положения работы госслужащего, начиная от общегражданских принципов и заканчивая внутрикорпоративными принципами. Изменение положения госслужащих, переоценка их профессиональной деятельности и изменение структуры подготовки профессионалов этой сферы будет способствовать развитию всех остальных, жизненно важных отраслей государства.

Литература


1.                 Закон и право, 2007.Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». //Консультант плюс.

2.                 Указ Президента РФ от 7 февраля 1995 г. № 103 «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих»//Консультант плюс.

3.                 Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 сентября 1997 г. № 983//Консультант плюс.

4.                 Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»//Консультант плюс.

5.                 Постановление Правительства РФ «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 13 сентября 1994 г. № 1047//Консультант плюс

6.                 Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.).

7.                 Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» (с изм. и доп. от 16 апреля, 8 августа 2001 г.).

8.                 Приказ Минобразования РФ от 6 сентября 2000 г. N 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».

9.                 Акимов Л., Юферова Е. Профессиональное развитие  персонала // Журнал «Кадровик» № 2, 2003.

10.            Волгин Н.А. Оплата труда. Производство, социальная сфера, государственная  служба. Экзамен 2003.

11.            Гапоненко А. Теория управления. Учебник. 2004.

12.            Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом, Иванов В.П. под общ ред., Известия, 2003.

13.            Демин А.А. Государственная служба. Учебное пособие. Зерцало, 2004.

14.            Игнатов В.Г. Государственная служба, ред., Март, 2004.

15.            Киселёв С. Г., Государственная гражданская служба: учебное пособие.  - М.:  Проспект – 2006.

16.            Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления, М.: Экзамен, 2004.

17.            Липатов Э.Г., Чаннов С.Е., Велиева Д.С. и др. Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», - СПС «Гарант», 2005.

18.            Липатов Э.Г., Чаннов С.Е., Велиева Д.С. и др. Комментарий к ФЗ N 79 от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» - Система ГАРАНТ, 2005.

19.            Матирко В.И. Государственная служба. Сборник нормативн. документов, Дело, 2000.

20.            Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // «Законодательство и экономика», № 1, 2, январь, февраль, 2006.

21.            Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2003.

22.            Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова, - М.: ИНФРА-М, 2004.

23.            Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Уч.пос. -М.:Юнити-Д.,2001.

24.            Щербаков Ю.Н. Государственная и муниципальная служба. М.: Феникс, 2007. Конституция  Российской  Федерации 1993. //Консультант плюс.


[1] Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» п.6ст.15, п.11 ст.14//Консультант плюс


[2] Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.С.488.

[3] Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.С.488.

[4] Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ст. 60 //Консультант плюс

[5] Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.С.493.

[6] Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.С.493.

[7] Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.С.494.

[8] Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.С.494


[9]Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» п.6ст.15, п.11 ст.14//Консультант плюс

[10] Волгин Н. А., Марголин А. М., Половинкин П. Д. Экономические функции института государственной службы и механизм их реализации в рыночных условиях. М., изд-во РАГС, 1997. С. 97.

[11] Волгин Н. А. Японский опыт решения экономических и социально трудовых проблем. М., Экономика 1998. С. 46.


[12] Щербаков Ю.Н. Государственная и муниципальная служба. М.: Феникс, 2007. С. 23.

[13] Акимов Л., Юферова Е. Профессиональное развитие  персонала // Журнал Кадровик № 2, 2003.

[14] Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления, М.: Экзамен, 2004. С. 205.

[15] Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2003. С. 198.

[16] Управление персоналом организации. Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова, - М.: ИНФРА-М, 2004. С. 37.

[17] Киселёв С. Г., Государственная гражданская служба: учебное пособие.  - М.:  Проспект – 2006. С. 27.

[18] Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика, N 1, 2, январь, февраль, 2006.


Страницы: 1, 2