бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Перечень и сущность дефектов оказания медицинской помощи бесплатно рефераты

Не всегда в побочных эффектах лечения виноват персонал больницы. Однако примерно в половине случаев неприятностей можно было бы избежать, если бы врачам и медсестрам хватило квалификации и времени. Сейчас занятость просто не позволяет уделять достаточно внимания многим тяжелым пациентам. По подсчетам экспертов, в такой ситуации оказывается до 400 тысяч больных только из числа жителей Англии и Уэльса.

Среди последних примеров врачебных ошибок, стоивших пациентам жизни, можно назвать два случая неправильного назначения лекарства и случай с трехлетней девочкой, которой вместо кислорода дали дышать закисью азота. Кроме того, недочеты в работе медиков наносят серьезный экономический ущерб за счет увеличения сроков пребывания в больнице, который оценивают в миллиард английских фунтов ежегодно.

         Из судебной практики:

- врач-стоматолог запломбировала воспаленный зуб, после чего у пациента возникли серьезные осложнения;
- через несколько дней после микроаборта женщина обнаружила, что она беременна;
- в результате некачественно сделанного аборта женщине пришлось сделать серьезную операцию, после которой она уже никогда не сможет иметь детей;
- во время пломбирования зуба у стоматолога сорвался бур, в результате чего у пациента была серьезно повреждена нижняя губа;
- врач-венеролог, осмотрев пациента, сообщил ему, что тот здоров. Пациент через месяц женился и заразил двадцатилетнюю жену венерической болезнью, осложнения после которой очень опасны, в том числе грозит бесплодие;
- в течение нескольких лет стоматолог так "излечила" пациентке зубы (лечение, протезирование), что, по общему заключению стоматологов, она стала стоматологическим инвалидом;
- пациентка заплатила косметологической поликлинике большие деньги за лечение по увеличению груди, однако размер груди совсем не увеличился;
- введение медсестрой хлористого кальция мимо вены привело к серьезным осложнениям здоровья больной;
- мини-аборт был сделан пациентке некачественно (оставлены частицы плода) и когда его уже нельзя было делать, поскольку прошли сроки. В результате на следующий день начались кровотечение и воспаление. Женщину спасли уже в другой больнице, сделав повторный аборт.
- и другие случаи.


Вредные советы

Врачам:

Так вот, мы об ошибках тут говорить собирались. Теперь обращаюсь к врачам. Коллеги! Не мы выбираем общество и не нам писать законы. Раз уж нас приравняли к потребительским услугам, то придется стиснуть зубы и работать в тех условиях, которые нам навязало это общество. И раз в нас не признают великое и чистое, то и я не буду говорить о врачебных ошибках с этой точки зрения. Я не буду сегодня говорить о том, что врач не такой же человек, как и все! Что врач не имеет морального права ошибаться. Что врач обязан всегда и во всем следовать принципу "не навреди" и руководствоваться исключительно одной только целью принесения пользы пациенту. К чему эти высокие материи, если они никому, кроме нас не интересны?

Раз мы простые предоставители услуг, то нужно и следовать этим законам и не давать на себе наживаться. Общество навязало нам ситуацию войны с пациентами, в которой мы должны быть вооружены. В данном случае знаниями законов. Ибо на сегодняшний день гораздо важнее знать законы, чем медицину и можно сделать пациенту что угодно, но если карточка будет оформлена грамотно и во всех нужных местах будут стоять нужные подписи, то ни один суд не сможет ничего доказать.

А если вы все сделаете идеально, спасете человеку жизнь, отрезав что-то менее важное, но упадете и заснете, не успев заполнить кучу бумаг, то завтра же вас могут засудить по самое некуда. Противно? Ужасно противно! Вот до чего докатился Добрый Стоматолог, дает такие советы! А что делать?!! Иначе по судам затаскают! Если уж я добрый, то должен быть добрым не только по отношению к пациентам, но и коллег не забывать. Они тоже люди и хотят спокойно жить. 

Сразу оговоримся, что речь не идет о тех случаях, когда пьяный хирург зарезал пациента, когда из-за разгильдяйства вместо анестезии делают укол шести-процентной перекисью водорода или нашатырем. Не берем случаи, когда по ошибке удаляют не тот зуб, который нужно или сажают коронку не от того зуба или протез не того пациента. Все это есть чистой воды разгильдяйство, и лежит целиком и полностью на совести того, кто это разгильдяйство учинил и допустил. Но мы ведь договорились, что о высоком и чистом и таком понятии как совесть говорить не будем, т.к. в кодексе таких понятий нет, и нас они как бы не интересуют.

А вот что делать, если врач ненамеренно сделал что-то не то? В медицине, как ни крути, нет однозначности. Врач-стоматолог высочайшей квалификации может при распломбировке канала совершенно ненамеренно пройти канал не в том месте (перфорировать канал или бифуркацию зуба). Что делать в таких случаях? Это есть осложнение при лечении и никакой судья не будет разбираться в том, что этот канал в принципе непроходим и что вина доктора в этом случае минимальна. Любой начинающий адвокат с блеском выиграет дело и с треском разобьет свинью-копилку вашей клиники. Он моментально докажет, что зуб до лечения был целым и невредимым, а после лечения стал дырявым и подлежащим удалению. А потому это есть причинение средних, а то и тяжких повреждений ("мой клиент работает с людьми, как он теперь будет людям улыбаться, они ведь теперь ему денег подавать не будут и его место на паперти займут конкуренты!") и карается законом. Причем сажать врача никто не потребует, а вот оплатить физический ущерб, моральный вред и упущенную выгоду заставят в полном объеме! Самое интересное, что несчастный, обиженный и нищий пациент имеет полное право пойти в самую дорогую клинику города, попросить посчитать ему стоимость протезирования, потом принести эту бумагу в суд, получить полную стоимость этих работ живыми деньгами, а потом не делать себе протезов вовсе или сделать самые дешевые, а оставшиеся деньги пропить за здоровье наших законодателей. И что теперь делать? Платить всем за свое же лечение?

А делать вот что! Во-первых, никогда не лезьте в рискованные работы без предварительной записи в карточке! Во многих клиниках уже давно есть негласное указание удалять все зубы, каналы которых запломбированы цементами. Не хотят люди связываться и все тут! И я их вполне понимаю. С точки зрения закона они чисты аки агнцы, ибо плохо запломбированный зуб с признаками периапикальных явлений подлежит удалению. Нет у нас еще методик лечения кист, которые давали бы однозначный результат.

А потому зуб красиво расписывается как не подлежащий лечению, с пациента берется расписка, что он не возражает против удаления, зуб удаляется, а на его место делается керамический мостик и все счастливы!!! Пациент уходит на много лет, т.к. у него стоит нормальный мост на нормальных зубах, доктор оторвал немало денег, т.к. протезирование тремя единицами керамики стоит куда как больше, чем лечение одного зуба. Красота и всеобщее удовлетворение! Только доктора иногда мучит одна мысль: зуб, конечно, можно было попробовать перелечить, и он простоял бы еще лет пять, если не больше, да и соседние зубы не пришлось бы под керамику точить. Но мы ведь не будем о совести? Нам она по закону не положена. А если доктор совсем дурными мыслями о высоком врачебном долге замучается, то пусть подумает о следующей ситуации… 

Решил он спасать этот зуб! "Я,- говорит, - сейчас его распломбирую, положу внутрь замечательное лекарство и все будет хорошо!" (пациент весь в счастье!). И лезет в канал двумя руками! И тут, у самой верхушки, когда счастье было так возможно и так близко, он упирается в абсолютно непроходимый цемент и ломает внутри канала файл (инструмент такой, не компьютерный термин!) или чего хуже продырявливает канал наскрозь! И тут, как честная Маша, доктор объявляет пациенту, что "я, дурак такой, зуб Вам совсем запорол и его теперь надо удалять и протезироваться за отдельные деньги".

Ну и как вам ситуация? Заметьте, ситуация абсолютно та же, что и в предыдущем случае: один зуб удален и сделан мост на три единицы. Разница только в том, что в первом случае пациент всем доволен и заплатил вам кучу денег, а во втором случае пациент устраивает истерику и начинает биться в конвульсиях, звать главного врача, юриста, маму, требовать валерьянки, денег за лечение, протезирование, моральный вред, кастрации врача, удаления врачу того же зуба и т.д. Есть разница? Есть! И какой вариант вы бы выбрали? Дурацкий вопрос, правда?

Ну так вот, смотрите теперь сами, какой сценарий выбирать в следующий раз. Мой совет весьма прост. Если вы уж совсем испорчены мыслями о великом врачебном долге и никак не хотите идти на сделку с совестью, то, по крайней мере, вы должны сделать все, чтобы себя обезопасить. Что для этого нужно?

1.                  Никогда не обещайте пациенту результата! Лучше сказать, что вариант почти безнадежен и вылечить, чем пообещать и не сделать.

2.                  ЗАПИСАТЬ В КАРТОЧКУ, что зуб перелечивается БЕЗ ГАРАНТИИ и ВЗЯТЬ С ПАЦИЕНТА ПОДПИСЬ, что пациент ПРЕДУПРЕЖДЕН о возможных последствиях и о возможном удалении зуба в случае неудачной перепломбировки, все ПОНЯЛ и СОГЛАСЕН с проведением данной манипуляции! Только не забывайте, что есть формулировки совершенно необходимые! Если вы не написали слов "без гарантии", то пациент потом может все равно потребовать денег обратно, т.к. гарантий никто не отменял. Если не напишет слово "согласен", то скажет потом, что ему все объяснили, но он разрешения туда лезть не давал. Люди часто потом такими идиотами прикидываются! Например, говорят, что они "не поняли", что им говорили, что возможно удаление. И смотрят на судью невинными глупыми синими глазками. Потому нужно писать слово "понял". Сейчас даже рекомендуют заказать у хорошего юриста текст, сделать по нему клише и просто ставить печать с этими фразами и пусть под ней подпишутся. И так на каждое посещение! Времени уйдет две секунды, а здоровья себе сэкономите немеряно! Правда, хороший адвокат может придраться и к тому, что пациент действовал в состоянии аффекта от страха или под атипичным действием анестезии, как наркотика. Потому рекомендуется все подписи брать до того, как пациенту сделана анестезия. Хорошо бы еще иметь аудио- и видеозапись предварительных ласк врача и пациента, но это пока из области далекого (а может и не очень) будущего. Господи, почему мы не берем ничего хорошего из западной культуры?! Почему мы сразу взяли оттуда юридические дрязги, а не умение нормально честно работать? Никто не хочет зарабатывать большие деньги, все хотят их отсуживать!

 Вам еще не противно? Мне противно до ужаса, но это реалии современной стоматологии. И особенно частной! Именно здесь рыскают всякие аферисты и пробуют урвать кусок пожирнее. Сам лично знаю людей, которые берут денег взаймы, идут лечить зубы в дорогие частные клиники, а потом придираются к любым мелочам и требуют обратно денег, да еще оплатить им лечение в еще более дорогой клинике, т.к. якобы "вашей клинике я теперь не доверяю". Неплохой бизнес. Если работать с умом, то можно удваивать-утраивать вложенные капиталы за очень короткие сроки.

Многие клиники после первой же угрозы написать в лицензионный комитет пугаются и выплачивают деньги, только чтобы не связываться потом со взяточниками из госструктур, те ведь потом могут не меньше денег стрясти.

Теперь о другой юридической тонкости. Если вы сделали какую-то ошибку, обязаны ли вы ставить пациента в известность? Тут все очень тонко и интересно. С одной стороны вы этого делать не обязаны. Причем оружие потребителей в данном случае работает прямо против потребителя. Дело в том, что раз наши отношения с пациентами никак не выделяются из общей массы отношений потребителя с продавцом, то нигде и нет четко прописанной обязанности врача извещать пациента о допущенной ошибке. Нет такой статьи, т.к. нет вообще понятия врачебной ошибки. Есть понятие о причинении вреда здоровью. Но этот вред, если он не явный, никак не обнаружить. А потому, согласно тому же законодательству, никто "не обязан давать показания против самого себя"! Врач совсем не обязан говорить пациенту, что он плохо запломбировал канал и это может привести к кисте через пару лет и удалению. Не обязан врач сам на себя поклеп возводить, тем более, что еще неизвестно будет там киста или нет и как это отразится на здоровье. Другое дело, что врач, совершив какое-то неправильное действие, обязан сделать все, чтобы предотвратить негативные последствия. Если врач на операции случайно перерезал не тот кровеносный сосуд, но тут же его зашил и остановил кровотечение, то никто этого не заметит и извещать об этом пациента он не обязан. Но если он плохо ушил этот сосуд и пациенту не сказал, что ему нельзя неделю прыгать, а тот прыгнул, сосуд порвался опять и пациент умер, то врач будет виноват на все сто процентов. То есть врач не имеет права утаивать ту информацию, которая важна для жизни и здоровья пациента.

Так что каждый случай сугубо индивидуален. Если доктор сломал в канале зуба инструмент, то это можно считать как минимум осложнением, если не ошибкой. Как определить была тут ошибка или нет, инструмент слабый оказался или врач слишком сильно надавил? Нереально это определить и доказать хотя бы потому, что достать обломанный кончик для проведения экспертизы невозможно. Но если доктор сумел обойти обломок и качественно запломбировать верхушку корня, то никаких последствий данное осложнение вызвать не может. Так зачем рассказывать больному, что случилась такая неприятность? Искать неприятностей на свою голову? Но если врач оставил там кусок файла на середине, дальше не прошел и молча произвел протезирование, а через полгода зуб разболелся и пришлось удалять зуб вместе с дорогим мостом, то тут вина доктора очевидна.

Вывод! Если произошла какая-то неприятность, то нужно сделать все, для предотвращения последствий, а уж потом сами решайте что нужно сказать пациенту, а что нет.

Еще раз хочу повторить, что это взгляд на проблему с одной стороны. Таких сторон еще много и абсолютной правды здесь нет и быть не может. Но как повод задуматься и сделать для себя какие-то свои личные выводы эта статья вполне подойдет.


Записки доброго стоматолога

Пациентам:

Статистика врачебных ошибок скрыта. Скрыта врачебной тайной, сокрыта в больничных документах. Или вообще нигде не отражена, а лишь отразилась на здоровье и жизни пациентов.
Перечисленные выше случаи являются исключением и известны лишь потому, что стали предметом судебных разбирательств. В данных ситуациях, во-первых, вред, причиненный пациентам в результате врачебных ошибок, оказался значительным, и, во-вторых, сами пациенты оказались смелыми гражданами, уважающими свои права. И все же, эти случаи - исключение, и судебная практика по врачебным ошибкам ничтожно мала. А причин здесь всего две. Первая и основная: доказать врачебную ошибку, врачебную халатность крайне тяжело. Во всех странах мира юристы единогласно признают - эта категория споров самая сложная по доказуемости.

Понятно, что основную роль здесь играет пресловутая врачебная корпоративная этика. Очень сложно найти по-настоящему независимых медэкспертов, которые могли бы представить суду объективные показания и акт экспертизы. Причина же вторая - нет смелых истцов с активной жизненной позицией. В большинстве случаев срабатывает старая психология: Минздрав всегда прав. Но проблема есть, она очень важна. Поэтому сегодня постараемся ответить на вопрос: что делать?

Совет № 1

Прежде чем предпринимать какие-то серьезные шаги по лечению, по возможности посоветуйтесь с двумя-тремя врачами.

Совет № 2

Будьте активными у врача на приеме: задавайте вопросы, подробно записывайте в специально заведенную тетрадь назначенное лечение, проверьте, правильно ли записал врач ваши жалобы и симптомы. Как показывает судебная практика, очень важной может оказаться именно запись в карточке. Часто судьба спора о врачебной ошибке зависит именно от того, правильно ли врач записал в карточку жалобы больного на приеме.

Совет № 3

Сохраняйте все медицинские документы, направления, квитанции, чеки на лекарства. В случае причинения вреда с помощью этих документов вы сможете подтвердить назначенное лечение и взыскать его стоимость.

Совет № 4

В платной поликлинике при заключении договора, прежде чем его подписать, внимательно прочтите и уточните все его пункты, особенно:
- предмет договора;
- права и обязанности сторон;
- возможности расторжения договора по вашей инициативе, по инициативе поликлиники;
- уважительные причины расторжения договора по вашей инициативе.
Если все же вы попали-таки в ситуацию "лечение после лечения", помните, что вы вправе потребовать с лечебного учреждения возмещения материального и морального вреда.
Моральный вред - это не астрономическая сумма с потолка, он должен быть обязательно обоснован. К примеру, соразмерьте его стоимость со стоимостью отдыха - путевки в санаторий.


Приложение.
(Названия  документов и тексты статей)

«Основы Законодательства Российской Федерации Об Охране Здоровья Граждан»
(Раздел 12. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.)

Статья 66. Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан.

В случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3