Отношения Совета Европы и Азербайджана в рамках международного права
Государства со статусом "специально
приглашенных": Беларусь (приостановлен по решению январской сессии ПАСЕ),
Босния-Герцеговина, (по состоянию на май 2000 года), Монако.
Официальные языки: французский и английский.
Бюджет: Годовой
бюджет на 2000 год составил 224 848 416 ЕВРО.
КОНКРЕТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ.
Сотни принятых рекомендаций для стран-членов по важнейшим вопросам жизни
общества и более 170 заключенных европейских конвенций и договоров,
эквивалентных 80 000 двусторонним соглашениям, отражают работу, проделанную
Советом Европы в различных сферах его деятельности:
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.1
Европейская
Конвенция по правам человека (1950),
представляет собой четкий механизм контроля и защиты прав человека. Любой
человек, считающий, что по отношению к нему нарушаются права, гарантируемые
Конвенцией, может подать жалобу в Европейский Суд по правам человека, если он
исчерпал все возможности судебной защиты своих прав в своей собственной стране.
С 1950 года на рассмотрение в Совет Европы было передано более 25 000 жалоб.
Европейский
Суд по правам человека, также как и Комитет
министров, следит за соблюдением Конвенции. В соответствии с Конвенцией, он
рассматривает как индивидуальные жалобы, так и иски со стороны
государств-членов.
Согласно
Протоколу N 11, единый Суд, функционирующий теперь постоянно, заменил с 1998г
действовавшие ранее Комиссию пр правам человека и Суд. Реформа позволила
ускорить судебные процедуры, сделать их более эффективными и расширить
возможность обращения в Суд. Нынешний единый Суд по правам человека,
функционирующий постоянно, заменил действовавшие ранее Комиссию по правам
человека и Суд. Реформа позволила ускорить судебные процедуры, сделать их более
эффективными и расширить возможность обращения в Суд.
Конвенция
по предотвращению пыток (1987), предусматривает
выборочную проверку мест заключения группой независимых экспертов Совета Европы
в государствах-членах, ратифицировавших эту конвенцию.
Социальная
Хартия Европы (1961), и
Дополнительный протокол к ней детализирует Европейскую Конвенцию по правам человека
в социальной сфере. Ее целью является защита 23 основополагающих социальных
прав и поддержка в проведении эффективной социальной политики в Европе.
Иностранные
рабочие: Конвенция о правовом статусе иностранных
рабочих провозглашает принцип равенства по отношению к трудоустройству
иностранных рабочих и граждан своих стран. Она признает право на воссоединение
семьи.
Европейский
Кодекс социального обеспечения: устанавливает
критерии защиты прав граждан в различных сферах социального обеспечения (пенсии,
пособия по безработице и инвалидности, медицинское обслуживание и т.д.).
Равенство
между женщиной и мужчиной: Главный Комитет за равенство
между мужчиной и женщиной обеспечивает содействие межправительственно-
му сотрудничеству в этой области.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ.
Европейская
Фармакопея: созданная в 1964 году, установила имеющие
обязательную юридическую силу стандарты в отношении примерно 800 медицинских
препаратов, начиная с лекарственных растений и простых химических соединений
естественного или искусственного происхождения и кончая более сложными
препаратами, включая вакцины для людей или животных.
Биоэтика:
В настоящее время Совет Европы разрабатывает рамочную Конвенцию по биоэтике.
Два дополнительных протокола будут посвящены медицинским исследованиям,
проводимым на человеке, а также трансплантации органов.
Переливание
крови: Совет Европы создал сеть национальных центров переливания крови, а
также европейский банк хранения замороженной крови редких групп, находящийся в
Амстердаме. Недавно была опубликована Белая книга по переливанию крови.
Наркомания:
"Группа Помпиду", включающая квалифицированных экспертов, созданная в
1971 году, координирует политику государств-членов в области наркомании.
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Борьба
с терроризмом: в соответствии с Конвенцией 1977 года
устанавливается, что определенные виды террористических актов не будут более
квалифицироваться как политические преступления в случае возникновения вопроса
о выдаче преступника и осуществлении правового взаимодействия в этой области.
Защита
данных: конвенция 1981 года является единственным
международным соглашением, направленным на защиту граждан от неправомерного
использования компьютерных данных.
Акты
насилия на стадионах: соответствующая конвенция была
выработана после трагедии, произошедшей в мае 1985 года на стадионе
"Хейзель" в Брюсселе для предупреждения актов насилия в ходе
проведения спортивных состязаний.
ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА, НАСЛЕДИЕ.
Европейская
культурная конвенция (1954), устанавливает
рамки межправительственного сотрудничества в области образования, культуры,
наследия, спорта и молодежи. В числе конкретных примеров действия конвенции
можно привести реализацию проектов в сферах среднего и высшего образования,
новых методик в изучении языков, пропаганду культурного разнообразия и образование
в сфере прав человека, создание базы данных по педагогическим исследованиям в
Европе (Eudise), организацию художественных выставок европейской живописи,
учреждение европейских культурных маршрутов и разработку мер защиты
кинематографического наследия Европы.
Культурное
наследие: специальные конвенции по охране архитектурного
и археологического наследия устанавливают правовые принципы и создают
практические рамки для координации политики в Европе в этой сфере.
Традиционные
ремесла: для экспертов-профессионалов, административных
учреждений и предприятий была создана "Европейская сеть традиционных
искусств и ремесел".
Европейский
Центр по подготовке мастеров-реставраторов:
созданный в Венеции в целях сохранения архитектурного наследия, организует курсы
для обучения каменщиков, каменотесов, плотников и скульпторов.
СПОРТ.
Европейская Хартия спорта и
Кодекс этики (1992):
содержат нормы по развитию нравственного, безопасного и здорового спорта,
доступного каждому.
Европейская Конвенция против
применения допинга в спорте (1989): устанавливает нормы в целях унификации правил по борьбе с применением
допинга и содержит список запрещенных допинговых препаратов.
МОЛОДЕЖЬ.
Европейский
Центр молодежи: образованный в 1972 году, является
образовательным учреждением, объединяющим молодых людей всех европейских стран.
Ежегодно свыше 1 750 представителей молодежи собираются здесь для обмена идеями
и выработки различных форм сотрудничества.
Второй
Европейский Центр Молодежи: был
открыт в Будапеште (Венгрия) в декабре 1995г. Предусматривается, что первые три
года он будет работать в экспериментальном режиме. Основная задача Центра
состоит в активизации деятельности Совета Европы по проблемам молодежи в
странах Центральной и Восточной Европы.
Европейский
Фонд молодежи (1972), предоставляет
молодежным организациям финансовые средства для их международной деятельности.
Штаб-квартира Европейского Центра и Фонда молодежи находится в Страсбурге.
ОКРУЖАЮЩАЯ
СРЕДА.
Охрана живой природы: Бернская Конвенция 1979 года
направлена на защиту многих редких, находящихся под угрозой исчезновения видов
растений и животных, и способствует унификации мер на международном уровне по
охране природы.
Охрана окружающей среды: новая Конвенция
устанавливает основополоаю- щий принцип гражданской ответственности за ущерб,
наносимый окружающей среде, и определяет разумный баланс между необходимостью
охраны окружающей среды и развитием промышленности.
Центр "Натуропа": являющийся центром информации и
документации по вопросам охраны природы, проводит кампании по привлечению
внимания общественности к возникшим проблемам защиты окружающей среды и
координирует деятельность, проводимую в 1995 году в рамках Европейского Года
Охраны Природы.
МУНИЦИПАЛИТЕТЫ И РЕГИОНЫ.
Местное
самоуправление: Европейская Хартия (1985) определяет
конституционные и правовые принципы местного самоуправления и предусматривает
соответствующий механизм и средства для выполнения местными властями стоящих
перед ними задач.
Трансграничное
сотрудничество: Европейская рамочная Конвенция 1980 года
содействует заключению соглашений между регионами и муниципалитетами,
расположенными в приграничных районах, в таких областях, как региональное
развитие и планирование, охрана окружающей среды и улучшение работы
коммунальных служб.
Европейская
Хартия местных языков: или языков национальных
меньшинств (1992) направлена против обеднения и исчезновения языков
национальных меньшинств.
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Европейская
Конвенция о трансграничном телевидении (1989),
содержит минимум правил для трансграничной ретрансляции телевизионных программ.
Евроимиджи:
основанный в 1988 году, Европейский Фонд
"Евроимиджи" предназначен для развития совместного производства и
распространения европейской
аудиовизуальной и кинематографической продукции. В 1994 году его бюджет
составил 155 миллионов французских франков.
Премия
"Европа" в области телевидения: была
учреждена в 1987 году.Она присуждается лучшим телепрограммам европейских стран.
В конкурсе на премию "Европа" могут участвовать местные, региональные
и национальные телевизионные студии.
ФИНАНСЫ.
"Отмывание денег": конвенция 1990 года
предусматривает как на национальном, так и на международном уровнях меры по
наложению ареста и конфискации имущества, полученного преступным путем
(торговля оружием, терроризм, мошенничество и, в особенности, незаконная
торговля наркотиками).
Преступные деяния биржевых
спекулянтов
("инсайдеров"): конвенция 1989 года направлена на выявление
незаконных финансовых операций, совершаемых биржевыми спекулянтами.
СОЛИДАРНОСТЬ.
Сотрудничество
и программы содействия:такие как "Демосфен",
"Фемида" и "Местная демократия", были разработаны Советом
Европы в 1990 году для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы в
проведении своих политических, законодательных и конституционных реформ. Эти
программы включают также помощь в работе местных органов власти, в организации
функционирования судебной системы и управлении исправительными учреждениями и
т.д.
Комиссия
за демократию через право: Совета
Европы, находящаяся в Венеции (Италия), ведет аналитические исследования и дает
юридические заключения по вопросам создания и функционирования демократических
институтов власти, а также в сфере конституционного права.
Центр
"Север-Юг": основанный в Лиссабоне
в 1990 году после проведения Кампании "Север-Юг" в 1988 году, считает
своей главной задачей привлечение внимания всех европейцев к вопросам
глобальной взаимозависимости и мировой солидарности.
Фонд
Социального Развития Совета Европы:
учрежденный в 1956 году, занимается финансированием проектов, направленных на
оказание помощи беженцам и иммигрантам, а также людям, пострадавшим от
природных бедствий. Он также финансирует проекты по созданию дополнительных
рабочих мест, дает жилищные кредиты, предоставляет средства на развитие
социальных инфраструктур, образования, здравоохранения и защиты окружающей
среды. В 1994 году кредитоспособность фонда составила 1,57 миллиарда ЭКЮ.
Комитет Министров Совета Европы.1
Комитет Министров является органом Совета Европы, принимающим решения. Он
представляет непосредственно правительства государств - членов Совета Европы.
Комитет Министров состоит из Министров иностранных дел государств - членов
Совета Европы. Министры иностранных дел могут замещаться кем-либо из
заместителей министров правительств их стран или какими-либо другими
высокопоставленными чиновниками. На каждой очередной сессии Комитета раз в
полгода председательство в Комитете Министров переходит в соответствии с
алфавитным порядком от одного государства - члена к другому. Английский язык
является рабочим языком Комитета. Комитет собирается на уровне министров два
раза в год - в апреле или мае и в ноябре. Повседневная работа Комитета
осуществляется представителями - делегатами министров иностранных дел. Каждый
министр назначает одного представителя - делегата, который чаще всего является
также и Постоянным представителем государства - члена Совета Европы.
Азербайджан на заседаниях КМ как правило представляет Постоянный Представитель
АР при СЕ в Страсбурге. Обычно представители - делегаты министров собираются на
пленарные заседения два раза в месяц. Принимаемые ими решения равноценны
решениям Комитета Министров. Процедура проведения заседаний Министров и их
представителей - делегатов регулируется Уставом Совета Европы и внутренним
регламентом Комитета и института представителей - делегатов. При представителях
- делегатах имеется Секретариат, группы экспертов и группы ad hoc.
Деятельность
Комитета Министров включает в себя следующее:
· проведение
политического диалога;
· осуществление связей с Парламентской Ассамблеей Совета Европы;
· осуществление связей с Конгрессом местных и региональных властей стран
Европы;
· подготовка и заключение конвенций и соглашений;
· принятие рекомендаций государствам - членам;
· принятие бюджета;
· принятие и контроль за выполнением Межправительственной программы
деятельности;
· прием новых государств - членов;
· выработка программ сотрудничества и содействия странам Восточной и
Центральной Европы;
· контроль за выполнением Европейской конвенции о защите прав и свобод
человека;
· участие в организации и проведении специализированных конференций
министров.
Межправительственная программа
действий.[1]
Межправительственная программа
действий ежегодно принимается Комитетом министров Совета Европы и представляет
собой рабочую программу этой организации, имеющую целью углубление
равноправного сотрудничества между государствами - членами Совета Европы. Эта
программа далеко не закостенелый документ. Напротив, она четко отражает
политические изменения, новые крупные начинания Совета Европы и фиксирует те
или иные реалии сегодняшнего времени.
Программа, отвечающая вызову
времени, стоящим перед новой Европой.
В своем нынешнем виде программа объединяет следующие три политические задачи:
·
укрепление сплоченности и стабильности в рамках демократического пространства,
созданного между государствами - членами Совета Европы;
· поощрение действенной интеграции в Совет Европы государств Центральной и
Восточной Европы, недавно вступивших в эту организацию;
· придание Совету Европы большей открытости в отношении различных форм
углубленного сотрудничества с другими международными организациями, местными и
региональными властями, гражданским обществом.
Объектом особо пристального внимания Совета Европы являются такие весьма актуальные
проблемы общества, как положение национальных меньшинств, борьба против
расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости, роста преступности и
коррупции.
Три
полюса взаимного притяжения в пространстве безопастности и демократии.
Для
осуществления вышеизложенных задач в программе заложено свыше 56 крупных
проектов, а также множество мероприятий и действий оперативного характера
или связанных с практической реализацией или содействием европейским
конвенциям, объединенным вокруг трех крупных задач:
-
Демократическая сплоченность;
- Единение общества и высокое качество жизни;
- Культурные связи и плюрализм различных культур.
Понятия демократии, прав человека и примата права пронизывают всю программу.
Это отражает гуманистическую сущность Совета Европы и тот вклад, который
государства и общества, основанные на принципе примата человеческого
достоинства, могут внести в укрепление безопастности в условиях демократии на
всем европейском континенте. Эта сущность Совета Европы проявляется в следующих
сферах деятельности:
- демократия
на основе плюрализма и права человека,
- СМИ и связь,
- демократия на местах и трансграничное сотрудничество,
- сотрудничество в области юриспруденции и правовое
государство,
- социальные вопросы и проблемы общества,
- здравоохранение,
- охрана окружающей среды и благоустройство территорий,
- образование, культура и национальное наследие,
- спорт и дела молодежи.
Ресурсы.
Человеческие
ресурсы: к коллективу сотрудников Совета Европы , которые призваны вносить свой
вклад в реализацию программы как таковой, добавляются в усиление на разовой
основе и для выполнения конкретных задач эксперты, назначаемые государствами -
членами Совета Европы. В особых случаях выделяются также советники и
консультанты по программе. Таким образом ежегодно тысячи людей работают на
выполнение программы. С технической точки зрения программа закладывается в
бюджет Совета Европы: в 2000 году для ее осуществления были выделены средства
общей суммой в 37 697 760 ЕВРО, то есть немногим более 10% от всего бюджета.
Однако эта сумма покрывает только прямые расходы, связанные с выполнением
конкретных дел (заседания экспертов, организация симпозиумов и конференций,
проведение исследований, выделение субсидий),исключая при этом расходы на
оплату деятельности персонала и служб, обеспечивающих всю эту работу
(командировки, переводческая работа на заседаниях, письменный перевод и
рассылка документов и т.д.). К упомянутой сумме добавляются финансовые инвестиции
(прямые и непрямые) специализированных министерств, административно
-территориальных образований, в случае необходимости - частных партнеров.
Соответственно, средства, поступающие таким образом на реализацию программы,
выходят за рамки общей суммы, выделяемой на эти цели Советом Европы единым
пакетом в рамках обычного бюджета.1
Согласованное программирование.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|