Отмывание денег в международном уголовном праве
Отмывание денег в международном уголовном праве
Работа на
тему:
Отмывание
денег в международном уголовном праве
2005
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Страны «Большой семерки» против
отмывания денег. 5
Глава 2. Международное законодательство в
области отмывания денег. 6
Глава 3. Антилегализационное законодательство
различных стран мира. 9
Заключение. 12
Список литературы.. 13
Международный интерес к проблеме отмывания денег
первоначально возник в связи с торговлей наркотиками, поскольку движение денег
через границу является характерной чертой операций, связанных с отмыванием
денег, полученных от наркобизнеса.[1]
Среди международных документов в области борьбы с
отмыванием денег, в первую очередь, следует назвать Конвенцию Организации
Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и
психотропных веществ, заключенную в Вене в декабре 1988 г. (Венская конвенция),
ратифицированную более чем ста странами.
Наряду с требованием от государств-участников предусмотреть
в национальных законодательствах ответственность за преступления, связанные с
производством, распределением, продажей наркотиков, организацией, управлением
или финансированием незаконных операций с наркотиками, Конвенция потребовала
определить как преступление отмывание связанных с наркотиками денег. Статус
уголовно наказуемых должны были получить следующие действия:[2]
- конверсия или передача собственности, если известно, что
эта собственность получена от совершения преступления или преступлений,
указанных в Конвенции, или от участия в подобном преступлении или
преступлениях, с целью сокрытия или маскировки незаконного источника
происхождения собственности или содействия лицу, вовлеченному в совершение
подобного преступления или преступлений, чтобы оно могло избежать юридических
последствий своих действий;
- сокрытие или маскировка истинной природы, источника,
местонахождения, движения собственности или прав на собственность, если
известно, что данная собственность получена в результате совершения
преступления или преступлений, указанных в Конвенции, или от участия в подобном
преступлении или преступлениях.
Кроме того, участники Конвенции с учетом конституционных
принципов и основных положений правовых систем своих стран обязывались
определять как преступления приобретение собственности, владение собственностью
или использование собственности, если во время получения собственности было
известно, что она приобретена преступным путем в результате совершения
преступлений, связанных с наркотиками.
Конвенция предусматривает ряд мер по международному
сотрудничеству, конфискации имущества и доходов, полученных от торговли
наркотиками и отмывания денег.[3]
Особо говорится о проблеме банковской тайны, которая во многих случаях
используется, чтобы препятствовать сотрудничеству и предоставлению информации,
необходимой для расследования.
Глава 1.
Страны «Большой семерки» против отмывания денег
Еще раньше, в июле 1989 г., на встрече глав государств и
правительств семи ведущих индустриальных держав ("Большой семерки")
была создана Группа финансовых действий против отмывания денег (Financial
Action Task Force on Money Launde-ring - FATF). FATF является межправительственной организацией, занимающейся
разработкой и распространением стратегии по борьбе с отмыванием денег с целью
не допустить использование подобных доходов в преступной деятельности и
защитить в рамках закона экономическую деятельность от "грязных
денег".[4]
При этом под отмыванием денег понимается обработка полученных преступным путем
доходов с целью замаскировать их незаконное происхождение.
В 1990 г. FATF разработала сорок рекомендаций по действиям
против отмывания денег, а в 1996 г. внесла в этот документ коррективы. В
частности, в рекомендациях указано, что каждая страна должна предпринять
необходимые меры, в том числе на законодательном уровне, чтобы определить
отмывание денег как уголовное преступление в соответствии с Венской конвенцией
1988 г. Каждая страна должна распространить действие преступления по отмыванию
денег, полученных от торговли наркотиками, на преступления, связанные с
серьезными правонарушениями; каждая страна сама определяет, какие тяжкие
преступления должны быть установлены как обоснование преступления по отмыванию
денег; уголовную ответственность должны нести не только служащие, но по
возможности и сами корпорации; законы финансовых институтов о тайне должны
разрабатываться так, чтобы не препятствовать действиям против отмывания денег;
финансовые учреждения должны обращать особое внимание на все запутанные
операции на большие суммы и все необычные схемы операций, не имеющие очевидной
экономической цели или очевидного законного характера; в случае, когда
финансовые учреждения подозревают о преступном характере происхождения средств,
они обязаны своевременно сообщить о своих подозрениях компетентным органам.[5]
Противодействие легализации преступных доходов является
одним из важных условий борьбы с организованной преступностью.[6] Легализация денег
осуществляется, конечно, и отдельными лицами, не входящими в преступные группы,
но именно организованная преступность использует наиболее социально опасные
способы получения прибыли: торговля наркотиками, оружием, вымогательство,
фальшивомонетничество, игорный бизнес и порнобизнес.
Проблема легализации «грязных» денег встала перед
правоохранительными системами различных государств относительно недавно -
несколько десятилетий назад.[7]
Так, в конце 60-х годов Конгресс США признал факт, что наличность является
важным источником функционирования организованной преступности в Америке,
поскольку она не оставляет никаких документированных следов расходов, доходов,
инвестиций и финансовой деятельности кланов организованной преступности. В
результате в 1970 г. был принят закон «Об отчетности по наличным и
валютным операциям», положивший начало усилению противостояния между
государственной системой и «отмывателями» преступных доходов.[8]
В настоящее время для легализации «грязных» денег
используются различные финансовые операции, которые постоянно совершенствуются
по своей сложности и распространенности. Изначально «отмыватели» для своих
целей использовали традиционные банковские финансовые институты, а в связи с
усилением контрмер, применяемых правоохранительными органами, акцент отмывания
денег сместился в сторону небанковских финансовых институтов, например систем
электронной и почтовой связи. Еще в 1985 г. государственные структуры США,
борющиеся с отмыванием денег, не обращали внимание на небанковские финансовые
институты, а в 1995 г. уже вовсю разрабатывалась стратегия
регулирования деятельности данных финансовых учреждений как используемых при
«отмывании» денег.
Если оценивать страны с позиций их противодействия
«отмыванию» денег, то их можно условно разделить на три группы:[9]
1) страны, активно борющиеся с этим видом преступления
(например, США, Германия, Франция, Великобритания);
2) страны «финансового рая» - это оффшорные
территории, а также страны, которые для притока на свою территорию денежных
средств небрежно относятся к проверке легальности источников поступающего
капитала;
3) иные государства (в том числе и Россия), в которых
наблюдается недостаточно строгий и эффективный финансовый контроль, но которые
предпринимают попытки поставить законодательным путем преграды на пути легализации
денежных средств, имеющие на практике, из-за ряда причин, довольно
незначительный эффект.
Рассматривая законодательство зарубежных стран,
направленное против «отмывания» денег, можно систематизировать нормы следующим
образом: [10]
1) нормы, содержащиеся в уголовных кодексах;
2) специальные законы, регулирующие борьбу с
«отмыванием» денег, полученных преступным путем;
3) специальные законы, регулирующие борьбу с
«отмыванием» денег, полученных только в результате наркобизнеса.
Правовые нормы разных стран предусматривают различные
санкции за данные преступления. Так, в США максимум лишения свободы,
грозящий за «отмывание» денег, равен 20 годам, в Великобритании - 14 годам, во
Франции - 10 годам, в Бельгии - 5 лет, в Швейцарии - до 5 лет. В качестве
альтернативы лишению свободы или вместе с этим видом наказания практически во
всех странах назначается штраф. В некоторых государствах предусматривается
довольно крупная сумма штрафа, например, в США - до 500 000 долларов
или двойной стоимости имущества, использованного в сделке; в Италии - от 2 до
30 млн. лир, во Франции - от 50 000 до 500 000 франков. Из
обстоятельств, отягчающих ответственность, в вышеуказанных странах на первом
месте стоит совершение преступления в составе банды, на втором - рецидив, на
третьем - наличие крупных сумм «отмытых» денег или получение виновным лицом
значительных вознаграждений.
При анализе действующего антилегализационного
законодательства отдельных стран наблюдается такой общий аспект борьбы с этим
преступлением, как привлечение к сотрудничеству с правоохранительными органами
различных финансовых институтов - и банковских, и небанковских. Сотрудничество
заключается в первую очередь в обязывании персонала финансовых учреждений
распознавать подозрительные сделки и сообщать об этом в соответствующие органы.[11] Так как эта деятельность
противоречит обязанности сохранять банковскую тайну, то во многих странах,
активно борющихся с «отмыванием» денег, издаются нормативные акты,
ограничивающие распространение банковской тайны и снимающие ответственность со
служащих финансовых учреждений за сообщение сведений о клиентах органам по
борьбе с указанным преступлением.
Пожалуй, самой активной страной, борющейся с отмыванием
«грязных» денег, можно считать США. Так, только в течение 11 лет было принято
несколько актов, направленных непосредственно против легализации денежных
средств.
В мексиканском уголовном кодексе появилась ст. 115,
предусматривающая уголовную ответственность банковских служащих, если они
своевременно не проинформируют полицию о подозрительных финансовых операциях.
Национальная банковская комиссия Мексики разработала для ассоциации
мексиканских банков «Руководство по противодействию отмыванию денег».
Рекомендации описывают 46 признаков «отмывания» денег; к числу таковых, в
частности, относятся:
а) редкое использование чеков при оплате покупки;
б) вложение и снятие со счета значительных денежных
сумм, не связанных с легальной деятельностью клиента;
в) проведение финансовых операций без видимой
необходимости с клиентами из стран, которые рассматриваются удобными для
отмывания денег; г) частые переводы значительных сумм из организаций и
фондов типа «оффшор», и др.
Своеобразен законодательный опыт Японии, где действует
Закон о пресечении незаконных деяний членов бандитских группировок от
15 января 1991 г. с изменениями 2003 г. В целом Закон посвящен
борьбе с проявлениями организованной преступности. Однако в нем в разделе 1
ст. 9 закреплены, в частности, запрещенные деяния, имеющие характер
насильственных требований. Японский законодатель запрещает совершать,
прикрываясь влиянием банды, следующие деяния:[12]
1) требовать от кого бы то ни было наличных денег,
товаров и прочих имущественных выгод;
2) безосновательно требовать от кого бы то ни было
подарков в виде наличных денег и товаров;
3) требовать от владельцев предприятий, расположенных
в зоне влияния банды, наличных денег и товаров в качестве благодарности за
разрешение хозяйствовать на своем предприятии;
4) в порядке компенсации требовать от владельцев
предприятий, расположенных в зоне влияния банды, права продавать им предметы,
инвентарь, обычно применяемые на этом предприятии;
5) без всяких оснований требовать для себя от своих
кредиторов полного или частичного освобождения от долга или его отсрочки.
Одним из важных моментов, выделяемых в проблеме «отмывания»
денег, является вовлечение в процесс легализации денег, полученных в результате
незаконной деятельности организованных преступных групп, лиц и организаций,
работающих в сфере экономической преступности, не связанных напрямую с
преступлениями, совершаемыми данными группами. Это происходит от того, что
организованные преступные группы не имеют возможности для «отмывания» денег,
полученных в результате своей незаконной деятельности, на постоянной основе
Одна из современных тенденций в развитии «отмывания» денег
- выход ее на международный уровень, в результате чего и борьба с ней
приобретает международный характер. Различные международные организации
принимают документы, разрабатывают типовые законы, направленные против усиления
организованной международной преступности, и в частности в области «отмывания»
денег.
Были установлены и некоторые нетрадиционные финансовые
учреждения, потенциально вовлеченные в «отмывание» денег, такие, как торговые и
фондовые биржи, казино, телеграфные и почтовые службы, рынки. С 1990 г.
ФАТФ изучает нефинансовые рынки, в которых «отмывание» денег особенно широко
распространено: автомобильные распродажи, сельскохозяйственные рынки, рынок
ювелирных изделий, художественные аукционы, мелкий бизнес и недвижимость.[13]
В настоящее время многие страны, осознав необходимость
международного сотрудничества в данной области и пытаясь преодолеть
противоречия антилегализационного законодательства разных государств, заключают
международные договоры, обеспечивающие взаимную помощь в борьбе против
отмывания денег. Международные соглашения определяют широкий спектр сделок,
инструментов и институтов, которые потенциально вовлечены в «отмывание» денег.
В настоящее время обладательницей одной из самых
эффективных законодательных баз в области борьбы с легализацией доходов
признается Германия, в частности § 261 УК и Закон об отмывании денег.
За более чем семидесятилетний срок своей деятельности
Интерпол достиг значительных результатов в борьбе с международной
преступностью. В ходе проведенной в Дели 66-й сессии Генеральной ассамблеи
Интерпола был зафиксирован существенный прогресс в выполнении членами
организации уставных обязательств по поддержанию высокого уровня сотрудничества
государств в области уголовной юстиции. Положительным признан факт
предоставления Интерполу юридического статуса наблюдателя в Генеральной
Ассамблее ООН.[14]
Расширение межгосударственного сотрудничества в рамках
Программы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности
и уголовного правосудия исключает возможность дублирования, возникающего в
результате нескоординированной деятельности, и является единственно эффективной
контрмерой против транснациональной преступности. Прагматическим ответом
мирового сообщества на действия преступника должно стать добросовестное
соблюдение конвенций по борьбе с международной преступностью, согласование
национального законодательства государств и компьютеризация информационных
сетей в области борьбы с преступностью и правосудия. Деятельность Информационной
сети Организации Объединенных Наций в области уголовного правосудия (ИСООНУП)
способствует внедрению в практику принципа неотвратимости наказания на
универсальной основе. Сведение на нет оснований для возникновения
"безопасных гаваней" для международных преступных элементов, без
сомнения, скажется весьма благотворно на поддержании законности и социального
мира.
1.
Кузнецова Н. Ф.,
Багаудинова С. К. Контроль над легализацией преступных доходов в США
// Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2003. № 6
2.
Отмывание денег и нарушение форм отчетности по
наличным операциям: Учебн. пос. Министерства финансов США. 2001.
3.
Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. М.,
2000.
4.
Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении,
изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» // «Грязные деньги» и
закон. Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов / Под ред.
Е. А. Абрамова. М., 1994.
5.
Бирюков П. Н. Проблемы взаимодействия
уголовных норм // Московский журнал международного права. М., 2002. № 2.
6.
Лопашенко Н. А. Некоторые проблемы
наказания за преступления в сфере экономической деятельности // Законность.
2002.
[1] Кузнецова Н. Ф.,
Багаудинова С. К. Контроль над легализацией преступных доходов в США
// Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2003. № 6
[2] Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении,
изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» // «Грязные деньги» и
закон. Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов / Под ред.
Е. А. Абрамова. М., 1994.
[3] Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении,
изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» // «Грязные деньги» и
закон. Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов / Под ред.
Е. А. Абрамова. М., 1994.
[4] Отмывание денег и нарушение форм отчетности по
наличным операциям: Учебн. пос. Министерства финансов США. 2001.
[5] Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. М.,
2000.
[6] Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. М.,
2000.
[7] Кузнецова Н. Ф.,
Багаудинова С. К. Контроль над легализацией преступных доходов в США
// Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2003. № 6
[8] Кузнецова Н. Ф., Багаудинова С. К.
Контроль над легализацией преступных доходов в США // Вестник МГУ.
Сер. 11. Право. 2003. № 6
[9] Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. М.,
2000.
[10] Отмывание денег и нарушение форм отчетности по
наличным операциям: Учебн. пос. Министерства финансов США. 2001.
[11] Отмывание денег и нарушение форм отчетности по
наличным операциям: Учебн. пос. Министерства финансов США. 2001.
[12] Бирюков П. Н. Проблемы взаимодействия
уголовных норм // Московский журнал международного права. М., 2002. № 2.
[13] Бирюков П. Н. Проблемы взаимодействия
уголовных норм // Московский журнал международного права. М., 2002. № 2.
[14] Кузнецова Н. Ф.,
Багаудинова С. К. Контроль над легализацией преступных доходов в США
// Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2003. № 6
|