бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Особенности правового положения иностранных граждан в МЧП бесплатно рефераты

Особенности правового положения иностранных граждан в МЧП

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение- 3

ГЛАВА 1.  ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ-- 3

Понятие «иностранный гражданин»- 3

Случаи двойного и множественного гражданства- 4

ГЛАВА 2.  ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН-- 5

Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране  5

Классификация иностранных граждан по иным основаниям-- 6

Беженцы-- 7

ГЛАВА 3.  Анализ конституционно-правового статуса иностранных граждан   7

Гражданство- 8

Правоспособность- 8

Права и обязанности иностранных граждан- 9

Ограничения в правах- 11

Дееспособность- 12

Правовые режимы для иностранных граждан- 12

1.     Национальный режим- 13

2.     Специальный режим- 13

3.     Режим наибольшего благоприятствования- 13

Границы применения национального режима- 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ- 15

Список использованной литературы-- 17

ВВЕДЕНИЕ


Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания. В международном частном праве речь идет о правах и обязанностях, возникающих в таких областях, как гражданские, семейные, трудовые отношения, осложненные иностранным элементом.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК ПМР). Вопросы правового положения иностранцев и лиц без гражданства, возникающие в сфере соответствующих отраслей публичного права, находятся большей частью за рамками рассматриваемой темы и затрагиваются в настоящей работе в основном в силу их тесной связи с отношениями, составляющими предмет международного частного права. Исключение образует процессуальное право: вопросы правового положения иностранцев и лиц без гражданства в международном гражданском процессе относятся к области науки международного частного права.

Определение статуса иностранных граждан – весьма острая проблема, часто зависящая от политической ситуации в мире, от международной политики, проводимой нашим государством. Поэтому необходимо выделить положения, которые не могли бы быть поколеблены охлаждением отношений между странами; положений, которые незыблемо стояли бы на страже прав и свобод личности, находящейся на территории ПМР и считающейся иностранным гражданином.


ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Понятие «иностранный гражданин»

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в ПМР, закреплен в ст. 3 Конституции ПМР. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и свободами граждан Приднестровской Молдавской Республики, если иное не установлено законом.

Закона ПМР, конкретизирующего правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, пока еще нет.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами ПМР и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства[1]. Таким образом, иностранным гражданином следует считать любое физическое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с государством, не является его гражданином и состоит в гражданстве (подданстве[2]) иного государства.

Однако зачастую в литературе применяется термин «иностранец» как синоним термину «иностранный гражданин». Полагается, что иностранцами следует считать как иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Закон ПМР «О гражданстве в ПМР» под иностранным гражданином понимает лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства ПМР, а под лицом без гражданства – лицо, не принадлежащее к гражданству ПМР и не имеющее доказательства принадлежности к гражданству другого государства.


Случаи двойного и множественного гражданства


В современных условиях имеющиеся несоответствия между законами некоторых государств приводят к появлению лиц с двойным или даже множественным гражданством. Например, если по нашему законодательству заключение брака гражданином ПМР с лицом, не принадлежащим к гражданству ПМР, не влечет за собой изменения гражданства, то по законодательству ряда латиноамериканских государств (Боливия, Бразилия, Перу) иностранка, вышедшая замуж за гражданина данного государства, автоматически приобретает гражданство своего мужа.

Поэтому уместно специально рассмотреть подобные случаи и определить статус таких лиц в ПМР.

Если лицо является гражданином Приднестровской Молдавской Республики и одновременно имеет доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства, то, находясь в ПМР, оно не может считаться иностранцем. Такое лицо рассматривается как гражданин ПМР, и на него распространяется тот же правопорядок, который установлен для собственных граждан[3]. Ведь согласно ст. 7 Закона «О гражданстве ПМР» иностранным гражданином признается лишь тот, кто обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства ПМР. Если же лицо с двойным гражданством находится на территории ПМР, в гражданстве которой оно не состоит, то его следует считать иностранцем. Но в этой связи возникает вполне логичный вопрос о том, какое из этих иностранных гражданств необходимо считать определяющим. Как известно, в действующем законодательстве прямого ответа на этот вопрос нет. Вместе с тем в ряде случаев это имеет важное практическое значение, прежде всего тогда, когда законодательство связывает определенные юридические последствия с принадлежностью лица к конкретному гражданству.

В юридической литературе говорится, что третье государство может рассматривать лицо с двойным гражданством как гражданина любого из государств, гражданином которого оно является. Полагается, что в вопросе о том, гражданству какой страны должен отдаваться «приоритет», необходимо исходить из того, в какой из этих стран в последнее время проживал человек (так называемый принцип наиболее тесной связи).

Аналогичный подход мы можем встретить и в законодательстве ряда зарубежных стран. Так, по Закону Австрии о международном частном праве, лицо, имеющее гражданство нескольких иностранных государств, считается гражданином того государства, с которым оно более тесно связано.[4]


ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН


Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране


Действующее законодательство ПМР различает постоянно проживающих и временно пребывающих в стране иностранных граждан. В пп. 2—3 главы 1 Положения «О правилах пребывания на территории ПМР и транзитного проезда через территорию ПМР иностранных граждан»[5], говорится, что иностранные граждане могут постоянно проживать в стране, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои паспорта и выехать из страны по истечении определенного срока пребывания.

Принадлежность к той или иной категории имеет важное практическое значение, поскольку объем прав и обязанностей иностранных граждан зависит о того, к какой категории они относятся. Правовой статус постоянно проживающих (домицилированных) иностранцев шире, чем иностранцев, лишь временно находящихся на территории ПМР. Это касается, например, таких важных вопросов, как трудовая деятельность, пользование медицинской помощью, предоставление социального обеспечения.

Отмечая важную практическую роль деления иностранных граждан на постоянно проживающих и временно пребывающих, следует подчеркнуть, что оно не может быть признано достаточным, так как отражает не все особенности их правового статуса.


Классификация иностранных граждан по иным основаниям


Необходимо помнить, что обстоятельства, влияющие на конституционно-правовой статус иностранных граждан, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга.

В связи с этим представляется возможным указать следующие группы иностранцев:

— иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и привилегиями;

— иностранные граждане, наделенные определенными иммунитетами и привилегиями;

— иностранные граждане, получившие убежище.[6]

К первой группе относятся постоянно проживающие и временно пребывающие в ПМР иностранцы, которые подчинены юрисдикции ПМР в полном объеме, наравне с ее собственными гражданами. Данная группа иностранцев является в Приднестровской Молдавской Республике преобладающей, и с ней чаще всего сталкиваются в ходе своей профессиональной деятельности работники органов внутренних дел. Поскольку иностранцы могут находиться в ПМР с самыми различными целями, то перечислять все вряд ли представляется возможным. К ним относятся иностранные граждане, прибывшие в ПМР для работы на различных совместных предприятиях, иностранные студенты, журналисты, спортсмены, бизнесмены, артисты и многие другие.

К группе иностранных граждан, обладающих определенными иммунитетами и привилегиями, относятся сотрудники дипломатических и консульских представительств, члены правительственных и парламентских делегаций, работники межправительственных организаций и некоторые другие лица[7].

В зависимости от характера и объема предоставляемых привилегий и иммунитетов обладающие ими иностранные граждане могут быть разделены на следующие подгруппы:

— пользующиеся полным иммунитетом;

— пользующиеся частичным иммунитетом.

К иностранным гражданам, пользующимся полным иммунитетом от юрисдикции ПМР, относятся главы дипломатических представительств (в ранге послов, посланников, поверенных в делах), члены дипломатического персонала представительств (советники, торговые представители и их заместители, военные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты), а также члены семей глав дипломатических представительств и члены семей дипломатического персонала представительств, если они проживают вместе с указанными лицами и не являются приднестровскими гражданами.

Кроме того, к ним относятся еще и представители иностранных государств (главы государств, правительств и т. д.), члены парламентских и правительственных делегаций, приезжающие для участия в межгосударственных переговорах и конференциях или с другими официальными поручениями, а также представители иностранных государств, следующие для тех же целей транзитом через территорию нашей страны, и члены семей указанных лиц, сопровождающие их (если они не являются гражданами ПМР). К этой группе примыкают сотрудники некоторых международных организаций (ООН, СБСЕ и т. п.).


Беженцы


Отдельную группу иностранных граждан составляют лица, получившие в ПМР убежище. Причем речь может идти только о тех лицах (беженцах), в отношении которых их государство не приняло решения о лишении гражданства или подданства.

Правовой статус беженцев во многом сходен со статусом иностранных граждан, не обладающих иммунитетами и привилегиями. Между тем он имеет и ряд существенных особенностей, которые позволяют выделить беженцев в отдельную группу со своим особым правовым статусом. Прежде всего беженцы, в отличие от обычных иностранцев, не пользуются дипломатической защитой собственного государства и не связаны с ним какими-либо обязательствами, хотя формально и считаются его гражданами (подданными). К сказанному следует добавить, что в соответствии со сложившимися нормами и обычаями современного международного права беженцы не подлежат выдаче на территории того государства, где они могут подвергаться преследованию, поскольку иначе теряется смысл самого права убежища.

Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию ПМР лицо, не имеющее гражданства ПМР, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.


ГЛАВА 3. Анализ конституционно-правового статуса иностранных граждан


Конституционно-правовой статус в самом общем виде можно определить как систему основных прав и обязанностей, закрепленных государством в конституционных и иных правовых актах.

Основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют соответствующие права и обязанности.

Между тем такие явления правовой действительности, как гражданство, правоспособность и гарантии, не входя в известном смысле в число элементов конституционно-правового статуса иностранных граждан, имеют важное, а порой и решающее влияние на его регулирование и реализацию. Остальные элементы, упоминающиеся в юридической литературе (ответственность, законные интересы и т. д.), вряд ли целесообразно включать в данную структуру, так как они или являются производной, обобщающей характеристикой уже названных компонентов, или не оказывают заметного воздействия на конституционно-правовой статус иностранных граждан.


Гражданство


Если следовать этим путем, то необходимо прежде всего обратиться к гражданству, так как оно является объективным фактором, важной предпосылкой для распространения на отдельное лицо всего комплекса прав и обязанностей, существующих в государстве. Надо иметь в виду, что иностранец — это лицо, которое состоит в гражданстве конкретного иностранного государства, что в ряде случаев имеет непосредственное значение для установления того или иного объема прав и обязанностей иностранцев в ПМР.

В подтверждение сказанного можно сослаться на действующее законодательство. Так, уполномоченными органами государственной власти Приднестровской Молдавской Республики могут быть установлены ответные ограничения (реторсии)[8] в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц Приднестровской Молдавской Республики[9].

На основании данной нормы Президентом Приднестровской Молдавской Республики был подписан Указ[10], который существенно снизил объем имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц Республики Молдова.


Правоспособность


Что касается правоспособности, то она является, как известно, важным юридическим свойством любого индивидуального субъекта конституционного (государственного) права. Стало быть, конституционно-правовая правоспособность иностранцев предопределяет обладание основными правами и обязанностями данной категории лиц. Она является всеобщей, равной и неотъемлемой для любого иностранного гражданина. Вместе с тем правоспособность собственных и иностранных граждан имеет естественные различия, обусловленные характером их правовой связи с государством. Эти различия проявляются, например, в том, что конституционно-правовая правоспособность иностранца возникает с того момента, когда он вступает в конкретные правоотношения с государством, гражданином которого он не является.

По мнению многих авторов[11], наиболее разработанной и целесообразной с теоретической и практической точек зрения является классификация основных прав и обязанностей по их социальному назначению. Дело в том, что при всем многообразии классификаций все они с теми или иными поправками исходят в конечном счете из социального назначения прав и обязанностей. Довольно широко используется этот критерий и в международно-правовых документах (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; и др.).

Страницы: 1, 2