Особенности положения несовершеннолетних в трудовом законодательстве Российской Федерации
В Гражданском кодексе РСФСР, о
правовом положении и о дееспособности несовершеннолетних от пятнадцати до
восемнадцати лет написано таким образом:
"Несовершеннолетние в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет
совершают сделки с согласия родителей, усыновителей или попечителей. Однако
они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться
своим заработком или стипендией, осуществлять права автора на свои
произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения,
рационализаторские предложения и промышленные образцы. При наличии достаточных
оснований орган опеки и попечительства может по своей инициативе либо
по ходатайству общественных организаций или других заинтересованных лиц
ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от пятнадцати до
восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или
стипендией. Право несовершеннолетних в возрасте от пятнадцати до
восемнадцати лет вносить в кредитные учреждения вклады и
распоряжаться ими определяется законодательством Союза ССР" [1].
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте до пятнадцати лет:
" За несовершеннолетних, не достигших пятнадцати лет, сделки
совершают от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние
в возрасте до пятнадцати лет вправе самостоятельно совершать мелкие
бытовые сделки. Право несовершеннолетних в возрасте до пятнадцати лет вносить в
кредитные учреждения вклады и распоряжаться ими определяется
законодательством Союза ССР"[2].
То есть рассматриваются две категории несовершеннолетних: до пятнадцати
и от пятнадцати до восемнадцати.
Но, как бы то ни было: несовершеннолетние до 7 лет - недееспособны, с 7
лет возникает ограниченная дееспособность, которая прекращается с
возникновением дееспособности при достижении 18 лет.
Но из правила есть исключение:
«Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
Исполнительные комитеты районных, городских, районных в городе Советов народных
депутатов в отдельных исключительных случаях могут снижать брачный возраст, но
не более чем на два года»[3].
В случае, если несовершеннолетний
вступит в брак, тем самым он приобретет полную дееспособность, как если бы ему
исполнилось 18 лет. В случае, если брак прекратится, или он будет признан недействительным
по причинам, не связанным с брачным возрастом, несовершеннолетний не лишается
приобретенной в связи с вступлением в брак дееспособности.
Трудовые отношения - вид сделки, однако, как и на иные виды сделок,
вводятся некоторые ограничения, следствием которых являются особенности
трудовых правоотношений с лицами, не достигшими восемнадцати лет -
несовершеннолетними. Они приравниваются в правах к совершеннолетним, а в
области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий
труда пользуются льготами.
Особенности положения несовершеннолетнего в
трудовом законодательстве
У несовершеннолетнего, который ищет работу, как и у совершеннолетних,
есть три пути ее поиска:
·
обратиться в службу занятости;
·
обратиться в другие организации по
содействию в трудоустройстве населения;
·
обратиться путем прямого обращения к
работодателю.
Занятость
Согласно статьи 40_1. КЗоТ государство гарантирует гражданам, постоянно
проживающим на территории Российской Федерации:
·
свободу выбора вида занятости, в том
числе работы с различными режимами труда (для несовершеннолетних это
пятидневная и шестидневная трудовые недели);
·
бесплатное содействие в подборе
подходящей работы и трудоустройстве со стороны федеральной службы занятости;
·
предоставление предприятиями,
учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданными заявками
подходящей работы выпускникам учебных заведений;
·
бесплатное обучение новой профессии
(специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее
направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;
·
возможность заключения срочных
трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах,
организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;
·
правовую защиту от необоснованного
увольнения.
Закон о занятости в статье первой гласит:
"Занятость ¾ это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и
общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской
Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Гражданам, в
том числе несовершеннолетним, принадлежит исключительное право распоряжаться
своими способностями к производительному, творческому труду".
То есть занятость - это деятельность граждан, связанная с
удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая доход. Занятыми
считаются несовершеннолетние граждане: работающие по трудовому договору
(контракту), в том числе те, кто проходит очный курс обучения в общеобразовательных
учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего
профессионального и высшего - профессионального образования и других
образовательных учреждениях, включая обучение, по направлению федеральной
государственной службы занятости - статья 2.
Безработными же, признаются несовершеннолетние трудоспособные граждане,
которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы
занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к
ней – статья 3. Но безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие
16-летнего возраста (но все же граждане, которым отказано в признании их
безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости
через две недели для решения вопроса о признании их безработными, если им в
течении этого времени исполнилось 16 лет).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска
подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту
жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы
занятости: паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов,
удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке
за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих
работу, не имеющих специальности - паспорта и документа об образовании -
статья 3.
Целью обращения несовершеннолетних граждан в органы службы занятости
является поиск подходящей работы. Подходящей же считается такая работа, в том
числе работа временного характера, которая:
·
соответствует профессиональной
пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки;
·
условиям последнего места работы (за
исключением оплачиваемых общественных работ); состоянию здоровья;
·
транспортной доступности рабочего
места, причем максимальная удаленность подходящей работы от места жительства
безработного определяется с учетом развития сети общественного транспорта в
данной местности.
Оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или
не требующая (с учетом возрастных особенностей граждан) предварительной
подготовки, считается подходящей для граждан:
·
впервые ищущих работу, не имеющих
специальности;
·
отказавшихся повысить или восстановить
квалификацию по имеющейся специальности, получить смежную профессию или пройти
переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода
безработицы;
·
состоящих на учете в органах службы
занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
·
обратившихся в органы службы занятости
после окончания сезонных работ.
Подходящей же, не может считаться работа, если:
·
она связана с переменой места
жительства;
·
условия труда не соответствуют
правилам и нормам по охране труда.
Согласно ст. 9, все граждане, включая несовершеннолетних в возрасте от
14 до 18 лет, имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение
информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности,
специальности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка
несовершеннолетних безработных граждан могут осуществляться по направлению
органов службы занятости, если:
·
невозможно подобрать подходящую работу
из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
·
необходимо изменить профессию
(специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся
у гражданина профессиональным навыкам.
Кроме того, как указано в статье 23 - профессиональная подготовка,
повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в
образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования,
учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях,
образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в
соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную
подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют кроме безработных
выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие
работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
Органы образования по запросу органов службы занятости
представляют им информацию о профессионально - квалификационной структуре
выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.
Квотирование рабочих мест для
трудоустройства молодежи
Работодатель, согласно статье181 КЗоТ, обязан принимать на работу
выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет,
особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы
(сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и
др.), направляемых органами государственной службы занятости в порядке
трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Перед этими органами работодатель несет ответственность за отказ в
приеме на работу лиц, направляемых органами службы занятости в счет квоты,
выражаемую в возмещении средств, затраченных на создание рабочих мест на других
производствах.
Кроме того, получив отказ в приеме на работу,
направляемый в счет квоты, может обжаловать в суд, а последний, в случае
признания этих действий не законными, обязывает работодателя заключить с этим
лицом трудовой договор.
Согласно статье 182, лица, окончившие образовательные учреждения
начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются
работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании
договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании
договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями
начального, среднего и высшего - профессионального образования и
работодателями.
Органы исполнительной власти, в ведении которых находятся
образовательные учреждения начального, среднего и высшего - профессионального
образования, и органы государственной службы занятости оказывают содействие в
трудоустройстве выпускников образовательных учреждений начального, среднего и
высшего - профессионального образования с учетом их профессиональной подготовки
и квалификации.
По желанию выпускников указанных образовательных учреждений содействие
в трудоустройстве им может оказываться негосударственными службами занятости.
Отказ работодателя в приеме на работу выпускникам образовательных учреждений
начального, среднего и высшего - профессионального образования, может быть
обжалован ими в суд. В случае отказа в приеме на работу выпускникам
образовательных учреждений начального, среднего и высшего - профессионального
образования, прибывшим на работу в соответствии с названными договорами
(контрактами), работодатель несет ответственность.
182 статьей, также, установлена договорная форма обеспечения работой
лиц, окончивших образовательные учреждения начального (т.е. профтехучилища,
выпускающие рабочих определенной специальности, квалификации), среднего и высшего
профобразования (т.е. выпускающие молодых специалистов).
Договора могут быть двух видов:
·
договор, индивидуально заключаемый
обучающимся с работодателем, об обеспечении его работой по изучаемой
специальности по окончании обучения. В них закрепляется обязанность
обучающегося по окончании обучения и получения специальности, квалификации
прибыть на работу на данное производство и обязанность работодателя обеспечить
это лицо по окончании профессионального образования работой по полученной им
специальности, квалификации;
·
договор, заключаемый заранее
работодателями с соответствующими учреждениями начального, среднего и высшего -
профессионального образования на подготовку специалистов. Такие договоры
образовательные учреждения профессионального образования стремятся заключить
для всех своих выпускников.
Российское государство стремится по мере сил участвовать в этом
процессе, привлекая органы исполнительной власти, в ведении которых находятся
выпускающие выпускников соответствующие учреждения профессионального
образования и органы государственной службы занятости. Содействие в
трудоустройстве этим выпускникам по их желанию может оказываться и
негосударственными службами занятости.
Другим, важным положением является запрет на отказ работодателя в
приеме на работу выпускнику учреждений профессионального образования, у
которого был с работодателем заранее заключен договор об обеспечении его
работой по окончании обучения, или который получил от выпустившего его учебного
заведения направление в счет заранее сделанной работодателем заявки или
договору о подготовке специалистов. Такой отказ выпускник может обжаловать в
суд. Суд, установив незаконность этого отказа в приеме на работу, обяжет
работодателя заключить с выпускником трудовой договор со дня обращения к нему
выпускника.
За отказ в приеме на работу заранее заявленного по договору выпускника
работодатель производит целевые финансовые отчисления в Фонд занятости в
размере среднего заработка работника данной категории за год.
Трудоустройство,
трудовой договор и условия работы.
Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к
работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости,
или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
При этом существуют гарантии при приеме на работу:
"запрещается не обоснованный отказ в приеме на работу. Какое бы то
ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или
косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности,
языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не
допускается. Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и
ограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными данному
виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах,
нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите"[4].
Трудовая правосубъектность устанавливается, как правило, по достижении
гражданами пятнадцатилетнего возраста. Это - минимальный возраст для лиц
наемного труда и работодатель вправе отказать несовершеннолетнему в возрасте 14
лет приеме на работу.
Но, все же, для подготовки молодежи к труду существуют особые условия
приема на работу. Т.е. допускается прием на работу достигших
четырнадцатилетнего возраста учащихся профтехучилищ, средних школ и техникумов
для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью и не нарушающего
процесса их учебы. Эти лица выполняют работу в свободное от занятий в учебном
заведении время. Кроме того, несовершеннолетние в возрасте 14 лет, могут быть
приняты на работу только с согласия их законных представителей, т.е. родителей,
попечителей или усыновителей.
"Не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет. Для подготовки
молодежи к производительному труду допускается прием на работу обучающихся в
общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального
образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не
нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими
14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя"[5]
Страницы: 1, 2, 3
|