Основы конституционного строя
p> Продолжением идеологического многообразия, многопартийность, которые
также закрепляются в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13). В демократическом
государстве признается, что политические партии выражают интересы основных
социальных групп населения. Порядок создания политической партий, финансирования государством их
деятельности в избирательных компаниях устанавливается законом. Такое
законодательство существует практически во всех развитых странах, чем
признается важная роль партий для общества и государства. В то же время
государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь
политических партий, на их деятельность распространяется принцип свободы
общественных объединений, также закрепляемый в конституционном порядке (ст.
30 Конституции РФ). В демократических странах встречаются различные партийные системы
-двухпартийные, многопартийные. По смыслу Конституции, правомерна только
такая партийная система, которая включает как минимум две политические
партии. Государство не может, конечно, регулировать количество партий, но
оно обязано, полагать на естественную саморегуляцию и их деятельность.
Государство (прежде всего судебные органы) также обязаны предотвращать
действия высших должностных лиц, если они пытаются свести деятельность
партий к формальному существованию, лишив их реальных возможностей влиять
на формирование органов власти. Общественные объединения В это понятие включается как политические партии, так и разного рода
общественные организации - профсоюзы, молодежные организации и др. Число
таких организаций в развитом обществе всего велико. Общественные
объединения - это проявление самодеятельности народа, его участия в
общественной жизни. Они, следовательно, выступают как составная часть
демократии и форма жизни гражданского общества. Конституция РФ гарантирует
право граждан создать общественные объединения и свободу их деятельности
(ст.30) Общественные объединения нуждаются в определенных, установленных
законом правах, и прежде всего - свободно осуществлять свои уставные
задачи. Для этого они учреждают свою прессу, создают предприятия и другие
хозяйственные единицы, беспрепятственно собирают членские взносы. Они
самостоятельно расходуют средства из собственного бюджета, обладают
жилищным фондом и г. д. Государственные органы не финансируют деятельность
общественных объединений и не вправе вмешиваться в их внутреннюю
деятельность. В то же время эти объединения участвуют в работе многих
органов государственной власти и государственных совещаниях. Например, их
представители участвовали в работе Конституционного совещания, созванного
Президентом для разработки проекта Конституции, Представители многих
общественных объединений входят в состав Политической консультативного
совета при Президенте Российской Федерации, имеющего широкие
консультативные функции. Общественные объединения тесно сотрудничают с
комитетами Государственной Думы и Совета Федерации. Помимо этого «высшего уровня» сотрудничества, осуществляется
привлечение общественных объединений к работе ряда министерств и ведомств.
Так, профсоюзы входят в состав Трехсторонней комиссии по социально-трудовым
вопросам, участвуют в работе Министерства труда и социального развития.
Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования
Российской Федерации и др. Таким путем демократическое государство
стремится противостоять бюрократизации государственного аппарата,
обеспечивает гласность сто работы и устойчивую связь с общественностью. Однако государству небезразличны цели и задачи общественных
объединений, поскольку некоторые объединения могут действовать в
антигосударственных целях. Такие объединения ставятся вне закона, прямо
запрещаются или преследуются. К их числу относятся, например,
террористические организации, фашистские объединения и т. п. Однако
ограничения права на их создание или деятельность возможно только в силу
конституционных или законодательных норм, а также по суду. В Российской
Федерации для проверки законности целей и действий общественных объединений
введена процедура их регистрации, осуществляемая Министерством юстиции, но
отказ в регистрации дает право на обжалование в суд. Согласно Конституции (ч.5 ст. 13) запрещению подлежат общественные
объединения, цели и действия которых направлены на: - насильственное изменение основ конституционного строя; - нарушение целостности Российской Федерации; - подрыв безопасности государства; - создание вооруженных формирований; - разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Эти пять оснований сформулированы в предельно сжатой форме, а потому
требуют значительной детализации в специальных законах или судебных
решениях. Это особенно важно для того, чтобы избежать чиновничьего
субъективизма в оценке целей и действий объединений. Очевидно, что
государство стремится обезопасить себя и общество от организованного
экстремизма, сепаратизма, терроризма, способных дестабилизировать
обстановку, подорвать конституционную законность и создавать опасность
государственного переворота. Государство не может терпеть на своей
территории каких-либо вооруженных формирований, кроме тех, которые
подчинены правительству. Оно обязано гарантировать спокойную жизнь всех
социальных, расовых, национальных, религиозных групп. Одновременно эти
гарантии направлены против разжигания межклассовых столкновений,
межэтнических и межнациональных конфликтов, а в конечном счете и
гражданской войны. Гражданское общество не может чувствовать себя уверенно,
если государство не противостоит пропаганде расизма, антисемитизма,
национализма, классового превосходство и национальной исключительности. Эти
явления в общественной жизни, а тем более вызванные сознательной
деятельностью объединений, противоречат коренным принципам правового
государства - равенству граждан, без какой бы то ни было дискриминации,
личной безопасности и полноправию каждого человека. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его
закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе
от тоталитарного подхода к проблеме «человек - государство», при котором
государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а
человек превращается в винтик большой государственной машины по всеобщему
«осчастливливанию». Этот подход нивелирован людей, прикрывал пути к
раскрытию всего потенциала человеческой личности. Государство не только не
считало себя обязанным охранять права и свободы человека, но ущемлено и
отвергало их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни
провозглашалось служение государству и общественным интересам, что на деле
оборачивалось установление диктатуры. Новая российская государственность радикально меняет отношения
личности и государства. Не человек создан для государства, а государство
для человека - таков теперь главный принцип их отношений. В этом акцент
делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно
тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий.
Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но.
понимаемый с чрезмерным универсализмом, он в состоянии подавить инициативу
и способности отдельного человека, и привести к царству серости и
посредственности. А индивидуализм, напротив, раскрывает потенциал общества,
и задача права содействовать проявлению энергии каждого человека. Приоритет человека перед государством позволяет осознавать место
человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством,
оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализует в меру его способностей и
инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного
типа, что оно развивается на основе саморегулирование, т.е. не нуждается в
тоталитарной регламентации со стороны государства. Государство регулирует
поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его
свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения
человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность
конституционного строя. Выражение «высшая ценность» это не юридическая, а нравственная
категория. Но когда она попадает в конституционный текст, то превращается в
категорию правовую, т.е. в обязательное правило для всех членов общества -
как облеченных, так и не облеченных властью. В ст. 18, провозглашается, что
права человека и гражданина «определяют смысл, содержания и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием». Отсюда следует, что все ветви
власти, все звенья государственного механизма служат главной цели:
обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их
столкновения и принципом целесообразности при решении того или иного
вопроса приоритет должен отдаваться правам и свободам. Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию,
соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема
нрав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного
права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного
права. Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться
от любых действий, нарушающих или ущемленных права и свободы, но и
создавать условия для их реализации людьми. Защита предусматривает действия судебных и административных органов по
восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также
создание соответствующих правовых гарантий. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает,
что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это
необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло
прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отделить такую
ограничительную, а по существу правозащитную, деятельность государственных
органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но
без такой четкой границы деятельность государства грозит выродиться в
произвол. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием
своих граждан, требует от них уважения к правопорядку. Конституционная
обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценностью
реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в
этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система
страны. Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к
институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с
конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и
обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и
свободы данного лица в полном объеме. Разница между правами человека и
правами гражданина, может быть, не столь велика, но только гражданство
предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например,
право избирать и быть избранным в органы государственной власти).
Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих
граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который
предоставляет гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во
многом зависит от должностных лиц государства. Это превращает институт
гражданства в важную часть проблемы « человек - государство» и ставит его
основные положения в разряд основ конституционного строя. В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность
государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению
избавиться. В соответствии с таким подходом власти произвольно высылали из
страны и лишали гражданства многих граждан, в том числе выдающихся деятелей
культуры за выступления в защиту демократии. Гражданство искусственно
увязывалось с ложно трактуемым патриотизмом, вследствие чего зачастую
становились невозможными воссоединение семей, изменение гражданства, выезд
за границу. Ныне положение радикально изменилось. Конституция (ч. 3 ст. 6)
установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего
гражданства или права изменить его. Разумеется, в определенных случаях
нельзя обойтись без прекращения гражданства, но основания для этого должны
быть ясно указаны в федеральном законе (ныне действует Закон о гражданстве
Российской Федерации, принятый 28 ноября 1991 г.), ни при каких
обстоятельствах гражданина вопреки его желанию и без законных оснований.
Такие основания необходимы и для приобретения гражданства - государственные
органы не должны иметь право безосновательно отказывать людям, в их желании
принять российское гражданство. К основам конституционного строя относится также закрепленный в ст. 6
принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. Это
означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в
гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством
приобретенным. Каждый гражданин России обладает не ее территории всеми
правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные ее
Конституцией. IV. Законодательные акты. 1. Конституция РФ 1993 г. 2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.90 г. // Собрание законодательных актов РФ 1990 г. ст. 2310 3. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. // Российская газета 1996 г. № 18 4. Федеральный Закон «Об основах государственной службы» от 31 мая 1995 г. п. 12 ст. 11 // Собрание законодательных актов РФ 1995 г. № 14 ст. 1123 5. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25.10.90 г. ст. 9 // Собрание законодательных актов 1991 г. № 12 ст. 112 6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. // Собрание законодательных актов РФ 1995 г. № 17 ст. 142 7. Федеральный Конституционный Закон РФ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. // Российская газета № 12 8. Федеральный Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.91 г. // Российская газета 1992 г. № 2 9. Федеральный Конституционный закон РФ «О референдуме РФ» от 10.1095 г. //Российская газета 1996 г. № 5 10. Федеральный Закон РФ «Об основных понятиях избирательных прав граждан РФ» от 06.12.1994 г. // Собрание законодательных актов РФ 1995 г. № 13 ст. 1216 11. Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95 г. ст. 19 // Собрание законодательных актов РФ 1995 г. № 18 ст. 2514 12. Федеральный Закон РФ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 г. // Собрание законодательных актов РФ 1995 г. ст. 1018 Список используемой литературы 1. Баглой М. В. Конституционное право Российской Федерации // М. 1998 г. 2. Кондрашев А. А. Конституционно правовые способы федерального принуждения. Проблемы в теории и реализации в Конституции РФ // Государство и право 2000г. № 2 с. 10-13 3. Научные основы советского правотворчества // Под редакцией Халориной Р. О. М. 1981 г. с. 300 4. Лукьянов Е. Как готовить закон //Народный депутат 1990 № 12 5. Муромцев Г. И. Юридическая техника // Известия вузовского правоведения 2000 г. № 2 с. 10-13 6. Кленина С. В. Новое в системе законодательства РФ // Государство и право 1994 г. № 12 с. 27 7. Пиголкин А. С. Подготовка проектов нормативных актов (организация и методика) // М. Юридическая литература 1968 г. с. 167 8. Тилле А. А. Время, пространство, закон // М. 1998 г. 9. Дубов И. А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право 1993 г. № 10 10. Соколов Н. Я. Профессиональное сознание юристов // М. 1998 г. 11. Остроумов Г. С. Правовое сознание действительности // М. 1970 12. Ткаченко Ю. Г. Методологические основы теории правоотношений // М. 1999 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|