Органы государства, осуществляющие финансовый контроль
Важнейшее место в системе финансового контроля
со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин),
которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и
непосредственно контролирует её осуществление. Все структурные подразделения
Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего,
Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета;
контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных
внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует
направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основании
решения Правительства РФ.
По результатам контроля Минфин вправе требовать
устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование
из федерального бюджета предприятий и организации при наличии у них фактов незаконного
расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчётности;
взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением
предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет
осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского
учёта в стране, а также проведение аттестаций по аудиту и лицензированию
аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).
Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина
РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня.
Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность
субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность
за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.
Деятельность Минфина РФ в области валютного и
экспортного контроля тесно связана с Центробанком России и Федеральной таможенной службы. Основной задачей в
этой области являются поиск и пресечение «лазеек» в валютном законодательстве,
позволяющих осуществлять беспрепятственный отток валютных активов за рубеж;
создания банка данных потенциальных нарушителей валютного законодательства.
Минфин России в области валютного и экспортного
контроля имеет право проверять все финансовые документы организаций,
осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поднимать вопрос о
приостановлении лицензий на право осуществления таких операций в случае
выявления несоблюдения валютного и экспортного законодательства, непредставления
отчётных документов.
Оперативный контроль использования
государственных средств осуществляет действующая в рамках Минфина Федеральная служба финансово-бюджетного надзора,
а также органы Федерального казначейства (федеральной
службы).
Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора Минфина РФ, созданная Указом Президента РФ от 9
марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти" является приемником Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ.
Вышеназванная Федеральная служба и
его территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и
тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования
средств федерального бюджета и внебюджетных фондов; документальные проверки
финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов, а
также органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Органы Федерального казначейства
призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом
исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жёсткий контроль
поступления, целевого и экономного использования государственных средств.
На него возложены следующие
задачи:
· Контроль за доходной и расходной частью
федерального бюджета в ходе его исполнения.
· Контроль состояния государственных финансов в
целом и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти
отчётов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы.
· Контроль совместно с Банком России состояния
государственного внешнего и внутреннего долга РФ.
· Контроль государственных федеральных
внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.
Органы Казначейства имеют право производить проверки
различных денежных документов, отчётов и смет в государственных органах,
банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства
федерального бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их
счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном
порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей
учётной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на коммерческие
банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих
объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере
действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как
правило, органы Казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными
органами.
По решению Правительства РФ переход на казначейскую
систему исполнения федерального бюджета, который должен был закончится в 1999
году, призван значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства
в части федерального бюджета.
В настоящее время предусмотрена серьёзная
административная и уголовная ответственность за нецелевое использование
бюджетных средств, что резко повышает степень эффективности государственного
контроля. Существует довольно обширная практика дел, возбуждённых по фактам
нецелевого использования государственных ресурсов и доведённых до суда.
Финансовый контроль со
стороны специализированных органов
Помимо рассмотренных выше органов финансового
контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового
контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов,
например налогообложение или страхование.
В связи с повышением роли налогов в доходах государства
при переходе к рыночной экономике стало необходимо выделение органов налоговой
службы в особую систему. Главная задача налоговых органов – обеспечение
единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других
обязательных платежей.
Система налоговых органов, подчиняющаяся Правительству
РФ и входящая в состав Минфина России, включает Федеральную налоговую службу, а
также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного
самоуправления. Основное оперативное звено – городские и районные налоговые
инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый
контроль и ведут учёт налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговая
служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует
взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и
правоохранительными органами.
Налоговые органы имеют право, в соответствии с
налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и
физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без
гражданства; получать от них соответствующие справки и сведения (за исключением
составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими
субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов;
обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные,
складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в
отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов
и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют
право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок
по налогам в бюджет.
Для обеспечения экономической безопасности РФ и
укрепления государственной дисциплины в области налоговой дисциплины функции органов
налоговой полиции, её территориальных и местных подразделений были
переданы МВД РФ.
В этой области МВД РФ призвано решать следующие задачи:
· Выявление, предупреждение и пресечение
налоговых преступлений и правонарушений.
· Выявление, предупреждение и пресечение
коррупции в налоговых органах.
Для осуществления финансового контроля в сфере
страхования в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 года «О
государственном страховом надзоре РФ» была организована Федеральная служба
страхового надзора (Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы
были определены Законом РСФСР «О страховании» от 27 ноября 1992 года. В 1996 году
Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства
финансов РФ с сохранением основных задач и функций. А в 2004 г. функции Департамента
опять перешли к Федеральной службе страхового надзора
при Минфине России.
Федеральная служба страхового надзора и территориальные органы, помимо лицензирования
страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляют
контроль обоснованности страховых тарифов и следят за соблюдением страховыми
фирмами нормативов платёжеспособности. Устанавливаются правила формирования и
размещения страховых резервов, методика расчёта соотношений между активами и
обязательствами страховой фирмы, а также порядок учёта страховых операций и
формы отчётности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных
нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и
нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать
действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об
их ликвидации.
Не последнее место в области финансового
контроля занимает Федеральная служба по финансовому мониторингу,
уполномоченная принимать меры по противодействию легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующая
деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральная служба
по финансовому мониторингу в соответствии с возложенными на неё задачами
выполняет следующие функции:
1) осуществляет сбор и
обработку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным
имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ о
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма;
2) осуществляет в
установленном порядке проверку полученной информации;
3) выявляет признаки,
свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным
имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным
путем или финансированием терроризма;
4) координирует
деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма;
5) направляет
информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом в
правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии
достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с
легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или
финансированием терроризма;
6) направляет в
правоохранительные органы по их запросам необходимую информацию;
7) осуществляет
контроль за выполнением юридическими и физическими лицами требований
законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма в части соблюдения порядка
фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с
денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а
также организации внутреннего контроля;
8) осуществляет иные функции в сфере
финансового мониторинга.
Особая роль в осуществлении финансового
контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Как орган
государственного управления, наделённый властными полномочиями, он организует и
контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за
деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное
подразделение – Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение
коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов
банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении
банками неполной или недостоверной информации ЦБР, в зависимости от вида нарушения
вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до
1 % от минимальной величины уставного капитала, выполнение требований ЦБР по
финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства коммерческого
банка; применение более жёстких нормативов; запрет на проведение отдельных
операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной
администрации в банке на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера –
отзыв лицензии и ликвидация банка.
На Федеральную таможенную службу при
Министерстве экономического развития и торговли РФ возложен контроль за
соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров
через таможенную границу Российской Федерации.
В 2004 г. функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг были переданы Федеральной
службе по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство РФ.
Основными функциями
Федеральной службы по финансовым рынкам являются:
а) осуществление
государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных
бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
б) обеспечение
раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
в) осуществление
функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных
участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных
инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов,
паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых
организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов,
паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных
агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев
ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда
Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении
товарных бирж.
Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать
следующий вывод. Финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов
управления финансовой системы и на современном этапе претерпевает серьезные
изменения. Эти изменения также затрагивают и систему органов государства, осуществляющих
финансовый контроль.
Источники и литература
Ø
Федеральный
конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве
Российской Федерации"
Ø
Федеральный закон от 11
января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (с
изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 июля, 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23
декабря 2003 г.)
Ø
Указ Президента РФ от 9
марта 2004 г. N 314"О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти"
Ø
Структура федеральных
органов исполнительной власти (в ред. Указа Президента РФ от 28.07.2004 № 976)
утверждена Указом президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649
Ø
Указ Президента РФ от
16 марта 1996 г. N 383 "О Главном контрольном управлении Президента Российской
Федерации" (с изменениями от 27 июня 2000 г., 25 ноября 2003 г.
Ø
Постановление
Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. N 206 "Вопросы Федеральной службы по финансовым
рынкам"
Ø
Постановление
Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 (ред. от 18.06.1999) «Об
Утверждении Положения о Министерстве Финансов Российской Федерации»
Ø
Грачева Е.Ю., Соколова
Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2001. – 384 с.
Ø
Карасева М.В.,
Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 256 с.
Ø
Андрюшин С.А. Дадашев
А.З. Научные основы организации системы общегосударственного финансового
контроля. // Финансы. – М., 2002. - №4. – с. 59-63.
Ø
Шевлоков В.З.
Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. – М., 2001.
- №1. – с. 55-56.
Ø
Бурцев В.В., «Система
государственного контроля» // «Финансы». 2000. 9 сентября. № 9. Стр. 47 – 49.
Ø
Андреев А.Г., Соменков
А.Д. Правовые основы финансового контроля. // Финансы. – М., 1999. - №12. –
с. 62-64.
[1] Положение о Главном контрольном управлении
Президента Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 16 марта
1996 г. N 383"О Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации"
Страницы: 1, 2
|