бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Нормативно-правовые акты бесплатно рефераты

Нормативно-правовые акты

 

 

План

 

1 Введение

2 Понятие нормативно правовых актов

3 Понятие и виды Законов РФ

4 Подзаконные юридические нормативные акты

5 Порядок вступления законов и подзаконных актов в силу

Введение


На мой взгляд вопрос «Нормативно правовые акты в РФ»  является самым интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я  решил пойти по пути рассмотрения  данного вопроса и взять его в качестве основополагающего  в теме моей курсовой работы.

Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.


Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных пра­вовых актов и т.д.

  Настает черед и теме о форме права, т. е. о том, как, в каком реальном, практически воспринимаемом обличье мы можем право наблюдать, изучать, применять, использовать. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных пра­вовых актов и т.д.

 Где действительно находятся со всеми прису­щими характеристиками, и прежде всего формальной определенностью, те правила поведения, которые составляют содержание права? Как это складывалось исторически и как могучая логика теории права выделила из всего многообразия и многотысячелетнего развития права различные виды формальной определенности права, и закрепила в понятном аппарате юридического сознания? Именно эти вопросы и состав­ляют сердцевину вопроса о форме права.

Процесс появления первичных юридических письменных ис­точников (отдельных законов, кодексов, иных актов), имевших своим назначением регулирование складывающихся но­вых общественных отношений возникает очень давно. Тогда же под­черкивалась объективная нужда раннеклассовых государств в новых формах системы социального регули­рования. Упорядочить, закрепить социальные отношения во вновь возни­кающих государственно организованных обществах можно было только с помощью четких, формально установленных, признанных правил пове­дения, охватывающих не единичные, а типичные, многократно повторяю­щиеся явления и процессы в трудовой, бытовой, иной социально-эконо­мической сфере обществ. Была раскрыта и спе­цифика этих правил, их отличие от социальных норм первобытного об­щества, в том числе обеспечение их обязательности, возможностью госу­дарственного принуждения.

Необходимо обратить внимание, что в теории права категория «формальная определенность» употребляется в двух смыслах и характе­ризует право двояко. Во-первых, эта категория употребляется как четкая характеристика правила поведения, меру свободы. Во-вторых, как формальное выражение, закрепление различных правил поведения в актах государственных орга­нов, решениях судов, международных договорах и иных формах.

И именно в этом втором смысле категория «формальная опреде­ленность» приводит к формулированию понятия форма права.

Таким образом, под - формой права понимается объективиро­ванное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках.

Но прежде чем рассмотреть эти акты, решения, договоры и иные источники права, я хотел бы дать небольшой экскурс в историю и осветить вопрос «Как вообще возникало право»

Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с государством. В доклассовом обществе действовали, конечно определенные регуляторы взаимоотношений членов перво­бытнообщинного строя. Эти регуляторы представляли собой обычаи, являвшиеся одновременно и правилами общежития и предписаниям религиозного культа. Они обеспечивались не государственным принуждением, ибо тогда не было государства, а силой привычки, традиций, авторитетом, которыми пользовались старейши­ны рода, военачальники и т. д. Итак , первоначально право складывалось путем  перерастания обычаев в правовые обычаи. Они стали записывать и объединяться в особые списки. В результате этого появляется обычное право.

Однако надо обратить внимание и на следующее. Действительно, на протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе.

Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее, присущее всем системам, и особенное, те черты права, которые были характерны для отдельных государств и правовых систем.

«Все народы, - писал Гай, - которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей». А в XIII веке Фомой Аквинским была предложена концепция, о двух формах существования права: в виде боже­ственного закона, закреплявшего гуманистические и нравственные начала появления, и существования человечества, и в форме законов, идущих от власти государства, от человека.

В скоре были сформированы естественно-правовые идеалы (право на жизнь, на свободу, на безопасность, на собственность и др.)

В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела форму кон­цепции о правах и свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал общепризнанным и четко определенным. И самое главное - эти права и свободы перестали быть некими ре­зультатами умственных усилий тех или иных юристов и философов, а при­обрели юридически законченную форму. Они вошли в четко очерченных формулировках в международные декларации, конституции, иные акты. Особенно значимым является закрепление прав и свобод человека, составляющих ядро в основополагающих разделах конституций.

Таким образом, в XX веке по критерию формы права исчезает раз­ница между естественно-правовыми положениями, вытекающими из са­мого существования человека (его основными правами и свободами), и другими правовыми положениями. Форма становится единой для всех сфер права - закрепление получают все правила поведения в актах и иных источниках.

Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права - внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма - это закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения, а внутренняя - эта та самая формальная определенная которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы.

 

Наконец, об источниках права. Это понятие получило широкое рас­пространение в XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государства и права. Выделяется два главных способа образования норм права. Первый проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это был  наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но  некоторые нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - они складываются в виде обычая и уже затем утвержда­ются законодателем. Эти две формы права - закон и правовой обычай - и называли в XIX веке источниками права. В этом смысле источник права,  - это тот определенным образом формализованный акт, откуда, собственно, и чер­паются, проистекают сведения о правиле поведения. Однако высказывались и иные взгляды на источник права. Под источником права предлагалось понимать силы, причины, образующие право, но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим правилам значение правовых норм, т. е. обусловливают, обеспечивают их обязательность.  

 Под правовым обычаем следует понимать нормы, которые сложились в обществе независимо от государ­ственной власти и приобрели в общества обязательное значение для всех членов общества. Действие обычного права начинается там, где молчит закон. Обычное право не должно противоречить закону. В российском праве применение обычая как способа регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Можно даже сказать, что обычай в качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается дейст­вующим законодательством. Например, суды в дореволюционной России за недостат­ком закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.). 

 Не мало важную роль в понятии «нормы права» занимает  судебный прецедент. Он имеет значение источника права в том случае, когда признается, что судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом для разрешения подоб­ных случаев на будущее. В этом случае судебное решение по су­ществу становится нормой права и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило. Особенное распространение судеб­ный прецедент получил в Великобритании. В нашей стране иной подход к судебной практике, к судебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права. Не имеет у нас распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается. Так, ст. 5 Гражданского кодекса РФ (часть первая) закрепляет положения об обычаях делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законода­тельством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо документе. В некоторых странах источником права служат религиозные постулаты и воззрения. Например, мусульманское право представляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского права лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду, Супца - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказы­ваний Мухаммеда, и др.

 В Российской Федерации источниками права признаются до­говоры нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные договоры.

Международный договор - это определенно выраженное со­глашение между двумя или несколькими государствами относи­тельно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия, До­говор по космосу) или учредительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств).

Нормоустанавливающее значение имеет включенный в Кон­ституцию Российской Федерации Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992 г. полномочными представителями Рос­сийской Федерации и ее субъектов - республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев, областей, горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга. Этим договором были разгра­ничены предметы ведения и полномочия федерации в целом и ее субъектов. Тем самым был сделан шаг от фактически унитарного государства к федерации.

Источниками права могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламента­ции различных сторон общественной и государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации вправе передавать на ос­новании соглашений администрации автономной области, авто­номных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий. На основании

соглашений возможно и обратное перераспределение полномо­чий.

Договоры устанавливают нормы права и в российском трудо­вом праве. Так, нормоустанавливающее значение имеет коллек­тивный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, соци­ально-экономические и профессиональные отношения между ра­ботодателем и работниками на предприятии, в учреждении, ор­ганизации (ст. 2 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях"). В коллективный договор могут вклю­чаться взаимные обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости, пере­обучения, условий высвобождения работников, соблюдения их интересов при приватизации предприятий и ведомственного жилья. Условия коллективных договоров, заключенных в соответ­ствии с законодательством, являются обязательными для пред­приятий, на которые они распространяются. Иными словами, коллективный договор представляет собой специфическую ло­кальную правовую норму.

Понятие источник права имеет и информационное значе­ние - определяет, куда надо «посмотреть» для того чтобы найти необходи­мое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т. д.






1 Понятие нормативно правовых актов

Рассмотрение источников права я начну с нормативно-правового акта. Это действительно наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государ­ством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

Следует обратить внимание, что  понятие акт вообще-то употреб­ляется в теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права.

Такая форма права, как нормативно-правовой акт, порождает и множество актуальных научных проблем, одни из которых ре­шены в теории права, а другие находятся в стадии обсуждения.

Прежде всего, это проблема структуры нормативно-правового акта и ее соотношения со структурой самого права.

Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т. д. Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лице подписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. (Например  Постановление Верховного Совета РСФСР «О Концепции Судебной Реформы» от 24 октября 1991 года №44 Или Федеральный закон «О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года Опубликован в Российской газете 1995, 16мая). Также нормативно правовой акт имеет «преамбулу»- предисловие- вводная или вступительная часть. В которой обычно излагаются  принципиальные положения, побудительные мотивы,  цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности в Конституции РФ написано « Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  это и является преамбулой.    

Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования им.

В других же отраслях права мы находим различные способы изло­жения правовых норм в статьях нормативно-правового акта - от полного соответствия до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных нормативно-правовых актах.

Следующий вопрос - это вопрос о юридической силе нормативно- правового акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов.

Понятие «юридическая сила» как и многие иные выражения,  юридической науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим юридическим содержанием. Так вот и физическое понятие «сила» в юридическом смысле означает обязатель­ное соответствие акта, принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответ­ствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на феде­ральном уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5