Нормативно - правовая основа социального обеспечения военнослужащих
Нормативно - правовая основа социального обеспечения военнослужащих
ВВЕДЕНИЕ
Военная
служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой
гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных
войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних
войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных
войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной
связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской
обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных
воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее -
воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах
Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной
пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной
связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральных
органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной
подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы)
и создаваемых на военное время специальных формирований, проходят военную
службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).1
Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус,
устанавливаемый федеральным законом.
Граждане,
проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной
дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской
Федерации (п.4 введен Федеральным Законом от 07.11.2000№135-ФЗ).
Сведения
о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета,
ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовой
основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской
Федерации, ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» от28 марта 1998
г.№53-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих,
международные договоры Российской Федерации.
1
Статус
военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а
также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным
Законом Российской Федерации « О статусе военнослужащих »от 27 мая 1998 года
№76-ФЗ, а также федеральными конституционными законами, федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие
обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями,
установленными ФЗ « О статусе военнослужащих », федеральными конституционными
законами и иными федеральными законами.
На
военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и
вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью
беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с
риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на
военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.
Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время,
в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в
условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются
федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а
также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.
Порядок
выдачи военнослужащим указанных документов и финансирование мероприятий,
связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование
оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Органы
государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации (далее-органы государственной власти), органы
местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих
полномочий дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим,
гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
2
1.
Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по
призыву в соответствии с федеральным законом о воинской обязанности и военной
службе.
К военнослужащим относятся:1
·
Офицеры,
прапорщики, мичманы, курсанты военных образовательных учреждений
профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы,
проходящие военную службу по контракту (далее военнослужащие, проходящие
военную службу по контракту);
·
Офицеры,
призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской
Федерации;
·
Сержанты,
старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты
военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения
с ними контракта (далее-военослужащие, проходившие военную службу по
контракту);
·
Офицеры,
призванные на военную в соответствии с указом Президента Российской Федерации,
по своему правовому положению приравниваются к к офицерам, проходящим военную
службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными
нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Условия
контракта о прохождении военной службы определяются федеральными
конституционными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации
2. Граждане
приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с
окончанием военной службы.
·
На
граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в
случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным Законом, федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. За гражданами, проходившими военную службу в
воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формирований Союза
ССР и государств-участников Содружества Независимых Государств до принятия
указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и
перешедшими на военную
3
·
службу
в войска или иные воинские формирования, организации
·
других
государств, ранее входивших в состав ССР, сохраняются льготы, гарантии и
компенсации, предусмотренные Федеральным законом « О статусе военнослужащих»,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке
соответствующих международных договоров Российской Федерации.
4. Статус
военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не
указанных в пункте 3 ст.2. Федерального Закона « О статусе военнослужащих », а
также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в
порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными
договорами Российской Федерации.
5. Льготы,
гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены Федеральным
Законом « О статусе военнослужащих », Федеральными конституционными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливаются:
·
Военнослужащим
и членам их семей;
·
Гражданам,
уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других
войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах
государств-участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;
·
Гражданам,
уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных,
внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и
войсках государственной безопасности, других воинских формирований СССР, и
членам их семей;
К
членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых
распространяются указанные льготы, гарантии и компенсации, если иное не
предусмотрено Федеральным Законом « О статусе военнослужащих », другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, относятся:
·
Супруга
(супруг)
·
Несовершеннолетние
дети;
·
Дети
старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
4
·
Дети
в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме
обучения;
·
Лица,
находящиеся на иждивении военнослужащих
4. Военнослужащим и гражданам, уволенным с военной
службы, ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на
территориях других государств, ветеранам военной службы, а также ветеранам,
исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при
вооруженных конфликтах, федеральными конституционными законами, федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
устанавливаются дополнительные льготы, гарантии и компенсации.
5. Правовые и социальные гарантии несовершеннолетним
гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего
образования, дополнительные образовательные программы которых имеют целью
военную подготовку, регулируются федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
6. За военнослужащими, захваченными в плен или в
качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах,
сохраняется статус военнослужащих. Органы государственной власти и военное
командование обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в
соответствии с нормами международного права.
За
указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное иные
виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам
семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации, до полного выяснения обстоятельства
захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их
освобождения.
5
Права и свободы военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей
Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться
в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных
на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней
службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных
Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных
Сил Российской Федерации (далее общевоинские уставы)
Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство
на их жизнь, здоровье честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие
действия (бездействие) нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением
ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в
качестве дисциплинарного взыскания с содержанием на гауптвахте, только по
основаниям и в порядке, которые предусмотренные федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
О
задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они
проходят военную службу, немедленно уведомляют органы военного управления и органы
военной прокуратуры.
Право на
труд реализуется военнослужащими посредством ими военной службы.
Государство гарантирует военнослужащим, проходившим военную службу по
контракту:
Назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими
контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной
деятельности результатами и на конкурсной основе;
Повышение квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного
выбора;
6
Увеличение
количества льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с полученной
квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом
общей продолжительности военной службы в календарном исчислений (далее - общая
продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в
льготном исчислении.
Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей
продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется
Правительством Российской Федерации
Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих,
проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и служебной
необходимостью.
Время
нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий
трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного
служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы
за один день работы, время нахождения граждан на военной службе по призыву (в
том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом
Президента Российской Федерации)-один день военной службы за два дня работы
Время
прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с
повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный
трудовой стаж при установлении пенсий по старости в связи с особыми условиями
труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в
соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий
трудовой стаж, необходимый для установления пенсии засчитываются весь период
проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации
воинских частей, с 1992 года в местностях, где они не могли трудиться по
специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были
признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги
военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей,
связанному с условиями проживания по мету военной службы супругов, если по
заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе.
Указанные периоды не прерывают трудовой стаж, необходимый для получения пособий
по социальному страхованию. В указанные периоды супругам военнослужащих, если
они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячно пособие
в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
7
Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера,
приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными
климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами
территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с
повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются,
дополнительны льготы, гарантии и компенсации.
Перечень указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской
Федерации, а перечень указанных воинских должностей определяются Министерством
обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти,
в котором федеральным законом предусмотрена военная служба)
Супруги
военнослужащих при прочих равных условиях имеют преимущественное право на
поступление на работу в государственные организации, воинские части и на
оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при
сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное
направление для профессиональной подготовке, повышение квалификации и
переподготовке с отрывом от производства с выплатой в период обучения средней
заработной платы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|