Ненормированный рабочий день
Ненормированный рабочий день
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
им. А.А.КУЛЕШОВА
Факультет экономики и права
Кафедра правоведения
Курсовая работа
Ненормированный
рабочий день
выполнил:
студент гр. П-001
Карпешко М.Ю.
научный руководитель
Лобановская С.В.
МОГИЛЕВ, 2002
ПЛАН
Введение.
1. Понятие «ненормированный рабочий
день»………………4-7
2. Основания применения
ненормированного
рабочего
дня……………………………………………………8-10
3. Ограничения применения
ненормированного
рабочего
дня…………………………………………………..11-13
4. Компенсация за работу с
ненормированным
рабочим
днем…………………………………………………14-22
Заключение………………………………………………………..23
Список использованных
источников….……………………..24
Приложение – 1.
Приложение – 2.
ВВЕДЕНИЕ
Термин
«ненормированный рабочий день» впервые был использован в постановлении НКТ
(Наркомата труда) СССР от 13 февраля 1928 г. № 106 (Сборник нормативных актов о
труде. Ч. 1. М.: Юрид. лит., 1984. С. 484). Отдельные нормы этого
постановления (пп. 4 и 5), не противоречащие Трудовому кодексу Республики
Беларусь (далее ТК) и другому законодательству о труде, до сих пор сохраняют
силу и продолжают применяться на практике.
Таким
образом я решил попробовать раскрыть тему более широко, нежели чем она раскрыта
в трудовом кодексе и его приложении. Особенно учитывая то, что в трудовом
кодексе, в главе 10, посвященной рабочему дню, она вообще проигнорирована, а в
статье 158 косвенно задета, но полностью не раскрыта.
Исходя
из этого передо мной встала задача как можно более полно рассмотреть
ненормированное рабочее время.
В сравнении
с термином «нормированный рабочий день», термин «ненормированный рабочий день»
не то что раскрывает суть сказанного, а даже более запутывает ее и не отражает
точно сущность данного правового понятия.
Ненормированный рабочий
день как особое условие труда может быть только у работников, должности
(профессии) которых включены в перечни, утвержденные в установленном порядке.
Под установленным понимается порядок, предусмотренный ч. 2 ст. 158 ТК и
принятыми в соответствии с ней постановлениями Совета Министров от 4 апреля
2000 г. № 455 «О делегировании полномочий правительства Республики Беларусь па
принятие (издание) нормативных правовых актов» и от 27 июля 2000 г. № 1154 (в
редакции от 5 января 2001 г.). Названные перечни служат основанием
возникновения правового статуса «работник с ненормированным рабочим днем»,
если иное не предусмотрено законодательством либо локальным нормативным актом
(об этом будет сказано ниже).
1. ПОНЯТИЕ «НЕНОРМИРОВАННЫЙ
РАБОЧИЙ
ДЕНЬ»
В
Трудовом кодексе, как и ранее в КЗоТ, о ненормированном рабочем дне говорится
только в одной статье — в ст.158. «Дополнительные отпуска за ненормированный
рабочий день».
«Работникам
с ненормированным рабочим днем предоставляется за работу сверх нормальной
продолжительности рабочего времени дополнительный отпуск продолжительностью до
14 календарных дней.
Перечни
работников с ненормированным рабочим днем утверждаются Правительством
Республики Беларусь или уполномоченным им органом. В негосударственных
организациях конкретная продолжительность такого отпуска для работников
устанавливается коллективным или трудовым договором, нанимателем».
Названная
статья определила, во-первых, право на дополнительный одноименный отпуск (в
этом качестве ненормированный рабочий день выполняет лишь функцию основания предоставления
отпуска), во-вторых, полномочия на утверждение перечней работников с
ненормированным рабочим днем.
Однако ненормированный
рабочий день имеет отношение не только к отпуску он выполняет и другую,
главную для него функцию, связанную с регулированием продолжительности
рабочего времени. К сожалению, в Трудовом кодексе ее проигнорировали. В главе
10 ТК, посвященной рабочему времени, ненормированный рабочий день даже не
упомянут. В результате у нас нет его точного юридического определения,
отсутствуют его основные ограничители и т.д. Но хотя в главе 10 Трудового
кодекса указанная функция не упомянута, она не исчезла. Без нее
ненормированный рабочий день теряет всякий смысл. Связь его с рабочим временем
косвенно признана Трудовым кодексом (ст. 158) и Другим законодательством, в
первую очередь постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об
утверждении порядка представления и суммирования трудовых отпусков» от 27 июля
2000 г. № 1154 с изменениями от 5 января 2001 г, (подробнее о нем будет сказано
ниже).
Что же такое ненормированный рабочий
день? Ответ на поставленный вопрос требует рассмотрения двух правовых позиций.
Некоторые комментаторы трудового законодательства утверждают, что
ненормированный рабочий день — это особый режим рабочего времени. С этим нельзя
согласиться. Дело в том, что назначение режима рабочего времени согласно ст.
123 ТК – обеспечить порядок распределения нанимателем установленных норм
ежедневной и еженедельной работы на протяжении определенного календарного
периода (суток, недель и др.). Из ст. 123 следует, что режим обеспечивает не
установление или изменение, а реализацию уже установленных норм
продолжительности рабочего времени. Признание ненормированного рабочего дня
режимом рабочего времени (обычным или особым — не суть важно) потребовало бы
компенсации переработки нормы часов в одни дни отгулом в другие дни учетного периода.
В таком случае ненормированный рабочий день превратился бы в режим работы с
суммированным учетом рабочего времени, а последнее перешло бы из разряда
ненормированного в разряд нормированного. В результате отпала бы потребность в
ненормированном рабочем дне и в компенсации его дополнительным отпуском.
Очевидно, что
рассмотренная трактовка ненормированного рабочего дня далека от его правовой
сути и практики применения.
Автор статьи
занимает иную правовую позицию. Реальная суть понятия «ненормированный
рабочий день» в том, что это особое условие труда, установленное
законодательством и локальными нормативными актами для определенной категории
работников. Особенность этого условия, присущего только ненормированному
рабочему дню, в том, что, во-первых, для работников не обязателен максимум
нормальной продолжительности рабочего времени; во-вторых, работа сверх этого
времени, как правило, не оплачивается и не признается сверхурочной. Поэтому она
не компенсируется, как того требует законодательство о сверхурочных работах
(ст. 69 ТК). Чтобы не смешивать работу сверх нормального рабочего времени при
нормированном и ненормированном рабочем дне, последнюю называют «неурочной»
или, что одно и то же, «внеурочной».
Утверждение о том, что
неурочная работа не считается сверхурочной, не согласуется со ст. 119 ТК. В ч.
2 ст. 119 ТК приведен перечень случаев, когда работа сверх нормального
рабочего времени не считается сверхурочной. В этом перечне нет ненормированного
рабочего дня. Этот пробел восполняет п. 5 Порядка предоставления и суммирования
трудовых отпусков от 27 июля 2000 г. (далее — Порядок).
Термин
«ненормированный рабочий день» не отражает точно суть данного правового понятия,
более того, можно сказать, вводит в заблуждение. В сравнении с нормированным
рабочим временем, продолжительность которого ограничена нормами,
установленными ст. 112-115 ТК, термин «ненормированный рабочий день» создает
иллюзию нераспространяемости на него этих статей, что далеко не так.
Буквальное понимание термина «ненормированный рабочий день» не соответствует
модели, заложенной в правовом материале (к сожалению, весьма скудном) о
ненормированном рабочем дне, а также практике применения.
Остановимся
на основных параметрах этой модели. Для работников с ненормированным рабочим
днем:
— обязательна
установленная продолжительность рабочего времени: оно не может быть меньше
предусмотренного графиком (распорядком) работ;
— работа, которую
поручается выполнять во внеурочное время, должна относиться к функциональным
обязанностям работника. В противном случае она подлежит компенсации в общем
порядке (оплата либо отгул) (п. 4 постановления от 13 февраля 1928 г.);
— обязателен установленный
нанимателем общий или индивидуальный режим нормального рабочего времени:
начало и окончание работы, перерывы, если иное не предусмотрено соглашением
сторон либо вытекает из специфики трудовой функции работника;
— предусматривается
освобождение на общих основаниях от работы в выходные и праздничные нерабочие
дни. В противном случае должна быть компенсация на общих основаниях (п. 5 того
же постановления);
— обязателен порядок учета
явок на работу, ухода с нее, учет в часах фактически отработанного
нормального рабочего времени;
— продолжительность
неурочной работы на практике обычно отдельно не учитывается. Нет и правового
основания, обязывающего вести такой учет. Но он целесообразен с точки зрения
организации труда, выявления степени загрузки работника и т.д.;
— неурочная работа
допускается лишь в случаях особой необходимости, обусловленной выполняемой
работником трудовой функцией либо потребностями производства.
Поскольку
применение ненормированного рабочего дня предусмотрено законодательством,
неурочная работа не требует согласия работника и должна выполняться по указанию
нанимателя либо по инициативе самого работника, но, как правило, с ведома
нанимателя.
Сложным
является вопрос о допускаемой продолжительности и систематичности неурочных
работ в течение рабочего дня, рабочей недели и в сумме за рабочий год или иной
календарный период. Ограничения их в законодательстве не было и нет. Полагаем
потому, что неурочная работа предполагалась как исключительные случаи. Бытовало
и такое мнение: если установить максимум часов и дней, он превратится в
минимум. Тем не менее ограничители необходимы. Их не могут заменить термины
типа: «в особых случаях», «в отдельные дни», «в случаях крайней необходимости».
Эти слова – благое пожелание, не обеспеченное правовыми гарантиями. Тем не
менее, наниматели не могут не учитывать, что разрешенная неурочная работа не
превращает ненормированный рабочий день в удлиненный, не предусмотренный
Трудовым кодексом. Ненормированный рабочий день не предполагает также
регулярное (а тем более постоянное) привлечение к работе в неурочное время.
Поэтому противоправна практика руководителей организаций, которые обязывают,
скажем, мастера, прораба и других лиц с ненормированным рабочим днем являться
на работу до начала рабочего дня (смены) или оставаться после его окончания для
участия, например, в так называемых «оперативках», «пятиминутках».
Обобщая отмеченное выше,
ненормированный рабочий день можно определить как установленное
законодательством условие труда, состоящее в том, что работники в отдельные
рабочие дни в силу производственной потребности по распоряжению нанимателя
или по своей инициативе обязаны выполнять свою трудовую функцию в неурочное
время (после окончания рабочего дня, до его начала и т.д.), которое в порядке
исключения не признается сверхурочным, а поэтому не компенсируется как сверхурочное
время, но применяются другие компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом
(ст. 158), локальными нормативными актами и трудовым договором.
2. ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
НЕНОРМИРОВАННОГО РАБОЧЕГО
ДНЯ
Ненормированный рабочий
день как особое условие труда может быть только у работников, должности
(профессии) которых включены в перечни, утвержденные в установленном порядке.
Под установленным понимается порядок, предусмотренный ч. 2 ст. 158 ТК. и
принятыми в соответствии с ней постановлениями Совета Министров от 4 апреля
2000 г. № 455 «О делегировании полномочий правительства Республики Беларусь па
принятие (издание) нормативных правовых актов» и от 27 июля 2000 г. № 1154 (в
редакции от 5 января 2001 г.). Названные перечни служат основанием
возникновения правового статуса «работник с ненормированным рабочим днем»,
если иное не предусмотрено законодательством либо локальным нормативным актом
(об этом будет сказано ниже).
Постановление
Совета Министров от 27 июля 2000 г. № 1154 названо «Об утверждении порядка
предоставления и суммирования трудовых отпусков» (далее, напомним, - Порядок),
но в нем значительное место отведено регулированию ненормированного рабочего
дня и, в частности, основаниям его применения,
Существует
два вида перечней работников с ненормированным рабочим днем (далее — перечни
или перечни работников),
Первый —
перечень, утвержденный отраслевым министерством и иным республиканским
органом государственного управления, облисполкомом, Мингорисполкомом, Министерством
труда (далее — централизованный перечень). Данный перечень обязателен для
государственных организаций. Для негосударственных организаций, а также
индивидуальных предпринимателей, являющихся нанимателями, централизованный
перечень (с учетом наиболее близкой сферы деятельности организации) имеет
рекомендательный характер.
Второй —
перечень работников организации или индивидуального предпринимателя (далее —
локальный перечень). Он прилагается к коллективному договору и принимается
вместе с последним. Если коллективный договор отсутствует, локальный перечень
утверждает непосредственно наниматель.
Принципиальное
значение имеет следующий факт: впервые законодательством закреплено условие,
согласно которому в государственных и негосударственных организациях
основанием применения ненормированного рабочего дня является наличие
локального перечня данной категории работников, утвержденного в установленном
порядке, и включение в него занимаемых ими должностей (профессий) (п. 2 и ч. 1
п. 4 Порядка). Логично это условие относить и к индивидуальным
предпринимателям.
В Порядке
отсутствует норма, предусматривающая прямое действие централизованных
перечней. Поэтому при отсутствии в организации локального перечня работников с
ненормированным рабочим днем все работники данной организации признаются
работниками с нормированным рабочим временем и на них распространяется
законодательство о сверхурочных работах.
Централизованные
перечни имеют исчерпывающий характер. Следовательно, расширять локальные
перечни, т.е. вносить в них не предусмотренные централизованными перечнями
должности и профессии, нельзя (ч. 3 п. 2 Порядка). Но локальные перечни могут
быть уже централизованного, т.е. в них не обязательно все переносить из
последних.
В локальный
перечень могут включаться лишь те должности, которые в данной организации по
объективным производственным причинам предполагают необходимость периодически
выполнять функциональные обязанности в неурочное время, т.е. сверх
установленной нормы продолжительности рабочего времени (ч. 1 п. 3 Порядка).
Согласно
приложенному к Порядку Перечню категорий (групп) работников с ненормированным
рабочим днем последний разрешен только для одной профессии рабочих - водителей
служебных легковых автомобилей. Здесь имеются в виду водители, обслуживающие
руководителя организации. Такой вывод вытекает из того, что в себестоимость
включаются затраты на один служебный автомобиль. Все остальные профессии
рабочих и младшего обслуживающего персонала государственных и негосударственных
организаций, а также индивидуальных предпринимателей никто не имеет права
включать в перечни работников с ненормированным рабочим днем.
О том, что у
работника ненормированный рабочий день, целесообразно указать в письменном
трудовом договоре, но, разумеется, только в случае, если оговоренная в
последнем должность (профессия) включена в локальный перечень и работник не
отнесен к категории лиц, для которых не допускается ненормированный рабочий
день. В трудовом договоре стороны могут предусмотреть также условнее о
неприменении ненормированного рабочего дня, предусмотренного централизованным
и локальным перечнями для должности (профессии), на которую принят работник.
Поскольку
ненормированный рабочий день — это условие труда, предусмотренное законодательством,
включение в локальные перечни должностей (профессий) работников, которым
устанавливается ненормированный рабочий день, не требует коллективного или
персонального согласия работников, занимающих эти должности (профессии). То
обстоятельство, что названные перечни прилагаются к коллективному договору,
вовсе не означает, что на ненормированный рабочий день дали согласие
соответствующие работники. Согласия не требуется и тогда, когда коллективный
договор не заключается, а перечень утверждает наниматель.
Страницы: 1, 2
|