бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Ненормированный рабочий день бесплатно рефераты

Ненормированный рабочий день

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

им. А.А.КУЛЕШОВА

 

 

 

 

Факультет экономики и права

 

Кафедра правоведения

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

Ненормированный

рабочий день

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнил:

 студент гр. П-001

Карпешко М.Ю.

научный руководитель

Лобановская С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

МОГИЛЕВ, 2002

ПЛАН


    Введение.


1.  Понятие «ненормированный рабочий день»………………4-7


2.  Основания применения ненормированного

рабочего дня……………………………………………………8-10


3.  Ограничения применения ненормированного

рабочего дня…………………………………………………..11-13


4.  Компенсация за работу с ненормированным

рабочим днем…………………………………………………14-22


Заключение………………………………………………………..23


Список использованных источников….……………………..24


Приложение – 1.


Приложение – 2.






















ВВЕДЕНИЕ



Термин «ненормированный рабочий день» впервые был использован в постановлении НКТ (Наркомата труда) СССР от 13 февраля 1928 г. № 106 (Сборник нормативных актов о труде. Ч. 1. М.: Юрид. лит., 1984. С. 484). От­дельные нормы этого постановления (пп. 4 и 5), не противоречащие Трудовому кодексу Респуб­лики Беларусь (далее ТК) и другому законодательству о труде, до сих пор сохраняют силу и продолжа­ют применяться на практике.

Таким образом я решил попробовать раскрыть тему более широко, нежели чем она раскрыта в трудовом кодексе и его приложении. Особенно учитывая то, что в трудовом кодексе, в главе 10, посвященной рабочему дню, она вообще проигнорирована, а в статье 158 косвенно задета, но полностью не раскрыта.

Исходя из этого передо мной встала задача как можно более полно рассмотреть ненормированное рабочее время.

В сравнении с термином «нормированный рабочий день», термин «ненормированный рабочий день» не то что раскрывает суть сказанного, а даже более запутывает ее и не отражает точно сущность данного правового понятия.

Ненормированный рабочий день как осо­бое условие труда может быть только у работников, должности (профессии) которых вклю­чены в перечни, утвержденные в установлен­ном порядке. Под установленным понимает­ся порядок, предусмотренный ч. 2 ст. 158 ТК и принятыми в соответствии с ней постанов­лениями Совета Министров от 4 апреля 2000 г. № 455 «О делегировании полномочий пра­вительства Республики Беларусь па принятие (издание) нормативных правовых актов» и от 27 июля 2000 г. № 1154 (в редакции от 5 янва­ря 2001 г.). Названные перечни служат осно­ванием возникновения правового статуса «ра­ботник с ненормированным рабочим днем», если иное не предусмотрено законодательст­вом либо локальным нормативным актом (об этом будет сказано ниже).








1. ПОНЯТИЕ «НЕНОРМИРОВАННЫЙ

РАБОЧИЙ ДЕНЬ»

 

В Трудовом кодексе, как и ранее в КЗоТ, о ненормированном рабочем дне говорится только в одной статье — в ст.158. «Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день».

«Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени дополнительный отпуск продолжительностью до 14 календарных дней.

Перечни работников с ненормированным рабочим днем утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. В негосударственных организациях конкретная продолжительность такого отпуска для работников устанавливается коллективным или трудовым договором, нанимателем».

 Названная статья определила, во-первых, право на дополнительный одноименный отпуск (в этом качестве ненормированный рабочий день выполняет лишь функцию основания пре­доставления отпуска), во-вторых, полномо­чия на утверждение перечней работников с ненормированным рабочим днем.

Однако ненормированный рабочий день имеет отношение не только к отпуску он вы­полняет и другую, главную для него функцию, связанную с регулированием продолжительно­сти рабочего времени. К сожалению, в Трудовом кодексе ее проигнорировали. В главе 10 ТК, по­священной рабочему времени, ненормирован­ный рабочий день даже не упомянут. В результа­те у нас нет его точного юридического определе­ния, отсутствуют его основные ограничители и т.д. Но хотя в главе 10 Трудового кодекса указан­ная функция не упомянута, она не исчезла. Без нее ненормированный рабочий день теряет вся­кий смысл. Связь его с рабочим временем кос­венно признана Трудовым кодексом (ст. 158) и Другим законодательством, в первую очередь по­становлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении порядка представле­ния и суммирования трудовых отпусков» от 27 июля 2000 г. № 1154 с изменениями от 5 января 2001 г, (подробнее о нем будет сказано ниже).

Что же такое ненормированный рабочий день? Ответ на поставленный вопрос требует рас­смотрения двух правовых позиций. Некоторые комментаторы трудового законодательства ут­верждают, что ненормированный рабочий день — это особый режим рабочего времени. С этим нельзя согласиться. Дело в том, что назначение режима рабочего времени согласно ст. 123 ТК – обеспечить порядок распределения нанимате­лем установленных норм ежедневной и ежене­дельной работы на протяжении определенного календарного периода (суток, недель и др.). Из ст. 123 следует, что режим обеспечивает не  уста­новление или изменение, а реализацию уже ус­тановленных норм продолжительности рабоче­го времени. Признание ненормированного ра­бочего дня режимом рабочего времени (обыч­ным или особым — не суть важно) потребовало бы компенсации переработки нормы часов в одни дни отгулом в другие дни учетного периода. В таком случае ненормированный рабочий день превратился бы в режим работы с суммирован­ным учетом рабочего времени, а последнее пере­шло бы из разряда ненормированного в разряд нормированного. В результате отпала бы потреб­ность в ненормированном рабочем дне и в ком­пенсации его дополнительным отпуском.

Очевидно, что рассмотренная трактовка ненормированного рабочего дня далека от его правовой сути и практики применения.

Автор статьи занимает иную правовую по­зицию. Реальная суть понятия «ненормиро­ванный рабочий день» в том, что это особое ус­ловие труда, установленное законодательством и локальными нормативными актами для оп­ределенной категории работников. Особен­ность этого условия, присущего только ненормированному рабочему дню, в том, что, во-пер­вых, для работников не обязателен максимум нормальной продолжительности рабочего вре­мени; во-вторых, работа сверх этого времени, как правило, не оплачивается и не признается сверхурочной. Поэтому она не компенсирует­ся, как того требует законодательство о сверх­урочных работах (ст. 69 ТК). Чтобы не смеши­вать работу сверх нормального рабочего време­ни при нормированном и ненормированном рабочем дне, последнюю называют «неуроч­ной» или, что одно и то же, «внеурочной».

Утверждение о том, что неурочная работа не считается сверхурочной, не согласуется со ст. 119 ТК. В ч. 2 ст. 119 ТК приведен пе­речень случаев, когда работа сверх нормаль­ного рабочего времени не считается сверх­урочной. В этом перечне нет ненормирован­ного рабочего дня. Этот пробел восполняет п. 5 Порядка предоставления и суммирова­ния трудовых отпусков от 27 июля 2000 г. (далее — Порядок).

Термин «ненормированный рабочий день» не отражает точно суть данного правового по­нятия, более того, можно сказать, вводит в за­блуждение. В сравнении с нормированным ра­бочим временем, продолжительность которо­го ограничена нормами, установленными ст. 112-115 ТК, термин «ненормированный рабочий день» создает иллюзию нераспространяе­мости на него этих статей, что далеко не так. Буквальное понимание термина «ненормиро­ванный рабочий день» не соответствует моде­ли, заложенной в правовом материале (к сожа­лению, весьма скудном) о ненормированном рабочем дне, а также практике применения.

Остановимся на основных параметрах этой модели. Для работников с ненормиро­ванным рабочим днем:

— обязательна установленная продолжи­тельность рабочего времени: оно не может быть меньше предусмотренного графиком (распорядком) работ;

— работа, которую поручается выполнять во внеурочное время, должна относиться к функциональным обязанностям работника. В противном случае она подлежит компенса­ции в общем порядке (оплата либо отгул) (п. 4 постановления от 13 февраля 1928 г.);

— обязателен установленный нанимателем общий или индивидуальный режим нор­мального рабочего времени: начало и окон­чание работы, перерывы, если иное не пре­дусмотрено соглашением сторон либо выте­кает из специфики трудовой функции ра­ботника;

— предусматривается освобождение на об­щих основаниях от работы в выходные и пра­здничные нерабочие дни. В противном случае должна быть компенсация на общих основа­ниях (п. 5 того же постановления);

— обязателен порядок учета явок на рабо­ту, ухода с нее, учет в часах фактически от­работанного нормального рабочего времени;

— продолжительность неурочной работы на практике обычно отдельно не учитывает­ся. Нет и правового основания, обязывающе­го вести такой учет. Но он целесообразен с точки зрения организации труда, выявления степени загрузки работника и т.д.;

— неурочная работа допускается лишь в случаях особой необходимости, обусловлен­ной выполняемой работником трудовой функцией либо потребностями производства.

Поскольку применение ненормированно­го рабочего дня предусмотрено законодатель­ством, неурочная работа не требует согласия работника и должна выполняться по указанию нанимателя либо по инициативе самого работ­ника, но, как правило, с ведома нанимателя.

Сложным является вопрос о допускаемой продолжительности и систематичности не­урочных работ в течение рабочего дня, рабочей недели и в сумме за рабочий год или иной календарный период. Ограничения их в зако­нодательстве не было и нет. Полагаем потому, что неурочная работа предполагалась как исключительные случаи. Бытовало и такое мне­ние: если установить максимум часов и дней, он превратится в минимум. Тем не менее ог­раничители необходимы. Их не могут заме­нить термины типа: «в особых случаях», «в отдельные дни», «в случаях крайней необходи­мости». Эти слова – благое пожелание, не обеспеченное правовыми гарантиями. Тем не менее, наниматели не могут не учитывать, что разрешенная неурочная работа не превраща­ет ненормированный рабочий день в удлинен­ный, не предусмотренный Трудовым кодек­сом. Ненормированный рабочий день не предполагает также регулярное (а тем более постоянное) привлечение к работе в неуроч­ное время. Поэтому противоправна практика руководителей организаций, которые обязы­вают, скажем, мастера, прораба и других лиц с ненормированным рабочим днем являться на работу до начала рабочего дня (смены) или оставаться после его окончания для участия, например, в так называемых «оперативках», «пятиминутках».

Обобщая отмеченное выше, ненормиро­ванный рабочий день можно определить как установленное законодательством условие труда, состоящее в том, что работники в от­дельные рабочие дни в силу производствен­ной потребности по распоряжению нанима­теля или по своей инициативе обязаны вы­полнять свою трудовую функцию в неуроч­ное время (после окончания рабочего дня, до его начала и т.д.), которое в порядке ис­ключения не признается сверхурочным, а поэтому не компенсируется как сверхуроч­ное время, но применяются другие компен­сации, предусмотренные Трудовым кодексом (ст. 158), локальными нормативными акта­ми и трудовым договором.






























2. ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

НЕНОРМИРОВАННОГО РАБОЧЕГО ДНЯ

 

Ненормированный рабочий день как осо­бое условие труда может быть только у работников, должности (профессии) которых вклю­чены в перечни, утвержденные в установлен­ном порядке. Под установленным понимает­ся порядок, предусмотренный ч. 2 ст. 158 ТК. и принятыми в соответствии с ней постанов­лениями Совета Министров от 4 апреля 2000 г. № 455 «О делегировании полномочий пра­вительства Республики Беларусь па принятие (издание) нормативных правовых актов» и от 27 июля 2000 г. № 1154 (в редакции от 5 янва­ря 2001 г.). Названные перечни служат осно­ванием возникновения правового статуса «ра­ботник с ненормированным рабочим днем», если иное не предусмотрено законодательст­вом либо локальным нормативным актом (об этом будет сказано ниже).

Постановление Совета Министров от 27 июля 2000 г. № 1154 названо «Об утверждении порядка предоставления и суммирования тру­довых отпусков» (далее, напомним, - Поря­док), но в нем значительное место отведено ре­гулированию ненормированного рабочего дня и, в частности, основаниям его применения,

Существует два вида перечней работни­ков с ненормированным рабочим днем (да­лее — перечни или перечни работников),

Первый — перечень, утвержденный отрас­левым министерством и иным республикан­ским органом государственного управления, облисполкомом, Мингорисполкомом, Мини­стерством труда (далее — централизованный перечень). Данный перечень обязателен для государственных организаций. Для негосудар­ственных организаций, а также индивидуаль­ных предпринимателей, являющихся нанима­телями, централизованный перечень (с учетом наиболее близкой сферы деятельности орга­низации) имеет рекомендательный характер.

Второй — перечень работников организа­ции или индивидуального предпринимателя (далее — локальный перечень). Он прилагает­ся к коллективному договору и принимается вместе с последним. Если коллективный до­говор отсутствует, локальный перечень утверж­дает непосредственно наниматель.

Принципиальное значение имеет следу­ющий факт: впервые законодательством закреплено условие, согласно которому в государственных и негосударственных орга­низациях основанием применения ненорми­рованного рабочего дня является наличие локального перечня данной категории ра­ботников, утвержденного в установленном порядке, и включение в него занимаемых ими должностей (профессий) (п. 2 и ч. 1 п. 4 Порядка). Логично это условие относить и к индивидуальным предпринимателям.

В Порядке отсутствует норма, предусмат­ривающая прямое действие централизованных перечней. Поэтому при отсутствии в органи­зации локального перечня работников с не­нормированным рабочим днем все работни­ки данной организации признаются работни­ками с нормированным рабочим временем и на них распространяется законодательство о сверхурочных работах.

Централизованные перечни имеют исчер­пывающий характер. Следовательно, расши­рять локальные перечни, т.е. вносить в них не предусмотренные централизованными переч­нями должности и профессии, нельзя (ч. 3 п. 2 Порядка). Но локальные перечни могут быть уже централизованного, т.е. в них не обязатель­но все переносить из последних.

В локальный перечень могут включаться лишь те должности, которые в данной орга­низации по объективным производственным причинам предполагают необходимость пе­риодически выполнять функциональные обя­занности в неурочное время, т.е. сверх установленной нормы продолжительности рабо­чего времени (ч. 1 п. 3 Порядка).

Согласно приложенному к Порядку Переч­ню категорий (групп) работников с ненорми­рованным рабочим днем последний разрешен только для одной профессии рабочих - води­телей служебных легковых автомобилей. Здесь имеются в виду водители, обслуживаю­щие руководителя организации. Такой вывод вытекает из того, что в себестоимость вклю­чаются затраты на один служебный автомо­биль. Все остальные профессии рабочих и младшего обслуживающего персонала госу­дарственных и негосударственных организа­ций, а также индивидуальных предпринимате­лей никто не имеет права включать в перечни работников с ненормированным рабочим днем.

О том, что у работника ненормированный ра­бочий день, целесообразно указать в письменном трудовом договоре, но, разумеется, только в слу­чае, если оговоренная в последнем должность (профессия) включена в локальный перечень и работник не отнесен к категории лиц, для которых не допускается ненормированный рабочий день. В трудовом договоре стороны могут предусмотреть также условнее о неприменении ненормированно­го рабочего дня, предусмотренного централизованным и локальным перечнями для должности (профессии), на которую принят работник.

Поскольку ненормированный рабочий день — это условие труда, предусмотренное за­конодательством, включение в локальные пе­речни должностей (профессий) работников, которым устанавливается ненормированный рабочий день, не требует коллективного или персонального согласия работников, занимающих эти должности (профессии). То обстоя­тельство, что названные перечни прилагают­ся к коллективному договору, вовсе не означа­ет, что на ненормированный рабочий день дали согласие соответствующие работники. Согласия не требуется и тогда, когда коллек­тивный договор не заключается, а перечень ут­верждает наниматель.

Страницы: 1, 2