Наука гражданского и римского права
Наука гражданского и римского права
Наука гражданского и римского права
Характерной
особенностью русского юридического развития в течение очень долгого времени
является отсутствие не только у массы населения, но и у высших классов
потребности привести в известность существующее в отечестве право и точно
установить по крайней мере обыденные юридические отношения между гражданами.
В
то время как на Западе при первых же зачатках организованной государственной
жизни выдвигаются на первый план не только юристы-практики, но и теоретики,
сочинения которых получают значение руководства в судах иногда наравне с
законом или взамен его, Россия до второй половины XVIII века не дает ни одного
не только выдающегося, но и вообще сколько-нибудь образованного юриста; не
появляется в России ни одного юридического трактата, хотя бы самого
элементарного состава. Дьяки и подьячие, единственные юристы-дельцы древней
Руси до начала XVIII столетия, не обладают ни общим, ни юридическим
образованием; простая грамотность, деловой навык и опыт, сметливость составляют
их единственное достояние и руководство при решении подчас сложных
государственных и частно-правовых вопросов. В русских училищах до Петра
Великого не преподавалось не только право, но даже этика. Лишь в грамоте,
данной в 1682 г. царем Федором Греко-Славянской академии, установлялась
обязанность преподавать "ученье правосудия духовнаго и мирскаго", но
в действительности этого не было. В 1703 г. было открыто в Москве так
называемое "Нарышкинское" училище, в котором некто Иоанн Рейхмут
преподавал "из философии деятельныя этику и политику"; в 1715 г. это
училище было закрыто. С начала XVIII столетия потребность в сколько-нибудь
образованных юристах-практиках становится все настоятельнее, вынуждая
правительство принимать меры к организации более правильной подготовки судей и
чиновников административных Ведомств.
Подготовку
юристов-практиков правительство думало устроить путем прикомандирования молодых
дворян (юнкеров) к административным и судебным учреждениям, для занятий под
надзором опытных служащих. По Генеральному Регламенту коллегии юнкеров
учреждаются во всех коллегиях; табель о рангах предписывает учредить краткую
школу для обучения тому, "что касается до праваго суда" и вообще
"что колежским правлениям подлежит". Это практическое обучение
делопроизводству и законоискусству существует в течение всего XVIII столетия,
причем число обучающихся растет настолько, что становятся излишними
принудительные меры. Обучением заведовали секретари и повытчики; за
"леность и гулянье" даже двадцатилетние юноши подвергались телесному
наказанию. Неудовлетворительность такого обучения праву сознается в течение
всего XVIII столетия и выражается князем Щербатовым в следующих словах: означенные
юнкеры, "не имев... воспитания, ниже знав грамматику и логику, начинают с
простых писцов свою службу и производят ее далее. Вся жизнь их употреблена на
списывание и напамяновение законов, не оставляя им ни малейшаго времени на
рассмотрение их. И тако становятся весьма памятные на законы; но не искусстные
в познании их". Уже Петр I проектировал учредить в России "академию
политики", для изучения юридических наук. В 1721 г. была основана школа
подьячих для детей приказных, где обучение было практическим; в 1722 г. в
инструкции герольдмейстеру проектируется учреждение "краткой школы для
изучения гражданских дел", не осуществленное в действительности.
Юридическое обучение вводится в общие школы, а также в Кадетский корпус, где с
самого его основания читалось естественное и гражданское право, а с 1748 г.
предписано читать "подлежащие к знанию гражданских прав уставы, регламенты
и указы". С 1724 г. при академическом университете учреждается кафедра
"права натуры и публичнаго купно с политикою и этикою".
С
1758 г. в академии, под управлением Ломоносова , создается и юридический
факультет, где Бекенштейн читал "institutiones juris" и
"introductio ad praxim forensem", а Штрубе - права натуральное и
народное; раньше он читал в академии и право гражданское. Преподавание
юриспруденции в академическом университете успеха, однако, не имело: в 1765 г.
здесь был, например, лишь один студент. Последовательное развитие изучения
права начинается только с учреждением Московского университета, в котором уже
при его основании было введено, рядом с правом естественным и общенародным, и
изучение "положительных прав", т. е. римского и русского гражданского
и уголовного. Первое время их, вместе с правом естественным и общенародным,
преподает Дильтей , а затем появляются в качестве профессоров воспитанники
Московского университета, Десницкий и Третьяков ; первый читает пандекты и
русское право, второй - институции. В 1783 г. отдельное от римского преподавание
русского гражданского права и судопроизводства ("практической российской
юриспруденции и судопроизводства") начинает коллегии регистратор И.
Аничков , с 1790 по 1811 г. продолжает Горюшкин . Римское и русское право
вместе в 80-х годах XVIII столетия читают иностранцы Пургольд , Шнейдер , Баузе
и Штельцер . Кафедру римского права из русских занимает один Цветаев ; русское
право после Горюшкина преподает снова практически, а не теоретически Сандунов .
Позднее выступает один только непосредственный и теоретически широко
образованный ученик Цветаева и Дегая , Морошкин . С основанием университетов в
Петербурге, Харькове и Казани теоретическое изучение римского и русского права
развивается еще больше, но привлечение достаточно подготовленных профессоров в
эти университеты встречает большие затруднения.
С
1803 по 1820 г. "положительные права" в Санкт-Петербургском
университете преподает иностранец Кукольник ; с 1820 г. его заменяет на кафедре
римского права остзеец В.В. Шнейдер, остающийся на ней до 1861 г. и заменяемый
остзейцем по происхождению, хотя и воспитанником Санкт-Петербургского
университета, Дорном . Кафедру русского права после Кукольника занимает С.Г.
Боголюбов , совсем к ней не подготовленный теоретически; с 1832 г. он
замещается бароном Е.В. Врангелем , воспитанником Дерптского университета,
плохо знавшим русский язык. В Харькове и Казани, кроме иностранцев (Гомперле,
Филиппович, Швейкарт , Финке , Нейман , Врангель) римское право преподают
учителя гимназий (Паулович в Харькове, Лукашевич в Казани). Сознание
потребности в определении своих прав с половины XVIII века ясно сказывается и в
обществе. В одном из проектов ("О правах благородных"),
представленном в Екатерининскую комиссию, указывается на то, что старое
уложение царя Алексея "начинается определением наказаний за преступления,
но имеет ли кто к чему-либо право или чем кто обязан, о том там умалчивается,
как бы на то особливое уложение уже предварительно издано было, равным образом
и в последующих указах весьма многое случайно запрещено, но того трудно
сыскать, по какому праву остальным кто пользуется". Зарождающаяся
юриспруденция, в лице как русских своих представителей, особенно Десницкого и
Третьякова, так и иностранных профессоров - Дильтея, Баузе и других, широко
ставит задачи насаждения правового сознания в России.
Гражданское
и римское право занимают лишь часть программы, в состав которой входит изучение
не только отвлеченных начал естественного права, но и западноевропейского
государственного и частного права, в его историческом развитии. Первые русские
юристы не стремятся к тому, чтобы перенести на русскую почву целиком западное
правосозерцание, а хотят создать самостоятельную философию права, которая
помогла бы им объяснить сходства и отличия русской жизни сравнительно с
западноевропейской (особенно Десницкий). Осуществить эту задачу русским ученым
конца XVIII и первой четверти XIX века не удалось; этому мешала, кроме
политических условий, недостаточная разработка не только исторических
материалов, но и источников действующего русского права. Из учебной литературы
первого периода для римского права характерны: "Краткое очертание римских
и российских прав" (1777), ученика Дильтея, Артемьева ; "Основания
римского права", перевод с латинского Ф. Ленкевича (1809 - 10); перевод
учебника Макельдея, сделанный Цветаевым; три самостоятельных учебника
последнего по римскому праву; "Начальные основания римского права"
(Санкт-Петербург, 1810) Кукольника. Памятниками практического преподавания
русского права остались "Руководство к познанию российскаго
законоискусства" и "Описание судебных действий" Горюшкина, а
теоретического - "Краткое руководство к систематическому познанию
гражданского права России", профессора Терлаича, "Начальные основания
российского частного права", Кукольника и "Опыт начертания
российского гражданского права", Вельяминова-Зернова , юриста-практика,
принимавшего непосредственное участие в законодательных работах.
Широкообразованные учителя могли передать свои взгляды отдельным ученикам,
приготовлявшимся к кафедре, но не могли, по условиям времени, дать большого
числа подготовленных юристов. Не только в начале века, поэтому, пришлось
выписывать для законодательных работ барона Розенкампфа , но и в эпоху подготовки
Полного собрания и Свода Законов недостаток юристов ощущался настолько, что дал
Сперанскому основание написать следующие слова: "Обучение российского
законоведения в университетах наших доселе не могло иметь успеха по двум
причинам - по недостатку учебных книг и по недостатку учителей. Две учебные
книги, одну для учителей, другую для учащихся, необходимо нужно составить. Труд
сей немаловажен, но составлением сводов и уложений он будет облегчен...
Приуготовление учителей представляет более трудностей. Здесь должно начать
почти с самого первого образования. Должно сперва снабдить каждый университет двумя
или хотя одним русским профессором прав, приуготовленным исключительно для сей
части. К сему приуготовлению наши университеты мало представляют способов. В
них есть кафедры римского права, но в Петербургском, Харьковском и Казанском
университетах это пустой обряд: ибо как учиться римскому праву без латинского
языка? В других университетах может быть более успехов: в Дерпте в правах
римском и немецком, в Вильне в римском и польском, но, к сожалению, нигде в
российском". Сперанский проектирует, поэтому, усиление состава профессоров
путем посылки нескольких молодых людей за границу. Посылка состоялась, и с
этого времени начинается новая эпоха в развитии русской юриспруденции вообще, и
в изучении римского и гражданского права в особенности. В первую очередь за
границу были посланы Неволин , Богородский , Благовещенский , Знаменский , Орнатский
(о ходе их образования см. Неволин), во вторую - Крылов , Редкин , Мейер , Осокин
, А. Куницын , Федотов-Чеховский и Кранихфельд . К тем из этих лиц, которые
заняли кафедры гражданского и римского права, примыкают группы учеников,
составивших себе имя в русской научной цивилистической литературе.
Непосредственно с Неволиным связан своей плодотворной деятельностью И.Е.
Энгельман ; по направленно к Неволину близки Митюков, Никольский , Демченко и Загоровский
. С Крыловым связаны Кавелин , Дювернуа, Муромцев , Умов , Боголепов , Нерсесов
, Гамбаров , с Мейером - Вицын , Пахман и Малышев ; к последним примыкают Цитович
, Гольмстен , Шершеневич . Особняком от этой непосредственной преемственности
стоят Дорн, Голевинский , Победоносцев , Ефимов и некоторые другие. Посылка за
границу упомянутых выше лиц состоялась в эпоху расцвета исторической школы
права, сильной не только своими идеями, но и покровительством, которое
оказывали ее учениям правительства, в том числе и русское, взявшее на себя
задачу руководить насаждением этого учения в умах профессоров через попечителей
учебных округов. О политических тенденциях исторической школы, в огромной мере
способствовавших посылке за границу русских молодых ученых при императоре Николае
I , А. Менгер совершенно справедливо пишет следующее: "Историческая школа,
руководившаяся политическими стремлениями по крайней мере в такой же степени,
как и научными, с самого начала была склонна к возвеличению авторитета.
Сочинения ее основателей учили почти беспрекословному поклонению пред
исторически образовавшимися учреждениями народов, слепому восхищению римской
классической юриспруденцией и подчинению без критики... Правительства из
политических видов поддерживали это направление тем, что в учебных планах
отводили самое широкое место историческим дисциплинам права, тогда как
критические, особенно философские, были оттуда изгнаны или лишены почти всякого
значения" ("Задачи современной юриспруденции"). В духе идей этой
школы, соответственно видам правительства, должны были быть воспитаны и
посланные в Берлин лица. Политические тенденции отразились, однако, лишь в
незначительной мере на научной и преподавательской деятельности названных лиц,
проявивших большую научную самостоятельность. Ученые, занявшиеся разработкой
истории русского гражданского права, а в эту область внесли свою дань и
романисты, пытались не только восстановить, подобно представителям немецкой
исторической школы, состав фактов старой юридической жизни, но и осветить смысл
историко-юридического развития России. Главный представитель романизма,
профессор Крылов, с самого начала своей деятельности, перенес центр тяжести
изучения римского права с абстрактной догматики на историческую почву. Ученики
Неволина и Крылова продолжали их деятельность, примкнув, в значительном большинстве,
к новым течениям историко-юридической мысли во Франции, Англии и Германии, и
расширив область истории римского и русского права сравнительным изучением
права других культурных народов и общей культурной истории. Обилие задач,
поставленных русской жизни с конца 50-х годов, широкое поле практической
деятельности, открывшееся с введением судебных уставов и отвлекшее многих от
ученой работы, послужили причиной тому, что результаты научной разработки
римского и гражданского права не соответствуют силам и талантам творцов русской
юриспруденции. Их огромной заслугой во всяком случае останется то, что они
сумели подготовить и воспитать достойных проводников в жизнь и верных
хранителей принципов, лежащих в основании преобразований императора Александра
II . Труды наших ученых юристов сосредоточены по преимуществу в юридических
журналах, возникших для живого общения между университетской наукой и практикой
("Журнал Министерства Юстиции" старой и новой редакции,
"Юридический Вестник", издание Санкт-Петербургского Юридического
общества, выходившее под разными названиями). Практическая юриспруденция также
выдвинула ряд писателей, оказавших крупные услуги науке. Среди них на первом
месте должен быть поставлен покойный Оршанский . Принципиальные точки зрения на
задачи судьи-цивилиста развил в своем "Отчете судьи" А.Л.
Боровиковский . С начала 90-х годов начинается новый период в разработке
русского и римского права. Несовершенства русского гражданского права,
отсутствие практического значения рецепированного в Германии римского и связь
необходимых преобразований русского гражданского законодательства с общими
вопросами русской политической и общественной жизни направляли внимание юристов
школы Неволина, Крылова и Мейера в сторону вопросов de lege ferenda гораздо
более, чем в сторону учения de lege lata. В этом отношении их не увлек на
другую дорогу и капитальный труд Победоносцева, проникнутый консервативными
тенденциями. Такое настроение цивилистической литературы еще более усиливало в
молодых юристах интерес к социально-политическим наукам, который, в силу
условий русской жизни, и без того был велик. Приток новых ученых сил к изучению
римского и гражданского права, вследствие этого, уменьшился. Ко времени
введения в действие нового университетского устава, чрезвычайно расширившего
изучение догматики римского и русского права, не оказалось в наличности
достаточного количества ученых сил. Министерство народного просвещения, в видах
подготовки преподавателей гражданского права, учредило семинарию в Берлине,
куда и отправлены были целые группы молодых людей из разных университетов.
Здесь они должны были учиться догматике римского права и чтению римских
источников; другие предметы изучения, в противоположность тому, что имело место
при командировке Неволина и его товарищей, были старательно удалены из
программы. Не принято было даже предложение Виндшейда включить в программу, для
избежания односторонности, изучение германского национального права. Ряд
возвратившихся из Берлина молодых людей заняли кафедры и доцентуры в русских
университетах: Гримм и Петражицкий в Петербурге, Соколовский в Москве (раньше в
Киеве), Гуляев , Зелер и Покровский в Киеве, Дыновский и Пергамент в Одессе,
Тиле и Колатинский в Казани. Пассек и Кривцов в Юрьеве (Дерпте), Кассо в
Харькове. Эта школа юристов дала уже ряд научных трудов по римскому праву,
написанных в общем духе господствующей германской догматической литературы.
Отдельные лица из среды новой школы успели, однако, заявить себя
оригинальностью мысли, внести некоторые свежие мысли в стареющую немецкую догму
и возвыситься до более общих задач изучения права в связи со всей культурной
жизнью. Русская наука гражданского права, повторяя, в общем, смену
западноевропейских школ (естественного права, исторической и
историко-философской), сохраняет, таким образом, определенную традицию и
самостоятельность развития, чуждаясь односторонних увлечений и не забывая
конкретных задач русской действительности. Она выдвигает на первый план общие
вопросы и стремится заложить прочный философский фундамент изучения, выяснить
методы его и определить как факторы правообразования вообще, так и основные
методы юридического творчества (труды Кавелина, Муромцева, Гамбарова, Пахмана).
Вместе с тем она разрабатывает те частные вопросы, на которых особенно ясно
видна разница принципиальных точек зрения (вопросы владения в трудах Морошкина,
Митюкова, Муромцева, корреальных и солидарных обязательств в труде Дювернуа,
представительства и negotiorum gestio в трудах Нерсесова, Гордона , Эвецкого,
Гамбарова, исторические вопросы сравнительного характера в трудах Муромцева,
Боголепова, Ефимова, Доримедонтова, Покровского, связь права с экономикой в
трудах Гримма и Петражицкого и т. д.), и, наконец, дает общие курсы.
Литература. Неволин "Энциклопедия законоведения" (II); Благовещенский
"История и метод науки законоведения в XVIII веке" (в "Журнале
Министерства Народного Просвещения" за 1835 г.); Станиславский "О
ходе законоведения в Р." (Санкт-Петербург, 1853); Шершеневич "Наука
гражданского права в Р." (Казань, 1893); Лаппо-Данилевский "Полное
собрание законов, составленное в царствование императрицы Екатерины II"
(Санкт-Петербург, 1898); Коркунов "Десницкий, первый профессор
права"; его же "З.А. Горюшкин, российский законоискусник" (в
"Журнале Министерства Юстиции", 1894, № 2 и 1895, № 7).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rulex.ru/
|
|