Наследование (hereditas) в Древнем Риме - общая характеристика
Наследование (hereditas) в Древнем Риме - общая характеристика
Московский институт права
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО РИМСКОМУ ПРАВУ НА ТЕМУ № 8:
«НАСЛЕДСТВО (HEREDITAS) В РИМСКОМ ПРАВЕ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»
План:
Введение. 3
1. История развития римского наследственного
права. 4
2. Понятие наследования. 7
2. Наследование по завещанию. Содержание завещания.
Обязательная доля. 9
3. Наследование по закону. 12
4. Необходимое наследование. 14
5. Наследование по праву представления. Наследственная
трансмиссия. 16
6. Открытие наследства. Принятие наследства. Последствия
принятия. 18
7. Иски о наследстве. Выморочное наследство. 20
8. Легаты и фидеикомиссы.. 21
Заключение. 24
Список использованной литературы.. 25
Римское наследственное право
прошло долгий и сложный путь развития. Этот путь был неразрывно связан с ходом
развития римской собственности и семьи. По мере того, как индивидуальная
частная собственность освобождалась от пережитков собственности семейной, в
наследственном праве выражался все последовательнее принцип свободы
завещательных распоряжений. По мере того, как когнатическое родство вытесняло
родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по
закону. Вместе с тем римское право нашло способы сочетания свободы завещаний с
интересами наследников по закону: за некоторыми из последних были признаны определенные
права в имуществе наследодателя, которых нельзя было ни отменить, ни уменьшить
завещанием. Это было так называемое необходимое наследование определенных
разрядов наследников по закону. Весь этот ход развития был связан и с
постепенным освобождением завещания от первоначального формализма.
Правда, пережитки формализма
сохранились в постановлениях о наследовании по завещанию даже и по окончательно
сложившейся системе наследственного права, закрепленной законодательством Юстиниана.
Правда, некоторые следы древнейшего права проявлялись и в окончательно
сложившемся порядке наследования по закону. Тем не менее, основные институты
наследственного права, выработанные римским правом, были восприняты гражданским
правом новых народов и составляют до сих пор основу наследственного права
капиталистических государств. Более того, римскому праву современные законодательства
обязаны и самым понятием наследования, как универсального преемства, в
силу которого на наследника не только переходят, в качестве единого комплекса,
все имущественные права и обязанности наследодателя (hereditas nihil aliud est. quam successio in universum ius quod detimctus habuerit
(D. 50. 17. 62), но и возлагается
ответственность своим имуществом за долги наследодатели, создается своего рода
продолжение в лице наследника, юридической личности наследодателя; nostris videtur legibus una quodammodo persona heredis et illius qui hereditatem in eum transmittit (Nov.
48 praef).
Наряду с идеей универсального
преемства римское право выработало и понятие сингулярного преемства по случаю
смерти: понятие завещательных отказов (легатов), в силу которых определенные
лица приобретали отдельные права на принадлежавшее завещателю имущество, не
становясь субъектами каких бы то ни было обязанностей.
Наряду с этими основными понятиями системы
наследования как преемства в правах и обязанностях вследствие смерти, римское
право создало ряд положений об основаниях наследования, о порядке приобретения
наследства, об отношениях наследников между собою и с кредиторами наследодателя[1].
Основные этапы развития. В
развитии римского наследственного права можно проследить четыре этапа: а)
наследственное право древнего цивильного права; б) наследование по преторскому
эдикту; в) наследование по императорскому до-юстиниановскому законодательству
и, наконец, г) результат реформ Юстиниана, произведенных его новеллами.
Наследование по древнему
цивильному праву. Законы XII таблиц знали два основания
наследования: наследование по завещанию и наследование по закону, которое имело
место, если наследодатель умирал, не оставив завещания.
Таким образом, хотя трудно
сомневаться в том, что первым по времени основанием наследования было в Риме,
как и везде, наследование по закону, hereditas legitima, в силу которого имущество оставалось в
семье, признававшейся в глубочайшей древности единственной носительницей прав
на это имущество, однако, законы XII
таблиц исходят уже из представления о завещании, как нормальном, наиболее
часто встречающемся основании наследования[2].
При этом характерной чертой
римского наследования, которую оно сохранило навсегда, было правило: nemo pro parte testatus, pro parte ntestatus decedere potest (D. SO. 17, 7) — наследование по завещанию несовместимо с
наследованием по закону в имуществе одного и того же лица; если завещатель
назначил наследника, например, к четверти своего имущества, то наследник имеет
право и на остальную часть этого имущества, наследники по закону остаются в
стороне. Вероятно, это правило возникло на почве буквального толкования положения
законов XII таблиц, в силу которого
наследование по закону могло иметь место при отсутствии завещания, «siintestate moritur». Затем к этому положению
привыкли, и оно стало одним из основных начал римского наследственного права.
Законы XII таблиц выражают ту стадию развития римского
наследственного права, когда принцип свободы завещаний, еще ведя некоторую
борьбу с пережитками института семейной собственности, собственности
агнатической семьи, однако, уже признан отчетливо и прочно. Когнатическое же родство
еще не дает права наследования по закону.
Наследование по преторскому
праву. Реформы, осуществленные в области наследования претором, начались еще
в республиканский период (*преторское* наследование упоминается в сочинениях
Цицерона) и завершились в эпоху принципата. Они шли следующим путем. Претор
создал особый интердикт — interdictum quorum bonorum для ввода во владение наследственным
имуществом. Первоначально этот интердикт давался лицам, которых претор, после
суммарного рассмотрения их претензий, считал вероятными наследниками по
цивильному праву. Это облегчало положение цивильных наследников, которые
нередко были заинтересованы в изъятии наследственного имущества из рук
посторонних лиц до разрешения спора о правах на наследство по существу. Претор
действовал в этих случаях iuris civilis adiuvandi gratia — в целях содействия применению,
развитию цивильного права. Тем самым он служил, разумеется, интересам имущих
слоев населения, ибо наследниками, хотя бы и по завещанию, чаще всего были лица,
связанные с наследодателем, обладателем наследственного имущества, кровною или
иною личною связью.
Однако скоро оказалось, что интересы
господствующих классов в области наследования сложны и разнообразны, и в
частности не всегда оказывалось приемлемым правило, в силу которого в тех
случаях, когда ближайший наследник не принимал наследства, оно, не переходя к
дальнейшему по порядку призвания к наследованию, становилось выморочным и в
древнейшем праве бесхозяйным, а, следовательно, могло быть присвоено любым
лицом. Для устранения этой последней возможности претор стал давать в таких
случаях bonorum possessio
следующему по порядку родственнику, т.е. допускал в отличие от цивильного
права так называемое successio graduum et ordinum (nn.
249 и 253).
В этом случае претор действовал
уже iuris civilis supplendi gratia — в целях восполнения цивильного
права.
Наконец, с распадением старой
земледельческой семьи претор признал несоответствующим новым жизненным условиям
сложившееся в древнейшие времена устранение эманципированных, т. е.
освобожденных от patria potestas
детей, от наследования после отца, и bonorum possessio стала предоставляться эманципированным
детям. В таких и однородных случаях претор действовал уже iuris civilis corrigendi gratia — в целях исправления цивильного права,
утверждая, таким образом, когнатическую кровную связь в качестве основы
наследования по закону.
На первых порах претор
предоставлял Ьопошш possessio после исследования в каждом
отдельном случае обстоятельств дела (causae cognitio) и вынесения личного решения (decretum), вследствие чего полученная таким
образом bononim possessio
называлась bonorum possessio decrelalis. Но когда в практике сложились некоторые
правила об условиях, при которых предоставляется bonofum possessio, преторы стали вносить эти правила в
эдикт, causae cognitio
отпала, и для получения bononim possessio
достаточно было доказать наличие условий, с которыми эдикт связывал ее
предоставление. Сложившаяся таким образом bonorum possessio edictalis была уже устойчивым институтом
римского права.
Сделать bonorum possessor'a
цивильным наследником претор не мог, он и называл его не наследником, a possessor'oм,
обладателем наследственного имущества, но создавал для него положение по
существу однородное с положением цивильного наследника, предоставляя ему иски
последнего в качестве actiones in factum: bonorum possessor и становился heredis loco (I
3.9. 2).
В то же время, отказывая
цивильному наследнику в исках для получения наследства, претор оставлял
за таким лицом одно лишь имя heres.
Так наряду с цивильной системой
наследования сложилась мало-помалу преторская система, которой суждено было, по
существу, парализовать действие цивильной системы.
Существенное значение, наряду с
деятельностью претора, имела и практика центумвирального суда, которому были
подведомственны споры о наследовании, о котором идет речь ниже.
Императорское законодательство
до Юстиниана. Много внимания уделило наследственному праву
законодательство времени принципата и особенно империи, обобщившее и
закрепившее основные начала преторской системы наследования.
Наследственное право в новеллах Юстиниана.
Развитие наследственного права завершено в новеллах Юстиниана: ПК (543 г.) и
127 (548 г.) — реформа наследования по закону и 115 (S42 г.) — так называемое необходимое наследование.
Нормы
наследственного права принадлежат к способам приобретения имущества, поскольку
они регламентируют переход имущества к другим лицам в связи со смертью
собственника. Понятие наследования включает в себя категорию универсального
преемства, ибо для возникновения права наследования (у одного или нескольких
лиц) недостаточно факта смерти наследодателя, но и необходимо, чтобы на
наследника переходили все права и обязанности умершего (но не отдельное
правоотношение). Таким образом, наследование в римском частном праве (и в
современном) характеризуется как универсальное преемство, т. е. преемство
всего комплекса имущественных прав и обязанностей наследодателя.
Наследованием называется переход имущества
умершего лица к одному
или нескольким другим лицам. Это значит, что наследник, вступая в
наследство, приобретает единым актом всё имущество наследодателя (или – при
наличии нескольких наследников – определенную долю имущества) как единое целое.
Универсальный характер проявляется и в том, что к наследнику переходят сразу и
права, и обязанности, входящие в состав наследства, в том числе такие права и
обязанности, о существовании которых наследник не знал. В римском праве
известно сингулярное преемство, то есть предоставление лицу отдельных прав –
так назывались легаты теория отказы. Наследственно-правовые
отношения возникали, когда законный наследник, способный принять наследство,
заявлял, что принимает наследство. Если речь шла о наследстве дееспособного наследодателя
и о вещах, могущих являться предметом наследования, наследник получал все
права, которыми прежде владел наследодатель. Наследование, возможно,
было или по завещанию, или по закону (если завещание не
состоялось, признано недействительным, или наследник, назначенный в завещании
не принимал наследства). Недопустимо было сочетание этих двух оснований
при наследовании после одного и того же лица, т.е. переход одной части
наследства по завещанию, а другой – по закону.
Наследодатель, defunctus или de cuius, являлся лицом, которое при жизни могло
быть носителем наследственных прав и обязанностей. Этим правом не обладали
латины, лица alieni juris,
если не они располагали peculium castrense
и quasicastrense, и частные рабы, в то время как
общественные рабы могли располагать mortis causa половиной пекулиума. Юридическое лицо не
могло быть наследодателем. Физическое лицо, могущее быть наследодателем,
получало этот статус в момент смерти.
Статус наследника при
определенных условиях могло получить любое физическое лицо, даже рабы. Чтобы
получить статус наследника, физическое лицо должно было жить в момент деляции,
то есть в момент смерти наследодателя. Исключение составляли потомки
наследодателя, родившиеся после его смерти. Статус наследника могли получать и
юридические лица. В постклассический период и церковь могла получить статус
наследника[3].
Необходимо различать открытие наследства и вступление
в него. Наследство открывается в момент смерти наследодателя; с открытием
наследства для определенных лиц связано получение права приобрести наследство.
Однако переход прав происходит только в момент вступления в наследство, когда
наследник выражает волю принять наследство.
Основное значение в Древнем Риме имело наследование по
завещанию (secundum tabulas testamenti). Отсюда такие термины, как завещательное
наследство (hereditas testamentaria) или наследник по завещанию (heres ex
testamento). Первостепенная роль наследования по завещанию сказывалась также на
обозначении, которым пользовались, когда речь шла о втором виде наследования:
оно именовалось seccessio ab intestato – наследование при отсутствии завещания.
Римские источники послужили также основой появления и другого термина –
наследование по закону, поскольку в них встречается такое словоупотребление, как
законное наследство (hereditas legitima) или законный наследник (heres
legitimus).
Завещание есть правомерное выражение воли,
сделанное торжественно для того,
чтобы оно действовало
после нашей смерти.
Завещанием в римском праве признавали не всякое распоряжение
лица своим имуществом на случай смерти, а лишь такое, которое содержало
назначение наследника. Такое назначение должно было быть в самом начале
завещания. Завещание являлось односторонней сделкой, т.е. оно выражало волю
только завещателя. Завещание не являлось договором, т.к. выражение воли
наследника имеет место не при совершении завещания, а только после смерти завещателя,
как самостоятельный акт. Односторонний характер завещания проявлялось также в
праве завещателя в любое время односторонне изменить или отменить завещание.
Собственник имущества имел право сам определить, к
кому и в каком объеме после его смерти должны перейти входящие в это имущество
права и обязанности. Чтобы завещание приобрело юридическую силу, оно нуждалось
в определенном оформлении. Цивильное право допускало три различных способа
составления завещаний:
1.провозглашение завещателем
своей предсмертной воли в куриатных комициях (собраниях);
2.завещание воина,
объявлявшееся в строю перед военным сражением;
3.завещание в виде манципации
(посредством меди и весов); последнее имело наиболее широкое распространение.
В праве постклассического периода было принято
различать частные и публичные завещания. Частные завещания составлялись в
присутствии семи свидетелей. Публичные завещания совершались перед магистратом,
судом или императором.
В завещании прежде всего определялись наследники,
назначенные его составителем.
Условия действительности завещания:
1) для совершения завещания требовалась специальная
способность. Ее не имели недееспособные (душевнобольные, малолетние,
расточители), лица, осужденные за некоторые преступления, все подвластные,
кроме воинов, за которыми признавалось право завещательного распоряжения
военным пекулием.
2) форма завещания - требовала 7 свидетелей, письменная форма
необязательна. Существовали публичные завещания:
а) путем занесения распоряжения завещателя в протокол
суда;
Страницы: 1, 2
|