Налоговые системы зарубежных стран
В настоящее время российское законодательство предусматривает различие
между налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодекса дается
следующее определение: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый
с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий
совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами
местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами
юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или
выдачу разрешений (лицензий)».
С учетом
сказанного выше все виды налоговых платежей и их содержание можно представить
так, как это изображено на рис. 1.3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1.3 – Виды налоговых платежей
|
|
1.2
Классификация налогов
Необходимость
налоговой классификации во многом связана с усложнением налоговых систем,
потребностью совершенствования процесса управления налогообложением. Налоговая
классификация позволяет выявить роль каждого налога и каждой
налоговой группы в формировании доходов бюджета, что особенно важно с точки
зрения эффективности и перспективности соответствующих налогов и их групп. Она
позволяет также определить целевую направленность налоговой системы:
преобладание косвенных налогов обычно свидетельствует о ее нацеленности на
решение преимущественно фискальных задач, а также об уровне “цивилизованности” налоговой системы, ее
соответствия мировым стандартам на основе сравнительного анализа основных
пропорций налоговой системы. Также при многочисленности и разнообразии налогов
классификация позволяет устанавливать их сходства и различия.
Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и
взимания, специфических административно-финансовых мер. Этим объясняется как
теоретическая, так и практическая ценность классификации, т.е. разделения их на
группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями).
Один из возможных вариантов классификации налогов представлен на
рис.1.4.
УДЕРЖИВАЕМЫЕ ИЗ
ДОХОДОВ РАБОТНИКА
|
|
Рис. 1.4. – Классификация налоговых платежей
В первую очередь различают прямые и косвенные
налоги. В основе такого деления могут лежать различные подходы и принципы
(перелагаемость налога, способ обложения и взимания, платежеспособность). В
настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с
подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале XX
в.
По способу взимания различают:
Прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества
или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов
выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные
прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а
предполагаемого среднего дохода, и личные прямые налоги, которые уплачива
|
|
ются с реально
полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций; налог на
доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество организаций;
земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на наследование или
дарение. Несмотря на то, что в количественном отношении они составляют половину
перечня налоговой системы и их гораздо больше, чем косвенных, роль этих налогов
в современной российской практике налогообложения весьма скромная: поступления
только от одного налога на добавленную стоимость гораздо выше, чем от всех
прямых налогов, вместе взятых.
Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным
плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от
объектов взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные,
которыми облагаются строго определенные группы товаров, косвенные универсальные,
которыми облагаются в основном все товары и услуги, фискальные монополии,
которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены
в государственных структурах, и таможенные пошлины, которыми облагаются
товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.
К косвенным налогам относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость
(НДС), налог с продаж. В налоговой теории отношение к косвенным налогам неоднозначно.
Эти налоги считаются крайне не справедливыми, поскольку они через механизм цен
в конечном счете перекладываются на население, которое и является реальным
плательщиком косвенных налогов. В то же время признается, что косвенные налоги
имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных доходов. Они гораздо менее,
чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, поэтому
являются более надежным бюджетным источником. Поэтому косвенные налоги широко
применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой
страны и играют в ней весьма существенную роль. Если в развитых странах Запада
доля косвенных налогов в налогообложении падает, то в России она возрастает. В
США их доля составляет около 20%, а в России – более 70%. Это указывает на
неблагополучие в системе налогообложения, которая подчинена одной цели –
увеличить налоговые поступления любыми способами.
В зависимости от органа, который устанавливает и имеет
право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
·
федеральные
(общегосударственные) налоги,
элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на
всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший
представительный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных
уровней;
·
региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии
с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
·
местные налоги, которые вводятся в соответствии с
законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только
решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.
По целевой направленности введения налогов различают:
·
абстрактные (общие)
налоги, предназначенные для
формирования доходной части бюджета в целом;
·
целевые (специальные)
налоги, вводимые для
финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых
платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
Рис. 1.4 – Классификация налоговых платежей
|
|
УДЕРЖИВАЕМЫЕ ИЗ ДОХОДОВ РАБОТНИКА
|
|
УПЛАЧИВАЕМЫЕ ЗА СЧЕТ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ИЛИ
ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ
|
|
УМЕНЬШАЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
|
|
В зависимости от
субъекта-налогоплательщика выделяют
следующие виды:
·
налоги, взимаемые с
физических лиц;
·
налоги, взимаемые с
предприятий и организаций;
·
смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
·
закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот
или иной бюджет или внебюджетный фонд;
·
регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в
различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
По порядку введения налоговые платежи делятся на:
·
общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны
независимо от бюджета, в который они поступают;
·
факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой
системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.
По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
·
срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному
нормативными актами;
·
периодично-календарные
налоги, которые, в свою
очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые,
годовые.
Возможна
классификация налогов и по другим признакам. Так, в зависимости от характера
связи «субъекта налогообложения» и «объекта налогообложения» можно различать:
а) налоги, построенные по принципу резидентства;
б) налоги, построенные по принципу территориальности.
В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных
– наоборот.
Для хозяйствующих субъектов едва ли не важнейшим признаком классификации
является порядок отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной
деятельности. Согласно нормативным предписаниям расходы по уплате налогов:
·
включаются полностью
или частично в себестоимость продукции (работ, услуг);
·
включаются в цену
продукции;
·
относятся на финансовый
результат;
·
уплачиваются за счет
налогооблагаемой прибыли;
·
финансируются за счет
чистой прибыли предприятия;
·
удерживаются из доходов
работника.
1.3
Состав налоговой системы.
Принципы построения налоговых систем
1.3.1 Состав налоговой системы
В каждой стране существуют свои виды налоговых
систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. Свое особое “национальное
лицо” имеют налоговые системы США, Японии, Франции, Германии,
Швеции, Великобритании. Во многом это связано с традициями, накладывающими
отпечаток на количественные и качественные характеристики, а также с конкретной
социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые
решает налоговая система в тот или иной период времени. Тем не менее налоговые
системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.
Налоговая система, в ее обобщенном понимании,
представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм
и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих
выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой
системы являются система налогов и налоговый механизм.
Система налогов – это совокупность налогов,
сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на
территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется
преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и в мировой
практике являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль
(доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины,
платежи в социальные фонды, налог с продаж.
Налоговый механизм – понятие более объемное,
чем система налогов, представляет собой совокупность всех средств и методов
организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового
законодательства. Посредством
налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются
основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее
целевая направленность на решение конкретных социально-экономических задач.
Наиболее важную роль в налоговом механизме
имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения
(уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой
базы, состав объектов обложения и другие элементы, связанные с исчислением
налогов).
1.3.2 Принципы построения налоговых систем
В современном мире налоговая система любой
страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства,
неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического
регулирования. Налоговые системы используются как действенный инструмент
реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов
регулируются социально-экономические процессы, поощряются или, напротив,
сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в
интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического
развития и уровень занятости населения.
Решение этих задач не происходит автоматически
путем введения системы налогов. Способность налоговой системы в целом и каждого
налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов,
на которых она построена.
Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой
сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и
организационные принципы (рис. 1.5.)
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|