бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Налоговая система России в сравнении с другими странами бесплатно рефераты

Для целей налогового планирования все множество налогов, уплачиваемых предприятиями в ходе его деятельности, целесообразно подразделить на налоги, оплачиваемые по счетам издержек, и налоги, уплачиваемые по счетам прибылей и убытков. При этом в первой группе налогов можно выделить налоги, уплачиваемые предприятием от имени других лиц, и налоги, подлежащие делению между предприятием и другими лицами. Однако это деление, хотя и основано на законодательно утвержденных формах налогов, на практике оказывается весьма расплывчатым. Действительно, то, в какой доле эти налоги приняты на собственные издержки, зависит не от налогового законодательства, а от конкретных условий взаимоотношения данного предприятия со своими контрагентами. [19]

Например, налоги с оборота, акцизы и т.д., хотя и уплачиваются предприятием от своего имени, но фактически при благоприятных обстоятельствах могут через цены полностью перекладываться на потребителей, т.е. номинальное увеличение издержек на сумму этих налогов автоматически сбалансируется соответствующим увеличением выручки. Среди налогов, уплачиваемых предприятием от имени других лиц, можно выделить налоги на заработную плату. [26]

Налоговое планирование является компонентом (и одним из важнейших) внутреннего планирования предприятия, показатели и общие цели которого принципиально отличаются от публикуемых в официальных отчетах и балансах. Публикуемые размеры балансовой прибыли (и даже прибыли после уплаты налогов) не являются и не могут являться целью деятельности предприятия. В действительности цифры, публикуемые в балансах предприятий, представляют собой лишь ту долю реальных накоплений, которую предприятие готово предоставить для распределения между государством (в виде налогов с прибыли) и акционерами (в виде дивидендов, остаток прибыли может использоваться на создание некоторых видов резервов). Причем если говорить об акционерах, то балансовая прибыль является средством удовлетворения в основном мелких акционеров, а крупные пайщики предприятий реализуют свою долю накоплений другими более выгодными для них способами.

В своем внутреннем планировании предприятия ориентируются не на балансовую прибыль, а на некий сводный показатель накопления (который на разных предприятиях рассчитывается по разной методике), охватывающий, кроме балансовой прибыли, целый ряд других форм, под которыми маскируется реальная прибавочная стоимость, произведенная на данном предприятии. Это, во-первых, часть реальных денежных накоплений, которые в балансе показываются как издержки: отчисления в амортизационные фонды (точнее, их избыточная часть по сравнению с реальным износом оборудования), различного рода резервы, формируемые за счет начисления на издержки, и т.д. Во вторых, это нереализованный прирост стоимости принадлежащих предприятию активов: недвижимого имущества, товарных запасов, пакетов акций и т.д. В третьих, это находящиеся в обороте предприятия средства, передача которых в пользу других лиц может быть задержана на более или менее длительное время: суммы налогов, по которым государством предоставлена отсрочка; пенсионные фонды и фонды привлечения к участию в капитале предприятия наемных работников, образуемого путем начислений на них заработную плату; временно освобождаемые от налогов фонды накопления средств на капиталовложения и т.д. Не все эти фонды в одинаковой степени выражают накопление предприятия; поэтому фонды и суммы, перечисленные в двух последних группах, должны учитываться с соответствующими поправочными коэффициентами.

С точки зрения такого внутреннего планирования все налоги, уплачиваемые предприятием, рассматриваются как его собственные издержки; разница лишь в возможностях и методах их учета. Так, налоги, уплачиваемые с имущества или капитала предприятия, могут быть точно определены заранее; конечное бремя налогов с оборотов таможенных пошлин и других налогов, рассчитываемых на базе цен продаваемых товаров и услуг, может быть определено лишь с учетом возможности переложения этих  налогов на потребителей (путем изменения цен); размер корпорационного налога зависит от целого ряда компонентов, влияющих на величину балансовой прибыли, из которых только часть может регулироваться самим предприятием, а остальные определяются внешними причинами, поэтому в отношении этого налога может быть лишь более или менее точный прогнозный расчет. Кроме того, предприятие должно планировать возможную экономию на уплату налогов вследствие использования льгот, предусмотренных для тех или иных форм расходования его накоплений, отсрочек в уплате налога и т.д. Таким образом, часть налогов представляет собой постоянную, заранее известную долю общих издержек, другие налоги являются переменной величиной, зависящей от факторов, в разной степени поддающихся измерению или прогнозированию.

Поэтому при планировании своей деятельности, размещении накопленных доходов и ресурсов предприятие  разрабатывает, как правило, несколько вариантов, из которых выбирает тот, который обеспечивает минимальный размер налоговых обязательств (естественно, при равенстве прочих коммерческих и финансовых условий). При этом наиболее широкие возможности для налогового планирования существуют именно со стороны налогов, уплачиваемых по счетам прибылей, поскольку именно для этих налогов законом предусмотрено наибольшее число льгот, скидок, вычетов и т.д. в зависимости от выбора того или иного пути осуществления деятельности, формы и методов вложения капиталов. [22]

Необходимо отметить некоторые основные положительные моменты, характерные для системы сбора налогов в США и ФРГ, влияющие на поступление налогов в государственную казну, которые могут быть учтены при становлении эффективного налогового контроля в нашей стране.

1.     Хорошо развитая и финансируемая автоматизация системы сбора налогов, а также распространение системы безналичных расчетов.

2.     Большое значение деловой и финансовой репутации бизнесмена на Западе. Информация об уклонении от уплаты налогов или о наличии проблем с налоговыми органами может пагубно сказаться на дальнейшем развитии бизнеса, “отпугнуть” деловых партнеров.

3.     Систематизация опыта работы налоговых служб и правоохранительных органов, их хорошая техническая оснащенность, высокий авторитет у граждан и субъектов финансово-хозяйственной деятельности.

4.     Горизонтальные и вертикальные механизмы сотрудничества налоговых служб, отработанные в США.

5.     На Западе налоговое законодательство более детализировано, отсутствуют основания для разных толкований и интерпретации. Положительным моментом является также и устоявшаяся налоговая система государств.

6.     Разумная дифференциация санкций за налоговые правонарушения и преступления. Практика ограничения виновных в некоторых гражданских правах. Например, лишение права участвовать в выборах, лишение водительских прав являются действенными мера­ми предупреждения налоговых преступлений.

7.     Относительно стабильная экономическо-политическая ситуация.

8.     Налоговые преступления рассматриваются в тесной связи с легализацией денежных средств, полученных незаконным путем, проявлениями теневой экономики. Они рассматриваются как тяжкие преступления против общества или государства.

9.     Отлаженная система возмещения причиненного государству финансового вреда. Возложение взыскания на личное имущество должника, возможность конфискации имущества.

10. Опыт, в частности США, привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за налоговые преступления может быть очень полезен для российского налогового и уголовного законодательства, ведь уклонение от уплаты налогов осуществляется зачастую не только в личных интересах руководителя фирмы, но и в интересах предприятия, где присутствуют интересы всех учредителей.

Следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей налоговой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения. [25]


 

 

 

Заключение

Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.

В результате многолетних дискуссий о концепции реформирования налоговой системы России была признана приоритетность кодификации российского налогового законодательства. В обществе достигнуто понимание, что, неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочных экономических отношений. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста. [23]


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

Адвалорные ставки – платеж на основе фиксированной ставки со стоимости товара. Автоматически сохраняет свои функции в условиях инфляции.

Бюджет – план поступления доходов и их использование.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан (юридических и физических лиц) в государственный или местный бюджет по ставке, установленной в законном порядке.

Налогообложение - законодательно установленный порядок взимания налогов. Основная функция налогообложения - регулирование экономики. С помощью рычагов налоговой (фискальной) политики государство оказывает воздействие на состояние хозяйственной конъюнктуры, стимулирует экономический рост.

Налогоплательщики – юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.

Ставка налоговая – величина налога на единицу обложения (гектар земли, рубль дохода и т. д.)

Физические лица – граждане РФ, граждане других государств, лица без гражданства, как имеющие так и не имеющие постоянного местожительства в РФ.

Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 


Приложение 2

 

Таблица 1

Динамика налоговой нагрузки (%). [15, с. 22]


1999

2000

2001

2002

1.Доля налогов консолидирован-

ного бюджета РФ в ВВП

25,5

28,7

29,7

32,4

2.Доля налоговых платежей

контролируемых МНС, в ВВП

18,0

19,4

20,6

21,4

 

 

 


Таблица 2


Структура задолженности по налогам в 2002 г. и в 2003 г. [15, с. 22]


на 01.01.2002

на 01.10.2003

млрд.

руб.

%

млрд.

руб.

%

Всего задолженность

1051,1

100,1

1113,7

100,0

     в том числе:

 

 

 

 

     налоги

475,0

45,2

582,1

46,8

     пени

515,3

49,0

531,0

47,7

     штрафы

60,8

5,8

60,9

5,5










 



Приложение 3


Таблица 1


Ставки федерального подоходного налога. [3, с. 57]

Доход, тыс. долл.

Максимальная федеральная ставка, %

0 -29590

17

29590 -59180

26

более 59180

29

 

 

 

Таблица 2


Ставки подоходного налога с физических лиц, действующие в регионах

[4, с. 64]

Провинция, территория

Основная ставка, %

Основная федерально-провинциальная ставка, %

Ньюфаундленд

 

21,0*

52,3

Новая Шотландия

19,0**

50,3

о. Принца Эдуарда

19,0

50,3

Нью-Брансуик

20,1

51,4

Квебек

21,6

52,9

Онтарио

21,6

52,9

Манитоба

19,1

50,4

Саскачеван

20,6

51,9

Альберта

14,8

46,1

Брит. Колумбия

22,9

54,2

Юкон

15,3

46,6

Северо-западные территории

13,0

44,4


*Ставка составляет 69% от основной федеральной. В Ньюфаундленде существует пяти процентный дополнительный налог на сверхдоходы.


**Основная ставка равна 59,5% основной федеральной. С 1 июля 1997 г. ставка провинции снизилась до 19,5% основной федеральной. В настоящее время с дохода, превышающего 10000 канадских долларов, берется дополнительный налог в размере 10%.

В остальных регионах существуют свои особенности применения различных ставок для различных сумм дохода

 

 

Приложение 4


Таблица 1


Ставки амортизационных отчислений и метод списания. [4, с. 75]

Виды активов

Метод списания

Ставка, %

Здания, сельскохозяйственные сооружения, постройки для розничной торговли, гостиницы, театры и др.

Прямой (пропорциональный) метод списания

1 - 6

Специальные объекты в зданиях, принадлежащих нерезидентам

Прямой (пропорциональный) метод списания

4 - 8

Машины и оборудование*

Метод уменьшения балансовой стоимости

30

Ноу-хау, патентные права

Списание по первоначальной стоимости

100

Программное обеспечение

Списание по первоначальной стоимости

100

Приобретенное имя

Прямой (пропорциональный) метод списания

10


*Машины и оборудование, стоимость которых не превышает 8600 датских крон, либо со сроком службы менее трех лет могут быть списаны в том же году, в котором они были приобретены.




















Приложение 5


Ставки налога на прибыль, действующие в регионах. [4, с.78]

Провинция, территория

Основная ставка, %

Основная федерально-провинциальная ставка, %

Ньюфаундленд

14,0*

43,12

Новая Шотландия

16,0**

45,12

Юкон

15,0

44,12

Нью-Брансуик

17,0

46,12

Квебек (от вида деятельности)

8,9-16,25

38,02-45,37

Онтарио

15,5

44,62

Манитоба

17,0

46,12

Саскачеван

17,0

46,12

Альберта

15,5

44,62

Брит. Колумбия

16,5

45,62

о. Принца Эдуарда

15,0

44,12

Северо-западные територии

14,0

43,12

* Ньюфаундленд снижает ставку для компаний, создающих более 10 рабочих мест с полной занятостью и инвестициями не менее $500 000.


** С 1 июля 1993 г. снизилась ставка для корпораций, создающих рабочие места в фармацевтической, компьютерной, телекоммуникационной и аэрокосмической отраслях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 6


Анализ доходов федерального бюджета в2002 году по сравнению с исполнением федерального бюджета в 2001 году (в номинальном выражении и сопоставимых ценах). [21, 24]

 

Наименование показателей

Поступление в 2001 г.

Поступление в 2002 г.

млрд. руб.

в % к ВВП

(8850)

млрд. руб.

в % к ВВП

(10600)

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1 382,62

15,62

1 626,28

15,34

Налоги на прибыль (доход) предприятий и организаций

220,11

2,49

191,43

1,81

Налог на добавленную стоимость

574,97

6,50

712,42

6,72

в том числе НДС по товарам, производимым на территории Российской Федерации

419,99

4.75

516,90

4,88

в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

154,97

1.75

195,52

1,84

Акцизы

205,01

2,32

214,29

2,02

Платежи за пользование природными ресурсами

47,10

0,53

179,85

1,70

Ввозные пошлины

96,19

1,09

118,67

1,12

Вывозные пошлины

217,25

2,45

197,20

1,86

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1.     Глухов В.В. Налоги – теория и практика: Учебник. – СПб.: «Специальная литература», 1996. – 356 стр.

2.     Киселева Е.А. Макроэкономика: Учебник. - М.: «ИНФРА – М», 2005. – 268 стр.

3.     Князев В.Г. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник. - М.: «Закон и право», 1997. – 260 стр.

4.     Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: Учебник. – М.: «Правовая культура», 1995. – 290 стр.

5.     Налоговый кодекс РФ, части I, II: М.: выпуск 15/2002. – 512 стр.

6.     Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник. - М.: «ИНФРА – М», 1999 г. - 384 стр.

7.     Резник Г.А. Макроэкономика: Учебник. – Пенза: ПГАСА, 2001. – 280 стр.

8.     Черник Д.Г., Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: «ИНФРА – М», 2001. – 415 стр.

9.     Черник Д.Г., Налоги: Учебник. - М.: «Финансы и статистика», 2000. – 468 стр.

10. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, - 1999. – 294 стр.

11. Борисов О. “Проблемы налогового стимулирования инвестиционной деятельности банка”. // Вопросы экономики. - 2005. – 5.

12. Горский И.В. “О признаках налога в налоговом кодексе Российской Федерации” // Финансы. - 2004. – 9.

13. Ильин А.В. “Российская налоговая система на рубеже XXI века”. // Финансы. – 2004. – 4.

14. Ильин А.Е. “Налоговый механизм государственного регулирования доходов”. // Финансы. - 2005. – 3.

15. Корский К.В. “Некоторые параметры налоговой реформы”. // Финансы. -2004. – 2.

16. Масленикова А.А. “Налог на добавленную стоимость. Правовая и экономическая сущность”. // Финансы. - 2005. – 1.

17. Пансков В. “Близка ли к завершению налоговая реформа”. // РЭЖ. - 2004. – 3.

18. Пансков В. “Узловые проблемы совершенствования налогообложения (снова об ускорении налоговой реформы и ее завершения)”. // РЭЖ. - 2005. – 3.

19. #"_Hlt8976945">

20. #"#">#"#">#"#">www.botanland.narod.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


 © 2010 Все права защищены.