Модели налоговых систем в развитых государствах, их характеристика
- налог на отдельные
виды автотранспортных средств взимается с автомобилей, вес которых превышает 16
т. Ставки налога зависят от веса и типа автомобиля.
- Во Франции, кроме
того, коммунальные советы могут учредить арендную плату с кемпингов и мест
отдыха, налог на уборку и целый ряд дополнительных надбавок к налогам.
Латиноамериканская модель.
Рассмотрим особенности данной модели на примере
Боливии.
В период с 1985 по 2003гг. боливийская система
налогообложения претерпела достаточно много изменений и в конце концов по
состоянию на начало 2005 года сложилась следующим образом. В стране действует
три уровня налогов – национальные налоги, муниципальные налоги и налоги на
уровне департаментов (местные). К общегосударственным (национальным) относятся
11 видов налогов, основными из которых являются НДС, налог на доходы частных
лиц, налог на прибыль компаний, прямой налог на нефтегазовый сектор, таможенные
платежи. К муниципальным налогам относятся два налога - налог на недвижимость и
транспортные средства и налог на передачу недвижимости и транспортных средств.
Базовая ставка НДС – 13%. НДС не облагаются услуги финансового и страхового
сектора, гостиничные услуги для иностранных туристов, и еще ряд услуг. Базовая
ставка налога на прибыль компаний – 25%. В качестве косвенного
общегосударственного налога взимается также так называемый налог на
потребление, которым облагаются импорт и продажи сигарет, сигар, трубочного
табака, автомобилей, мотоциклов, лодок, катеров и яхт, всех напитков в бутылках
кроме минеральной воды, алкогольных напитков и пива. Ставка налога для всех
вышеозначенных продуктов разная, для напитков она взимается в зависимости от
литража, а не стоимости, самая высокая – для виски (0,86 долл. за литр), самая
низкая для безалкогольных напитков (0,02 долл. за литр), для транспортных
средств ставка налога колеблется от 10% до 18%, для табачной продукции – 50%.
Смешанная
модель.
Представитель этой модели –
Россия.
Современная
российская налоговая система сложилась на
рубеже
1991-1992 гг., в период политического
противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта
правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные
на разработку законодательства,
экономический и социальный кризис в
стране — вес эти факторы непосредственно
повлияли на ее становление. Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому
она по общей структуре, системе
налогов и принципам построения в
основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.
В Российской
Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
1. Федеральные
налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на
всей территории Российской Федерации. К ним относятся:
1) налог на
добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на прибыль
(доход) организаций;
4) налог на доходы
физических лиц;
5) единый социальный
налог;
6) государственная
пошлина;
7) таможенная
пошлина и таможенные сборы;
8) налог на
пользование недрами;
9) налог на добычу
полезных ископаемых;
10) налог на
дополнительный доход от добычи углеводородов;
11) сбор за право
пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
12) лесной налог;
13) водный налог;
14) экологический
налог;
15) федеральные
лицензионные сборы.
2. Региональные
налоги и сборы, устанавливаются Налоговым Кодексом и законами субъектов
Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с налоговым Кодексом
законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях
соответствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся:
1) налог на
имущество организаций;
2) налог на
недвижимость;
3) дорожный налог;
4) налог на игорный
бизнес;
5) транспортный
налог;
6) региональные
лицензионные сборы.
3. Местные налоги и
сборы, устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие в
соответствии с Налоговым Кодексом нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на
территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся:
1) земельный налог;
2) налог на
имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на
наследование или дарение;
5) местные
лицензионные сборы.
Принципы налоговой
системы изложены в 3-ей статье Налогового кодекса РФ. Данная статья,
провозглашая основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически
является базовой статьей, определяющей сущность налоговой политики в Российской
Федерации и основы российской доктрины налогового права. Налоговая система
России основана на:
1) признании
всеобщности и равенства налогообложения;
2) принципе
справедливости и реальной возможности налогоплательщика уплатить налог;
3) недискриминации
налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим и
конфессиональным признакам, в зависимости от форм собственности, гражданства и
места происхождения капитала;
4) экономической
обоснованности налогообложения конкретным видом налога;
5) ясности норм
налогового законодательства и толковании их в пользу налогоплательщика.
Эта статья ставит
своей задачей дать исчерпывающий перечень принципов и направлений налоговой
системы, поскольку они содержатся и в других нормах Налогового кодекса.
Налоговая политика
преследует фискальные и нефискальные цели. К фискальным целям относится
увеличение налоговых поступлений. К нефискальным целям можно отнести более
широкий спектр приемов государственного управления через механизм
налогообложения. Это - дифференцированные ставки налогообложения по субъектам,
увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение
амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение
базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.
Принципиальные
основы налоговой политики, изложенные в комментируемой статье, прямо влияют на
понимание основных начал российского налогового законодательства и права.
Налоговое право России является частью российского финансового права, поскольку
регулирует только часть государственных доходов, а именно налоговые доходы. Оно
не распространяется на другие государственные доходы и распределение финансовых
средств.
Конституционный
институт общих принципов налогообложения и сборов нашел определенное отражение
в ст.3 Налогового кодекса.
В соответствии с
Конституцией РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в
Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее
субъектов (п."и" ч.1 ст.72); система налогов, взимаемых в федеральный
бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации
устанавливаются федеральным законом (ч.3 ст.75). Статья 5 Протокола к
Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами
власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга предоставляет
субъектам Федерации право до принятия соответствующих федеральных законов
осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного
ведения.
В силу ч.2 ст.76
Конституции РФ законы субъектов РФ по этому предмету совместного ведения должны
приниматься в соответствии с федеральным законом об общих принципах
налогообложения и сборов. Однако и при отсутствии такого закона признание за
субъектами РФ права осуществлять опережающее правовое регулирование по
предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по
решению в полном объеме вопросов, которые касаются данных принципов в части,
имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах РФ, так и для
федерального законодателя и в силу этого подлежащей регулированию федеральным
законом. Такой вывод следует из ч.5 ст.76 Конституции РФ, согласно которой в
случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, принятыми
по предмету совместного ведения, действует федеральный закон.
Принципы
налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями
Конституции РФ, в соответствии с п."а" ст.71 находятся в ведении
Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение единой финансовой политики,
включающей в себя и единую налоговую политику; единство налоговой системы;
равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании
закона. Принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единство
налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции РФ, прежде всего в ее
п."б" ч.1 ст.114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает
проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Эти положения развивают
один из основных принципов конституционного строя Российской Федерации -
принцип единства экономического пространства (ч.1 ст.8 Конституции РФ),
означающий в том числе, что на территории Российской Федерации не допускается
установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий
для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст.74
Конституции), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в
соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения
безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных
ценностей (ч.2 ст.74 Конституции).
Становление
и развитие отечественной налоговой системы можно разделить на два: до принятия
части первой НК РФ (1992-1998гг.) и после введения его в действие (с 1999г).
Первый период характеризуется значительной нестабильностью и
неурегулированностью налоговой системы, большим объемом подзаконных актов,
регулирующих налоговые отношения, снижением всех основных социально-экономических
показателей, практически постоянным ростом налоговой нагрузки, жесткой
ответственностью налогоплательщиков за нарушение налогового
законодательства, налоговой децентрализацией по введению большого числа
региональных и местных налогов, не предусмотренных Законом РФ «Об основах
налоговой системы в РФ», необоснованным созданием на территории страны
регионов с льготным налогообложением, крайне низким уровнем налоговой
дисциплины. В структуре налогов ведущее место занимали налоги с организаций
при незначительной доли личного подоходного налога, с традиционным, исключительно
фискальным преобладанием косвенных налогов над прямыми, что в условиях сложившейся социально-экономической
ситуации в России свидетельствовало о
пассивной роли государства в осуществлении
экономических преобразований.
При существенных значительных показателях косвенного налогообложения,
можно с уверенностью сказать, что российская налоговая политика 90-х
годов XX века носила, прежде всего, фискальный характер. Созидательный аспект
налогообложения фактически отсутствовал. Это приводило к серьезным перекосам
в инвестиционной деятельности, оттоку капиталов из отраслей промышленного
и сельскохозяйственного производства в сферу спекулятивных «коротких денег», в
теневую
экономику, создавало предпосылки для развития криминального бизнеса и
массового уклонения от налогообложения. Чрезмерное многообразие подзаконных актов
методико-нормативного характера буквально запутывало законопослушного
налогоплательщика, а недобросовестному позволяло обнаружить «правомерную»
лазейку для уклонения от уплаты налогов.
С
сожалением следует отметить, что становление современной
российской налоговой системы сопровождалось значительным ростом числа
налоговых правонарушений. По оценкам специалистов, в результате неисполнения
налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучало от
30 до 40% бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение
и являлось главной причиной непоступления налогов в государственную казну.
О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют:
значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения:
очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан и
декларируемыми ими доходами; стабильный рост объема денежной наличности,
находящейся во внебанковском обороте: снижение собираемости налогов,
отмечающееся даже в период сезонного роста поступлений налогов
в бюджет: увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки.
Преодолев финансовый кризис конца 1998г. в России наметился
рост объемов ВВП, замедлились темпы инфляции, впервые были перевыполнены бюджетные
назначения.
Но самые кардинальные изменения в отечественной налоговой системе
произошли с постепенной кодификацией налогового законодательства и с
введением в действие с 1 января 1999г. части первой Налогового Кодекса
Российской Федерации, регулирующего все стадии налоговых правоотношений.
Во-первых,
было законодательно установлены особые требования, предъявляемые к актам
законодательства о налогах и сборах, касающиеся как содержания, так и
порядка их введения. Согласно НК РФ органы исполнительной власти
излают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением,
только
в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях.
В связи с этим приказы, инструкции и методические указания органов исполнительной
власти
по вопросам налогообложения не относятся к актам законодательства
о налогах и сборах и обязательны только для своих соответствующих подразделений.
Во-вторых, был установлен исчерпывающий перечень налогов и сборов,
взимаемых на территории Российской Федерации. Мерой обеспечивающей предсказуемость
налогового
законодательства стало установление на федеральном уровне
основных элементов налогообложения по региональным и местным налогам, что
призвано оградить хозяйствующих субъектов от необоснованного повышения
налоговой нагрузки. С другой стороны, региональные и местные власти могут
самостоятельно устанавливать по региональным и местным налогам отдельные
элементы налогообложения для проведения собственной налоговой политики. Эти
положения НК РФ призваны гарантировать стабильность условий
предпринимательской деятельности. В-третьих, достаточно подробно были прописаны
общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, регламентирован
процесс налогового администрирования — комплекса форм и методов осуществления
налогового контроля, предусмотрен закрытый перечень видов налоговых
правонарушений, в целом, с учетом требований соразмерности и справедливости,
значительно снижены размеры налоговых санкций по сравнению с Законом
РФ «Об основах налоговой системы в РФ».
Полнота правового регулирования налоговых отношений
обеспечивалась по мере введения в действие, начиная с 1 января 2001 г., и полном объеме глав части второй НК РФ. Все последующие изменения — отмена налогов,
уплачиваемых с выручки от реализации товаров, снижение
налогообложения фонда оплаты труда, установление единой ставки налога на доходы
физических лиц, введение регрессивной шкалы обложения ЕСН, снижение ставки
по налогу на прибыль организаций — были направлены, прежде всего, на то,
чтобы отечественная налоговая система стала более справедливой и
нейтральной по отношению к различным категориям
налогоплательщиков. И конечно же эти изменения должны были
способствовать снижению уклонения от налогообложения.
Таким
образом в настоящее время в РФ в целом существует более менее оптимальная
структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного
налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного
ухода от налогов.
Выводы
Подводя итоги, определим основные цели
современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они
ориентированы на следующие основные требования :
· налоги, а также затраты на их взимание должны быть по
возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и
правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко
свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о
необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования
производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной
конкуренции;
· налоговая система должна служить более справедливому
распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;
· налоговая система должна соответствовать структурной
экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;
· порядок взимания налогов должен предусматривать
минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;
· обсуждение проектов законов о налогообложении должно
носить открытый и гласный характер.
Этими основными принципами необходимо руководствоваться и
нам при создании новой налоговой системы России. При этом, разумеется, речь
идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на
глубокое изучение истории развития и своевременного состояния российской
экономики.
Список используемой литературы
1.
Глубокова Н.Ю., Сычева Е.И., Шувалова Е.Б. «НАЛОГОВОЕ ПРАВО», Москва, 2002
2.
Дадашева А.З. , Черника Д.Г. «Налоговая
система России»: Учеб. пособие Москва.: “АКДИ Экономика и жизнь”, 1999.
3.
Землин А.И. «НАЛОГОВОЕ ПРАВО», Москва, 2005
4. Князев В.Г., Черник Д. Г.
''Налоговые системы зарубежных стран'': М., «Закон и право», 1997 г.
5. Русакова И.Г., Кашин В.А., Толкушкин А.В.и
др Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. «Налоги и налогообложение» Учебн.
Пособие для вузов/.; – Москва Финансы, ЮНИТИ, 1999.
6. Тютюрюков Н. Н. «НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАН», Москва
2002
7. Юзайтис Диана, «МСП Обзор специальных
налоговых режимов Опыт разных стран», Ноябрь 2000
Страницы: 1, 2, 3
|