бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Международные неправительственные организации бесплатно рефераты

Международные неправительственные организации в силу целого ряда причин долгое время более эффективно, чем межправительственные организации, действовали в областях обра­зования, науки и культуры, и некоторые из них, например, Между­народный совет научных союзов, накопили немалый опыт в осу­ществлении крупных международных программ.

Первоначально ЮНЕСКО, так же как и ЭКОСОС, предоставляла различные категории консультативного статуса постоянно сотрудничавшим с организацией неправительственным организа­циям на официальной основе. Были установлены три категории консультативного статуса:

А – консультативная и сотрудничающая категория (высшая);

В – информационная и консультативная категория;

С – категория взаимной информации.

Руководствуясь этими положениями, ЮНЕСКО установила официальные отношения на трех различных уровнях или в рамках трех различных категорий примерно с 580 неправительственными организациями.

В соответствии с положениями п. 13 ст. 4 Устава ЮНЕСКО Генеральная конференция может приглашать (по рекомендации исполнительного совета) представителей организаций категории С участ­вовать в работе совещательных комитетов, образованных Гене­ральной конференцией.

Кроме того, важной особенностью ст. 11 п. 4 является указание на отношения лишь с МНПО. Это объясняется тем, что, во-первых, национальные неправитель­ственные организации сотрудничают с национальными комиссия­ми ЮНЕСКО и, во-вторых, тем, что ЮНЕСКО стремилась устано­вить отношения с организациями, выражающими мнение возмож­но более широкого круга общественности или специалистов.

Статус неправительственных организаций, установленный ст. 11 Устава ЮНЕСКО, неуклонно повышался посредством принятия Генеральной конференцией соответствующих директив в 1960, 1966 и 1995 гг. Последняя из них – директива, касающаяся отношений ЮНЕСКО с неправительственными организациями, была принята на 28-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Ст. 1 Директивы ЮНЕСКО 1995г. устанавливает две категории МНПО:

1.                 вступающие в консультативные отношения;

2.                 поддерживающие ассоциативные связи.

Общими для обеих категорий МНПО являются следующие обязанности:

·                   регулярно информировать Генерального директора о своей деятельности, которая соответствует программам ЮНЕСКО, и о помощи, оказываемой ими для достижения целей ЮНЕСКО;

·                   знакомить своих членов с программами деятельности ЮНЕ­СКО и результатами, которые их могут заинтересовать;

·                   по просьбе Генерального директора давать советы и оказывать помощь в связи с консультацией по подготовке программ и ис­следований ЮНЕСКО в рамках их компетенции; вносить вклад своей деятельностью в реализацию программ ЮНЕСКО, включать в повестку своих совещаний специальные вопросы, имеющие отношение к программам ЮНЕСКО;

·                   приглашать представителей ЮНЕСКО на свои совещания, по­вестка дня которых представляет интерес для ЮНЕСКО; предоставлять Генеральному директору периодические отчеты о своей деятельности, совещаниях и поддержке, оказываемой ЮНЕСКО;

·                   вносить существенный вклад в подготовку доклада Исполнительного совета Генеральной конференции о вкладе НПО в деятельность ЮНЕСКО;

·                   направлять представителей, по мере возможности на высоком уровне, на конференции международных неправительственных организаций.

Что касается обязанностей МНПО, имеющих статус соучастни­ков, то они, помимо вышеперечисленных обязанностей, должны:

·                   тесно сотрудничать с ЮНЕСКО в расширении своей собствен­ной деятельности, которая в рамках ЮНЕСКО находится в их компетенции;

·                   оказывать помощь ЮНЕСКО в ее усилиях по развитию международной координации деятельности НПО, работающих в сходных областях, и способствовать их объединению в круп­ные организации;

·                   направлять представителей самого высокого уровня на раз­личные виды консультационных встреч, на которые приглаша­ет Генеральный директор и участие в которых их экспертов является необходимым;

·                   поддерживать посредством своих сетей, а также региональных и национальных представителей эффективное сотрудничество с органами ЮНЕСКО и национальными комиссиями ЮНЕСКО различных стран.

Генеральный директор может приглашать НПО обеих категорий в качестве наблюдателей на сессии Генеральной конферен­ции. Наблюдатели могут выступать с заявлениями по вопросам, входящим в их компетенцию, в комиссиях, комитетах и вспомогательных органах Генеральной конференции с согласия руководи­телей указанных органов1.

Международная организация труда (МОТ) является трехсторонним учреждением в рамках системы ООН.

Согласно п. 3 ст. 12 Устава МОТ, она может, если сочтет это желательным, принимать любые соответствующие меры для консультаций с признанными неправительственными орга­низациями1.

МНПО, которые проявляют несомненный интерес, по крайней мере, к одной из сфер деятельности МОТ и принимают установ­ленные процедуры, могут быть включены во вторую категорию, а именно – в Специальный список неправительственных организа­ций МОТ.

Международная морская организация (ИМО) предоставляет консультативный статус неправительственным организациям, деятельность которых непосредственно связана с ее целя­ми. Таким неправительственным организациям (в настоящее время их насчитывается около 55) предлагается направлять своих представителей в качестве наблюдателей на сессии руководящих орга­нов ИМО и ее комитетов, а также их вспомогательных органов.

Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) предоставил консультативный статус междуна­родным организациям, которые занимаются деятельностью в целях развития и уже получили консультативный статус при ЭКОСОС, осуществляют мероприятия в интересах детей и хотели бы офици­ально оформить свои отношения с ЮНИСЕФ. К числу традиционных областей деятельности МНПО относятся охрана здоровья и развитие де­тей, базовое образование, водоснабжение и экологическая санита­рия и питание детей.

Мировая продовольственная программа (МПП) приглашает МНПО участвовать в засе­даниях ее Исполнительного совета в качестве наблюдателей, и как таковые они могут выступать на заседаниях.

МПП осуществляет сотрудничество в области оперативной деятельности примерно с 1200 МНПО во всем мире, которое охватывает широкий круг мероприя­тий, включая: сбор данных, обмен информацией, определение и разработку проектов, оценку потребностей, обследование положе­ния в области питания, распределение продовольствия, представление докладов, контроль или оценку последствий. В чрезвычайных ситуациях основными областями сотрудничества являются распределение продовольствия и наблюдение за этим процессом.

Всемирная торговая организация (ВТО). В 1996г. была принята процедура, согласно которой МНПО было позволено присутствовать на пленарных заседаниях. Заявки МНПО для участия передаются на регистрацию с Секретариат ВТО. Такие заявки принимаются, если МПНО докажет, что ее деятельность вписывается в работу ВТО.


2.3 Деятельность международных неправительственных организаций юридического профиля


Рассмотрим деятельность такой МНПО юридического профиля, как Международная ассоциация уголовного права (МАУП).

МАУП была создана в 1924 году как правопреемница Международной ассоциации уголовного права, учрежденной в 1889 году. Ассоциация является научным учреждением и в своей работе руководствуется принципами, закрепленными в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека. В своей деятельности МАУП неизменно стремится к тесному партнерству с ООН и ее органами и специализированными учреждениями. Консультативный статус МАУП был предоставлен в 1952 году1.

Ассоциация внесла существенный вклад в создание Международного уголовного суда, поскольку сама идея создания международной уголовной юрисдикции и соответствующего механизма для расследования международных преступлений и нарушений прав человека и вынесения по ним судебных решений зародилась и получила свое развитие в Международной ассоциации уголовного права.

В сотрудничестве с Центром по предупреждению международной преступности Секретариата ООН Ассоциация организовала международную конференцию, посвященную системам сравнительного уголовного правосудия (16-20 декабря 1997г.), на которой рассматривался такой важный вопрос международного уголовного права, как обеспечение согласованности различных национальных правовых систем и законодательств.

Существенным вкладом Ассоциации в деятельность ООН стало проведение 17-го Международного конгресса по вопросам уголовного права (Будапешт, 5-11 сентября 1999 г.), посвященного системам уголовного правосудия и их борьбе с организованной преступностью.

Большинство мероприятий оказали непо­средственное воздействие на программы технической помощи и сотрудничества, осуществляемые Ассоциацией совместно с раз­личными управлениями и подразделениями Секретариата ООН и ее специализированными учреждениями. Эти программы направ­лены на оказание содействия развивающимся странам, особенно странам Африки и арабским странам, а также странам Центральной и Восточной Европы. Они охватывают такие области деятель­ности, как укрепление прав человека и обеспечение их соблюде­ния в рамках систем уголовного правосудия, международное со­трудничество в вопросах уголовного правосудия, включая экстра­дицию и взаимную помощь в юридических вопросах, борьба про­тив организованной преступности и ее транснациональных форм, обеспечение благого управления и законности и оказание под­держки в связи с учреждением Международного уголовного суда.

Ассоциация осуществляет тесное и плодотворное сотрудни­чество с коллегами из различных подразделений Секретариата ООН. В частности, деятельность, связанная с учреждением Меж­дународного уголовного суда и с защитой прав человека, способ­ствовала развитию сотрудничества с должностными лицами из Управления по правовым вопросам, Центра по правам человека и Управления Верховного комиссара по правам человека.

К сожалению, начиная с 1998 г. консультации и сотрудниче­ство с должностными лицами из Управления ООН по борьбе с наркотиками и предупреждению преступности существенно со­кратились из-за преднамеренной политики руководства этого Управления, несмотря на неоднократные просьбы и предложения Ассоциации о развитии сотрудничества.

Европейская организация женщин-полицейских (ЕОЖП) была создана на Международной конференции женщин-поли­цейских, прошедшей в Нордвейкерхауте (Нидерланды) 23 марта 1989 г. Основополагающими ценностями ЕОЖП являются равен­ство всех людей, свобода, справедливость и солидарность. Ее цели и деятельность определяются демократическими принципами и основными правами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека.

Специальный консультативный статус ЕОЖП получила в 1996 году.

ЕОЖП – это некоммерческая организация, в своей деятельности полностью независящая от правительств стран, политических течений и влияния других групп. На протяжении последних лет основной целью ЕОЖП оставалась «оптимизация положения женщин на полицейской службе в европейских странах», что дос­тигается следующими средствами:

·                   обмен знаниями, информацией и опытом относительно поло­жения женщин в организациях полиции различных европей­ских стран;

·                   поощрение международных исследований и обучение по те­мам, имеющим важное значение для оптимизации работы женщин-полицейских в Европе;

·                   проведение раз в два года европейской конференции и соответствующих семинаров для полицейских обоих полов; поощрение создания национальных организаций женщин-полицейских;

·                   обеспечение взаимной поддержки европейских женщин-полицейских;

·                   установление контактов во всех европейских странах и созда­ние базы данных с адресами1.

Все предложения, поступающие от ООН, распространяются среди членов совета ЕОЖП, которые с большим интересом их изучают. Однако в связи с ограниченно­стью бюджета ЕОЖП сотрудники этой организации не в состоя­нии, к сожалению, принять участие в работе многих совещаний.

В период с 1996 по 1999 г. какие-либо конкретные меро­приятия совместно с органами и специализированными учрежде­ниями ООН не проводились. Однако ЕОЖП на регулярной основе распространяет материалы об основных положениях международ­ных договоров, посвященных защите прав женщин, в том числе, например, в ходе лекций, семинаров и общения с представителями прессы.

В 1999 г. был проведен ряд мероприятий:

·                    организован шестой европейский семинар по вопросам про­движения по службе;

·                    в Дублине (Ирландия) проведена третья конференция женщин-руководителей, работающих в полиции европейских стран;

·                    в Брюсселе (Бельгия) проведена европейская конференция по установлению связей;

·                    в Софии (Болгария) проведена конференция для женщин-полицейских из стран Юго-Восточной Европы и т. д.

Международная служба по правам человека была учреж­дена в 1984г.

в целях поощрения осуществления международных стандартов, деклараций и принципов в области прав человека. Она стремится оказывать помощь правозащитникам и правозащитным организациям и укреплять их возможности, в том числе помогает им вносить вклад в работу ЭКОСОС, его вспомогательных орга­нов и других совещаний и конференций ООН.

В своей работе Международная служба по правам человека руководствуется следующими принципами:

·                   получаемая информация о программе ООН в области прав че­ловека анализируется, обрабатывается и представляется в раз­личных формах, с тем, чтобы обеспечить ее максимальное ис­пользование правозащитниками;

·                   Международная служба разрабатывает проекты и инициативы, направленные на оказание помощи жертвам и правозащитни­кам в получении более широкого доступа к механизмам ООН. Она добивается также налаживания связей между националь­ными и международными неправительственными организа­циями и дипломатами;
·                   Международная служба считает, что национальные правоза­щитники и правозащитные организации должны играть неза­менимую роль в поощрении и защите всеобщих принципов прав человека в контексте своих собственных культур и соци­ально-экономических условий;
·                   цель каждого мероприятия состоит в укреплении возможно­стей правозащитников и неправительственных организаций; в рамках программ Международной службы правозащитникам на регулярной основе предоставляются такие услуги, которые могут корректироваться с учетом потребностей и приоритетов пользователей.
В течение последних 10 лет Международная служба по правам человека осуществляет свою деятельность в рамках четырех основных программ:

·                   Информационная программа: Издание ежеквартального обзорного документа Human Rights Monitor: серии HR-DOC-DH: документа HR-Dossiers и ознакомительных справочников. В документе Human Rights Monitor представляется информация обо всех проводимых ООН в Женеве и Нью-Йорке совещаниях по вопросам прав человека.

·                   Учебно-просветительная  программа: она включает в себя проведение Женевских учебных курсов и региональных учебных сессий, главным образом для представителей неправительствен­ных организаций. Кроме того, Международная служба ежегодно организует подготовку для представителей правительств либо в рамках курсов ООН/МОТ, либо в рамках других сессий, организуемых научными центрами, например, Институтом аспирантуры в Женеве.

·                   Программа связи, которая включает совместно проводимые МНПО мероприятия по осуществлению конкретных целей, созданию сетей, а также реализации проектов, посвященным правам МНПО в системе ООН, проектов по защите правозащитников и проектов, посвященных экономическим, социальным и культурным правам. В рамках этой программы международная служба способствует поддержанию контактов между МНПО и дипломатами путем организации встреч между ними по конкретным вопросам.

·                   Консультативная программа.

Международное движение за реформу пенитенциарной системы

(МДРПС) представляет собой добровольную ассоциа­цию национальных организаций, выступающих за реформу пени­тенциарной системы, из 88 стран. Специальный статус МДРПС предоставлен в 1983 г. МДРПС участвует в решении широкого круга проблем уголовного правосудия и через свои филиалы про­водит работу в целях поощрения участия общественности в дея­тельности системы уголовного правосудия.

МДРПС является гло­бальным форумом для обсуждения соответствующих проблем и повышения уровня осведомленности общественности о преступ­ности и обращении с правонарушителями.

3. Заключение


В данном реферате были рассмотрены следующие вопросы:

1.                 Понятие, классификация и виды международных неправительственных организаций;

2.                 Статус международных неправительственных организаций в специализированных учреждениях ООН и других международных организациях;

3.                 Деятельность международных неправительственных организаций юридического профиля.

Следует сделать вывод о том, что в российской международно-правовой литературе по вопросу о статусе международных неправительственных организаций имеются в основном две точки зрения:

1.                 МНПО не являются субъектами международного права;

2.                 МНПО, не будучи субъектами международного права, представляют собой участников международных правоотношений и, возможно, в будущем произойдет становление их международной правосубъектности.

По мнению большинства юристов, международные неправительственные организации не являются субъектами международного права, но должны осуществлять свою деятельность, сообразуясь с его принципами и нормами. Внутри государств правовой статус МНПО определяется национальным законодательством. За ними и международным персоналом МНПО признаются определенные привилегии и иммунитеты.

Список используемой литературы:

1.                 Устав Международной Организации Труда, принят в 1919г. (с изм. и доп. 1972г.).

2.                 Устав Организации Объединенных Наций, принят 26.06.1945г.

3.                 Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, принят 16.11.1945г.

4.                 Абашидзе А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М., 2002.

5.                 Кузнецова Е. Эволюция консультативного статуса международных неправительственных организаций при экономическом и социальном Совете ООН. М., 2004.

6.                 Камынин А. И. Международные неправительственные организации в современных международных организациях: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1992.

7.                 Кольяр К. Международные организации. М., 1978.

8.                 Малкина И. Б. Международные неправительственные организации в современном международном праве: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001.

9.                 Матвеева Т. Д. Неправительственные организации в механизме защиты прав человека. М., 1997.

10.             Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2000.

11.             Николаева Э. Н. Международно-правовые проблемы международных неправительственных организаций: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2001.

12.             Специализированные учреждения ООН в современном мире. М., 1967.


1 Устав Организации Объединенных Наций, принят 26.06.1945г.

2 Абашидзе А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М., 2002, с. 21.

3 Кузнецова Е. Эволюция консультативного статуса международных неправительственных организаций при экономическом и социальном Совете ООН. М., 2004, с. 34.

1 Кольяр К. Международные организации. М., 1978, с. 472.

2 Камынин А. И. Международные неправительственные организации в современных международных организациях: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1992.

1 Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2000, с. 284.

2 Малкина И. Б. Международные неправительственные организации в современном международном праве: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001, с. 7.

1 Абашидзе А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М., 2002, с. 26.

1 Николаева Э. Н. Международно-правовые проблемы международных неправительственных организаций: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2001, с. 20.

2 Малкина И. Б. Международные неправительственные организации в современном международном праве: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001, с. 8.

1 Специализированные учреждения ООН в современном мире. М., 1967, с. 29.

1 Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, принят 16.11.1945г.


1 Абашидзе А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М., 2002, с. 102.

1 Устав Международной Организации Труда, принят в 1919г. (с изм. и доп. 1972г.).

1 Абашидзе А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М., 2002, с. 123.

1 Матвеева Т. Д. Неправительственные организации в механизме защиты прав человека. М., 1997, с. 62.


Страницы: 1, 2