Международные неправительственные организации
Международные неправительственные организации в силу целого ряда причин долгое время более эффективно, чем межправительственные организации, действовали в областях образования, науки и культуры, и некоторые из них, например, Международный совет научных союзов, накопили немалый опыт в осуществлении крупных международных программ.
Первоначально ЮНЕСКО, так же как и ЭКОСОС, предоставляла различные категории консультативного статуса постоянно
сотрудничавшим с организацией неправительственным организациям на официальной основе. Были установлены три категории консультативного статуса:
А – консультативная и сотрудничающая категория (высшая);
В – информационная и консультативная категория;
С – категория взаимной информации.
Руководствуясь этими положениями, ЮНЕСКО установила официальные отношения на трех различных уровнях или в рамках трех
различных категорий примерно с 580 неправительственными организациями.
В соответствии с положениями п. 13 ст. 4 Устава ЮНЕСКО
Генеральная конференция может приглашать (по
рекомендации исполнительного совета) представителей
организаций категории С участвовать в работе совещательных комитетов,
образованных Генеральной конференцией.
Кроме того, важной особенностью ст. 11 п. 4 является
указание на отношения лишь с МНПО. Это объясняется тем, что,
во-первых, национальные неправительственные организации сотрудничают с
национальными комиссиями ЮНЕСКО и, во-вторых, тем, что ЮНЕСКО стремилась
установить отношения с организациями, выражающими мнение возможно более
широкого круга общественности или специалистов.
Статус неправительственных организаций, установленный ст. 11 Устава ЮНЕСКО, неуклонно повышался посредством принятия Генеральной конференцией соответствующих директив в 1960, 1966 и 1995 гг. Последняя из них – директива, касающаяся
отношений ЮНЕСКО с неправительственными организациями, была
принята на 28-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Ст. 1 Директивы ЮНЕСКО 1995г. устанавливает две
категории МНПО:
1.
вступающие в консультативные отношения;
2.
поддерживающие ассоциативные связи.
Общими для обеих категорий МНПО являются следующие обязанности:
·
регулярно информировать Генерального
директора о своей деятельности, которая соответствует
программам ЮНЕСКО, и о помощи, оказываемой ими для
достижения целей ЮНЕСКО;
·
знакомить своих членов с программами деятельности
ЮНЕСКО и результатами, которые их могут заинтересовать;
·
по просьбе Генерального директора давать
советы и оказывать помощь в связи с консультацией по подготовке программ и исследований ЮНЕСКО в рамках их компетенции; вносить
вклад своей деятельностью в реализацию программ ЮНЕСКО,
включать в повестку своих совещаний специальные вопросы, имеющие отношение к
программам ЮНЕСКО;
·
приглашать представителей ЮНЕСКО на свои
совещания, повестка дня которых представляет интерес для
ЮНЕСКО; предоставлять Генеральному директору
периодические отчеты о своей деятельности, совещаниях и
поддержке, оказываемой ЮНЕСКО;
·
вносить существенный вклад в подготовку
доклада Исполнительного совета Генеральной конференции о вкладе НПО в деятельность ЮНЕСКО;
·
направлять представителей, по мере
возможности на высоком уровне, на конференции международных
неправительственных организаций.
Что касается обязанностей МНПО, имеющих
статус соучастников, то они, помимо вышеперечисленных обязанностей, должны:
·
тесно сотрудничать с ЮНЕСКО в расширении
своей собственной деятельности, которая в рамках ЮНЕСКО
находится в их компетенции;
·
оказывать помощь ЮНЕСКО в ее усилиях по
развитию международной координации деятельности НПО,
работающих в сходных областях, и способствовать их объединению в крупные организации;
·
направлять представителей самого высокого
уровня на различные виды консультационных встреч, на
которые приглашает Генеральный директор и участие в которых
их экспертов является необходимым;
·
поддерживать посредством своих сетей, а также
региональных и национальных представителей эффективное
сотрудничество с органами ЮНЕСКО и национальными комиссиями
ЮНЕСКО различных стран.
Генеральный директор может приглашать НПО
обеих категорий в качестве наблюдателей на сессии Генеральной конференции. Наблюдатели могут выступать с заявлениями по вопросам, входящим в их компетенцию, в комиссиях, комитетах
и вспомогательных органах
Генеральной конференции с согласия руководителей указанных органов1.
Международная организация труда (МОТ) является трехсторонним учреждением в рамках системы ООН.
Согласно п. 3 ст. 12 Устава МОТ, она может,
если сочтет это желательным, принимать любые соответствующие
меры для консультаций с признанными неправительственными
организациями1.
МНПО, которые проявляют
несомненный интерес, по крайней мере, к одной из сфер
деятельности МОТ и принимают установленные процедуры, могут быть включены во
вторую категорию, а именно – в Специальный список
неправительственных организаций МОТ.
Международная морская организация (ИМО) предоставляет
консультативный статус неправительственным организациям,
деятельность которых непосредственно связана с ее целями.
Таким неправительственным организациям (в настоящее время их насчитывается около
55) предлагается направлять своих представителей
в качестве наблюдателей на сессии руководящих органов ИМО и ее комитетов, а также их вспомогательных
органов.
Детский фонд Организации Объединенных
Наций (ЮНИСЕФ) предоставил
консультативный статус международным организациям, которые занимаются
деятельностью в целях развития и уже получили консультативный статус при
ЭКОСОС, осуществляют мероприятия в интересах детей и
хотели бы официально оформить свои отношения с ЮНИСЕФ. К числу традиционных областей деятельности МНПО
относятся охрана здоровья и развитие детей, базовое
образование, водоснабжение и экологическая санитария
и питание детей.
Мировая продовольственная программа (МПП) приглашает МНПО участвовать в заседаниях ее
Исполнительного совета в качестве наблюдателей, и как таковые они могут
выступать на заседаниях.
МПП осуществляет сотрудничество в области
оперативной деятельности примерно с 1200 МНПО во всем мире, которое охватывает
широкий круг мероприятий, включая: сбор данных, обмен информацией, определение
и разработку проектов, оценку потребностей, обследование положения в области
питания, распределение продовольствия, представление
докладов, контроль или оценку последствий. В чрезвычайных
ситуациях основными областями сотрудничества являются распределение
продовольствия и наблюдение за этим процессом.
Всемирная торговая организация (ВТО). В 1996г. была
принята процедура, согласно которой МНПО было позволено присутствовать на
пленарных заседаниях. Заявки МНПО для участия передаются на регистрацию с
Секретариат ВТО. Такие заявки принимаются, если МПНО докажет, что ее
деятельность вписывается в работу ВТО.
2.3 Деятельность международных
неправительственных организаций юридического профиля
Рассмотрим деятельность такой МНПО юридического
профиля, как Международная
ассоциация уголовного права
(МАУП).
МАУП была создана в 1924 году как правопреемница
Международной ассоциации уголовного права, учрежденной в 1889 году. Ассоциация
является научным учреждением и в своей работе руководствуется принципами,
закрепленными в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека. В своей
деятельности МАУП неизменно стремится к тесному партнерству с ООН и ее органами
и специализированными учреждениями. Консультативный статус МАУП был
предоставлен в 1952 году1.
Ассоциация внесла существенный вклад в создание
Международного уголовного суда, поскольку сама идея создания международной
уголовной юрисдикции и соответствующего механизма для расследования
международных преступлений и нарушений прав человека и вынесения по ним
судебных решений зародилась и получила свое развитие в Международной ассоциации
уголовного права.
В сотрудничестве с Центром по предупреждению
международной преступности Секретариата ООН Ассоциация организовала
международную конференцию, посвященную системам сравнительного уголовного
правосудия (16-20 декабря 1997г.), на которой рассматривался такой важный
вопрос международного уголовного права, как обеспечение согласованности
различных национальных правовых систем и законодательств.
Существенным вкладом Ассоциации в деятельность ООН
стало проведение 17-го Международного конгресса по вопросам уголовного права
(Будапешт, 5-11 сентября 1999 г.), посвященного системам уголовного правосудия
и их борьбе с организованной преступностью.
Большинство мероприятий оказали непосредственное
воздействие на программы технической помощи и сотрудничества, осуществляемые
Ассоциацией совместно с различными управлениями и подразделениями Секретариата
ООН и ее специализированными учреждениями. Эти программы направлены на
оказание содействия развивающимся странам, особенно странам Африки и арабским
странам, а также странам Центральной и Восточной Европы. Они охватывают такие
области деятельности, как укрепление прав человека и обеспечение их соблюдения
в рамках систем уголовного правосудия, международное сотрудничество в вопросах
уголовного правосудия, включая экстрадицию и взаимную помощь в юридических
вопросах, борьба против организованной преступности и ее транснациональных
форм, обеспечение благого управления и законности и оказание поддержки в связи
с учреждением Международного уголовного суда.
Ассоциация осуществляет тесное и плодотворное сотрудничество с
коллегами из различных подразделений Секретариата ООН. В частности,
деятельность, связанная с учреждением Международного уголовного суда и с
защитой прав человека, способствовала развитию сотрудничества с должностными
лицами из Управления по правовым вопросам, Центра по правам человека и
Управления Верховного комиссара по правам человека.
К сожалению, начиная с 1998 г. консультации и сотрудничество с
должностными лицами из Управления ООН по борьбе с наркотиками и предупреждению
преступности существенно сократились из-за преднамеренной политики руководства
этого Управления, несмотря на неоднократные просьбы и предложения Ассоциации о
развитии сотрудничества.
Европейская организация
женщин-полицейских (ЕОЖП) была
создана на Международной конференции женщин-полицейских, прошедшей в
Нордвейкерхауте (Нидерланды) 23 марта 1989 г.
Основополагающими ценностями ЕОЖП являются равенство всех людей, свобода,
справедливость и солидарность. Ее цели и деятельность
определяются демократическими принципами и основными
правами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека.
Специальный консультативный статус ЕОЖП получила в
1996 году.
ЕОЖП – это некоммерческая организация, в
своей деятельности полностью независящая от правительств
стран, политических течений и влияния других групп. На
протяжении последних лет основной целью ЕОЖП оставалась
«оптимизация положения женщин на полицейской службе в
европейских странах», что достигается следующими
средствами:
·
обмен знаниями, информацией и опытом
относительно положения женщин в организациях полиции
различных европейских стран;
·
поощрение международных исследований и обучение
по темам, имеющим важное значение для оптимизации работы женщин-полицейских в Европе;
·
проведение раз в два года европейской
конференции и соответствующих семинаров для полицейских
обоих полов; поощрение создания национальных организаций женщин-полицейских;
·
обеспечение взаимной поддержки европейских
женщин-полицейских;
·
установление контактов во всех европейских
странах и создание базы данных с адресами1.
Все предложения, поступающие от ООН,
распространяются среди членов совета ЕОЖП, которые с большим интересом их изучают. Однако в связи с
ограниченностью бюджета ЕОЖП сотрудники этой организации не в состоянии, к сожалению, принять участие в работе многих
совещаний.
В период с 1996 по 1999 г. какие-либо
конкретные мероприятия совместно с органами и
специализированными учреждениями ООН не проводились.
Однако ЕОЖП на регулярной основе распространяет материалы об основных
положениях международных договоров, посвященных защите прав
женщин, в том числе, например, в ходе лекций, семинаров и
общения с представителями прессы.
В 1999 г. был проведен ряд мероприятий:
·
организован шестой европейский семинар по
вопросам продвижения по службе;
·
в Дублине (Ирландия) проведена третья
конференция женщин-руководителей, работающих в полиции европейских стран;
·
в Брюсселе (Бельгия) проведена европейская
конференция по установлению связей;
·
в Софии (Болгария) проведена конференция для женщин-полицейских из стран Юго-Восточной Европы и т. д.
Международная служба по правам человека была учреждена в 1984г.
в
целях поощрения осуществления международных стандартов, деклараций и принципов
в области прав человека. Она стремится оказывать помощь правозащитникам и
правозащитным организациям и укреплять их
возможности, в том числе помогает им вносить вклад в работу ЭКОСОС, его
вспомогательных органов и других совещаний и конференций ООН.
В
своей работе Международная служба по правам человека руководствуется следующими
принципами:
·
получаемая
информация о программе ООН в области прав человека анализируется,
обрабатывается и представляется в различных формах, с тем, чтобы обеспечить ее
максимальное использование правозащитниками;
·
Международная служба разрабатывает
проекты и инициативы, направленные на оказание помощи жертвам и правозащитникам
в получении более широкого доступа к механизмам ООН. Она добивается также
налаживания связей между национальными и международными неправительственными
организациями и дипломатами;
·
Международная служба
считает, что национальные правозащитники и правозащитные организации должны
играть незаменимую роль в поощрении и защите всеобщих принципов прав человека
в контексте своих собственных культур и социально-экономических условий;
·
цель
каждого мероприятия состоит в укреплении возможностей правозащитников и
неправительственных организаций; в
рамках программ Международной службы правозащитникам на регулярной основе
предоставляются такие услуги, которые могут корректироваться с учетом потребностей и приоритетов пользователей.
В течение последних 10 лет Международная служба по
правам человека осуществляет свою деятельность в рамках четырех основных программ:
·
Информационная программа: Издание ежеквартального
обзорного документа Human Rights Monitor: серии HR-DOC-DH: документа HR-Dossiers и ознакомительных
справочников. В документе Human Rights Monitor представляется информация обо всех проводимых ООН в Женеве и Нью-Йорке
совещаниях по вопросам прав человека.
·
Учебно-просветительная программа: она включает
в себя проведение Женевских учебных курсов и
региональных учебных сессий, главным образом для представителей неправительственных организаций. Кроме того, Международная служба
ежегодно организует подготовку для представителей правительств либо в рамках
курсов ООН/МОТ, либо в рамках других сессий, организуемых научными центрами,
например, Институтом аспирантуры в Женеве.
·
Программа связи, которая включает совместно проводимые МНПО
мероприятия по осуществлению конкретных целей, созданию сетей, а также
реализации проектов, посвященным правам МНПО в системе ООН, проектов по защите
правозащитников и проектов, посвященных экономическим, социальным и культурным
правам. В рамках этой программы международная служба способствует поддержанию
контактов между МНПО и дипломатами путем организации встреч между ними по
конкретным вопросам.
·
Консультативная программа.
Международное движение за реформу пенитенциарной системы
(МДРПС) представляет собой добровольную ассоциацию национальных организаций, выступающих за реформу пенитенциарной
системы, из 88 стран. Специальный статус МДРПС предоставлен
в 1983 г. МДРПС участвует в решении широкого круга
проблем уголовного правосудия и через свои филиалы проводит работу в целях
поощрения участия общественности в деятельности системы уголовного правосудия.
МДРПС является глобальным форумом для
обсуждения соответствующих проблем и повышения уровня
осведомленности общественности о преступности и обращении с правонарушителями.
3. Заключение
В данном реферате
были рассмотрены следующие вопросы:
1.
Понятие,
классификация и виды международных неправительственных организаций;
2.
Статус международных
неправительственных организаций в специализированных учреждениях ООН и других
международных организациях;
3.
Деятельность
международных неправительственных организаций юридического профиля.
Следует сделать
вывод о том, что в российской международно-правовой литературе по вопросу о
статусе международных неправительственных организаций имеются в основном две
точки зрения:
1.
МНПО не
являются субъектами международного права;
2.
МНПО, не
будучи субъектами международного права, представляют собой участников
международных правоотношений и, возможно, в будущем произойдет становление их
международной правосубъектности.
По мнению
большинства юристов, международные неправительственные организации не являются
субъектами международного права, но должны осуществлять свою деятельность,
сообразуясь с его принципами и нормами. Внутри государств правовой статус МНПО
определяется национальным законодательством. За ними и международным персоналом
МНПО признаются определенные привилегии и иммунитеты.
Список
используемой литературы:
1.
Устав
Международной Организации Труда, принят в 1919г. (с изм. и доп. 1972г.).
2.
Устав Организации Объединенных Наций, принят 26.06.1945г.
3.
Устав
Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,
принят 16.11.1945г.
4.
Абашидзе А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации:
международно-правовые аспекты. М., 2002.
5.
Кузнецова Е. Эволюция консультативного статуса международных неправительственных
организаций при экономическом и социальном Совете ООН. М., 2004.
6.
Камынин
А. И. Международные неправительственные организации в современных международных
организациях: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1992.
7.
Кольяр К.
Международные организации. М., 1978.
8.
Малкина И. Б. Международные
неправительственные организации в современном международном праве: Дис. … канд.
юрид. наук. М., 2001.
9.
Матвеева
Т. Д. Неправительственные организации в механизме защиты прав человека. М.,
1997.
10.
Международное
право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2000.
11.
Николаева Э. Н. Международно-правовые проблемы международных
неправительственных организаций: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2001.
12.
Специализированные учреждения ООН в современном мире. М., 1967.
1 Устав
Организации Объединенных Наций, принят 26.06.1945г.
2 Абашидзе А. Х.,
Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М.,
2002, с. 21.
3 Кузнецова Е.
Эволюция консультативного статуса международных неправительственных организаций при
экономическом и социальном Совете ООН. М., 2004, с. 34.
1 Кольяр К. Международные
организации. М., 1978, с. 472.
2 Камынин А. И. Международные
неправительственные организации в современных международных организациях: Автореф.
дис. … канд. юрид. наук. М., 1992.
1 Международное право: Учебник
/ Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2000, с. 284.
2 Малкина И. Б. Международные
неправительственные организации в современном международном праве: Дис. … канд.
юрид. наук. М., 2001, с. 7.
1 Абашидзе
А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые
аспекты. М., 2002, с. 26.
1 Николаева Э. Н.
Международно-правовые проблемы международных неправительственных организаций: Дисс. … канд.
юрид. наук. М., 2001, с. 20.
2 Малкина И. Б. Международные
неправительственные организации в современном международном праве: Дис. … канд.
юрид. наук. М., 2001, с. 8.
1
Специализированные учреждения ООН в современном мире. М., 1967, с. 29.
1 Устав Организации
Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, принят
16.11.1945г.
1 Абашидзе
А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые
аспекты. М., 2002, с. 102.
1 Устав Международной
Организации Труда, принят в 1919г. (с изм. и доп. 1972г.).
1 Абашидзе
А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые
аспекты. М., 2002, с. 123.
1 Матвеева Т. Д.
Неправительственные организации в механизме защиты прав человека. М., 1997, с.
62.
Страницы: 1, 2
|