Международное публичное право. Дипломатическое право
Международное публичное право. Дипломатическое право
ОГЛАВЛЕНИЕ:
I. ВВЕДЕНИЕ. 2
II. Возникновение и основные
исторические типы дипломатии. 4
2.1. Дипломатия рабовладельческих государств. 4
2.2. Дипломатия феодальных государств. 5
2.3. Буржуазная дипломатия. 9
2.4. Социалистическая дипломатия. 11
III. Дипломатическое
представительство. 14
3.1. Учреждение и виды дипломатического представительства. 14
3.2. Функции дипломатических представительств. 18
3.3. Глава государства. 21
3.4. Персонал дипломатического представительства. 26
3.5. Помещения дипломатического представительства. 30
IV. Привилегии и иммунитеты
дипломатических представительств. 32
4.1. Понятие привилегий и иммунитетов. 32
4.2. Неприкосновенность помещений. 37
4.3. Неприкосновенность архивов, документов,
корреспонденции и вопрос о возможности их использования государством пребывания
в официальных целях. 49
4.4. Проблема иммунитетов дипломатических средств
передвижения. 53
4.6. Фискальный иммунитет. 56
4.7. Таможенные привилегии. 57
4.8. Протокольные привилегии. 58
4.9. Иммунитет от уголовной, гражданской и
административной юрисдикции, случаи ограничения иммунитета. 58
I. ВВЕДЕНИЕ
Примитивные формы внешних сношений между различными
государствами, даже разными племенами, имели место еще в самые древние
времена. Однако те примитивные формы внешних сношений, которые существовали
при родовом строе, до раскола общества на классы и возникновения государства,
по времени относимого к началу Древнего царства XXVIII – XXIV вв. до н.э. (Древний
Египет), XVIII (Древний Китай) и др., в
какой-то мере можно рассматривать лишь как преддипломатию, её истоки.
Замена родового строя, по меткому выражению К.Маркса,
взорванного разделением труда и его последствиями – расколом общества на классы,
государством естественным образом стала первичной движущей силой дальнейшего
развития этих истоков и собственно формирования дипломатии, какой бы примитивной
и близкой по формам к своим предшественникам при родовом строе она ни была.
Таким образом генезис дипломатии, относимый к временам существования
родоплеменного строя, начало ее возникновения как уникального явления культуры,
следует непосредственно связать с возникновением государства, деятельностью
определенных органов и должностных лиц которого она является. Дипломатия, как и
само государство, детище и явление в первую очередь классового общества, а не
родового. Отсюда и классовая сущность дипломатии, и объяснение того
обстоятельства, что дипломатия представляла собой область деятельности
представителей господствующего класса и осуществляла внешнюю политику
государства этого господствующего класса.
Как показывает изучение исторического развития
общества, смена общественно - экономических формаций определяла изменение
содержания, организационных форм и методов внешней политики и дипломатии. По
мере того как развивалось рабовладельческое общество, как оно сменялось
обществом феодальным, а затем буржуазным, развивались характерные для каждых из
этих эпох черты внешней политики и дипломатии, совершенствовались ее формы и
методы. Поэтому рассмотрение исторического развития дипломатии необходимо вести
в тесной связи с развитием основных общественно-экономических формаций.
Однако следует признать, что позиции формационного подхода, во
многом утратившие то господствующее положение в общественном сознании, которые
имели в XX веке, веке массового,
широкого распространения социалистических (коммунистических) идей, имея своим
недостатком первичное внимание к экономике (первично), и недостаточное внимания
к культуре, иным аспектам бытия (вторично), необходимо дополнять, в условиях
признания и поощрения плюралистического мышления, цивилизационным подходом и иными,
альтернативными им моделями (теоретические построениями), поскольку своим
назначением в первую очередь эти построения имеют максимально полное описание
существующих (существовавших) реальных общественных процессов.
II. Возникновение и основные исторические типы дипломатии
Из истории древнего мира известно, что дипломатия в современном значении
этого термина, хотя и занимала серьезное место в международных
отношениях, тем не менее не была ведущим способом осуществления внешней
политики рабовладельческого государства. Ведущими средствами осуществления
внешней политики древних государств являлись насильственные, военные
средства, в международных отношениях доминировала война и военная
дипломатия.
Это значение войны определялось в конечном счете самим
рабовладельческим способом производства, его потребностями в
систематическом пополнении резервов рабочей силы путем ведения войн.
Однако при всем этом не могла не развиться и формироваться дипломатия, являющаяся
в условиях эксплуататорского строя неизбежным средством подготовки войн,
неизбежной спутницей самих войн, во время которых отношения между союзниками
оказывались даже более тесными, чем в мирное время.
Из истории таких древних государств, как Китай, Вавилония,
Египет, известно, что дипломатическая деятельность имела довольно сложную и
вполне определенную форму; не только посылались представители государств для
переговоров, но и заключались соответствующие договоры, соглашения, имевшие
силу дипломатических документов.
Характер и формы дипломатии были тесно связаны с характером и
формами государств данной эпохи. В теократических государствах Востока
дипломатические сношения велись от лица царей и руководились ими. В
рабовладельческих древней Греции послы, посылавшиеся со специальными миссиями в
отдельные страны, избирались на народных собраниях, а по выполнении своих
миссий отчитывались перед ними. В Древнем Риме народные собрания решали общие
вопросы войны и мира, а сенат - являлся повседневным руководителем внешней
политики и дипломатии. В императорском Риме дела внешней политики и дипломатии
вершили императоры. Во внешней политике греческих государств-городов (“полисов”)
преобладала борьба за расширение территорий, за приобретение рабов, за новые
рынки. Дипломатия греческих полисов стремилась к заключению оборонительных и
наступательных союзов. Такие видные представители Древней Греции, как
Фемистокл, Перикл, Филипп Македонский были искусными дипломатами. То же можно
сказать о Древнем Риме и Византии. О значении дипломатии в то время можно
судить по словам, приписываемым Ганнибалу: «Могущество Рима состоит не в его
военной мощи, а в его способности разъединять противников».[1]
В результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и нашествий
«варварских» племен, распалась Западная Римская империя, и в Европе образовался
ряд государств, где преобладали интересы военно - землевладельческой знати, стремившейся
к новым захватам земель и обложению порабощенных народов данью.
В раннем средневековье не было прочных, устойчивых границ,
государства создавались и распадались. Дипломатия этого периода была
целиком связана с интересами господствовавших в то время крупных феодалов -
государей и князей, имевших в подчинении вассалов на многочисленных подвластных
территориях. Каждая крупная «синьория» имела свою внешнюю политику, и
преобладало «право частной войны». Дипломатия по необходимости сосредотачивала
свои усилия на урегулировании возникавших то и дело споров между
государями-вотчинниками, боровшимися за расширение своих владений для
увеличения числа плательщиков феодальной ренты.
Первые попытки политического сплочения раздробленной феодальной
Европы имели место в виде создания «Священной Римской империи германской
нации», которое предприняли германские феодалы, захватившие наиболее развитую в
то время часть Европы - Италию как базу для дальнейшего продвижения в Западную
Европу, на Византию и Мусульманский Восток. Одновременно началась борьба
централизованной католической церкви за свое политическое господство в Европе и
за ее пределами. Все это привело к длительным и упорным дипломатическим и
военным столкновениям, включая “крестовые походы”. В общем, внешняя политика и
дипломатия этих феодальных монархий были направлены на скорейшее преодоление
политической раздробленности, на объединение, военное и торговое преобладание
над своими соперниками.
Итальянские города, где раньше других стали развиваться
капиталистические отношения, вели особо интенсивную борьбу за внешние рынки и
использовали различные приемы тонкой дипломатии, заимствуя лучшие образцы ее из
опыта Византии и крупных государств Востока. Византия имела широкие связи с
феодальными государствами Европы, с Русью, с государствами Востока и имела
специальный аппарат для внешних сношений, а также разработанные формы
дипломатического общения, церемониала и т. п.
Один из видных политических деятелей и дипломатов феодальной
Италии Макиавелли (живший в 1469 - 1527 п.) известен как искуснейший дипломат
своего времени, правда, дипломат со всеми отрицательными чертами, свойственными
дипломатии феодального строя. В своем трактате «Государь» Макиавелли
сформулировал теорию дипломатического искусства довольно своеобразно. Он писал:
“Следует иметь в виду, что есть два рода борьбы: один - посредством законов,
другой - силы. Первый свойственен людям, второй - зверям, но так как первый
часто оказывается недостаточным, то приходится прибегать ко второму”[2]. И Макиавелли считал, что
государственный интерес есть высшее начало в дипломатии и для достижения
государственного интереса можно пользоваться любыми средствами.
Макиавеллизм - это непостоянство и коварство в дипломатии, это
политика, не останавливающаяся ни перед какими средствами для достижения
успеха. Т ем не менее имя Макиавелли связано с известным этапом в историческом
развитии дипломатии.
В средние века, в период большой раздробленности государств,
огромную роль в политической жизни различных государств стала играть церковь.
Римские папы посылали своих представителей - нунциев, как их называли и
называют сейчас, в другие государства. Нунции существуют сейчас во всех
католических странах, нередко - в качестве глав дипломатического корпуса.
Нунции проводили большую дипломатическую работу в период господства римской
церкви и сохранили до сих пор свое положение в дипломатическом корпусе большого
числа стран. Они играют немалую роль дипломатическом корпусе таких государств,
как Франция, Италия, ФРГ и т. д. Но, как правило, представители папы в средние
века были временными представителями, то есть выезжавшими на время с
определенной миссией.
Появление профессиональных кадров дипломатов относят к XV - ХVI
векам, когда постепенно стали назначаться представители государств, выезжавших
за границу на постоянную работу, когда стали учреждаться посольства или миссии
для постоянной деятельности в других странах. В этом смысле известное значение
имеет трактат 1520 года между Англией и Священной Римской империей, в котором
впервые было зафиксировано назначение постоянных посольств; а затем
Вестфальский мирный договор 1648 года, заключенный по окончании Тридцатилетней
войны, который оформил посольства и установил некоторые принципы постоянных
сношений между государствами.
В России уже в ХVI веке
существовал так называемый посольский приказ, который занимался приемом послов
о вообще внешними сношениями. Однако только в 1702 году в России было учреждено
Министерство иностранных дел, которое и занялось непосредственно внешними
сношениями России с другими государствами.
В эпоху средневековья дипломатия действовала в основном в
согласии с законом, указанным К. Марксом: «...Выигрыш одного государства
является проигрышем для другого»[3].
Главными задачами дипломатии в этот период являлись укреплением союзов между
феодальными суверенами и выгодная расстановка сил для войн, для приобретения
новых владений путем аннексии или непосредственно покупками и династических
браков с получением огромных территорий в приданое.
Если говорить о международно-правовой регламентации
дипломатической практики и об определении функций и прав дипломатических
представителей, то регламент, принятый на Венском конгрессе в 1815 году,
впервые точно и ясно определил старшинство дипломатических представителей и
порядок их работы, а последовавший за ним в 1818 году Аахенский международный
протокол уточнил права и функции дипломатических представителей. эти два
документа - Венский регламент и Аахенский протокол - по существу остаются и по
настоящее время основой для установления единых рангов дипломатических
представителей, которые существуют во всех странах мира. Этими документами
впервые было установлено, что старшинство послов временем их аккредитования,
временем их пребывания в том или другом государстве. До этого по вопросу
старшинства между послами происходили частые споры, доходившие временами до
драки. Они в качестве довода выдвигали свое происхождение, другие свой - опыт,
третьи - величину и значение своего государства. Венский регламент установил, что
старшинство посла определяется временем его пребывания в том или другом
государстве, что и положило конец спорам. Хотя постоянные дипломатические
представители иностранных государств стали появляться в ХVI веке, однако, по существу только в ХVII – XIX веках начал складываться постоянный квалифицированный
дипломатический аппарат. До этого были обычно статс-секретари по внешним делам
при главе государства, ведавшие внешними делами, но не имевшие постоянного
аппарата. В XIX веке такой постоянный аппарат был создан во всех государствах,
а в XX веке этот аппарат стал
довольно мощным, квалифицированным и представляющим важную часть всей системы
государственного управления. Этот дипломатический аппарат в буржуазных
государствах в период развития капитализма сохранял традиции, перешедшего к
нему от старого феодального строя, и его дипломатические кадры составляли, как
правило, выходцы из аристократических семей.[4]
Великая Французская буржуазная революция 1789 - 1794 годов нанесла
сильный удар по дипломатии феодальных абсолютных монархий, выдвинув в качестве
основного требования во внешней политике принцип верховенства нации. Она
происходила под лозунгами равенства народов, их свободы и братства, которые
оказали большое влияние на широкие слои европейских народов, а также на народы
других континентов, в особенности на Северную Америку, где в конце ХVIII века развернулась национальная
борьба за независимость. Основным содержанием внешней политики и дипломатии
буржуазии в период становления капитализма становится борьба за рамки сбыта, за
“сферы влияния”, за раздел мира и укрепление мирового экономического и
политического господства основных капиталистических держав. Буржуазная внешняя
политика и дипломатия провозгласили принцип “невмешательства” и верховенство
нации в решении внутренних дел государства с целью защиты интересов восходящего
буржуазного класса, выступавшего от имени всего народа.
С развитием буржуазного парламентаризма на дипломатию государств
начинают оказывать представительные учреждения и во внешнюю политику
вовлекаются гораздо более широкие общественные слои. Вместе с тем, с упрочением
буржуазного строя в развитии буржуазной дипломатии отчетливо проявляется ее
классовая ограниченность и сказывается все в большей мере стремление буржуазии
скрыть от народов свои подлинные цели, окутать свои внешнеполитические шаги
дипломатической тайной, посеять в народных массах иллюзии относительно истинных
мотивов своих действий, особенно в связи с подготовкой новых войн. Буржуазная
дипломатия все в большей мере использует и старые приемы феодальной дипломатии,
и профессиональные кадры выходцев из дворян. Да и до сих пор в буржуазных государствах,
за исключением США и некоторых других капиталистических стран, дипломатический
аппарат, как правило, заполняется по наследству представителями дворянской
аристократии. Это во многом объясняется тем обстоятельством, что господствующие
классы как в феодальный период, так и в период капитализма являются
эксплуататорскими классами, и общие задачи эксплуатации и угнетения одной
страны другой страной остаются в силе и при буржуазном строе, как это имело
место в феодальном обществе. Поэтому коренных противоречий между
дипломатическими кадрами, вышедших из старых аристократических семей, и новыми
кадрами, которые стали появляться в период буржуазного государства, по существу
нет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|