бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Международное публичное право. Дипломатическое право бесплатно рефераты

Международное публичное право. Дипломатическое право

ОГЛАВЛЕНИЕ:


I. ВВЕДЕНИЕ. 2

II.  Возникновение и основные исторические типы дипломатии. 4

2.1.   Дипломатия рабовладельческих государств. 4

2.2.   Дипломатия феодальных государств. 5

2.3. Буржуазная дипломатия. 9

2.4. Социалистическая дипломатия. 11

III. Дипломатическое представительство. 14

3.1. Учреждение и виды дипломатического представительства. 14

3.2. Функции дипломатических представительств. 18

3.3. Глава государства. 21

3.4. Персонал дипломатического представительства. 26

3.5. Помещения дипломатического представительства. 30

IV. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств. 32

4.1. Понятие привилегий и иммунитетов. 32

4.2. Неприкосновенность помещений. 37

4.3. Неприкосновенность архивов, документов, корреспонденции и вопрос о возможности их использования государством пребывания в официальных целях. 49

4.4. Проблема иммунитетов дипломатических средств передвижения. 53

4.6. Фискальный иммунитет. 56

4.7. Таможенные привилегии. 57

4.8. Протокольные привилегии. 58

4.9. Иммунитет от уголовной, гражданской  и административной юрисдикции, случаи ограничения иммунитета. 58


 

I. ВВЕДЕНИЕ


Примитивные формы внешних сношений между различными государствами, даже разными племенами, имели место еще в самые древние времена. Однако те примитивные формы внешних сношений, которые существовали при родовом строе, до раскола общества на классы и возникновения государства, по времени относимого к началу Древнего царства XXVIII – XXIV вв. до н.э. (Древний Египет), XVIII (Древний Китай) и др., в какой-то мере можно рассматривать лишь как преддипломатию, её истоки.

Замена родового строя, по меткому выражению К.Маркса, взорванного разделением труда и его последствиями – расколом общества на классы, государством естественным образом стала первичной движущей силой дальнейшего развития этих истоков и собственно формирования дипломатии, какой бы примитивной и близкой по формам к своим предшественникам при родовом строе она ни была. Таким образом генезис дипломатии, относимый к временам существования родоплеменного строя, начало ее возникновения как уникального явления культуры,  следует непосредственно связать с возникновением государства, деятельностью определенных органов и должностных лиц которого она является. Дипломатия, как и само государство, детище и явление в первую очередь классового общества, а не родового. Отсюда и классовая сущность дипломатии, и объяснение того обстоятельства, что дипломатия представляла собой область деятельности представителей господствующего класса и осуществляла внешнюю политику государства этого господствующего класса.

Как показывает изучение исторического развития общества, смена общественно - экономических формаций определяла изменение содержания, организационных форм и методов внешней политики и дипломатии. По мере того как развивалось рабовладельческое общество, как оно сменялось обществом феодальным, а затем буржуазным, развивались характерные для каждых из этих эпох черты внешней политики и дипломатии, совершенствовались ее формы и методы. Поэтому рассмотрение исторического развития дипломатии необходимо вести в тесной связи с развитием основных общественно-экономических формаций.

       Однако следует признать, что позиции формационного подхода, во многом утратившие то господствующее положение в общественном сознании, которые имели в XX веке, веке массового, широкого распространения социалистических (коммунистических) идей, имея своим недостатком первичное внимание к экономике (первично), и недостаточное внимания к культуре, иным аспектам бытия (вторично), необходимо дополнять, в условиях признания и поощрения плюралистического мышления, цивилизационным подходом и иными, альтернативными им моделями (теоретические построениями), поскольку своим назначением в первую очередь эти построения имеют максимально полное описание существующих (существовавших) реальных общественных процессов.



II.  Возникновение и основные исторические типы дипломатии



2.1.   Дипломатия рабовладельческих государств

        Из истории древнего мира известно, что дипломатия в современном значении этого термина, хотя и занимала серьезное место в международных отношениях, тем не менее не была ведущим способом осуществления внешней политики рабовладельческого государства. Ведущими средствами осуществления внешней политики древних государств являлись насильственные, военные средства, в международных отношениях доминировала война и военная дипломатия.

Это значение войны определялось в конечном счете самим рабовладельческим способом производства, его потребностями в систематическом пополнении резервов рабочей силы путем ведения войн. Однако при всем этом не могла не развиться и формироваться дипломатия, являющаяся в условиях эксплуататорского строя неизбежным средством подготовки войн, неизбежной спутницей самих войн, во время которых отношения между союзниками оказывались даже более тесными, чем в мирное время.

        Из истории таких древних государств, как Китай, Вавилония, Египет, известно, что дипломатическая деятельность имела довольно сложную и вполне определенную форму; не только посылались представители государств для переговоров, но и заключались соответствующие договоры, соглашения, имевшие силу дипломатических документов.

       Характер и формы дипломатии были тесно связаны с характером и формами государств данной эпохи. В теократических государствах Востока дипломатические сношения велись от лица царей и руководились ими. В рабовладельческих древней Греции послы, посылавшиеся со специальными миссиями в отдельные страны, избирались на народных собраниях, а по выполнении своих миссий отчитывались перед ними. В Древнем Риме народные собрания решали общие вопросы войны и мира, а сенат - являлся повседневным руководителем внешней политики и дипломатии. В императорском Риме дела внешней политики и дипломатии вершили императоры. Во внешней политике греческих государств-городов (“полисов”) преобладала борьба за расширение территорий, за приобретение рабов, за новые рынки. Дипломатия греческих полисов стремилась к заключению оборонительных и наступательных союзов. Такие видные представители Древней Греции, как Фемистокл, Перикл, Филипп Македонский были искусными дипломатами. То же можно сказать о Древнем Риме и Византии. О значении дипломатии в то время можно судить по словам, приписываемым Ганнибалу: «Могущество Рима состоит не в его военной мощи, а в его способности разъединять противников».[1]


2.2.   Дипломатия феодальных государств


        В результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и нашествий «варварских» племен, распалась Западная Римская империя, и в Европе образовался ряд государств, где преобладали интересы военно - землевладельческой знати, стремившейся к новым захватам земель и обложению порабощенных народов данью.

         В раннем средневековье не было прочных, устойчивых границ, государства создавались и распадались. Дипломатия этого периода была целиком связана с интересами господствовавших в то время крупных феодалов - государей и князей, имевших в подчинении вассалов на многочисленных подвластных территориях. Каждая крупная «синьория» имела свою внешнюю политику, и преобладало «право частной войны». Дипломатия по необходимости сосредотачивала свои усилия на урегулировании возникавших то и дело споров между государями-вотчинниками, боровшимися за расширение своих владений для увеличения числа плательщиков феодальной ренты.

         Первые попытки политического сплочения раздробленной феодальной Европы имели место в виде создания «Священной Римской империи германской нации», которое предприняли германские феодалы, захватившие наиболее развитую в то время часть Европы - Италию как базу для дальнейшего продвижения в Западную Европу, на Византию и Мусульманский Восток. Одновременно началась борьба централизованной католической церкви за свое политическое господство в Европе и за ее пределами. Все это привело к длительным и упорным дипломатическим и военным столкновениям, включая “крестовые походы”. В общем, внешняя политика и дипломатия этих феодальных монархий были направлены на скорейшее преодоление политической раздробленности, на объединение, военное и торговое преобладание над своими соперниками.

        Итальянские города, где раньше других стали развиваться капиталистические отношения, вели особо интенсивную борьбу за внешние рынки и использовали различные приемы тонкой дипломатии, заимствуя лучшие образцы ее из опыта Византии и крупных государств Востока. Византия имела широкие связи с феодальными государствами Европы, с Русью, с государствами Востока и имела специальный аппарат для внешних сношений, а также разработанные формы дипломатического общения, церемониала и т. п.

        Один из видных политических деятелей и дипломатов феодальной Италии Макиавелли (живший в 1469 - 1527 п.) известен как искуснейший дипломат своего времени, правда, дипломат со всеми отрицательными чертами, свойственными дипломатии феодального строя. В своем трактате «Государь» Макиавелли сформулировал теорию дипломатического искусства довольно своеобразно. Он писал: “Следует иметь в виду, что есть два рода борьбы: один - посредством законов, другой - силы. Первый свойственен людям, второй - зверям, но так как первый часто оказывается недостаточным, то приходится прибегать ко второму”[2]. И Макиавелли считал, что государственный интерес есть высшее начало в дипломатии и для достижения государственного интереса можно пользоваться любыми средствами.

        Макиавеллизм - это непостоянство и коварство в дипломатии, это политика, не останавливающаяся ни перед какими средствами для достижения успеха. Т ем не менее имя Макиавелли связано с известным этапом в историческом развитии дипломатии.

        В средние века, в период большой раздробленности государств, огромную роль в политической жизни различных государств стала играть церковь. Римские папы посылали своих представителей - нунциев, как их называли и называют сейчас, в другие государства. Нунции существуют сейчас во всех католических странах, нередко - в качестве глав дипломатического корпуса. Нунции проводили большую дипломатическую работу в период господства римской церкви и сохранили до сих пор свое положение в дипломатическом корпусе большого числа стран. Они играют немалую роль дипломатическом корпусе таких государств, как Франция, Италия, ФРГ и т. д. Но, как правило, представители папы в средние века были временными представителями, то есть выезжавшими на время с определенной миссией.

        Появление профессиональных кадров дипломатов относят к XV - ХVI векам, когда постепенно стали назначаться представители государств, выезжавших за границу на постоянную работу, когда стали учреждаться посольства или миссии для постоянной деятельности в других странах. В этом смысле известное значение имеет трактат 1520 года между Англией и Священной Римской империей, в котором впервые было зафиксировано назначение постоянных посольств; а затем Вестфальский мирный договор 1648 года, заключенный по окончании Тридцатилетней войны, который оформил посольства и установил некоторые принципы постоянных сношений между государствами.

        В России уже в ХVI веке существовал так называемый посольский приказ, который занимался приемом послов о вообще внешними сношениями. Однако только в 1702 году в России было учреждено Министерство иностранных дел, которое и занялось непосредственно внешними сношениями России с другими государствами.

        В эпоху средневековья дипломатия действовала в основном в согласии с законом, указанным К. Марксом: «...Выигрыш одного государства является проигрышем для другого»[3]. Главными задачами дипломатии в этот период являлись укреплением союзов между феодальными суверенами и выгодная расстановка сил для войн, для приобретения новых владений путем аннексии или непосредственно покупками и династических браков с получением огромных территорий в приданое.

        Если говорить о международно-правовой регламентации дипломатической практики и об определении функций и прав дипломатических представителей, то регламент, принятый на Венском конгрессе в 1815 году, впервые точно и ясно определил старшинство дипломатических представителей и порядок их работы, а последовавший за ним в 1818 году Аахенский международный протокол уточнил права и функции дипломатических представителей. эти два документа - Венский регламент и Аахенский протокол - по существу остаются и по настоящее время основой для установления единых рангов дипломатических представителей, которые существуют во всех странах мира. Этими документами впервые было установлено, что старшинство послов временем их аккредитования, временем их пребывания в том или другом государстве. До этого по вопросу старшинства между послами происходили частые споры, доходившие временами до драки. Они в качестве довода выдвигали свое происхождение, другие свой - опыт, третьи - величину и значение своего государства. Венский регламент установил, что старшинство посла определяется временем его пребывания в том или другом государстве, что и положило конец спорам. Хотя постоянные дипломатические представители иностранных государств стали появляться в ХVI веке, однако, по существу только в ХVII – XIX веках начал складываться постоянный квалифицированный дипломатический аппарат. До этого были обычно статс-секретари по внешним делам при главе государства, ведавшие внешними делами, но не имевшие постоянного аппарата. В XIX веке такой постоянный аппарат был создан во всех государствах, а в XX веке этот аппарат стал довольно мощным, квалифицированным и представляющим важную часть всей системы государственного управления. Этот дипломатический аппарат в буржуазных государствах в период развития капитализма сохранял традиции, перешедшего к нему от старого феодального строя, и его дипломатические кадры составляли, как правило, выходцы из аристократических семей.[4]


    2.3. Буржуазная дипломатия


        Великая Французская буржуазная революция 1789 - 1794 годов нанесла сильный удар по дипломатии феодальных абсолютных монархий, выдвинув в качестве основного требования во внешней политике принцип верховенства нации. Она происходила под лозунгами равенства народов, их свободы и братства, которые оказали большое влияние на широкие слои европейских народов, а также на народы других континентов, в особенности на Северную Америку, где в конце ХVIII века развернулась национальная борьба за независимость. Основным содержанием внешней политики и дипломатии буржуазии в период становления капитализма становится борьба за рамки сбыта, за “сферы влияния”, за раздел мира и укрепление мирового экономического и политического господства основных капиталистических держав. Буржуазная внешняя политика и дипломатия провозгласили принцип “невмешательства” и верховенство нации в решении внутренних дел государства с целью защиты интересов восходящего буржуазного класса, выступавшего от имени всего народа.

        С развитием буржуазного парламентаризма на дипломатию государств начинают оказывать представительные учреждения и во внешнюю политику вовлекаются гораздо более широкие общественные слои. Вместе с тем, с упрочением буржуазного строя в развитии буржуазной дипломатии отчетливо проявляется ее классовая ограниченность и сказывается все в большей мере стремление буржуазии скрыть от народов свои подлинные цели, окутать свои внешнеполитические шаги дипломатической тайной, посеять в народных массах иллюзии относительно истинных мотивов своих действий, особенно в связи с подготовкой новых войн. Буржуазная дипломатия все в большей мере использует и старые приемы феодальной дипломатии, и профессиональные кадры выходцев из дворян. Да и до сих пор в буржуазных государствах, за исключением США и некоторых других капиталистических стран, дипломатический аппарат, как правило, заполняется по наследству представителями дворянской аристократии. Это во многом объясняется тем обстоятельством, что господствующие классы как в феодальный период, так и в период капитализма являются эксплуататорскими классами, и общие задачи эксплуатации и угнетения одной страны другой страной остаются в силе и при буржуазном строе, как это имело место в феодальном обществе. Поэтому коренных противоречий между дипломатическими кадрами, вышедших из старых аристократических семей, и новыми кадрами, которые стали появляться в период буржуазного государства, по существу нет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6