Международно-правовой режим мирового океана
Международно-правовой режим мирового океана
Тема:
«Международно-правовой режим мирового океана»
Содержание:
Введение
Основная часть.
Глава 1.
Международное морское право:
1.1.
Понятие международного морского права
1.2. Источники международного
морского права
Глава 2. Международно-правовой
режим мирового океана:
2.1. Правовой
режим внутренних (морских) вод
2.2. Правовой режим территориального моря
2.3. Правовой режим прилежащей
зоны
2.4. Правовой режим архипелажных вод
2.5. Правовой режим исключительной экономической зоны
2.6. Правовой режим
континентального шельфа
2.7. Правовой режим
открытого моря
2.8. Правовой режим Района
морского дна
2.9. Правовой режим проливов
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Мировой океан с давних времен является средством коммуникаций между
государствами, расположенными в различных частях земного шара, а также источником ресурсов, как живых, так и неживых. Отношения, которые возникали между
государствами по поводу использования
Мирового океана в различных целях, прежде всего для судоходства и
рыболовства, вызывали, в свою очередь, необходимость
соответствующего международно-правового регулирования.
Развитие и
появление многообразных форм морской деятельности привели постепенно к
появлению такой отрасли международного права,
как международное морское право.
Международное
морское право является одной из старейших отраслей международного права и
представляет собой совокупность международно- правовых принципов и норм,
определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между
государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по
использованию морей, океанов и их ресурсов.
Цель реферата –
рассмотреть основные составляющие мирового океана:
·
внутренние (морские) воды,
·
территориальное море (территориальные воды),
·
архипелажные воды,
·
прилежащие зоны,
·
исключительная экономическая
зона,
·
континентальный шельф,
·
открытое море,
·
район морского
дна.
Основная
часть
Глава 1.
Международное морское право
1.1.
Понятие
международного морского права
Существует
множество различных определений международного морского права. Выделим основные
из них.
В учебнике по
международному праву, подготовленном под редакцией профессоров Колосова Ю. М. и
Кузнецова В. И., под понятием международное
морское право понимается
совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанные с деятельностью по использованию Мирового
океана1.
По мнению
Молодцова С. В., международное морское право является одной из старейших
отраслей международного права и представляет собой совокупность
международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских
пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками
правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их
ресурсов2.
Гуцуляк
В. Н. считает, что международное морское право – это отрасль международного
права, объектом которой является сравнительно большой комплекс однородных
международных отношений в связи с использованием Мирового океана3.
1.2. Источники
международного морского права
Долгое время обычаи являлись единственным источником
международного морского права. Однако уже в 18-м столетии стали появляться
договоры, которые касались, в частности,
вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти
прибрежными государствами. Только в 20-м столетии международное сообщество
предпринимает успешные шаги, направленные на урегулирование международных
отношений, связанных с многогранной
деятельностью в Мировом океане, путем
заключения многосторонних договоров.
В
1958 году на Женевской конференции ООН по морскому праву на основе проектов статей, подготовленных Комиссией
международного права ООН, были приняты четыре конвенции: о территориальном
море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе и о
рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря.
Хотя концепции вступили в силу, однако их участниками являлось ограниченное
число государств. По мнению новых, развивающихся государств, возникших в
результате распада колониальной системы, эти конвенции не в полной мере
учитывали их интересы. Данное обстоятельство, а также появление в результате
научно-технического прогресса новых видов морской деятельности и новых
возможностей в освоении Мирового океана явились причиной созыва в декабре 1973
года 3-й Конференции ООН по морскому
праву. Ее работа завершилась подписанием 10 декабря 1982 г. всеобъемлющей
Конвенции ООН по морскому праву (вступила в силу 16 ноября 1994 г.; Россия —
участница с 26 февраля 1997 г.).
Эта
Конвенция характеризуется тем, что она, во-первых, включив многие положения
Женевских конвенций 1958 года, тем самым подтвердила
действовавшее международное морское право. Во-вторых, эта Конвенция
явилась результатом прогрессивного развития международного права, поскольку в
ней содержатся новые институты международного
морского права. Она имеет преимущественную силу между ее участниками
перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года. В то же время
Женевские конвенции продолжают действовать
между участниками этих Конвенций, не присоединившихся к Конвенции ООН 1982 года.
Источниками
международного морского права являются и другие договоры. В качестве примера можно назвать Конвенцию по регулированию
китобойного промысла 1946 года, Конвенцию о Международных правилах
предупреждения столкновения судов в море 1972 года, Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море 1974 года и
Протокол к ней 1978 года, Конвенцию о грузовой марке 1966 года,
Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других
материалов 1972 года, Международную конвенцию
по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протокол к ней 1978 года, Международную конвенцию
относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих
к загрязнению нефтью, 1969 года и Протокол к ней 1973 года и др. Ряд многосторонних договоров кодифицировал обычные нормы
международного права. Для государств-неучастников многие положения таких
договоров действуют в качестве обычных
норм.
Государства заключают и двусторонние договоры, касающиеся международного морского права. Наиболее распространенными из них являются договоры о морском судоходстве, в которых, в частности, имеются положения о доступе иностранных судов в порты и о правовом режиме таких судов в портах1.
Определенную
роль в международном морском праве играет национальное
законодательство, поскольку различные нормативные акты государств содержат положения, направленные на
имплементацию международно-правовых
норм, касающихся режима морских пространств, либо устанавливают правила
пользования определенными пространствами, например внутренними водами. В
России к таким актам относятся Федеральные законы «О внутренних морских водах,
территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»[1],
ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»[2], ФЗ «Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации», Кодекс торгового мореплавания
1999 года. Кодекс торгового мореплавания
содержит положения, касающиеся, в
частности, таких вопросов, как понятие судна, правовой режим портов,
права капитанов портов в отношении иностранных судов и т. д.
С физико-географической точки зрения
Мировой океан един. Между тем с правовой точки зрения он, как и
все остальные пространства (территории), подразделяется на пространства, находящиеся под суверенитетом государств, и на
пространства, находящиеся за пределами действия суверенитета какого-либо
государства. К первым относятся:
·
внутренние (морские) воды,
·
территориальное море (территориальные воды),
·
архипелажные воды.
А ко
вторым:
·
прилежащие зоны,
·
исключительная экономическая
зона,
·
континентальный шельф,
·
открытое море,
·
район морского
дна.
Кроме того, имеются и такие морские пространства, как проливы,
используемые
для международного судоходства, в которых установлен
особый режим судоходства.
2.
Международно-правовой режим мирового океана
Режим
морских пространств устанавливается под влиянием двух факторов: необходимости
свободного использования открытого моря в интересах всех государств, с одной
стороны, и учета интересов прибрежных государств – с другой1.
Рассмотрим в отдельности правовой режим каждого из
пространств Мирового океана.
Правовой режим внутренних (морских) вод.
К внутренним (морским) водам
согласно Конвенции ООН 1982 года
относятся заливы (бухты, лиманы, губы), ширина входа в которые не превышает 24 морских миль, исторические заливы
и воды портов, а также воды,
расположенные между береговой линией государства и прямыми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря (территориальных вод)2.
Внутренние морские воды находятся под исключительным суверенитетом прибрежного государства. Пользование
такими водами, в том числе в целях судоходства, рыболовства либо проведения
научных исследований, может осуществляться иностранными государствами на условиях, определяемых прибрежным
государством.
В соответствии с международным
правом государства имеют право
объявлять те или иные заливы, ширина входа в которые превышает 24 морские мили, историческими.
Однако историческими могут быть
только такие заливы, которые в силу географического положения имеют большое
значение для безопасности и экономики прибрежного государства и в отношении которых оно длительное время осуществляет
свои акты власти, о чем должно быть известно и другим государствам.
В настоящее время к историческим
заливам относятся, например, залив Петра Великого (Россия), Гудзонов залив
(Канада), Варангер-фьорд и Вест-фьорд (Норвегия)1.
Гуцуляк В. Н. называет следующие исторические заливы:
Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори-Ферт (Великобритания), Делавэр, Монтерей (США)
и др.2
Особое значение для морского судоходства имеют порты.
Поскольку порты и их воды находятся под суверенитетом государства, то оно само, в одностороннем порядке, определяет,
какие порты могут быть открыты для захода и пребывания иностранных
судов, и устанавливает правовой режим
пребывания таких судов в портах. В
соответствии с Законом РФ от 16 июля 1998 г. морские порты объявляются
открытыми для захода иностранных судов на основании решения
Правительства России. Все иностранные суда, за исключением военных кораблей и
других государственных судов, используемых
в некоммерческих целях, могут заходить в такие порты. При пребывании в
портах иностранные суда, а также находящиеся на их борту пассажиры и члены
экипажей подпадают под действие уголовной,
гражданской и административной юрисдикции государства порта.
Особый порядок захода и пребывания в портах
устанавливается для военных кораблей и
государственных судов, используемых в некоммерческих целях.
Внутренние (морские) воды являются частью территории
прибрежного государства, которое пользуется в них своим суверенитетом, как и на
сухопутной территории, безо всяких исключений.
Правовой режим внутренних (морских) вод определяется
внутренним законодательством государства, которое обязательно для исполнения
всеми невоенными судами.
Правовой режим территориального моря.
Под территориальным морем понимается морской пояс, который примыкает к сухопутной территории (береговой линии) либо к внешнему пределу
внутренних вод и над которым
прибрежное государство осуществляет свой суверенитет. Суверенитет распространяется на поверхность и
толщу морской воды, воздушное пространство над территориальным морем и на
его дно и недра. В случае государства-архипелага территориальное море примыкает к архипелажным водам такого
государства.
В соответствии с Конвенцией ООН
1982 года ширина территориального
моря не может превышать 12 морских миль (ст. 3)1.
Правовой режим территориального моря определяется также Конвенцией «О территориальном море и
прилежащей зоне» 1958г.
В соответствии с
Конвенцией 1982 года государство вправе применять для отсчета ширины
территориального моря линии наибольшего отлива (нормальные или обычные исходные линии) либо прямые исходные линии.
На 1 января 2002г. 135 стран
имели территориальное море шириной до 12 миль. Территориальное море за
общепризнанным 12-мильным пределом объявили: Либерия (200 миль), Перу (200
миль), Никарагуа (200 миль), Конго (200 миль), Эквадор (200 миль), Сомали (200
миль), Танзания (50 миль), Бенин (200 миль) и др. – всего 12 стран.
В соответствии с международным
правом суда всех государств, как
прибрежных, так и не имеющих выхода к морю,
обладают правом мирного прохода через территориальное море. Под мирным
проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его,
не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, включая порты,
либо выйти из внутренних вод, включая порты.
Такой проход должен быть непрерывным и быстрым. Проход является мирным
только в том случае, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность
прибрежного государства. Суда обязаны соблюдать законы и правила прибрежного
государства, относящиеся к осуществлению
права мирного прохода.
Прибрежное государство не должно осуществлять
уголовную юрисдикцию в отношении иностранных судов, проходящих через территориальное море, для ареста какого-либо лица
или для производства расследования в
связи с преступлением, совершенным на борту судна во время мирного
прохода. Тем не менее, прибрежное государство может осуществлять уголовную
юрисдикцию в следующих случаях: 1) если
последствия преступления распространяются на это государство; 2) если
преступление нарушает мир, добрый порядок или безопасность этого
государства; 3) если капитан, дипломатический
агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся к
местным властям с просьбой об оказании помощи; 4) если это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими или психотропными веществами.
Решение вопроса о гражданской
юрисдикции прибрежного государства зависит от того, проходит ли иностранное судно
через территориальное
море транзитом или же оно осуществляет мирный проход после выхода из внутренних
вод.
Правовой режим прилежащей зоны.
Под прилежащей зоной понимается
зона, прилегающая к территориальному морю и в пределах которой прибрежное
государство осуществляет контроль
в строго определенных международным правом
целях.
Правовой режим прилежащей
зоны определяется Конвенцией «О территориальном море и прилежащей зоне»
1958г. Положения международного права относительно прилежащих зон также нашли свое закрепление в Конвенции ООН 1982 года.
Ширина прилежащей зоны составляет 24 морские мили,
которые отсчитываются от тех же исходных линий, что и ширина территориального моря. Прилежащая зона может
устанавливаться для осуществления контроля в отношении иностранных судов,
направляющихся в территориальное море, в целях недопущения нарушений
таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил прибрежного
государства, а также в целях наказания за нарушения таких законов и правил.
Страницы: 1, 2
|