Механизм охраны окружающей природной среды
Информация, полученная при наблюдении за состоянием
земельного фонда, обобщается по районам, городам областям, Республики Крым, а
также по отдельным природным комплексам и передается в пункты сбора
автоматизированной информационной системы областных, Киевского и
Севастопольского городских управлений земельных ресурсов, Комитета по земельным
ресурсам и земельной реформе Республики Крым.
По результатам оценки состояния земельного фонда
составляются доклады, прогнозы рекомендации, представляемые в местные органы
государственной исполнительной власти, органы местного и регионального
самоуправления и Госкомзем для принятия мер по предотвращению и ликвидации
последствий негативных процессов.
На основании данных мониторинга проводится
краткосрочное и долгосрочное прогнозирование окружающей природной среды, которые
должны учитываться при разработке и выполнении программ и мер по экологическому
и социальному развитию республики (ст.22 Закона Украины “Об охране окружающей
природной Среды”).
Не менее важная роль в системе управления охраны
окружающей природной Среды отводится и государственным кадастрам природных
ресурсов, поскольку они необходимы для правильной оценки и учета природных
ресурсов, в целом состояния охраны окружающей среды.
Единого кадастра всех природных ресурсов нет и его
нельзя создать, так как природные ресурсы неодинаковы, различны по качественным,
количественным характеристикам и подразделяются на виды. В результате
государственный учет их осуществляется по каждому природному ресурсу отдельно.
Существуют кадастры государственный земельный,
водный, лесной, животного мира. Ведется также государственный учет полезных
ископаемых, заповедных и других особо охраняемых объектов (памятников природы,
заказников, национальных природных памятников и т.д.).
Государственный кадастр того или иного природного
ресурса - это важный и сложный документ. Он состоит из книг учета, диаграмм,
схем, карт и ведется начиная с конкретного природопользователя (совхоза,
коллективного сельскохозяйственного предприятия и т.д.) в районах, областях,
республике. Кадастр содержит совокупность достоверных сведений о количественном
и качественном состоянии природного ресурса.
Порядок их ведения определяется Кабинетом министров
Украины ( ст. 23 Закона Украины “Об охране окружающей природной Среды”).
Кроме государственных органов в управлении охраны
окружающей Среды участвуют и общественные объединения, организации, если такая
деятельность предусмотрена их уставами, зарегистрированными в соответствии с
законодательством Украины.
Что касается системы государственного контроля за
состоянием природы, строительства и деятельностью объектов и т.п., то вряд ли
можно считать ее сформированной на территории Украины. Сегодня это -
Госатомнадзор, Минприроды, частично Минчернобыль, Министерство здравоохранения,
Министерство внутренних дел, Государственный комитет по геологии и
использованию недр, некоторые другие ведомства. Все они входят в состав
Кабинета Министров Украины.
Чтобы усовершенствовать систему государственного
контроля в области охраны окружающей природной среды и использованию природных
ресурсов, постановлением правительства Украины от 13 августа 1993 года1
образована Государственная экологическая инспекция Министерства охраны
окружающей природной среды (Главэкоинспекция), инспекция охраны Черного и
Азовского морей и экологический инспекций Республики Крым, областей г.г.Киева и
Севастополя, соответствующих территориальных органов министерства.
Инспекция обязана контролировать использование
природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую
природную среду с соблюдением установленных лимитов. В ее компетенцию входят
также контроль за соблюдением экологических требований при хранении,
транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронении (складировании)
химических средств защиты растений, минеральных удобрений, токсических и
радиоактивных веществ, производственных, бытовых и других видов отходов.
Установлено, что Главэкоинспекция и ее структурные
органы являются специальными подразделениями Министерства охраны окружающей
природной Среды, работники которых наделяются правом ношения формы
установленного образца и огнестрельного оружия.
“Контроль за соблюдением экологоправовых норм и
требований вправе осуществлять и общественные инспектора охраны окружающей
природной среды. Законом “Об охране окружающей природной среды” (ст.36) им
предоставлено право участвовать совместно с работниками органов
государственного природоохранного контроля в рейдах и проверках соблюдения
предприятиями, учреждениями и организациями норм и требований экологической
безопасности, а также самостоятельно проводить соответствующие проверки и составлять
протоколы об экологических правонарушениях и передавать их в органы
государственного контроля в области охраны окружающей природной Среды и
правоохранительным органам для привлечения виновных к ответственности”1 .
2.2. По действующему законодательству Украины
субъекты предпринимательства должны осуществлять свою деятельность с учетом
обеспечения охраны окружающей природной среды, санитарного и эпидемического
благополучия населения.
В обязанности предприятия входит проведение
природоохранных мероприятий, в т.ч. рекультивация земель и восстановление лесов
после их использования, способствующих уменьшению вызванных производством
отрицательных воздействий. Предприятие отвечает за рациональное использование
всех природных ресурсов и возмещает затраты на восстановление и охрану
природных ресурсов ( ст.4 Закона Украины “О предпринимательстве”).
За причиненный ущерб и убытки предприниматель несет
имущественную и иную, установленную законом ответственность (Там же, ст.10).
Деятельность, связанная с потенциальной опасностью
для здоровья людей, подлежит лицензированию. Перечень такой деятельности дается
в ст.4 Закона Украины “О предпринимательстве” и ст.13 Закона Украины “Об
обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения”.
Продукция, на которую в государственных стандартах и
в других нормативно-технических документах имеются требования по безопасности
здоровья и жизни населения, подлежит обязательной сертификации (ст.14 Закона
Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения).
Законодательством предусматриваются экономические и
правовые меры, способствующие такой деятельности субъектов предпринимательства.
В частности, в себестоимость продукции включаются:
текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранительного
назначения:
- очистительных сооружений, уловителей, фильтров и
других природоохранных объектов, расходов по захоронению экологически опасных
отходов, оплату услуг сторонних организаций за приемку, хранение и уничтожение
экологически опасных отходов, очистку сточных вод, прочие виды текущих природоохранных
расходов;
- затраты, связанные с разработкой и утверждением
норм на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду.
Для повышения заинтересованности предприятий и
организаций в ускорении обновления основных производственных фондов без повышения
цен и тарифов на выпускаемую продукцию Минфин и Минэкономики дают разрешение на
применение ускоренной амортизации ( не более чем 2 раза в соответствии с
действующими нормами) их активной части в случаях, связанных с охраной
окружающей природной среды1.
На улучшение экологической ситуации в стране
направлены и такие положения ст.48 Закона Украины “Об охране окружающей природной
среды”, как передача части средств внебюджетных фондов охраны окружающей
природной среды на договорных условиях предприятиям, учреждениям, организациям
и гражданам на мероприятия для гарантированного снижения выбросов и сбросов
загрязняющих веществ и уменьшения физических, химических и биологических
воздействий на состояние окружающей природной среды, на развитие экологически
безопасных технологий и производств.
2.3. Считается, что общественное экологическое
движение возникло в 1962 году, когда был создан Всемирный фонд охраны природы
(ВФОП) - самая многочисленная частная международная организация. В 27 ее
национальных организациях на всех континентах объединено около 3 миллионов
членов. В основном она занимается экологическим просвещением населения и
созданием фондов по охране окружающей среды и исчезающих видов животных... Деятельность
ВФОП помогла становлению Международного Союза охраны природы и природных
ресурсов, Международного союза по охране птиц,
Международногонаучно-исследовательского бюро и фонда имени Чарльза Дарвина...
Серьезный размах движение “зеленых” приобрело в
Федеративной Республике Германии. Разношерстные группы и группки “экологистов”
лишь в 1980 году объявили себя партией, но уже через три года на парламентских
выборах получили около 6 процентов голосов избирателей и заняли четвертое место
среди всех политических партий.
Успехи экологического движения вынуждают считаться с
ним иные политические силы. В 1984 году координационная группа “зеленых”,
объединившая политические партии из Австралии, Бельгии, Великобритании,
Ирландии, Нидерландов, Франции и Швеции, провела 11 своих представителей в
Европейский парламент. Во время прямых выборов в Европарламент в июне 1989 года
“зеленые” получили там 38 мест.
Широко известна деятельность созданной в 1971 году в
Канаде международной неправительственной организации “Гринпис”. Успех ей
обеспечили компетентные и напористые активисты и хорошо поставленная
пропагандистская и рекламная работа. В результате усилий “Гринпис” осуществлены
несбыточные, казалось бы, мечты: планы прекращения Францией атмосферных
испытаний ядерного оружия в бассейне Тихого океана; запрет ЕЭС на импорт шкур
морских котиков и изделий из них; проведение голосования Международной
комиссией по китобойному промыслу за введения моратория на коммерческую добычу
китов; достижение соглашения на Лондонской конференции по вопросам
захоронения мусора; о введении закона, запрещающего захоронение ядерных
остатков на дне мирового океана; запрет в Европе на сбрасывание токсичных
отходов в океан.
“Гринпис” организовал ряд важнейших международных
акций и компаний: антиядерную, против токсичных веществ, в защиту атмосферы,
Антарктики, Тихого океана и т.д.
По состоянию на 1992 года “Гринпис” имеет около 40
представителей более чем в 20 странах ,несколько кораблей,базу в Антарктиде и
около трех миллионов сторонников во всем мире. В ее штате 400 постоянных
сотрудников и тысячи добровольных помощников. “Гринпис” имеет статус
полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных
конвенкций по охране окружающей природной среды.
“Зеленое” движение за рубежом стремится к
консолидации усилий, сверке своей стратегии и тактики, усилению мощи экологических
сил. В марте 1988 года в Лувре (Англия) состоялся всемирный конгресс “зеленых”1.
В ноябре 1993 года в Москве был проведен
международный конгресс “Женщины за охрану окружающей среды” с целью привлечь
внимание правительств и общественности, показать, что решение экологических
проблем сегодня требует не только срочного создания государственных механизмов,
но и изменения сознания людей.
Конгресс проходил под эгидой ЮНЕСКО и Европейской
сети по женским исследованиям (Нидерланды), а его учредителями стали Союз
женщин России, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации, торгово-промышленная палата Российской Федерации2.
Свой вклад в развитие общественного экологического
движения на территории Крыма вносят такие общественные объединения как Общество
охраны природы Крыма, Крымский экологический благотворительный фонд
“Сейсмобезопасность Причерноморья” (Черсей”), Крымская ассоциация любителей
птиц и др.
Законодательство Украины предусматривает правовое
обоснование деятельности общественных формирований по вопросам охраны
окружающей природной среды, исходя из основополагающего принципа: граждане
Украины имеют право на безопасную для их жизни и здоровья окружающую природную
среду. Деятельность, препятствующая осуществлению таких прав граждан, подлежит
прекращению в порядке, установленном законом Украины “Об охране окружающей
природной Среды” и иным законодательством Украины, а ущерб причиненный здоровью
и имуществу граждан вследствие нарушения законодательства об охране окружающей
природной Среды, должен быть компенсирован в установленном порядке.
Общественные экологические объединения создаются и
функционируют на основе своих уставов и соответствующего законодательства
Украины, согласно которому они имеют право выступать с инициативой проведения
республиканского и местных референдумов по вопросам, связанным с охранной
окружающей природной среды, использованием природных ресурсов и обеспечением
эколгогической безопасности; получать в установленном порядке информацию о состоянии
окружающей природной среды, источниках ее загрязнения, программах и
мероприятиях по охране окружающей природной среды; предъявлять в суд иски о
возмещении ущерба, причиненного в следствие нарушения законодательства об
охране окружающей природной Среды, в том числе здоровью граждан и имуществу общественных
объединений и т.д. (ст.21 Закона Украины “Об охране окружающей природной
среды”).
Определенную роль в становлении массового
общественного экологического движения призваны сыграть общие собрания граждан
по месту жительства. Постановлением Верховного Совета Украины от 17 декабря
1993 года данные собрания наделяются правом обсуждения вопросов, связанных с
привлечением населения к ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
содействием Советам, государственным органам в проведении работ по ликвидации
последствий аварий; заслушивать информацию исполнительных органов местных
Советов об экологически опасных авариях и ситуациях, состоянии окружающей
природной среды, а также о мерах, предпринимаемых в целях ее улучшения1.
В работе собрания имеют право принимать участие граждане, достигшие 18 лет и
постоянно проживающие на соответствующей территории, а также депутаты Советов
народных депутатов, представители государственных органов, трудовых
коллективов, объединений и граждан.
В собраниях не участвуют психически больные
граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся в местах лишения
свободы, а также лица, находящиеся по решению суда в местах принудительного
лечения.
Предложения, принятые на собрании, могут быть
отправлены в соответствующие Советы, государственные органы, другие органы
местного и регионального самоуправления, к руководителям предприятий,
организаций и учреждений, которые обязаны рассмотреть эти предложения и
информировать в месячный срок о результатах рассмотрения лиц или органы, по
решению которых было созвано собрание.
Решения собраний проводятся в жизнь председателями
соответствующих Советов, их исполнительными органами, органами территориальной
самоорганизации граждан.
Однако определенный действующим законодательством
Украины статус общественных объединений по вопросам экологии служит отправным,
но не окончательным моментом в развитии экологической инициативы
общественности, направленной на улучшение состояния окружающей природной среды
и рациональное использование природных ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно,в объеме 1-й курсовой работы трудно полностью осветить такую глубокую и
обширную тему как МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, однако
фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе приведены.
Несмотря на то,что правотворческий подход к экологическим вопросам
по-российскому и по-украинскому законодательству несколько отличаются друг от
друга,но эти отличия не столь существенные и к тому же по ряду объективных и
субъективных причин российская правотворческая мысль немного опережает
украинскую,что дает нашим законодателям использовать положительный опыт
накопленный российскими юристами после принятия тех или иных нормативных актов,
и избегать ошибок,обязательно встречающихся на таком тернистом пути как
правотворчество. Что же касается законодательства в области охраны окружающей
природной среды, то здесь настоящей дествительностью не отводится много времени
на на принятие кардинальных действий, так как любое промедление грозит
необратимыми последствиями в будущем.
Используя положительный опыт не только России ,но и других развитых
государств,учитывая национальные и исторические особенности нашего народа
Украина станет демократическим и правовым государством, которое займет свое
достойное место среди развитых демократических государств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция
(Основной Закон) Украины - Принятая Верховным Советом Украины 28.06.1996г.
2. Закон Украины “О
предпринимательстве”. - Ведомости Верховного Совета Украины; 1991,N14, 1992
г., N51, 1994, N3.
3. Закон Украины “Об охране
окружающей природной среды”. - Ведомости Верховного Совета Украины, 1991, N41.
4. Закон Украины “Об
обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения”. - “Голос
Украины”, 8 апреля 1994 г., N65.
5. Декрет Кабинета Министров
Украины “О стандартизации и сертификации”. - Ведомости Верховного Совета
Украины, 1993 г., N27.
6. Постановление Президиума
Верховного Совета Украины “Об утверждении Положения об общих собраниях граждан
по месту жительства Украины”.-Ведомости Верховного Совета Украины,1994 г., N6.
7. Положение о
государственном мониторинге окружающей природной серды. - Собрание
постановлений правительства Украины, 1994 г., N2, статья 38.
8. Юридический справочник
предпринимателя. Глава 16. Под редакцией Шемшученко Ю.С. “Перлит продакшн,
ЛТД”, Киев, 1992 г.
9. Разбазариваем... штрафы,
- “Голос Украины” от 14 декабря 1993 года, N234.
10. Бакунина Т.С. Женщины за
охрану окружающей среды, - Государство и право, 1994, N4.
11. Боголюбов С.
Общественные объединения на страже природы, - Экология и бизнес, 1993, N3.
12. Галкин Ю. “Зеленые” -
кто они ?”, - “Зеленый мир”, 1992 г., N25-26.
13. Данилов-Данильян В.И.
Природоохранная система сейчас достаточно едина. - “Зеленый мир”, 1994 г., N1.
14. Петров В. Экономика и
среда обитания. - “Экология и бизнес”, 1993 г., N3.
15. Шевчук А. Экономический
механизм охраны природы. - Экология и бизнес”, 1993г., N3.
16. Шевчук В. Эффект вредных
выбросов. Пути интегрирования экономической и экологической реформы в Украине,
- “Голос Украины”, 20 апреля 1994 г., N73.
1
Данилов-Данильян В.И. Природоохранительная система сейчас достаточно едина.
/Зеленый мир, 1994., N1.
2
Шевчук В. Эффект вредных выбросов. Пути интегрирования экономической и
экологической реформы в Украине. //Голос Украины, 20 апреля 1994 г., N73.
1
Закон Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия
населения”//Голос Украины, 8 апреля 1994 г.,N65.
1
Юридический справочник предпринимателя. Глава 16. Под.редакцией Шемчушенко Ю.С.
“Перлит продакшн, ЛТД”, Киев, 1992 г., с.372.
1
Петров В.В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом
Российской Федерации Закона “Об охране окружающей природной Среды”), стр.8.
1
Шевчук В. Эффект вредных выбросов. Пути интегрирования экономической и
экологической реформы в Украине, - Голос Украины, 20 апреля 1994 г., N73.
1
Разбазаривают ...штрафы, - “Глос Украины” от 14 декабря 1993 г.,N237.
2
См.собрание постановлений Правительства Украины, 1994 г., N5, статья 134.
1
Шевчук В. Эффект вредных выбросов. Пути интегрирования экономической и
экологической реформы в Украине, - “Голос Украины”, 20 апреля 1994 г., N73.
1
Юридический справочник предпринимателя, стр.375.
2 Там
же, стр.376.
1 См.:
Собрание постановлений Правительства Украины, 1994, N2, ст.38.
1
Собрание постановлений Правительства Украины, 1994, N1, статья 5.
1
См..: Собрание постановлений Правительства Украины, 1993 г.,N 12, ст.274.
1
Юридический справочник предпринимателя, стр.383-384.
1
Собрание постановлений правительства Украины, 1994, N3, ст. 52.
1
Галкин Ю. “Зеленые - кто они?, - “Зеленый мир”, 1994 г., N25-26.
2
Бакунина Т.С. Женщины за охрану окружающей среды. - Государство и право, 1994,
N4.
1
Положение об общих собраниях граждан по месту жительства Украины, ст.ст.
2,6,7,13.
Страницы: 1, 2, 3
|