Местное самоуправление: от средних веков до наших дней
Население включается в самоуправление. Местные Уставы
давно стали на местах предметом самого пристального внимания, обсуждения
населением, приняты и работают во многих муниципальных образованиях России. В
то же время законодательное закрепление вопросов местного самоуправления на
уровне субъектов Федерации составляет менее 50% от
необходимого, т.е. процессы на местах опережают и подталкивают субъекты
Федерации к реализации положений Конституции России и федерального
законодательства.
В настоящее время, в соответствии с Указом Президента
РФ ?568 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в
Российской Федерации" от 11 июня 1997г. Администрации Президента РФ
совместно с Правительством РФ поручено организовать взаимодействие с
ассоциациями муниципальных образований для обеспечения участия органов местного
самоуправления в проведении экономических и социальной реформ, а также
обеспечить регулярное освещение в средствах массовой информации хода реформы
местного самоуправления, организовать работу по разъяснению населению
конституционных основ местного самоуправления и государственной политики в
области местного самоуправления.
Управление Президента РФ по вопросам местного
самоуправления обеспечивает постоянное рабочее взаимодействие с ассоциациями
местного самоуправления, принимая участие в проводимых ими мероприятиях. Такая
работа проводится с Союзом Российских городов, Российским союзом местных
властей, Союзом малых городов, Ассоциацией городов Сибири и Дальнего Востока,
Союзом городов Северо-Запада России, Ассоциацией городов Юга России, Союзом
городов Урала и др. В мае 1997 г. были подготовлены и проведены встречи
представителей муниципальных образований с рядом руководителей Правительства
Российской Федерации и принято решение о создании Постоянно действующего
совещания руководителей муниципальных образований по проведению
социально-экономических реформ при Правительстве Российской Федерации. В рамках
выполнения решения Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации
создана рабочая группа по подготовке предложений о принципах организации и
деятельности Конгресса муниципальных образований России, ведется работа по
согласованию позиций в этом вопросе с действующими союзами и ассоциациями
местного самоуправления.
В то же время, попытки на федеральном уровне найти
механизмы решения второй части поставленной Президентом РФ задачи
предпринимались неоднократно. Еще в ноябре 1994 г. Комитетом Государственной
Думы по вопросам местного самоуправления были проведены парламентские слушания
"Реформа местного самоуправления и средства массовой информации", в
рекомендациях которых было отмечено, что проблемы местного самоуправления не
заняли надлежащего места в информационном пространстве Российской Федерации, в
центральных средствах массовой информации отсутствует систематическое освещение
жизни российских городов, проблем местной власти и населения.
О том, что ситуация с освещением местных проблем в
центральных средствах массовой информации мало изменилась, говорят и
соответствующие обращения к Президенту Российской Федерации Председателя Совета
Федерации Е.С.Строева (о проблемах освещения жизни российских регионов на ОРТ и
РТР), и поручение Президента Российской Федерации руководителям основных
телеканалов уделять больше внимания проблемам становления российской государственности
на местах.
К сожалению, информационная и тематическая политика
центральных средств массовой информации в настоящее время не может
удовлетворять требованиям в области освещения проблематики местного
самоуправления. Примером неудачных попыток решения этой задачи может служить
целый ряд выпусков передачи "Избранные" (РТР) летом 1997 г., в
которых бессистемно и непрофессионально, а в результате - искаженно,
обсуждались и комментировались проблемы становления местного самоуправления.
Подобные же качества по затронутому вопросу
демонстрируют и официальные печатные средства массовой информации. Особенно
часто непрофессиональные материалы на эту тему, сопровождающиеся как
терминологической, так и содержательной путаницей в названиях и полномочиях местных
органов власти, публикуются, к сожалению, в "Российской газете". Так,
3 июля 1997 г. в разделе "Документы" "Российской газеты" ?
126(1736) под рубрикой "Президент отклонил законы. Почему?"
печатается заключение на проект принятого в первом чтении федерального закона
"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" за подписью
Президента Российской Федерации, в то время как именно в этот день Совет
Федерации должен на своем заседании рассматривать данный Федеральный закон,
принятый Государственной Думой в целом уже в измененной редакции при поддержке
Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной
Думе. Стоит ли удивляться, что указанный закон, вносившийся в Государственную
Думу двумя профильными Комитетами Государственной Думы и Совета Федерации
совместно (!), был в результате отклонен Советом Федерации.
Эта и подобные ситуации стали возможны из-за
недостаточной координации деятельности подразделений Администрации Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, отвечающих за
взаимодействие со средствами массовой информации и соответствующих
подразделений, отвечающих за разработку и формирование политики Президента
Российской Федерации в области государственного строительства.
Кроме того, прекращение в соответствии с
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1997 г. ? 799-р
издания журнала "Российская Федерация", вызванное рядом причин
объективного и субъективного характера, привело к утрате единственного в
федеральных средствах информации канала постоянного обмена опытом и информацией
по проблемам становления местного самоуправления, осуществлявшегося через
регулярную рубрику данного журнала "Местное самоуправление",
журналистский коллектив которой отличался профессионализмом и глубоким знанием
проблематики местного самоуправления и неоднократно выходил с предложением
подготовить на базе указанной рубрики отдельное самостоятельное издание.
Потребность в таком издании назрела давно. На
муниципальном уровне ощущается острейший дефицит в правовой, статистической и
методической информации по вопросам местного самоуправления, в аналитических
материалах сугубо прикладного характера, освещении практики местного
самоуправления. Издание (под условным названием "Муниципальный блокнот"),
ориентированное прежде всего на должностных лиц и служащих государственных и
муниципальных органов власти, депутатов представительных органов местного
самоуправления, могло бы значительно восполнить пробел в информационной и
методической работе по совершенствованию правовых и организационных основ
местного самоуправления, а также по разъяснению государственной политики в
области местного самоуправления. Для обеспечения подобного издания материалами
и координации деятельности по его выпуску целесообразно создание редакционного
совета из числа ответственных должностных лиц заинтересованных структур (Совета
по местному самоуправлению в Российской Федерации, Миннаца России, Комитета
Государственной Думы по вопросам местного самоуправления и др.).
Во многом решить указанные задачи могли бы созданные
в последнее время периодические методические журналы "Городское
управление", "Муниципалитет", "Муниципальная власть".
Однако они вряд ли смогут заполнить весь информационный рынок, так как
рассчитаны на самоокупаемость, а значит, не могут быть дешевыми и массовыми
изданиями, доступными любому заинтересованному муниципальному депутату или
служащему.
После завершения в 1996-1997 гг. выборов органов
местного самоуправления, они должны показать избирателям свою дееспособность и
эффективность в решении вопросов местного значения. Непременным условием успеха
этого этапа является постоянная связь муниципальной власти с жителями, их
понимание проблем и принципов деятельности органов местного самоуправления.
Поэтому сейчас становится актуальной работа с массовым сознанием с целью
укрепления авторитета института местного самоуправления, активизации прямого
участия населения в решении местных проблем.
Особую роль в работе с массовым сознанием играют
электронные средства массовой информации - телевидение и радио. С этой целью
необходимо способствовать созданию на основных телевизионных и радиоканалах
вещания специализированных программ и наладить регулярный выпуск теле- и
радиопередач по проблемам местного самоуправления.
Среди существующих систем обеспечения населения
информацией без должного внимания до настоящего времени остается развитая сеть
государственных и муниципальных библиотек, расположенных во всех городах,
поселках и селах. Она является в определенной мере естественным монополистом в
области информационного обеспечения, так как средства массовой информации
сообщают прежде всего текущие сведения, но не могут обеспечить необходимую
полноту официальной информации.
Кроме того, Федеральный закон "Об информации,
информатизации и защите информации", Указ Президента Российской Федерации
? 228 от 28.02.95 г. "О Федеральной целевой программе повышения правовой
культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации" и ряд
других документов дают основание рассматривать библиотечную сеть как канал
правового просвещения и населения, и представителей муниципальной власти.
Деятельность библиотек обеспечивается работой
специалистов, имеющих дополнительное образование по отдельным блокам
ведомственной и научной информации. Информация правового и методического
характера обслуживается по установленным правилам и актуализируется, отмененные
акты изымаются из обращения и переводятся в другой разряд хранения. Библиотеки
и их должностные лица несут ответственность за полноту и правильность
поддержания и хранения информации.
Кроме методической работы с населением по разъяснению
принципов местного самоуправления и целей муниципальной реформы в рамках хорошо
освоенных технологий внешкольной подготовки населения, на базе муниципальных библиотек
возможна и целесообразна организация подготовки и переподготовки муниципальных
служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления.
Для решения этой задачи необходимо на уровне
соответствующих федеральных структур обеспечить создание в рабочих каталогах
хранения библиотечной сети раздела по вопросам местного самоуправления с
определением перечня изданий, относящихся к категории обязательных экземпляров;
разработку правил хранения и актуализации законодательства Российской Федерации,
соответствующего субъекта Российской Федерации, нормативных актов и решений
органов местного самоуправления; обеспечить централизованное пополнение фондов
соответствующей литературой.
Важное значение как для информационного обеспечения
деятельности органов местного самоуправления, так и для работы со средствами
массовой информации и частными пользователями, имеет и использование
современных информационных технологий (компьютерных сетей различных типов).
Наиболее подходящей технологией решения этой проблемы является использование
сети "Интернет" с созданием "муниципальных" страниц в
Web-серверах соответствующих организаций.
Решение всех вышеперечисленных проблем будет
способствовать реализации одной из основных задач работы с населением в области
местного самоуправления - добиться четкого понимания гражданами, какие органы
власти и должностные лица в системе управления государством обладают теми или
иными полномочиями ("за что отвечают"), как может рядовой гражданин
влиять на местную власть и контролировать ее деятельность.
Кроме того, в целях разъяснения населению
конституционных основ местного самоуправления и государственной политики в
области местного самоуправления, необходимо проводить соответствующую работу с
редакциями и существующими объединениями журналистов (Союз журналистов России,
Союз главных редакторов, региональные ассоциации и др.) по введению
периодических рубрик по вопросам местного самоуправления в основных центральных
и региональных газетах, и в обязательном порядке – в официальных печатных
изданиях.
В то же время, было бы целесообразным создать
межведомственную рабочую группу, включающую представителей соответствующих
подразделений Администрации Президента РФ, министерств и ведомств Правительства
РФ, для детальной разработки и согласования всего комплекса мер, направленных
на реализацию программы популяризации среди населения принципов осуществления
местного самоуправления и вовлечения граждан в практическую деятельность его
органов. Ключом к такому вовлечению является именно реальная возможность
граждан влиять на работу избираемых ими для этого муниципальных органов.
Тема эта, несомненно, требует отдельного подробного
исследования. Однако уже сейчас, говоря о методах вовлечения в реформу широких
слоев населения, нельзя не коснуться активно "рекламируемой" в
последнее время рядом общественно-политических и государственных структур
"земской идеи" – внедрения системы земского самоуправления, как
глубоко национальной, обеспечивающей единственно реальную возможность широкого
участия населения во власти и "настоящий" контроль населения за той
же властью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря о реализации конституционного права населения
на осуществление местного самоуправления, необходимо осознавать, что
эффективность этого процесса во многом зависит не только от наличия всего
комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и экономическую
самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих
прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной
способности этими правами грамотно воспользоваться, способности реализации
права на местное самоуправление.
Для действительной способности реализации права на
местное самоуправление представляется необходимым:
1) наличие механизмов осуществления права, то есть
наличие органов, создаваемых населением для реализации своих прав в решении
местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции,
сходы) или зависимости от населения создаваемых им органов (выборы, формы
контроля). Эти вопросы в основном решены в рамках первого, организационного
этапа;
2) наличие возможности осуществления права, то есть
наличие финансово-экономической базы для обеспечения реальной самостоятельности
населения и дееспособности создаваемых им органов (основная задача второго,
экономического этапа);
3) наличие осознанной воли в осуществлении права, то
есть активное участие в процессе организации местного самоуправления не только
государства (через официальные решения его органов и реализацию их должностными
лицами), но и населения (через широкое участие в процессе, заинтересованность в
его результате). Решение этой задачи, видимо, будет являться в основном целью
следующего этапа (назовем его условно "социальным").
Все три составляющие находятся в настоящее время в
процессе формирования, но именно их неразрывное сочетание: наличие обладающих
экономической и правовой возможностью организационных структур местного
самоуправления при активном участии и заинтересованности государства и
населения может привести к созданию реального эффективного местного
самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного развития
российского общества и российского государства.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. МАТЕРИАЛЫ К БИБЛИОГРАФИИ
(1990-97 гг.)
1. Абрамов
В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // СОЦИС. - М., 1997. - №1. - С.
120-125.
2. Авакьян
С., Барабашев Г. Внебюджетные фонды // Народный депутат. - М., 1990. - № 15. -
С. 35-43.
3. Авакьян
С. Из двух законопроектов предпочтительнее депутатский // Российская Федерация.
- М., 1995. - № 5.- С. 18-20.
4. Авакьян
С. Законодательство в центре и на и местах: перекрестки без тупиков //
Российская Федерация. - М., 1996. - №20 - С. 15-17.
5. Авакьян
С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового
закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. - М., 1996. - №2. - с. 3-33.
6. Актуальные
проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации
("Круглый стол" в Институте государства и права РАЕ) / Антонова В.П.,
Мирошниченко Е.В., Ревенко Л.А. // Государство и право. - М., 1997. - №5. - С.
24- 45.
7. Аналитический
обзор законодательства субъектов Российской Федерации Сибирского и
дальневосточного регионов о выборах в органы местного самоуправления // Шугрина
Е., Новикова Ю., Кириллова Н. - Новосибирск, 1996. - 37 с.
8. Андрющенко
Е.Г. Проблемы малых городов // Власть. - М., 1993. - № 1. - С. 106-107.
9. Артемьева
Л. Но средства - вперед // Ваш выбор. - М., 1995. - № 2. - С. 29-30.
10.
Афанасьев М.Н. Реформа или контрреформа // Власть.
- М., 1994. - № 5. - С. 30-35.
11.
Барабашев Г.В. Самоуправление в начале пути //
Народный депутат. - М., 1990. - № 4. - С. 6-11.
12.
Барабашев Г.В. Совет и мэр "в упряжке"
самоуправления // Народный депутат. - М., 1991. - № 11. - С. 36-40.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|