Местное самоуправление в РФ: правовые и экономические основы
Местное самоуправление в РФ: правовые и экономические основы
Оглавление:
Введение
Основная
часть.
Глава
1. Понятие местного самоуправления
Глава
2. Правовые основы местного самоуправления:
2.1. Понятие
правовой основы местного самоуправления
2.2.
Конституция РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном
самоуправлении
2.3.
Конституции (уставы), законы и правовые акты субъектов Российской Федерации о
местном самоуправлении
2.4.
Устав муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты
Глава
3. Экономические основы местного самоуправления:
3.1.
Понятие экономической основы местного самоуправления
3.2.
Муниципальная собственность
3.3.
Местный бюджет
3.4.
Бюджетный процесс в муниципальных образованиях
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Актуальность
темы курсовой работы.
Федеральный закон от 6 октября 2003
г. № 131-ФЗ[1] разработан с
учетом необходимости решения проблем правового регулирования, выявившихся в
правоприменительной практике.
Закон направлен на приведение
существующей системы местного самоуправления в соответствие с Конституцией РФ,
создание условий эффективного функционирования муниципальных образований,
обеспечение гарантированного и качественного оказания органами местного самоуправления
услуг населению.
Закон направлен на решение проблем,
препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления в
Российской Федерации, ее развитию.
В Законе введены новые принципы
территориальной организации местного самоуправления, предусматривающие
формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях - в
поселениях и муниципальных районах, с закреплением за каждым уровнем присущих
им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных
государственных полномочий. Это позволяет создать единую систему местного
самоуправления во всех субъектах Российской Федерации, реально приблизить, с
одной стороны, местную власть к населению, обеспечить качественно иной уровень
оказываемых населению услуг, а с другой - эффективно решать местные
хозяйственные и социальные вопросы, требующие развитой инфраструктуры и
существенных финансовых и материальных ресурсов.
В Законе четко определена процедура
передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий,
исключающая возникновение нефинансируемых мандатов и предусматривающая
необходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления, по
эффективному исполнению указанных полномочий.
Закон предусматривает проведение большого
объема организационных, правовых и других мероприятий по реализации заложенных
в нем положений в достаточные по продолжительности сроки.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с определением
правовых и экономических основ местного самоуправления.
Объект исследования – местное самоуправление в РФ.
Цели и задачи курсовой работы. Цель данной курсовой работы
состоит в рассмотрении правовых и экономических основ местного самоуправления.
Для
достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные
задачи:
1.
определить понятие
местного самоуправления;
2.
проанализировать правовые основы местного самоуправления, в частности:
·
определить понятие правовой основы местного самоуправления;
·
рассмотреть Конституцию РФ, законы и правовые акты Российской
Федерации о местном самоуправлении;
·
рассмотреть Конституции (уставы), законы и правовые акты субъектов
Российской Федерации о местном самоуправлении;
·
рассмотреть Устав муниципального образования. Иные муниципальные правовые
акты;
3.
проанализировать экономические основы местного самоуправления, в
частности:
·
дать понятие экономической основы местного самоуправления;
·
рассмотреть муниципальную собственность;
·
рассмотреть определение местного бюджета;
·
рассмотреть стадии бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
Степень
разработанности темы. Данную проблему исследовали различные ученые,
среди которых можно выделить таких, как: Авсеенко В.И., Автономов А.С.,
Баранчиков В.А., Бондарь Н.С., Бочаров С.Н., Кутафин О.Е., Фадеев В.И. и др.
Глава 1. Понятие местного
самоуправления
В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ местное
самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей
власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, -
законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою
ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы
местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов
населения с учетом исторических и иных местных традиций[2].
Эффективность работы органов
местного самоуправления зависит от следующих факторов:
1) выбранной структуры управления
местными делами;
2) профессионализма и человеческих
качеств служащих и выборных лиц;
3) профессионализма глав
администраций, их умения организовывать труд служащих, степени владения ими
методиками управления персоналом служащих, владения методиками развития
территорий, развития демократии;
4) достаточного финансирования для
выполнения своих функций;
5) разумного разделения труда среди
служащих;
6) ответственности служащих перед
населением;
7) качества федерального
законодательства и законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении;
8) качества муниципальных правовых
актов - решений по вопросам местного значения или по вопросам осуществления
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,
принятых населением муниципального образования непосредственно, органом
местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления;
9) правовой культурой населения и
служащих;
10) развитости форм
непосредственного осуществления населением местного самоуправления: местного
референдума, муниципальных выборов, отзыва депутатов, схода граждан, публичных
слушаний, собрания, конференций, опроса граждан;
11) активности населения,
осуществляющего местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные и
иные органы местного самоуправления, в том числе правотворческой инициативы, и
т.п.
Без ущерба для более общих
законодательных положений местные органы власти должны иметь возможность сами
определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали
местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.
Условия работы служащих органов
местного самоуправления должны быть такими, чтобы можно было обеспечивать
подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета опыта и
компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия
профессиональной подготовки, вознаграждения и продвижения по службе[3].
В основе местного самоуправления
лежит потребность населения в свободе, равенстве прав, справедливости и добре.
Глава 2. Правовые основы местного
самоуправления
2.1.
Понятие правовой основы местного самоуправления
В соответствии со ст. 4 ФЗ правовую
основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы
международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция
РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в
соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы
и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ,
иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на
местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Изменение общих принципов
организации местного самоуправления, установленных Федеральным законом «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный
Федеральный закон[4].
2.2. Конституция РФ, законы и правовые акты Российской
Федерации о местном самоуправлении
Конституцией РФ (К. РФ) в отношении
местного самоуправления установлено следующее.
Народ осуществляет свою власть
непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного
самоуправления (ст. 3 К. РФ).
Органы местного самоуправления не
входят в систему органов государственной власти (ст. 12 К. РФ).
Органы государственной власти,
органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения
обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15 К. РФ).
Права и свободы человека и
гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной
власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 К. РФ).
Органы государственной власти и
органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому
возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (п. 2
ст. 24 К. РФ).
Органы государственной власти и
органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия
для осуществления права на жилище (п. 2 ст. 40 К. РФ).
Местное самоуправление в Российской
Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного
значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление
осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого
волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130
К. РФ).
Органы местного самоуправления
самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и
исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют
охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы
местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными
полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и
финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству
(ст. 132 К. РФ).
В соответствии с федеральным
законодательством к полномочиям федеральных органов государственной власти в
области местного самоуправления относятся:
·
определение общих принципов
организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых
Федеральным законом;
·
правовое регулирование по предметам
ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов
государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного
самоуправления;
·
правовое регулирование прав,
обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
·
правовое регулирование прав,
обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных
полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными
законами в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Осуществление
исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами
государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного
самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией
РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими
федеральными законами.
В случае противоречия федеральных
законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральному
закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» применяются Конституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2.3. Конституции (уставы), законы и правовые акты субъектов
Российской Федерации о местном самоуправлении
К полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного
самоуправления относятся:
·
правовое регулирование вопросов
организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях
и порядке, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»;
·
правовое регулирование прав,
обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в
случаях и порядке, установленных федеральными законами;
·
правовое регулирование прав,
обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской
Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти
субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации;
·
правовое регулирование прав,
обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных
полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов
Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Осуществление
исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных
образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и
порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», другими федеральными законами и принимаемыми в
соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия конституции
(устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской
Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и
устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ,
федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другим
федеральным законам применяются Конституция РФ, федеральные конституционные
законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» и другие федеральные законы.
Страницы: 1, 2
|