Местное самоуправление в системе публичной власти
Местное самоуправление в системе публичной власти
Кирово-Чепецкий
Колледж Экономики и Права
Специальность
«Государственное и муниципальное управление»
"Местное самоуправление в системе публичной власти".
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Правовые основы ГМУ»
Выполнил студент
группы УД3:
|
Бельтюков
Сергей Юрьевич
|
Руководитель:
|
Тимкина
Елена Васильевна
|
Кирово-Чепецк
2003
Содержание
«В Российской
Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление» (Конституция РФ,
ст. 12)[1]. В
данной статье также говорится, что местное самоуправление не является частью
системы государственной власти и «в пределах своих полномочий» самостоятельно.
Таким образом,
видно, что местное самоуправление в Российской Федерации довольно интересно в
качестве объекта изучения ввиду того, что является вполне самостоятельной
сферой. К тому же современное самоуправление в России находится на стадии
становления. И этот процесс шёл на протяжении, по меньшей мере, десяти лет
довольно динамично и продолжается сегодня.
Предметом
данной курсовой работы является местное самоуправление как институт публичной
власти на местах, его организация и функционирование.
Несмотря на
тринадцатилетний срок действия Конституции Российской Федерации тема становления
местного самоуправления не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в
своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент
Российской Федерации. В послании 2002 года Президент России В.В. Путин
подчеркивает, что “в течение длительного времени федеральная власть практически
не уделяла внимания проблемам местного самоуправления”. Рассмотрение вопросов местного
самоуправления актуально сегодня также в свете планируемой реформы местного
самоуправления. Для организации местного самоуправления должны быть «единые
правила, поскольку Россия - единая страна», отметил Президент. Вместе с тем,
глава государства подчеркнул, что «должно быть учтено «все многообразие» регионов
и территорий». Начать реформу предполагается 1 января 2006 года, «а при условии
напряженной работы на местах – возможно, уже в 2005 году». К тому же, как
заявляет РИА «Новости», «Владимир Путин считает, что реализация закона об общих
принципах организации местного самоуправления должна быть начата в 2005 году».
При
рассмотрении актуальности темы данной курсовой работы нельзя ни обратить
внимание на конституционные права граждан на осуществление местного самоуправления:
1.
право
осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через
избираемые ими органы (ст. 3, 32, 130);
2.
право
участвовать в референдумах, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления
(ст. 32);
3.
право
самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131);
4.
право на
участие в решении вопросов об изменении границ муниципальных образований (ст.
131);
5.
право
владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ст. 130).
То есть здесь
мы видим довольно широкий спектр конституционных прав граждан Российской
Федерации, которые служат основой для законодательства в данной сфере. Это
особенно показательно в рамках заявленного постперестроечными реформаторами
курса к демократическому государству и гражданскому обществу.
Целью данной
курсовой работы является ознакомиться с деятельностью и организацией местной
публичной власти, рассмотреть различные аспекты местного самоуправления. При
изучении темы курсовой работы были использованы различные источники. Прежде
всего, были рассмотрены законы, обладающие различной юридической силой:
Конституция Российской Федерации, федеральные законы, а также было использовано
законодательство советского периода, ныне утратившее свое действие и прочая аналитическая
литература.
2. История развития местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления
народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией и
федеральными законами, самостоятельную и под свою ответственность решение населением
непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного
значения, исходя из интересов населения, с учётом исторических и иных местных
традиций.
Местное самоуправление не является аналогом коммунистической идеи общественного
самоуправления или проявлением только непосредственного волеизъявления населения,
хотя отдельные элементы непосредственной демократии в нём имеются (например
сельские сходы). Одно то, что на местном уровне сосредоточена немалая
муниципальная собственность, требует установления властных отношений и определённой
системы органов управления. Но влияние населения на деятельность этих органов
может быть очень значительным, рождая эффективные организационно-правовые формы
решения местных вопросов. Местное
самоуправление – составная часть демократии, в связи с чем Европейская хартия
местного самоуправления 1985 г. устанавливает, что оно должно быть закреплено в
законодательстве или даже Конституции каждой страны.
Местное
самоуправление начало развиваться в Европе ещё в Средние века. В XVIII в. Американская и особенно
Французская революции вызвали к жизни организованные и сравнительно единообразные
системы местного самоуправления, придав им функцию выражения и охраны прав и
свобод человека и гражданина. Идеи общинного управления получили развитие в Великобритании,
Бельгии, Германии и других странах. Пи этом стало осознаваться, что между
местными интересами и государством существует определённое противоречие и что
местное общество – это основная ячейка свободного гражданского общества.
2.1 Системы местного самоуправления.
В XIX в. сложились и поныне существуют три основные системы
местного самоуправления:
1) Англосаксонская, при которой исключаются какие-либо представители
центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно
осуществляют свою власть в пределах своих полномочий (выход за эти пределы
позволяет вмешиваться правительству);
2) Французская, допускающая контроль центральной власти через специально
назначаемых представителей или в других формах;
3) Германская, по которой органы местного самоуправления действуют по поручению
государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи
на своём уровне, но в соответствии с законами.
В России
развитие местного самоуправления, неоднократно преобразовывавшегося в XVII – XVIII вв., привело к земской (1864 г.) и городской (1870 г.)
реформам, которые создали децентрализованную систему местного самоуправления.
Реформы предусматривали избрание населением земских собраний (губернских,
уездных) или городской думы и управы, получавших широкие полномочия. Земские и
городские органы не подчинялись местной администрации (губернатору), хотя
действовали под его контролем. Таким образом, на местном уровне существовало
как самоуправление, так и государственное управление, между которыми нередко
возникали разногласия. Социалистическое государство ужесточило местное
самоуправление, установив жёсткую централизованную систему управления.[2]
2.2. Формы самоуправления XIX в.
Местное самоуправление в России уже в конце XIX века получило
значительное развитие. В стране сформировалась определённая система определения
форм самоуправления, представленная в соответствующих органах и лицах. Она отражала специфическую
социальную структуру российского общества и носила разноплановый характер.
Так
потомственные дворяне каждой губернии образовывали дворянское общество,
органами управления которой были: 1) губернские уездные дворянские собрания; 2)
губернский и уездный предводители дворянства; 3) дворянское депутатское
собрание и; 4) уездные дворянские опеки. Эти органы были призваны способствовать
реализации сословных интересов дворян.
Купцы
составляли купеческое сообщество с правом юридического лица. Управление этим
обществом осуществлялось, прежде всего, на уровне купеческих управ, в состав
которых входили: купеческие старосты и их заместители, избираемые всем
купеческим обществом. Обязанности управ сводились к следующему: составление и
учёт всех купцов, принадлежащих этому сословию; распределение и сбор налогов,
взимаемых с купеческого сословия; выдача удостоверений для получения паспортов и
решение иных дел, связанных с нуждами купеческого общества.
Мещане каждого
города составляли особое мещанское общество. Управление им осуществлялось мещанским
старостой и его помощниками (десятскими), избираемыми на 3-летний срок и
утверждаемыми губернатором. Лишь после этого учреждались мещанские управы,
служившие коллегиальными органами самоуправления. В некоторых городах (Нижнем
Новгороде, Пензе) и губерниях (Виленской, Гродненской, Минской, Ковенской)
создались особые мещанские депутатские собрания, формируемые выборным путём.
В сельской
местности действовало крестьянское самоуправление. Его органами являлись:
сельский сход и сельский староста. Участниками сельского схода были не все
крестьяне, а лишь представители крестьянских семейств (старшие по возрасту).
Прав участия в сельских сходах были лишены лица, привлекаемые к судебной
ответственности; находящиеся под полицейским надзором, а также жители, лишённые
сходом права присутствовать на его собраниях.
Решения на
сходах принимались простым большинством голосов.
В компетенцию
сходов входило решение следующих задач:
ü
замена
общинного землевладения подворным;
ü
передел
земли между сельскими жителями;
ü
установление
сборов и податей;
ü
принятие
решения о выдворении с территорий сельской местности, подведомственной
сельскому сходу, лиц, запятнавших свою репутацию, и т. п.
ü
Всё это свидетельствует о том, как были чётко самоорганизованы
вышеназванные социальные группы и сословия в России.
Вышеуказанные
формы самоуправления являлись разновидностями так называемого земского
самоуправления. Они действовали на основе положений 1864 и 1890 гг.
Земское самоуправление было призвано обеспечивать реализацию местных
интересов в хозяйственной сфере жизни населения. Этим и определялись его характерные
черты, которые сводились к следующему.
Во-первых,
земские органы, как общественные учреждения не обладали властными функциями. В
случае же необходимости применения государственного принуждения при осуществлении
своих полномочий они были в праве обращаться за содействием к властным структурам
государства. Позднее положением 1890 г. им были предоставлены властные
полномочия по вопросам местного значения.
Во-вторых,
земские органы самоуправления сохраняли свою независимость от государственных
структур.
В-третьих, в
случае злоупотреблений со стороны земских органов самоуправления, ущемления ими
интересов местных жителей последние в праве были предъявить им гражданский иск
в судебном порядке на общем основании.
Основанием
функционирования местных сообществ служили и обособленность их интересов. Там,
где изначальной административно-территориальной единицей была община,
действовало общинное самоуправление. Оно призвано было обеспечить потребности и
учёт хозяйственной специфики каждого отдельного селения на государственном
уровне.
В провинциях и
областях создавались и функционировали более высокие формы местного
самоуправления. Причём необходимость муниципального и областного самоуправления
обуславливалась различиями бытовых, исторических, этнографических и иных
условий регионов России.[3]
2.3 Возрождение местного самоуправления началось с принятия в 1991 г.
российского законов о местном самоуправлении. В 1993 г. были изданы указы
президента России по этому вопросу, утвердившие «положения об основах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции 22 декабря
1993 г.) и «Основные положения о выборах в органы местного самоуправления» (29
октября 1993 г.). Эти указы прекращали деятельность прежних местных Советов, а
их функции временно возлагали на исполнительные органы в системе местного самоуправления.
28 августа 1995 г. Президентом был подписан Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ныне он
действует в редакции от 4 августа 2000 г.), который определяет роль местного самоуправления
в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы
местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления,
устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской
Федерации.
Однако со
временем выявился ряд проблем, препятствующих эффективному развитию системы
местного самоуправления, в числе которых нечёткость в определении законом
компетенции муниципальных образований, несоответствие ресурсов исполняемыми
органами Местного самоуправления
обязанностям, удалённость органов местного самоуправления от населения и др. В
связи с этим с 2003 г. начала проводиться реформа всей системы; соответствующий
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» по состоянию на 1 августа 2003 г. прошёл второе чтение в
Государственной Думе.
3. Конституционно-правовые основы
Основные
положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» направлены на изменение принципов
территориальной организации местного самоуправления. Устанавливается обязательное
формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях – в
поселениях и муниципальных районах с разграничением и закреплением за каждым
уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а также
переданных государственных полномочий. Единые принципы организации местного
самоуправления для всех субъектов Российской Федерации позволят реализовать на
местном уровне новую систему межбюджетных отношений между субъектами Российской
Федерации и муниципальными образованиями. Законодательно определяется процедура
передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий,
исключающая возникновение нефинансируемых мандатов и предусматривающая необходимые
меры, включающая ответственность органов местного самоуправления, по эффективному
исполнению указанных полномочий. Предусматривается также усиление контроля за
исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного
значения.
Страницы: 1, 2
|